Галина Ожиганова
Жизнь сердца
© Г. В. Ожиганова, 2017
Предисловие
Творчество – сложнейший психологический феномен, привлекающий многие поколения исследователей, но по-прежнему сохраняющий высокую степень неопределенности. Что побуждает человека творить? Какие факторы обусловливают проявление творческих способностей? Каковы особенности творческой личности? На эти вопросы автор стремится ответить в своих научных статьях о психологии творчества.
Важный вопрос возникает в связи с творческими возможностями самого автора, демонстрирующего их широкий диапазон, – от научного творчества (связанного с рациональностью, строгим представлением фактов, стройной логикой их изложения и точным сухим языком описания) до художественного (литературного), основу которого составляют иррациональные фантастические образы и картины действительности, яркий причудливый язык метафор. Интересно то, как эти два полюса могут сосуществовать в одном человеке: с одной стороны, его профессиональная деятельность связана с наукой, с другой, как оказывается, он обладает выраженным поэтическим дарованием.
Ответ можно найти в авторских статьях о психологии творчества и автобиографическом материале, представленном с высокой степенью искренности. Творчество Г. В. Ожигановой есть результат интегративного воздействия многих факторов. Во-первых, это некие личностные особенности: повышенная эмоциональность, сензитивность, впечатлительность; во-вторых, необычный внутренний опыт, открывший духовное измерение бытия; в третьих, филологическое образование и специфическая социокультурная среда и, главное, внутренняя мотивация творческого самовыражения, глубокий бескорыстный интерес и любовь к научной и литературной деятельности, приносящие наслаждение и радость, наполняющие жизнь глубоким смыслом.
Творческие способности Г. В. Ожигановой проявились еще в процессе научной работы, посвященной изучению креативности школьников. Ею был разработан метод пролонгированной диагностики и формирования креативности детей младшего школьного возраста. Основу этого метода составляет образец творческого поведения взрослого, подражая которому дети развивают свои собственные творческие возможности. Г. В. Ожиганова, считая, что творческие способности ребенка могут успешно формироваться под воздействием примера творческой личности – значимого взрослого, в ходе своего экспериментального исследования демонстрировала детям многочисленные творческие продукты, созданные ею в разных сферах деятельности: стихи, рассказы, рисунки, шутки, игры и др. Так ей удалось успешно сочетать научное и художественное творчество.
Научное творчество Г. В. Ожигановой проявилось и в ее монографии «Духовные способности как ресурс жизнедеятельности» (2016), где автор предложил ряд новых идей, связанных с высшими способностями человека, а также новое направление исследований – «психология молчания». Так, творческая личность способна объединить рациональное и иррациональное, научное и художественное отношение к миру и соответствующие методы его анализа.
Уникальные творческие возможности Галины Валентиновны проявились в ее поэзии, которая порождается только в особых состояниях вдохновения, о чем ею написаны проникновенные стихи. И здесь были выделены общие, универсальные характеристики состояния человека, творящего и в науке, и в поэзии, производящего свое, оригинальное неповторимое.
Чтобы понимать и чувствовать автора, нужно читать его тексты, к чему я призываю всякого, открывшего эту книгу.
А. Л. ЖуравлевАкадемик РАН, директор Института психологии РАН, МоскваСтихи разных лет
О любви
Волшебная флейта
Сияющая флейта – подруга дняЗолотистым голосом увлекла меня.Колдовская музыка манит в глубь реки –Вечер распустившийся шепчет мне: «Беги!».Вот сгустились сумерки,И настала ночь.От певуньи гибельнойУбежал я прочь.Поутру разбуженный солнечным лучом,Я к колдунье суженой полетел с мечом.Пение волшебное жажду изрубить,Но без этой музыки не могу я жить.Весна любви
На дворе весна приукрасилась –Заплела в косу ручеек,Синевой небес опоясаласьИ пустила в пляс каблучок.И везде царит напряжение –Ожидание чуда любви,Набухающих почек движениеИ глухая мольба: «Ты приди!».Наперекор судьбе
С вами мы никогда не встречались.И не сможем увидеться впредь.Жизнь мелькнула, надежды умчались,И на сердце холодная медь.Так отправьтесь ко мне немедля,Распахнув мою дверь сейчас,Прошепчите, сгорая, медленно:«Как мог жить я так долго без вас?».Я хочу быть с тобой
Почему ты не рядом,Не притронешься взглядом,Не коснешься рукою?Я хочу быть с тобой,Трепетать от признанийИ в порыве свиданий,Восхищаясь, ликуя,Захмелеть от поцелуя.Воскрешение
Мысли кружились и падали,Мозг обнажая утлый.Ты ворвалась серенадою.Это случилось утром.Вчера еще дождик накрапывалВ сердце моем растраченном.Сегодня душа с отрадоюТобою полна, захвачена.Как звук оживает затихший,Как лист трепещет напоенный,Так я расцветаю вишнейТвоей любовью наполненный.Любовь к провидцу
В глазах твоих – рек потоки,бури свет,плача смех,судьбы строки.– Кто отважится в них смотреть?В зеркале фатума жить, умереть?– Только – Я,Потому что слепаялюбовь моя.Без любви нельзя
Сегодня вздох последний марта.Печально лужи моют площадь.Слова прощальные сказал ты,И стало все на свете проще.Ни ссоры вихрь, ни взрыв обид –Ничто уж нас не потревожит.Но одиночество не пощадит –Тоской разлуки нас изгложет.Кое-что о любви
Вот бежишь, летишь камнем брошенным.– Ты стремись без него обойтись,Ведь ты – брошенная,Трава скошенная,Покинутое мечтание,Шкафом задвинутоеСтрадание.Рыдание.– Что же делать?– Молись, молись.– Молилась,Хоть больше не верю в Бога.– Ты себя потрогай!Жива ли?– И да, и нет. Я теперь стою у порогаТо ли бреда, то ли мечты:Вот я, по-прежнему любя,Лежу, как в гробу, обнимая тебя,И ты как будто целуешь меня,Провожая в вечностьИли в тартарары.– Господи, откуда эта печка?И море жары?Это я сгораю,ПонимаяЛюбви конечность.Конец
Что случилось, приключилось?Небо все перекосилось,Стало низким, почернело,Ливнем слез в душе осело.Где ты, где ты? Нет ответа.Только слабо стонет эхо.Ветер воет: «Он уехал».Песнь любви его допета.Ты мне нужен
Я блуждаю по саду в потемках.В нем дорожки уныло чисты,Лишь в виляющих белых поземкахСохранились остатки листвы.Вот и первый морозец ударилНеожиданно резкий, как злой поцелуй.Знаю в тайне: любовь не состарилНаш раздор. Ты прости, не горюй!Возвращайся в наш сад убеленный,Поседевший за эти два дня.Он взывает к тебе удивленный:– Даже миг не прожить без тебя.Жизнь природы
Осенние стихи
Листопад, листоцвет, листозвук.Всюду сотни ветвистых рук:Желтых, коричневых, красных,Бьющих, ласкающих – разных.Осень – своенравная дама,Бурная дождевая драма.Теплой улыбки редкий привет, –Вот одна из ее примет.Порывистая, ветреная – пусть,Ведь бывает она и смиренной.Я люблю тихой осени грустьИ наряд ее несравненный.Осень старая усталаяВ черном продранном пальтоВсе стучится в богадельню –Там не ждет ее никто.Лишь окон пустых глазницыСмотрят дико в темноту.Стук дождя, молчанье птицыОглушают на лету.Ни души кругом, ни звука.Кто поддержит, подбодрит?С милосердием – разлука.Осень вся в слезах стоит.Небу холодно во мраке.Нет звезды, чтобы согреть.Бог-судья застыл, как трагик,Заклиная нас прозреть.Зимние стихи
Отдых зимней ночи
Проснулось утро голубоеВ прохладном снежном парке.Настало время для покоя –Царицы сна – ночной дикарки.Гарцует день в азарте шалом.Хохочут голые метели –Щекочет их щетина елей.И детский смех,Как выстрел залпом,Разбудит всех.А ночь в постели,Прикрывшись белым одеялом,Спокойно спит.Лишь вечер алый,Прокравшись тихо, возвеститЕе прогулку в темных залах.Новогодняя елка
Елка хвоит свои лапы.Дыбом встали все иголки.Тяжелы ей эти лавры:Цепь гирлянд, свечей заколки.Арестованная в праздникСнега, холода и вьюги,Молит Бога, чтоб подругиСхоронилися в ненастье.Весенние стихи
Где весна?
Мать-зима проявляет суровый характерИ ее упрямство видно везде и во всемДень пронизан холодным и серым мракомНочь в обнимку с морозом стоит за окномГде лучистое теплое синее небо?Пусть исчезнет, рассеется мгла.Так голодные люди мечтают о хлебе,Как мы жаждем света, тепла.Ведь апрель уж совсем на подходеОтступись зима, ледяные оковы сними.Дай разгулье и радость хорошей погодеИ сияние яркой весенней любви.Божественный погодный сюрприз
Странный дождь ледяной – это было зимой.Майский снег ветряной приключился весной:Белые хлопья кружились, как птицы,Над растаявшей тихо рекой.Эта прихоть погоды – печать небылицы,И причуды природы нелепы:Серой шалью укуталось небо.Облака повернулись боком.Все в туманы погружено.Вдруг открылось в тучах «окно»,Став волшебным солнечным оком,Вмиг земное пространство БогомОказалось озарено.Времена года
Собирается осень в дорогу.В колесницу уже запрягли журавлей.А кругом листопад, суматохаИ повисшие сети дождей.В темпе ветра пляшут ветки.Корни спят в земле сырой.И насквозь промокли кепкиУ всей братии грибной.Дождь смывает краски леса,Обнажая древа грудь.Легкомысленный повеса –Лес решает: «Будь, что будь».Он стоит нагой, сутулясь,Осень он теснит плечом,И природе повинуясь,Не жалеет ни о чем.Вот уж скачут белы кони,Вихри зимние несут.Рощи и поля на склонеТабуны снегов пасут.То посланцы вечной девы,Что безбрежно холодна,Что не греет душу, тело,Потому всегда одна.Но за ней придет Другая,Усмирит разгулы стужи,И пригреет, приласкает,Окунет ногами в лужи.И спалит зимы печали,Искру жизни, дав костру.И чтоб больше не скучали,Призовет свою сестру.Ту, что любит лета сладость,Принося тепло и радость.И тогда вдруг станет ясно,Что душе нужны контрасты.Горная песня
Захлестнули меня волны гор.Их ритмичный пьянящий просторИ зеленая пена лесовБудто взяты из сказок и снов.Величавые гигантыПодпирают небосвод –На заре стройны, румяны,Ночью небо прячут в ямы;И сутулятся атланты,Будто выгнул спину кот.О себе
Кто я?
Спрошу у себя: «Кто я?Не рожденная заря,Не бушующее зарево?»– Нет, я просто взмах крылаГлаза умно-карего.– Может, я – тот ветер,Что, не дунув, замер?– Нет, я песня, что не спета,Ева первозданная.– Может, я – та, что не бывает,Тени тень и отсвет блика.Может быть, хоть кто-то знает,Как мне жить без лика.Быть или не быть?
Я цвету средь сияния ночи,Затмевающей утренний свет.Я земное растение без почвыИ живу уже тысячу лет.Я, зажмурясь, бреду по канатуНад пропастью жизни своей.Утомившись, склоняюсь к закату,Ведь нет у меня родных и друзей.Что-то мягко мне давит на веки,Змеей обвивает вопрос:Этот страх и усталость навеки?Я сам себе учинил допрос.И открыл глаза, а за горизонтомМаячит не закат, а рассвет,И восходят стоглавые солнца,Улыбаясь мне жарко в ответ.Картины прозрений
Тишина в горах повисла –Я – одна с мольбертом, кистьюОказалась в этих высях,Словно домик на юру.Я рисую и краски сгущаю,Создавая поэму фантазий.Там картины поют на ветру.А в них океаны страстиИ молнии гром прозрений,Что невозможно счастье,Пока ты в бездне сомнений.Вершины мудрости
Я с вершинами гор подружилась,И они оказали мне милость,Научив: «Все есть мудрости всплеск –Пораженья удар и признания блеск».В вышине я была единаИ с людьми, и с Богом всегда,А внизу тонула под льдинойНеприязни, забот и зла.Вот однажды взобравшись на скалы,Я совета у гор попросила,А вершина хребта промолчала,Только холодом окатила.Безмятежность окутала склоны.Я забыться хотела скорей,Но мерещились всюду мне стоны,Так беззубо смеется Кощей.На лугах воцарилось затишье,А в зарослях – треск. Может, это медведь?Сброшу камень с души: наносное и лишнее.Станет легко – захочется петь.Только здесь в вышине постигаешь,Что гармония мира во всем.В равной мере божественны, знаешь,Лик святого, звезда, чернозем.И когда я спустилась в час позднийС упоительных тех облаков,То исчезли враждебность и козниИ растаяли глыбы из льдов.К Богу
Как проникнуть мне в истину вечную?Где найти кобылицу крылатую,Что примчит по пути бесконечномуК старцу древнему, бородатому?Пусть он станет и богом, и другом.Разъяснит мне, где правда, где ложь.На земле ведь все так перепутано…Бог узрил глупой немощи дрожь.И вдруг в голове моей, сердце испуганномЗасветился ответ: «Не любя, не поймешь».Открытие
Застыли стрелки на часах.Бежать устало время.И растворилось в небесахГраниц и линий бремя.Раскрылся мир в единстве строгом,Где звук и цвет слились в одно.И слышалось дыханье Бога –Из вечности пришло оно.Вдохновение
Я счастлива в объятиях ночи.Умолкли речи, суета.Луна, смеясь, струится в очи,Чарует звуков немота.Я жду заветное мгновение,Оно пленяет и страшит.И вот приходит вдохновение –И сердце с Богом говорит.Мечты
Я сижу на траве у калиныИ смотрю в унесенную даль,Где уснувшая зелень долиныИсточает покой и печаль.Мне не надо ни славы, ни злата,Только б так сидеть до утраИ чтоб месяца яркого сватыЗакричали мне громко: «Ура!».Стихи о животных (иногда шутливые)
Мякотик
Мой мягенький котикЛежит на комоде.Свернулся кружочком –К холодной погоде.Но только усядусь я в кресло напротив,Он легкий, как зонтик,Подхваченный ветром,Летит метр за метромКо мне, милый котик.Мой Шарик
Шарик – маленький блестящий.Он проказник настоящий.В парке кружится, как листья,И кусты трясет за кисти.Вот с горки скатился быстро,Как будто мелькнула искра.Приветливо громко залаял –И тут же в тумане растаял.Он резвый и шумный,Игривый и бодрый,Веселый и умный,А главное – добрый.Мой Шарик, как шарфик,Обнимет за шею,И детям замерзшимСтанет теплее.Горе-певцы
У старенькой калиткиВ сиреневом садуЖивут друзья улитки,Что с пеньем не в ладу.И в час, когда деревья,Качаясь на ветру,Играют на свирелиИ радуют листву,Друзья с досадным рвеньемПищат: «Му-му, му-му».И птицы с возмущениемПускаются в бега:– С улитками мучение!Не зря у них рога.Паук-музыкант
Жил на свете паучокОчень музыкальный.Он нашел сухой стручок,Сделал из него смычок,Струны сплел хрустальные,Натянул их на сачок.Стал играть на скрипочке.И раздался скрип в сачке:Напугал он мушек, мошек.Как рассыпанный горошек,Разбежались по кустамСто господ и горстка дам.Все – любители сонатНедовольны и жужжат.Многоногий, многорукийСтал букашек утешатьИ ошибки исправлять.Побежал искать смычок –Для каждой рукиИ даже для ног.У ежа он взял иголки:– Чудные смычки! Радуйтесь жучки!Заиграл во все шесть рук.Звук теперь стал очень колкий,Не избавил мух от мук.Но паук сновал по струнамИ в ушах звенел, трещал,До тех пор пока все струныОн совсем не залатал.Несчастный случай
Этот скромный апельсинчикОтдавил слону мизинчикИ так сильно испугался,Что на долечки распался.Слон от страха онемел,Даже хвост его вспотел.Хорошо, что хоть не съелЭтот апельсинчикУ слона на той ногеМаленький мизинчик.Неразлучная парочка (фантастическое происшествие на уроке)
Дикопес и дикобразВзбудоражили весь класс.Дико пес завыл под партой.Дикобраз залез на карту.– Это что же вы, друзья?Безобразничать нельзя!– Мы пришли не безобразить.А хотели вам сказать:«Дикопес и дикобраз –Дикообразные и безобразные,Но безопасные и безотказные,И очень любят вас».Проказы Зимы
Румяная ЗимаВ Америке бродилаОна была щедра:Снежинки всем дарила.Она была добра,Пока не наступилаНа пятки крокодилу.Зубастый разъярилсяИ в Зимушку вцепился.– Как смеет эта феяГулять, где ей не место:Где Крокодил с невестойНа пляже отдыхаетИ пепси распивает!Зима рассвирепела,Метелью закипела– Зубастый – не указка.Сажусь в свои салазкиИ еду без подсказки,Куда укажут глазки.А глупым крокодилам,И страшным львам-громилам,И даже кискам милымПридется подчиниться.А то, как дунут ветры,Как вьюга закружится…И в этой каруселиПогибнут люди, звери.– Ну, ладно, извините,Гуляйте, где хотите, –Сказал зубастый мирноИ встал по стойке «смирно».Зима угомонилась,С Америкой простиласьИ, сев в свои салазки,Взмахнув крылом, как в сказке,Исчезла: удалилась,Спеша в другие страны,Края и города.Она была добра.Глупый шмель
Однажды толстенный шмельУселся степенно на мель.Сидел, размышлял, где найти ему мель.Все думал, пыхтел и даже вспотелГлупый, как мель, шмель.Попугалка
Попугалка попугала попугая и сказала, улетая,– А теперь, попугай,Ты меня попугай.Стихи на французском языке Poésies
Le ciel rêvant
Le ciel flotte sur les ailes des nuages.En roi il observe la danse des oiseaux,Il admire la beauté de leurs plumagesSouples et fins comme des roseaux.Ses rêves-oiseaux subtilsParaissent des jouets inutilesVoguant sur les vagues de l’éternitéA la recherche de leur identité.La vraie naissance
La mort souriante nous embrasse.Main dans la main elle nous emmèneComme les aveugles, perdus dans l’impasse,Et ôte les bandeaux qui nous gênent.La mère douce, tendre et dévouée,Caresse ses petits avec la bouche noireEn les poussant vers un monde parfaitOù règne le Dieu du vrai savoir.La libération
Vous avez ouvert la porte de mon coeur.La prisonnière en est sortie avec ardeur,Le seuil macabre de la peur est franchi.Mon essence illimitée est libérée,Je ne suis plus seule, ni isolée.Mon cœur fleurit, il n’est plus sourd,Il étincelle d’un fol amour.Il ne faut que la pureté
Un tout petit oiseletEst tombé d’un nid penché,Il ne savait pas voler.La seule chose qui puisse l’aiderCe n’était que sa puretéQui était si luisante,Claire, légère et transparenteQu’une lumière céleste dormanteS’est réveillée en l’admirant.Et les bras très longs des astresOnt prévenu un grand désastreSoutenant le petit en l’air.L’oiselet devenu leur frèreDonne aux autres sa pure lumière.Rire de printemps
Le printemps, c’est déjà le beau temps.Même s’il pleut, c’est un jeu (…)Au printemps le ciel est bleu.La nature est belle, elle rit.Et les gouttes de pluieSont les larmes de rire du printemps.Стихи для детей на французском языке
Poésies pour les enfants
L’hiver
J’aime l’hiver et son cortège (…)Monsieur Froid et madame Neige.Je patine, je glisse, je crie:«Bonjour le vent, mon ami!»Les flocons de neige dansent en rond,Le vent et moi les admirons.L’hiver est beau et joyeux,Le vent et moi nous sommes heureux.Mon éléphant
Mon éléphant est gros et grand,Il est joyeux comme un enfant.Il danse une valse dans mon assiette,Je ne suis pas du tout inquiète.Il peut jouer n’importe où Je permets tout à mon joujou.Mon ami
Mon ami BouleboulèqueEst gros comme une pastèque.Il est absolument rond,Il saute comme un ballon.Il n’a ni cou ni pieds ni mains,Mais c’est un joujou humain.Bouleboulèque est généreux,Il est bon et audacieux.J’apprécie ses qualités,Mais surtout j’aime sa gaité.Статьи о психологии творчества
Психология творчества в работах В. В. Розанова
Выдающийся русский мыслитель В. В. Розанов, характеризуемый М. Горьким как «самый интересный человек русской современности», во многих своих произведениях обращался к анализу творческого процесса великих деятелей культуры и науки. Одно из направлений его мысли, важной для психологии, было связано с проблемой самовыражения творческой личности. Изучение данной области является, на наш взгляд, необходимым для проникновения в суть и механизмы творческого процесса.
В. В. Розанов считал, что личность творца (его личностные черты, личностный опыт) тесно переплетена с творческой деятельностью, с созданными произведениями. «Литературное и личное до такой степени слилось, что для меня не было „литературы“, а было „мое дело“, и даже литература вовсе исчезла вне «отношения к моему делу». Личное перелилось в универсальное» (Розанов, 1989, с. 485–486). В. В. Розанов утверждал, что авторы в сочинениях выражают свои субъективные ощущения, переживания, мировосприятие («субъективную уверенность») в обобщенной и повелительной форме: «Что же делать, если Дарвин „субъективно чувствовал“ происхождение свое от шимпанзе: он так и писал» (там же, с. 360). Более того, определяя сущность литературной деятельности, В. В. Розанов связывал ее с потребностью человека отразить и выразить себя, «невидимые движения души», «паутинки быта», «вздохи, последнее уловимое». Он считал, что главное в творчестве литератора связано не столько с творческой фантазией и вымыслом, сколько с потребностью «сказать сердце» (там же, с. 334). Он отмечал, что в его книги положены душа и мозг.
Таким образом, В. В. Розанов подчеркивал значение мотивации творческого самовыражения, являющейся, по нашему мнению, основной пружиной творческого процесса. Мотивация самоактуализации представляет собой, на наш взгляд, один из аспектов творческой мотивации. Другие ее составляющие связаны с радостными чувствами, вызываемыми процессом творчества, поглощенностью творчеством и бескорыстием творческой деятельности.
Отметим, что В. В. Розанов выделял разные составляющие творческой мотивации, например, внутреннюю потребность в творческой деятельности. Он писал: «Литературу я чувствую как „мой дом“. Никакого представления, что я „должен“ что-нибудь в ней, что от меня чего-то ожидают» (там же, с. 334). В. В. Розанов также говорил о наслаждении и поглощенности творчеством, бескорыстии: «Вся жизнь моя была тяжела… Одно утешение было в писательстве. Вот отчего я постоянно писал» (там же, с. 477).
Анализируя творчество В. С. Соловьева, В. В. Розанов трактовал «демонические явления», описанные знаменитым мыслителем в его произведениях («Черти морские меня полюбили» и пр.), как отражение его внутренней сущности. «Он весь был блестящий, холодный, стальной (поразительный стальной смех у него, – кажется, Толстой выразился: ужасный смех Соловьева)… Может быть, в нем было «божественное» (как он претендовал) или – по моему определению – глубоко демоническое, именно преисподнее: но ничего или очень мало в нем было человеческого», – характеризовал В. С. Соловьева В. В. Розанов (Николюкин, 2001, с. 178).
В. В. Розанов полагал, что В. С. Соловьев в своем творчестве не смог достичь полного самовыражения из-за гордыни: «Загадочна и глубока его тоска; то, о чем он молчал. А слова, написанное – все самая обыкновенная журналистика… Он нес перед собой свою гордость. И она была – ничто. Лучшее в себе (грусть) – он о ней промолчал» (Николюкин, 2001, с. 154). Стремление художника к самовыражению – направляющий вектор всего творческого процесса, и В. С. Соловьев не мог этого избежать. Он пытался излить свои чувства и мысли, прибегая к поэтическому жанру. Розанов отмечал, что Соловьев писал стихи, потому что «в отчетливой прозе не мог всего себя выразить» (Розанов, 1900).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги