Александр Алтунин
Мудрость
Мудрость как элемент аристократичности
Стало уже каким-то привычным и стандартным представление о том, что большинство людей является существами неглупыми и даже умными. Некоторые даже предъявляют претензию на особенно высокий интеллект. Хотя, в подавляющем большинстве случаев, претензия на особый интеллект – это всего лишь плод фантазии такого конкретного претендента. Складывается даже своего рода закономерность: среди тех, кто претендует на высокий интеллект, процентов восемьдесят-девяносто лишь тешит себя иллюзией об обладании таковым. А, вот, среди тех, кто скромно оценивает свой интеллект, вероятность присутствия большого ума в несколько раз больше.
Понятие мудрости, к сожалению, как и многие другие понятия о классических человеческих достоинствах, о добродетелях, стало чрезмерно расхожим, опустилось массой людей до какого-то слишком прозаического и приземленного уровня, потеряло свою истинную суть и содержание. Получается, что якобы быть неумным и немудрым, вроде как, и неприлично совсем. И потому любой дворник или домохозяйка (условно говоря) считают для себя возможным предъявлять претензию не только на особенный интеллект, но и на обладание мудростью. Это, вроде как, входит в стандартный комплект качеств, присущий всем нормальным людям. Иначе говоря, всем и каждому.
Если смотреть на ситуацию с житейской точки зрения, то выявится, что, действительно, уровень интеллекта и мудрости большинства людей (девяносто процентов) примерно одинаков. Что дает основание этому большинству думать о том, что они ничуть не хуже всех прочих.
И в системе житейских координат это действительно так. Но, существует еще и духовная система координат в соответствии с иерархией вечных классических ценностей Вселенной. Где критерии оценки принципиально более жестокие и строгие, чем в житейской. И тогда уже складывается более объективная картина реальной действительности. В соответствии с которой, девяносто процентов людей имеют, в лучшем случае, средний интеллект. А задатки высокого интеллекта имеются лишь у десяти процентов людей. То, как эти десять процентов относятся к своим особенно ценным и важным задаткам – это уже другая сторона медали. Но, тем не менее.
А о мудрости, к сожалению, у большинства слишком много иллюзий. Конечно, уровень житейской мудрости у большинства присутствует в определенном количестве. Но что это такое на самом деле? Это уровень знаний и сознания, который позволяет легко и непринуждённо решать простые и очень простые вопросы и задачи. Практически всем. Но, как только речь заходит о решении задач хотя бы среднего уровня сложности, то ситуация перестает быть безобидной и благоприятной, утешительной и самодостаточной. Выясняется, что более-менее сносно с задачами этого уровня сложности справляется только двадцать-тридцать процентов людей. А с задачами высокого уровня сложности справляется только один процент людей. С задачами очень высокого уровня сложности справляется, в лучшем случае, один человек из тысячи. И не просто тысячи обычных людей, а представителей интеллигенции. Среди рабочего класса эта пропорция еще в десять раз меньше. А для крестьянства, особенно нынешнего, уже в сто раз меньше. Поэтому, даже умеренно мудрых людей, на самом деле, предельно мизерное количество, к сожалению. И так было две тысячи лет назад. И так будет ближайшие две тысячи лет.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги