banner banner banner
От ассистента до владельца бизнеса
От ассистента до владельца бизнеса
Оценить:
 Рейтинг: 0

От ассистента до владельца бизнеса

Первым, что дала мне лучшая школа страны, стало умение учиться у людей, которые умнее меня, то есть у большинства моих одноклассников. Рядом с этими гениями и полугениями я поначалу чувствовал себя не в своей тарелке. Но рефлексировать на эту тему было некогда: почти всё моё свободное время уходило на выполнение домашних заданий. Задавали нам гораздо больше, чем обычным школьникам, хотя цель была не в том, чтобы выполнить всё. Негласное правило звучало так: «сделай, сколько сможешь, в меру способностей», но главное – покажи свою логику к подходу в решении задачи. Поэтому каждая домашняя работа делилась у меня на три части:

1. Задания, которые я могу выполнить сам полностью.

2. Задания, которые я сделаю на 80–90 %, чтобы потом, придя на полчаса раньше в школу, посоветоваться с одноклассниками и совместно найти способ решить задачи до конца.

3. Задания, которые я не пойму и не выполню ни сам, ни при участии других людей.

Определить, какое задание к какой из трех этих групп относится, можно было лишь опытным путём. Недостаточно просто прочитать их – каждый пример приходилось решать самому, сидя за столом много часов подряд.

Так что самое главное, чему научила меня физико-математическая школа № 239, – это одновременно держать в голове много сложных задач и уметь их решать до тех пор, пока не получишь результат или не признаешь, что какие-то из заданий в данный момент невыполнимы.

Сейчас это умение очень помогает мне в жизни и в бизнесе. Но ни физиком, ни математиком я не стал. Способности к этим дисциплинам у меня были, даже выше среднего, поэтому я и мог учиться вместе с гениями, но при этом понимал, что вторым Перельманом мне не быть, а значит, миллиона за открытия мне не предложат. А мне хотелось зарабатывать деньги. Вот почему я решил после лицея поступить на специальность «экономика и менеджмент».

Главный актив

Поначалу мой выбор пал на Петербургский финансово-экономический университет – известный вуз, облюбованный «золотой молодёжью». Но в мае, когда я оканчивал школу, меня и одноклассников начали активно, что называется, «хантить» в Политех. На эту тему развернулась целая рекламная кампания – и я подумал: «Почему бы и нет?» Да и как не поддаться уговорам, когда Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – один из самых больших университетов в мире. Он тянется на 4 станции метро, а с учётом того, что в Питере «подземка» проложена очень глубоко, это по расстоянию соответствует 6-ти станциям в Москве или 8-ми – в Нью-Йорке. Более двадцати факультетов, огромный студгородок для иногородних – по типу Оксфорда или Кембриджа…

В чем ещё состояло принципиальное отличие Политеха от Финэка, кроме специальности как таковой: в Финэке нужно было учиться 4 года и только на 5-й получить специальность. А Политех начинал учить по специальности с 1-го курса. Но главное – когда я туда приехал, увидел объявление: «Открывается первая в России кафедра экономики и менеджмента недвижимости». Уже тогда я понимал, что недвижимость – это главный актив всего мира[1 - На 2023 год по консервативным оценкам вся мировая недвижимость оценивается более чем в 300 триллионов долларов.].

Подумал: «Как здорово! Узнаю, что такое вообще недвижимость, стану первым в стране специалистом, который в этом профессионально разбирается. И так как недвижимости в России очень много, то, наверное, я смогу заработать на этом денег, а заодно принести какую-то пользу». Глядя на обветшалые здания, окружавшие меня тогда, в 1997 году, я хотел улучшить облик родного города. Именно это и заставило меня принять окончательное решение: поступаю сюда.

Кстати, недавно меня пригласили на 120-летие вуза как одного из выдающихся выпускников. Приятно, что университет гордится моими предпринимательскими и управленческими достижениями!

Вообще, бизнесом мне хотелось заниматься со студенческих лет. Чего я точно не собирался делать – работать клерком в офисе. Опыт бюрократической жизни я успел получить, подрабатывая в каникулы между 10-м и 11-м классом помощником бухгалтера. Тогда-то и понял, что перекладывать бумажки с места на место – это слишком скучно. Ещё подрабатывал официантом, а в детстве, с 9-ти лет, даже снимался в кино – в массовке и эпизодических ролях. То есть я с юных лет знал, откуда берутся деньги, и труда не боялся.

В итоге добрых 20 лет я проработал в одной организации, где мне посчастливилось пройти трудовой путь от ассистента – самой младшей должностной позиции – до владельца компании. Причём основная сфера деятельности компании – это коммерческая недвижимость, и наша философия предполагает наличие предпринимательской жилки у каждого сотрудника…

Но обо всём по порядку.

Специалист в 17 лет

Итак, когда мне было 16 лет, я поступил в Политехнический университет.

Переживал, возьмут ли меня на нужную мне кафедру: всё-таки, как мне казалось, это очень крутая и востребованная специальность. Точнее, кафедра экономики и менеджмента недвижимости предлагала две специальности: оценка недвижимости и управление недвижимостью. Я решил, что изучу и то, и другое, но буду делать уклон в сторону управления. Если, конечно, мне хватит места – я был уверен, что все остальные поступающие захотят туда же.

Но оказалось, что люди думают по-другому. Большинство моих однокурсников нацелилось на кафедру международных отношений – именно туда и был самый высокий конкурс. Некоторые поступали на финансы, желая стать банкирами. Поэтому на недвижимость меня зачислили без проблем, просто посмотрев на мой максимально высокий входной балл и узнав, что я из 239-й школы. Точнее сказать, оторвали с руками, даже не дав возможности прицениться к какой-то другой кафедре, хотя я и не собирался.

Университет полностью перевернул мое сознание и самооценку. В школе мой средний балл был меньше 4, то есть количество троек было больше, чем количество пятерок. Зато вступительные экзамены в Политех сдал очень хорошо – и был удивлён, что некоторые мои одноклассники из предыдущей школы, где я учился до лицея, хоть выпустились с золотой медалью, поступить в вуз так и не смогли.

За первую неделю в Политехе я понял, что в своей группе являюсь самым способным, причём – с большим отрывом от остальных. Универ я в итоге окончил со средним баллом 4,75 – почти все «пятёрки», несколько «четвёрок». При этом я почти не ходил на занятия, потому что много работал – точнее, ответственно посещал только те, которые касались моей специальности.

На что сразу обратил внимание, начав учиться на кафедре, – наша программа была, мягко говоря, не отработана. До нас здесь был всего один поток, набранный почти что случайным образом, на них кое-как обкатали все дисциплины, которые теперь преподавали мне и моим однокурсникам. С другой стороны, наш завкафедрой Озеров Евгений Семенович оказался очень сильным преподавателем и визионером. Этот человек в своё время съездил в США, изучил, как там работает образование в сфере недвижимости, вернулся в Россию и открыл программу профессионального дополнительного образования и вдобавок – кафедру обучения для студентов. Преподавал он по новой методике – одновременно мы проходили как базовые основы экономики, так и что-то похожее на американский курс IREM (программу управления недвижимостью) и CCIM (программу инвестиций в недвижимость).

Вот почему всю основную учебную программу Евгений Семёнович дал нам уже на первом курсе. А остальные четыре года мы просто повторяли и закрепляли знания. Понятно, что у нас были и другие предметы – маркетинг, менеджмент и математические методы в экономике… Но уже в 17 лет, окончив 1-й курс, я знал все подходы к оценке недвижимости: затратный, сравнительный, доходный. Умел считать чистый операционный доход от недвижимости и был немного в курсе актуальных тенденций.

Кстати, на первом же занятии Озеров нам сказал: «Покупайте газету «Недвижимость и строительство Петербурга» – будете получать хоть какие-то практические данные». Нам повезло, что в Северной столице было такое еженедельное издание, Москва тогда в этом плане была не столь прогрессивна. И каждый понедельник, утром, перед тем как поехать на учебу или работу, я покупал газету, постепенно собрав все выпуски за несколько лет. Из неё узнавал об объектах недвижимости, сделках, ценах… И когда пришел устраиваться на своё первое рабочее место по специальности, у меня уже было определённое понимание обстановки на рынке – пусть и примитивное, газетное, но всё же. В любом случае, других источников информации не существовало – интернет только входил в нашу жизнь, и новостных каналов, тем более, на нужную мне тему, там не было.

Работать по специальности я начал сразу, как только получил её, – это как раз совпало с моим совершеннолетием.

В Colliers – любой ценой!

Сперва я устроился в небольшую оценочную компанию, чтобы набраться опыта. Но для работы мне требовался компьютер, который пока что не на что было купить. И заместитель завкафедрой – Дмитрий Дмитриевич Кузнецов – предложил мне 500 долларов взаймы. Преподаватель даёт взаймы студенту – звучит невероятно, но в 90-е и такое было возможно. Он верил, что меня возьмут на работу и я смогу всё вернуть. Так и произошло: мне удалось расплатиться с долгом за несколько месяцев.

Спустя год решил попробовать себя также и в управляющей компании «ВМБ-Траст». Таким образом, к окончанию вуза я уже имел опыт работы более 3-х лет, причём большую часть этого времени провёл, занимаясь управлением офисного здания, точнее, реструктуризацией: из швейной фабрики – в бизнес-центр, без инвестиций акционеров, кредитов и прочих денежных вливаний. Мы вывозили старое оборудование, этаж за этажом, затем я искал арендатора для освободившихся площадей и договаривался, чтобы тот заплатил сразу за год-полтора вперёд. Полученные средства тратил на ремонт помещений, контролируя, чтобы никто ничего не украл. Этот кейс с самофинансированием мне очень понравился!


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 30 форматов)