Сергей Каледин
Основные понятия и содержание планирования
Сущность и функции планирования
Планирование – это одна из составных частей управления (менеджмента), заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, финансовое планирование, социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В экономике рыночного типа более распространено бюджетное планирование, планирование на уровне компаний, фирм, а также государственное планирование, которое преимущественно носит индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами.
Планирование можно трактовать как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
В то же время, планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.
Использование планирования на предприятии создает следующие преимущества:
– выявление возникающих проблем;
– стимулирование руководителей и менеджеров в реализации своих решений;
– улучшение координации действий в организации;
– рациональное распределение ресурсов;
– улучшение контроля в организации.
Цель планирования – составление проекта стратегий, действий и решений для будущего развития организации. Планирование является рациональным образом действий по сравнению с интуицией и импровизацией.
Задачи планирования:
– определение места организации в настоящее время;
– анализ ресурсов и результатов деятельности организации;
– систематический поиск действий по реализации цели и задач организации;
– изучение альтернативных предложений по развитию организации и выбор из них наиболее эффективных.
Планирование, как процесс практической деятельности, включает несколько этапов (стадий):
– формирование плановых проблем;
– обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач;
– планирование основных средств достижения поставленных целей и задач;
– определение потребности в ресурсах;
– проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Планы делятся на
перспективные
(долгосрочные, сроком на 10 – 15 лет
и среднесрочные – на 3 – 5 лет) и
текущие
(краткосрочные на период до 1 го
да). Различают планы
директивные
,
подлежащие строгому исполнению,
и
индикативные
, то есть советующие планы, близкие к прогнозам. Планы разрабатываются на уровне всего хозяйства страны, по отдельным отраслям и регионам, на уровне предприятий и фирм.
Представленная последовательность планирования используется на американских фирмах. Немецкие экономисты предлагают такой порядок планирования:
Планирование – Принятие решения – Реализация – Контроль.
В отечественной практике используют 3 этапа планирования:
– составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
– организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятий;
– контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.
План – это предвидимая и подготовленная на данный период времени программа социально-экономического развития предприятия.
Процесс планирования и разработка планов осуществляются на определенной методологической базе, связанной с менеджментом и основанной на системном, процессном и ситуационном подходах.
Сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов
и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных
и количественных результатов.
На нынешнем этапе развития большинства наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.
Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей.
Планирование в условиях рынка также служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. Для современного отечественного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:
–
экономический рост
, означающий желание предприятий обеспечить
производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а, следовательно, и более высокий уровень жизни людей;
–
полная занятость
, предполагающая возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться;
–
экономическая эффективность
, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их использование;
–
стабильный уровень цен
, не допускающий значительного колебания общего уровня действующих цен, а значит, инфляции и дефляции;
–
экономическая свобода,
позволяющая всем специалистам и исполнителям обладать в своей сфере деятельности высокой степенью самостоятельности и творчества;
–
справедливое распределение доходов
, предусматривающее соответствующее вознаграждение всех категорий персонала.
Основные экономические функции и предстоящие цели каждого предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги