Хусейн Азади
Полная история страны
© Х. Азади, текст, 2023
© А. Джафарова, перевод, 2023
© ООО «Издательство АСТ», 2023
* * *Ключевые даты истории Ирана
Около 843 г. до н. э. – упоминание области Парсуа в надписи ассирийского царя Салманасара III
Около 700 г. до н. э. – основание Мидийского государства.
705–330 до н. э. – правление династии Ахеменидов.
Конец VII в. – первая половина VI в. до н. э. – основание зороастризма.
Около 559–530 до н. э. – правление Кира II Великого, основателя Персидской империи.
Около 522–486 до н. э. – правление Дария I Великого, завоевателя и реформатора, при котором Персидская империя вступила в период расцвета.
499–449 до н. э. – греко-персидские войны.
490 г. до н. э. – Марафонская битва.
334–330 до н. э. – персидская кампания Александра Македонского, провозгласившего себя «великим царем Македонии и Персии».
323 г. до н. э. – смерть Александра Македонского и первый раздел сатрапий.
323–281 до н. э. – войны военачальников Александра Македонского за раздел завоеванных им территорий.
312–281 до н. э. – завоевательные походы Селевка I, основателя династии Селевкидов, правившей до 64 г. до н. э.
238–129 до н. э. – селевкидо-парфянские войны.
223–187 до н. э. – правление Антиоха III Великого, при котором государство Селевкидов достигло наивысшего расцвета.
129 г. до н. э. – парфянский царь Фраат (Фархат) II покоряет государство Селевкидов.
123–87 до н. э. – правление парфянского царя Митридата II Великого, расцвет Парфянского царства.
87–224 – упадок Парфянского царства и возвышение Рима.
224 – Ардашир I Папакан основывает Царство иранцев (также известное как Государство Сасанидов).
Середина III в. – возникновение манихейства.
499–531 – расцвет Иранского царства.
531–579 – правление царя-реформатора Хосрова I Ануширвана.
642–651 – завоевание Ирана арабами, сопровождавшееся распространением ислама.
661 – убийство Али ибн Абу Талиба, четвертого праведного халифа и первого имама шиитов.
816–837 – антиарабское восстание под руководством Бабека (Папака) в Западном Иране и Азербайджане.
1040–1055 – завоевание Ирана сельджуками.
1072–1092 – правление Малик-шаха I, при котором Сельджукидская империя достигла своего расцвета.
1118–1153 – правление сына Малик-шаха Ахмада Санджара, последнего султана Сельджукидской империи.
1220–1256 – завоевательные походы монголов, закончившиеся переходом Ирана под их власть.
1381–1393 – завоевание Ирана войсками Тимура.
1405 – смерть Тимура, смута в Иране.
1467 – Западный Иран переходит под власть Узун-Хасана, предводителя огузского племенного союза Ак-Коюнлу.
1500 – Изгнание Тимуридов.
1501 – шейх Исмаил I создает Сефевидское государство и провозглашает себя шахом Ирана; государственной религией становится иснаашаритское[1] направление шиитского ислама.
1514 – начало османо-иранского противоборства.
1588–1629 – правление шаха Аббаса I Великого, при котором Сефевидское государство достигло своего расцвета.
1722 – падение династии Сефевидов под натиском предводителя афганского племенного союза гильзаев Мир-Махмуда.
1729 – Надир-шах изгоняет афганцев.
1763 – Мухаммед Карим-хан Зенд становится правителем Ирана и основывает династию Зендов.
1796 – Ага Мухаммед Каджар свергает династию Зенд и основывает династию Каджар.
1804–1813 и 1826–1828 – Русско-иранские войны.
1856–1857 – Англо-иранская война.
1905–1911 – Конституционная (буржуазно-демократическая) революция.
1925 – низложение Ахмад-шаха Каджара, новым шахиншахом Ирана становится Реза-хан, основатель династии Пехлеви.
1941 – СССР и Великобритания вводят свои войска в Иран, Реза-хан Пехлеви отрекается от престола в пользу своего сына Мухаммеда Резы.
1963 – начало «Белой революции», комплекса политических и социально-экономических реформ, проводившихся шахом Мухаммедом Резой Пехлеви.
1979 – свержение шаха Мухаммеда Резы Пехлеви в ходе исламской революции. Новое правительство – Исламский революционный совет – возглавляет аятолла[2] Хомейни в должности рахбара (высшего руководителя Ирана).
1980–1988 – война между Ираком и Ираном.
1989 – преемником умершего аятоллы Хомейни становится аятолла Хаменеи.
2021 – президентом Исламской Республики Иран избран сейид[3] Ибрахим Раиси.
Топ-25. Самые знаменитые персонажи иранской истории
АББАС I ВЕЛИКИЙ (1571–1629) – шах из династии Сефевидов, правивший в 1588–1629 годах и считающийся одним из величайших правителей в иранской истории.
АБУ ХАМИД АЛЬ-ГАЗАЛИ (Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед аль-Газали ат-Туси; 1058–1111) – выдающийся исламский богослов, один из основателей суфизма[4].
АВИЦЕННА, ОН ЖЕ – ИБН СИНА (Абу Али Хоссейн Бен Абдала Бен Сина; 980–1037) – один из наиболее известных врачей древности, автор энциклопедического «Канона врачебной науки».
АЛИ-НАКИ ВАЗИРИ (1886–1979) – выдающийся композитор, один из основоположников современной иранской музыки.
АЛЬ-ФАРАБИ (Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед аль-Фараби; около 871 – около 951) – один из наиболее выдающихся представителей средневековой восточной философии, математик и теоретик музыки, автор «Книги о постоянстве движения вселенной», «Трактата о сущности души», «Большой книги о музыке» и ряда других трудов.
ДАРИЙ I ВЕЛИКИЙ (550–486 до н. э.) – царь из династии Ахеменидов, правивший в 522–486 годах до н. э., завоеватель и реформатор.
ДЕХХОДА, АЛИ АКБАР (1879–1959) – выдающийся лингвист, автор наиболее полного словаря персидского языка, включающего около миллиона слов.
КАМАЛЬ ОЛЬ МОЛЬК (Мухаммед Гаффари; 1847–1940) – выдающийся иранский художник, главный придворный художник шаха Насир ад-Дина, основоположник реализма в иранской живописи.
КИАРОСТАМИ, АББАС (1940–2016) – выдающийся кинорежиссер, сценарист и продюсер, обладатель множества кинематографических наград.
КИР II ВЕЛИКИЙ (около 593–530 до н. э.) – царь из династии Ахеменидов, основатель династии и Персидской империи, правивший в 559–530 годах до н. э.
НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф; около 1141 – около 1209) – один из наиболее выдающихся поэтов средневекового Востока, классик персидской поэзии, основоположник реализма в персидской литературе, автор эпических поэм «Семь красавиц», «Хосров и Ширин» и «Искандер-наме».
ОМАР ХАЙЯМ (Гияс-ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури; 1048–1131) – математик, астроном и поэт, прославившийся своими философскими четверостишиями-рубаи.
РАИС-АЛИ ДЕЛВАРИ (1882–1915) – борец за независимость Ирана, возглавивший антибританское народное восстание 1915 года.
РУДАКИ (Абу Абдалла Джафар Бен Мухаммед; 860–941) – выдающийся поэт, основоположник литературы на фарси (новоперсидском языке).
РУМИ (Джалал ад-Дин Мухаммед Руми; 1207–1273) – выдающийся поэт и богослов, автор эпико-дидактической поэмы «Маснави» («Двустишия»).
СААДИ (Абу Мухаммед Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази; около 1210 – около 1292) – выдающийся поэт и мыслитель, классик иранской литературы, автор известной поэмы «Бустан».
САИБ ТЕБРИЗИ (Мирза Мухаммед Али Саиб Тебризи; 1601–1677) – выдающийся лирический поэт, автор поэмы «Кандахар-наме» и множества газелей[5], как лирического, так и философского содержания.
ДАНЕШВАР, СИМИН (1921–2012) – выдающаяся писательница, первая иранка, создавшая роман на персидском языке, автор бестселлера «Плач по Сиявушу», переведенного на семнадцать языков.
СУЛЕЙМАНИ, КАСЕМ (1957–2020) – выдающийся военный деятель, командовавший спецподразделением «Аль-Кудс» в составе Корпуса Стражей Исламской революции, в задачу которого входит проведение спецопераций за пределами Ирана; погиб в результате авиаудара ВВС США.
ФИРДОУСИ (Хаким Абулькасим Фирдоуси Туси; 940–1020) – выдающийся поэт, классик персидской литературы, автор эпической поэмы «Шах-наме» («Книга царей»).
ХЕСАБИ, МАХМУД (1903–1992) – выдающийся ученый, именуемый «отцом иранской физики», один из основателей Тегеранского университета (1971).
ХОМЕЙНИ, РУХОЛЛА (Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни; 1902–1989) – выдающийся религиозный и политический деятель, лидер Исламской революции 1979 года, рахбар Ирана в 1979–1989 годах.
ШАХРИЯР, МУХАММЕД ХУСЕЙН (1906–1988) – выдающийся лирический поэт, писавший на азербайджанском и персидском языках.
ЭБАДИ, ШИРИН (р.1947) – иранская правозащитница, лауреат Нобелевской премии мира (2003) «За вклад в развитие демократии и борьбу за права человека, особенно женщин и детей в Иране».
ЭТЕСАМИ, ПАРВИН (1907–1941) – выдающаяся поэтесса, следовавшая традициям классической персидской поэзии.
Предисловие. Благородные богатыри
Историю Ирана (обратите внимание – Ирана, а не Персии, это очень важно!) принято отсчитывать с середины IX века до н. э., с первого дошедшего до нас упоминания о стране Парсуа в одной из надписей ассирийского царя Салманасара III. Историки невероятно благодарны древним правителям, которые придумали высекать на камнях информацию о своих достижениях – военных походах или грандиозных строительствах. Ведь зачастую эти надписи являются для нас единственным источником сведений о давно прошедших временах.
Ассирийские надписи сообщают не только о существовании страны Парсуа, но и о том, что она находилась южнее озера Урмия[6]. При упоминании о Парсуа на ум сразу же приходит иранская провинция Фарс, которую принято считать колыбелью иранской нации. Однако это не совсем верно, ведь корни иранцев теряются где-то в Средней Азии, и где именно, мы вряд ли сумеем узнать, потому что кочевники не вели летописей и не высекали надписей на стелах. У них были другие, более важные занятия. Правильнее будет назвать Фарс «колыбелью иранской государственности», ведь именно отсюда берет начало великая держава Ахеменидов, границы которой простирались от Инда до Эгейского моря и от Закавказья до современного Асуана.
В переводе с языка древних предков иранцев, пришедших на Иранское нагорье из среднеазиатских степей, «парс» означает «богатырь». От группы племен гордое название перешло к местности и дошло до нас, лишь слегка изменившись во времена арабского владычества, поскольку в языке завоевателей не было буквы «п». От этого произошло некоторое несоответствие в названиях страны и ее языка у жителей Запада. Страну, с подачи древних греков, называли «Персией», а ее язык – «фарси». Так продолжалось до 1935 года, когда шах Реза Пехлеви потребовал от иностранных государств использовать в официальных документах название «Иран», в переводе означающее «страна ариев» или «страна благородных». Это название более точное, поскольку в Древнем Иране, кроме парсов, жили и другие племена арийской группы индоевропейской языковой семьи, пришедшие на Иранское нагорье из Средней Азии во II тысячелетии до нашей эры и расселившиеся на территории древнего государства Элам.
Элам упомянут во многих шумеро-аккадских источниках. В свое время это было сильное государство, но в I тысячелетии до нашей эры Элам стал приходить в упадок, а в середине VII века до нашей эры был окончательно сокрушен ассирийцами. К иранской истории Элам имеет такое же отношение, как и соседская курица к нашей похлебке[7], поэтому мы не станем уделять ему внимания. Некоторые историки поддаются соблазну и начинают искать «мосты» между Эламом и ахеменидской державой ради того, чтобы добавить к иранской истории еще полторы тысячи лет. С помощью разных уловок можно дойти и до сотворения мира, но с научной точки зрения такие попытки выглядят смешно, да и сама иранская история не нуждается в искусственном увеличении своего возраста, он у нее и без того весьма почтенный.
Пора начинать. Волшебный ковер повествования переносит нас на двадцать восемь столетий назад, в тот благословенный день, когда правитель Дейок основал Мидийское царство…
Глава первая. Держава Ахеменидов
Мидийское царство
Мидийское царство включало в себя значительную часть земель, на которых уже жили иранцы, и, кроме того, мидяне были их близкими родственниками, соседями по Средней Азии. Правда, есть мнение, что мидяне могли прийти на Иранское нагорье не прямиком из родных степей, а через Северный Кавказ, но это не отменяет родства между ними и иранцами.
«Жил в Мидии некий мудрец по имени Дейок, сын Фраорта, – пишет в своей “Истории” Геродот Галикарнасский, живший в V веке до нашей эры, тот самый, кого впоследствии назовут “отцом истории”. – Оный Дейок стремился стать царем и сумел добиться желаемого… Соплеменники избрали его судьей… и он заслужил у них почет, как единственно праведный судья… которому одному могли доверять люди». Свой авторитет Дейок использовал для того, чтобы убедить мидян избрать его царем. В детали этого процесса Геродот особо не вдается, да нам они и не очень-то важны. Важно то, что Дейок стал царем, построил себе дворец-крепость, установил свои порядки и царствовал над всеми мидийскими племенами, в числе которых Геродот называет аризантов, будиев, бусов, паретакенов, магов и струхатов. Особого внимания из перечисленных заслуживают маги, название которых, с легкой руки греков, стало нарицательным для обозначения волшебников. С распространением зороастризма, о котором вскоре пойдет речь, маги стали жрецами и играли важную роль в политической жизни древнего иранского государства в качестве оплота веры и царской власти.
Мидийское царство на рубеже VII и VI веков до н. э.
Надо понимать, что ни один человек, насколько бы талантлив он ни был, не может объединить то, что не готово объединяться. Разумеется, Дейок всего лишь завершил давно начавшийся процесс объединения мидийских племен. К сожалению, до нас не дошли письменные документы Мидийского царства, и мы можем судить о нем лишь по ассирийским, вавилонским и древнеиранским текстам. Сочинения античных авторов вторичны, поскольку они не были современниками описываемых событий, а всего лишь фиксировали те версии, которые казались им наиболее достоверными.
Далее Геродот сообщает, что сын Дейока по имени Фраорт, придя к власти, первым делом завоевал персов, затем стал покорять один народ за другим, и наконец выступил в поход на ассирийцев, который оказался для него фатальным – погиб и сам Фраорт, и бо`льшая часть его войска.
В аккадских записях Фраорт именуется Каштарити, а в древнеиранских – Хшатрита. В правление этого царя (678–625 до н. э.) произошло возвышение Мидии. Подчинив себе ряд мелких соседних правителей, мидяне на рубеже сороковых и тридцатых годов VII века до н. э. завоевали крупное государство Урарту[8], пришедшее в упадок в результате междо- усобной войны. Звезда Урарту закатилась, едва успев взойти. В первой половине VIII века до н. э. Урарту взяло верх Ассирией, а через сто с небольшим лет прекратило свое существование. Как говорят иранцы: «Был плов – и нет плова».
Геродот немного ошибся – к покорению Парса Фраорт-Каштарити приступил после завоевания Урарту. В 627 году до н. э. Вавилония начала войну за независимость от Ассирии и к 615 году практически выиграла ее. Победу закрепило вступление в войну Мидии – сын Фраорта Киаксар не мог упустить столь выгодного момента для покорения Ассирии. Мидяне добились значительных успехов, но окончательному покорению Ассирии воспрепятствовали полчища скифов, пришедших на Иранское нагорье из-за Кавказского хребта. Так утверждает Геродот. Он пишет о 28 годах разорительного владычества скифов в Азии, но многие современные историки считают, что никакого скифского владычества не было, а столкновение мидян со скифами относят к периоду правления Фраорта. По Геродоту, Киаксар смог одолеть скифов при помощи хитрости – пригласил в гости, напоил допьяна и истребил. После этого мидяне и вавилоняне разделили ассирийские земли. Были скифы или не были, но в любом случае покорение Ассирии состоялось при Киаксаре. Мидийское государство быстрыми темпами превращалось в империю…
Для установления власти над всей Передней Азией оставалось покорить Вавилонию и Лидию, занимавшую западную часть Малой Азии, но для этого следовало укрепить разросшуюся державу и поднакопить силенок. Этим занялся сын Киаксара Астиаг (он же – Иштувегу), начавший править Мидией в 585 году до н. э. Занялся на свою беду. Укрепление центральной власти вызвало недовольство у мидийской знати, а прекращение завоевательных походов настроило против царя армию. В результате переворота, состоявшегося в 550 году до н. э., вместо Астиага стал править Кир из рода Ахемена, носивший титул «царя города Аншан», но на деле владевший всем Парсом. Типичная ситуация – вассал отнял престол у своего сюзерена.
Был ли Ахемен?
В былые времена редко какой историк рискнул бы усомниться в существовании Ахемена (Хахаманиша) – основателя династии Ахеменидов. Сомневающегося ткнули бы носом в барельефы, найденные при раскопках Пасаргада, первой столицы Ахеменидской державы. На этих барельефах на трех языках – древнеперсидском, аккадском и эламском – выбито: «Я – Кир, царь, Ахеменид». Если уж Кир называл себя Ахеменидом, значит Ахеменид действительно существовал… Но на известном цилиндре Кира[9], найденном при раскопках Вавилона, Ахемен не указывается в числе предков царя. «Я – Кир, царь многих, царь великий, царь могучий, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света, сын Камбиса, царя великого, царя Аншана, потомок Теиспа, царя великого, царя Аншана…» Кир доходит до своего предка Теиспа, но почему-то забывает упомянуть его отца, основателя династии. Разве это не удивительно? Есть еще один настораживающий момент. Древнеперсидское письмо было изобретено после смерти Кира, при Дарии (Дарайавахуше) I, следовательно, Ахеменидом Кира назвал кто-то из последующих правителей, вероятнее всего, сам Дарий.
Зачем Дарию понадобилось выдумывать Ахеменида? Видимо, великому правителю показалось зазорным вести свой род от Теиспа (или Чишпиша), захватившего Аншан в первой половине VII века до н. э. Понадобился более славный предок, вот и пришлось его выдумать. Выдуманные персонажи удобны тем, что им можно придумать любую биографию, а вот с реальными людьми такой номер не проходит. Но нельзя исключить и того, что Ахеменид был обнаружен при более детальном исследовании генеалогии царского рода. Дарий I был узурпатором, представителем младшей ветви Ахеменидов, который пришел к власти в результате заговора, а сознание нелегитимности собственной власти часто побуждает узурпаторов к укреплению своих корней.
В сотворение мифа внесли свою лепту древнегреческие авторы. Платон в своем «Алкивиаде» возводит род Ахемена к герою Персею[10], сыну Зевса, а некоторые историки производили имя «Ахемен» от западногреческой Ахеи, хотя на самом деле имя основателя звучало как «Хахаманиш». Стремление навязать иранцам греческие корни было продиктовано политическими интересами, так греки пытались утвердить право власти над державой Ахеменидов.
Кир II Великий
Приведенная Геродотом легенда о происхождении Кира II настолько хороша, что от нее невозможно отмахнуться по причине ее недостоверности.
У царя мидян Астиага была дочь, которую звали Манданой. Однажды Астиагу приснилось, что его дочь затопила своей мочой все царство. Сон был истолкован как предвещение рождения сына-царя. Опасаясь еще не родившегося внука, Астиаг не стал выдавать Мандану за кого-то из знатных мидян, а выбрал ей в мужья знатного перса по имени Камбис. Поступок царя казался логичным, ведь сын перса вряд ли мог претендовать на власть над мидянами. После женитьбы Камбиса на Мандане Астиаг увидел новый сон – как будто из чрева его дочери выросла виноградная лоза, которая разрослась повсюду. Толкователи объяснили царю, что сын его дочери станет править вместо него. Когда у Манданы родился мальчик, Астиаг приказал своему знатному родичу Гарпагу умертвить младенца. Гарпаг, не желавший пачкать руки кровью невинного ребенка, да еще и царского рода, поступил иначе – поручил некоему пастуху оставить младенца в горах на съедение диким зверям. Но жена пастуха, которая в ту пору родила мертвого ребенка, уговорила мужа на обмен, в результате которого внук царя остался в доме пастуха, а зверям отдали мертвого ребенка.
Когда царскому внуку было 10 лет, вышло так, что ему пришлось предстать перед Астиагом, и тот его узнал. Притворившись обрадованным встречей, Астиаг сначала наказал ослушника-Гарпага – накормил его на пиру мясом его собственного сына, а внука решил отправить к его родителям. Вреда от внука царь уже не боялся, поскольку знал, что того избирали царем дети в своих играх, и связал свои вещие сны с детской забавой. Но Гарпаг, одержимый жаждой мести, подговорил Кира поднять персов против Астиага. Персы восстали и победили. Так Кир стал царем[11] Мидии…
Достоверно известно, что в 553 году до н. э. Кир II выступил против царя Астиага. Так гласит надпись, сделанная по повелению вавилонского царя Набонида на третьем году его правления. Принято считать, что восстание персов было вызвано стремлением освободиться от власти мидян, но вполне возможно, что вместо национально-освободительного мотива наличествовал узурпаторский, недовольная Астиагом знать сделала ставку на Кира. Выбор в правители немидянина мог быть объяснен как личными качествами Кира (требовался решительный завоеватель), так и политическими соображениями: мидяне не смогли выбрать правителя из своей среды и потому, действуя по принципу «ни нашим ни вашим», посадили на престол «чужака». Но так или иначе, в 550 году до н. э. Кир стал править Мидией, причем в вавилонской хронике сказано: «Войско Иштумегу [Астиага] восстало против него, и он был схвачен, и передан Курашу [Киру]». Войско, восставшее против царя, – явное свидетельство заговора.
Ксенофонт, некогда считавшийся не менее уважаемым историком, чем Геродот, в своей «Киропедии» показывает Кира любимым внуком Астиага. Ксенофонтовский Кир не отбирает престол у деда, а становится правителем в результате женитьбы на дочери его сына и преемника Киаксара. Надо понимать, что «Киропедия» – это не исторический труд, а историческая беллетристика, повествование о идеальном правителе. «Государь» флорентийца Никколо Макиавелли написан под влиянием «Киропедии», циничный прагматик переосмыслил опыт идеалиста.
Гробница Кира Великого
Родство Кира с Астиагом, о котором пишет Геродот (и не только он), вполне могло оказаться мифом, созданным для укрепления позиций нового мидийского царя. Короче говоря, все очень смутно и зыбко, но благодаря дошедшим до нас надписям, мы можем достоверно судить о самом главном – о завоеваниях Кира и особенностях его правления. Став царем, Кир сразу же начал подчинять себе бывших мидийских вассалов – Парфию[12], Армению и некоторые другие земли. В конце 547 года до н. э. Кир захватил Лидию, а в 539 году покорил Вавилон. Можно с уверенностью предположить, что мидийская знать и мидийское вой- ско было довольно новым правителем, ведь ничто не обогащало столь быстро и обильно, как победоносные завоевательные войны. В довольно короткое время держава Кира расширила свои границы от Инда и Сырдарьи до Эгейского моря и Египта. Некоторые государства, например Сирия и Финикия, подчинялись Киру без сопротивления. Не столько потому, что устрашались силы Кира, сколько из-за его весьма гуманного (а по тому времени особенно) отношения к покоренным народам. На территориях, перешедших под власть Кира, не происходило каких-то особенных изменений. Менялась верховная власть, утрачивалась политическая самостоятельность, а в остальном все оставалось по-прежнему, а если же изменялось, то к лучшему. В частности, Кир возвращал народам свободы и привилегии, отнятые у них вавилонскими царями. Одной стрелой Кир убивал сразу несколько птиц – обеспечивал спокойствие в своем государстве без привлечения крупных военных сил, которые выгоднее было использовать для завоеваний, привлекал на свою сторону народы, еще не перешедшие под его власть, и создавал себе репутацию справедливого правителя, служившую дополнительной (и весьма надежной) опорой его власти. «Мои многочисленные войска вступили в Вавилон мирно, – написано на упомянутом выше глиняном цилиндре. – Я не позволил [никому] устрашать [жителей] [Шумера] и Аккада. Я установил мир в Вавилоне и во всех его священных городах… Я отменил угнетения, которые они терпели. Я принес покой в их разрушенные дома и положил конец их стенаниям… Я вернул на свои места… в святилища, которые в течение долгого времени были разрушены, богов, которые [раньше] жили там».