Андрей Тихомиров
Огонь, вода и медные трубы
Самым древним свидетельством использования человеком металлов являются остатки металлических изделий в археологических находках. Изображения металлургических процессов встречаются на памятниках искусства, относящихся к древним временам. Упоминания о получении и использовании металла имеются в древнейших памятниках письменности. До применения металла человечество в течение сотен тысяч лет переживало каменный век, эпоху, когда орудия труда и оружие делались из камня, дерева и кости. Переход к использованию металла в различных районах земного шара совершался в разное время. Это подтверждается тем фактом, что в открывавшихся европейцами уже в новое время областях Америки, Африки и Тихого океана они обнаруживали племена и народы, находившиеся на разных ступенях материальной культуры, от каменного до железного века. Очень древний след первобытной металлургии был обнаружен в тропической Африке на реке Кафуэ, притоке Замбези, где найдены были остатки древних железоплавильных печей, шлак и топор из железной руды, датируемые третьим тысячелетием до н. э.
У племен, населявших Западную Сибирь, обработку железа начали примерно за тысячу лет до н. э. Но только около III—II вв. в Западной Сибири железные орудия полностью вытеснили бронзу. В могильниках – курганах Алтая ученые находили железные ножи и наконечники стрел, свидетельствующие о получении железа 400—800 лет до н. э.
Первыми металлами, попавшими в руки человека за 5—6 тыс. лет до н. э., были легко заметные самородные металлы, в первую очередь золото, затем медь и серебро, а также метеорное железо. Сначала человек не мог еще провести различие между камнем и металлом, применяя к последнему уже привычные способы обработки камня. На этой стадии металл был еще мало полезен, так как медь и железо с трудом поддавались обработке, а золото уступало по механическим свойствам хорошо обработанному кремню и было пригодно главным образом лишь для изготовления домашней утвари и украшений.
Затем произошёл переход от холодной к горячей кузнечной обработке меди. Это позволило получать медные изделия высокого качества, значительно превосходящие орудия и оружие из камня и дерева. Спорным остаётся вопрос о дальнейших стадиях развития металлургии меди. Раньше существовало мнение, что за горячей кузнечной её обработкой последовало изобретение литья и лишь позднее – выплавка меди из окисленных и карбонатных медных руд (малахита, азурита), встречающихся в местах нахождения самородной меди: эти зелёные и голубые руды бросаются в глаза, и их металлическая переработка весьма проста. Такое мнение в настоящее время оспаривается, поскольку плавка меди для литья требует более высокой температуры (порядка 1 100°), чем восстановление окисленных и карбонатных медных рун. В обычных кострах на дровах без искусственного дутья может быть достигнута температура не выше 600°—700°. Более высокая температура и восстановительная атмосфера могли быть получены лишь в примитивных горнах, которые с древнейших времён использовались для обжига керамической посуды. Однако поднять температуру плавления можно с помощью флюоритов. Уже в древности для того, чтобы уменьшить температуру плавления металлурги стали использовать флюориты (плавиковый шпат, флюориты бывают различные цветом: фиолетовые, жёлтые, зелёные, редко – бесцветные) и могли получать сталь при температуре 1100 – 1200 градусов, вместо 1530-1700 градусов, что позволяло тратить меньше топлива (дерева или угля) при сталеварении, получая очень прочные железные изделия. Флюориты на Руси назывались самоцветами.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги