banner banner banner
Происхождение и лаконичная история евреев Беларуси до холокоста
Происхождение и лаконичная история евреев Беларуси до холокоста
Оценить:
 Рейтинг: 0

Происхождение и лаконичная история евреев Беларуси до холокоста

Происхождение и лаконичная история евреев Беларуси до холокоста
Маргарита Васильевна Акулич

В предлагаемой книге лаконичным образом на русском языке пересказано о происхождении и история евреев в Беларуси до холокоста. Также в ней имеется материал об иешивах и раввинах. Приведены выдержки из некоторых респонсов.История беларуских евреев во время и после холокоста более чем значима. Однако следует осознать, что до холокоста на территории Беларуси проживал достойный еврейский народ с многовековой историей.

Происхождение и лаконичная история евреев Беларуси до холокоста

Маргарита Васильевна Акулич

© Маргарита Васильевна Акулич, 2023

ISBN 978-5-0060-3029-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

В предлагаемой книге лаконичным образом на русском языке пересказано о происхождении и история евреев в Беларуси до холокоста. Также в ней имеется материал об иешивах и раввинах. Приведены выдержки из некоторых респонсов.

История евреев во время и после холокоста более чем значима. Однако следует осознать, что до холокоста на территории Беларуси проживал достойный еврейский народ с многовековой историей.

I Вехи  истории евреев в Беларуси до холокоста

1.1 Начало истории евреев Беларуси. Происхождение беларуских евреев являлось предметом многочисленных спекуляций

Начало истории евреев Беларуси

История евреев Беларуси началась еще в восьмом столетии, когда имело место проживание евреев во всех землях территории современной Беларуси. Начиная с данного времени евреи торговали с такими территориальными образованиями, как Балтское, Литовское, а также с Русью. Но особенно бойкой являлась торговля с Юлином (Винета или Воллин, Померания) и иными городами, которые располагались на Эльбе, Одере и Висле.

Происхождение беларуских евреев являлось предметом многочисленных спекуляций

Происхождение беларуских евреев являлось предметом многочисленных спекуляций. Считается, что в состав еврейского населения входили 2 отдельных потока представителей еврейской иммиграции. Намного меньший по численности и более ранний из 2-х потоков вошел с востока на территорию, ставшую в более позднее время Великим Княжеством Литовским (ВКЛ). Общение этих первых иммигрантов происходило на иудео-славянских диалектах, что отличало их от более поздних еврейских иммигрантов, прибывших на территорию интересующего нас региона из германских земель.

Иллюстративное изображение

Надо признать факт неизвестности происхождения восточных евреев, однако имеет место существование исторических свидетельств, указывающих на то, что на самом деле были еврейские беженцы и поселенцы из Византийской империи, Палестины, Вавилонии, на землях между Черным и Балтийским морями, ставшие впоследствии составной частью населения ВКЛ.

На протяжении ряда столетий земли современной Беларуси и Литвы были составной частью Великого княжества Литовского. Таким образом, история беларуских евреев имеет тесную связь с историей евреев Литвы, и в историческом ракурсе их можно рассматривать в качестве подмножества литовских евреев.

1.2 Двенадцатое столетие. Тринадцатое столетие

Двенадцатое столетие

Иллюстративное изображение

Возникновение более позднего и намного более крупного по численности потока иммиграции относится к периоду двенадцатого столетия. Данный поток был спровоцирован преследованиями немецких евреев крестоносцами.

Традиционным языком литовских евреев являлся идиш, в значительной мере базирующийся на таких языках, как средневековый немецкий и иврит, на которых происходило общение между собой западногерманских еврейских иммигрантов. Имевшие место в тогдашней Беларуси особенные условия вели к ведению первыми поселенцами-евреями образа жизни, отличавшегося от того, который вели их западные этнические собратья.

В то далекое время на территории Беларуси отсутствовали города в западном понимании, магдебургское право, а также цеховые отношения. Некоторые из городов, которые впоследствии превратились в значимые центры еврейской жизни в Беларуси, сперва являлись просто поселениями или деревнями. Первое упоминание одного из древнейших беларуских городов – Гродно – датируется в летописных документах 1128-м г.

Тринадцатое столетие

Гравюра з «Апiсання Еyрапейскай Сарматыi» А. Гваньiнi, 1578. Гэта ж гравюра выкарыстоyвалася як партрэт Казiмiра Вялiкага

Несколько позже имело место основание Ярославом I Мудрым Новогрудка; Керлова в 1250-м году; Ворута и Твиремета в 1252-м году; Эйрагола в 1262 году; Ковно (Каунаса) и Гальшан в 1280-м году.

На вероятное значение евреев южных земель в развитии Беларуси и Литвы указывает их превосходство (по критерию численности населения) на Волыни в тринадцатом столетии.

Князь Волынский Владимир Василькович

Летописец описал похороны великого князя Владимира Васильковича в гор. Владимире (на Волыни) так [1]:

«евреи плакали на его похоронах, как при падении Иерусалима, или при ведении в вавилонский плен».

Это можно расценивать таким образом [1]:

Вероятно это говорит о том, что евреи сожалели о кончине князя Владимира Васильковича из-за того, что задолго до рассматриваемого траурного события евреям давали возможность добиваться влияния и процветания, что при новом режиме давало им определенное положение. Ими под терпимым правлением князя Гедзимина принималось активное участие в обеспечении развития новых городов.

1.3 Четырнадцатое столетие

Четырнадцатое столетие: до позитивного влияния на еврейскую жизнь Витовта

Утраченная красота беларуской Лиды. Иллюстративное историческое изображение

С походом Гедзимина и подчинением ему городов Волыни и Киева (период 1320-го—1321-го годов) еврейскому населению данных территорий пришлось расселиться по северным провинциям ВКЛ.

В четырнадцатом столетии евреи, являвшиеся выходцами из Великого княжества, назывались «литваками». У них были (в сопоставлении с представителями иных еврейских этнических групп) свои собственные обычаи и привычки. Их отличал также особенный северо-восточный диалект.

В 1320-м году имело место основание Лиды, Тельшяй, Вильно и Троки.

За кончиной Гедзимина и воцарением его внука Витовта (год 1341-й) наступили смутные времена. В эти времена о судьбе беларуских евреев известно не так много. Витовту евреи обязаны хартией привилегий (или привилей), имевшей большую значимость в последующем историческом периоде проживания евреев в Беларуси и Литве.

Документы о предоставлении привилегий (или привилей) дали сперва евреям Бреста (в 1388-м году, первого июля), а после – евреям Гродно, Троки (год 1389-й), Владимира, Луцка и других крупных по размерам городов. Эти документы считаются самыми ранними документами, признающими евреев ВКЛ людьми, обладающими определенной организацией.

Сбор разрозненных между собой поселенцев-евреев с достаточной властью и в достаточном количестве, чтобы обеспечить формирование подобной организации и получить привилеи от своих литовских правителей, предполагало прохождение весьма немалого времени.

Проживавшим в деревнях и небольших по размерам городах евреям такие привилеи особо не были нужны, а образ жизни, по предположению Авраама Гаркави, «сравнительная бедность и невежество литовских евреев в еврейской учености тормозили их межобщинную организацию» [1]. Однако данная организация к концу четырнадцатого столетия была подтолкнута мощными силами. Ключевой из них являлась сила сотрудничества евреев Польши со своими братьями по Великому Княжеству Литовскому.

Когда произошла кончина Казимира Третьего (год 1370-й), положение польских евреев стало ухудшившимся. Росло влияние римско-католического духовенства при польском дворе; Людовику Анжуйскому не было никакого дела до уровня благополучия своих подданных, и его стремление обратить евреев в христианство вкупе с ростом еврейской иммиграции из Германии заставило польских евреев серьезно волноваться по поводу своего будущего.

Четырнадцатое столетие: позитивное влияние на еврейскую жизнь Витовта

«Партрэт з Брэсцкага Аyгусцiнскага манастыра. Невядомы аyтар, другая палова XVII стагоддзя. Прыжыццёвыя выявы вялiкага князя лiтоyскага Вiтаyта не захавалiся Невядомы. Вiтаyт Чаропка. Вялiкi князь Вiтаyт. Мiнск, 2010»

Первым письменным источником, фиксирующим присутствие евреев на территории Беларуси, был документ великого князя Витовта (датированный 1383 г.). В этом документе евреи упоминаются как этническая группа. По закону евреи были свободным народом в собственном классе в Великом княжестве Литовском и находились под непосредственным покровительством великого князя и местной власти.

Из-за волнения евреев по поводу своего будущего представляется более чем вероятным сотрудничество влиятельных польских евреев с ведущими литовскими и беларускими общинами в получении от Витольда (Витовта) особой хартии, преамбула которой гласит [1]:

Во имя Бога, аминь. Все дела человеческие, если о них не сообщают показания свидетелей или письменно, проходят, исчезают и забываются. Посему мы, Александр, прозываемый также Витовтом, милостью Божией великий князь литовский и правитель Бреста, Дорогичей, Луцка, Владимира и других мест, возвещаем сей грамотой нынешнему и будущим поколениям, или кому бы то ни было, кого может беспокоить, чтобы знать или слышать об этом, что после должного обсуждения с нашей знатью мы решили предоставить всем евреям, живущим в наших владениях, права и свободы, упомянутые в следующей хартии.