Обзор по книге «Гении и аусайдеры: почему одним все, а другим ничего?», Малкольм Гладуэлл
Автор обзора: Елена Бровко
Закономерности успеха: что делает одного человека победителем, а другого неудачником
У успеха есть свои закономерности. Чтобы подняться на вершину, мало одних только выдающихся способностей и личностных качеств. Американский исследователь одарённости Льюис Терман много лет следил за тем, как складывается жизнь группы его подопечных детей. Он пришёл к печальному выводу – одна лишь одарённость не помогла им добиться выдающихся результатов в жизни.
Автор книги провёл серьёзное исследование, чтобы выявить закономерности жизненного успеха. Он изучил примеры многих людей, чьи достижения выходят за рамки привычного – среди них были бизнесмены, программисты, пилоты, музыканты, адвокаты и представители других сфер. Их биографии явно показывают – высокие достижения сильно зависят от условий, в которых прошло детство человека. Играет роль как обстановка в семье и стиль родительского воспитания, так и более широкий социальный контекст, например, принадлежность к определённому поколению или начало взрослой жизни в определённый исторический момент. Эти факторы гораздо больше помогают людям в жизни, чем работоспособность, целеустремлённость и другие положительные качества характера, о которых любят говорить современные бизнес-тренеры.
Биографическая справка
Малкольм Глаудэлл – канадский журналист, социолог, почётный доктор филологии Университета Ватерлоо. Участник списка 100 самых влиятельных людей 2005 года по версии Time. Некоторые его книги занимали первые строки в списке бестселлеров The New York Times. В 2007 году получил премию Американской социологической ассоциации за выдающиеся достижения по отчетам в социальных вопросах.
Введение
Самый высокий дуб в лесу стал таким не только потому, что рос из самого живучего желудя. Всё дело в том, что жёлудь попал в плодородную почву, другие деревья не заслоняли росток от солнца, зайцы не грызли его кору, и дровосек не срубил его до того, как он окреп. Точно такая же ситуация с выдающимися на социальном поприще людьми: они добиваются успеха не столько благодаря генам и врождённым качествам, сколько благодаря условиям, которые создала для них жизнь. Это точка зрения сегодня не в моде, зато имеет много подтверждений из реальной жизни. Люди, которые пробиваются на вершину вопреки обстоятельствам, – это лишь исключение из общего правила.
То, что мы называем талантом, на самом деле является результатом сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и вовремя выпавшего счастливого случая. Посмотрим пристальнее на факторы, которые на самом деле приводят к социальному успеху.
ФАКТОР УСПЕХА 1. Относительный возраст
Было замечено, что хоккейные звёзды рождаются в январе. Если посмотреть статистику любой высшей хоккейной лиги, то обнаружится, что подавляющее большинство игроков родились именно в начале года. Объяснение этому факту не имеет отношения к астрологии, оно куда более прозаичное.
Всё дело в том, что в Канаде, где хоккею придают огромное значение, отбор в хоккейные секции заканчивается 1 января. Другими словами, ребенок попадает в группу 9-леток, если ему исполняется девять лет до 1 января. Представим, что у ребёнка день рождения всего через пару дней (скажем, 2-го января) и ему исполнится уже 10 лет. То есть по факту он может быть старше одногруппников почти на год. Такой ребёнок будет иметь весомое преимущество в хоккее, просто потому что он крупнее и сильнее остальных. В предподростковом возрасте разница в несколько месяцев даёт заметные различия в физической форме.
Относительный возраст даёт детям большую фору, потому что преподаватели и тренеры делают ставку на более зрелых детей. Физическую развитость они отождествляют с хорошими способностями и более «перспективным» спортсменам помогают добиваться большего.
В известном эксперименте Роберта Розенталя было ясно показано, что дети, на которых взрослые почему-то сделали ставку, добиваются больших успехов не только в спорте, но и в учёбе.
ЭКСПЕРИМЕНТ. Школьники выполнили тест на определение умственных способностей. Затем они были разделены на две группы в случайном порядке (вне зависимости от результатов теста). Учителям же сказали, что первая группа справилась с тестом гораздо лучше второй (и это была неправда). В конце учебного года дети ещё раз выполнили тест, и первая группа действительно справилась с ним лучше. Что произошло?
Весь год учителя, думая, что в первой группе дети очень способные, относились к ним не так, как к другим: обращали на них больше внимания, чаще спрашивали, давали больше времени на ответ, подчёркивали их успехи, а ошибки списывали на случайность. В результате, дети стали больше верить в себя.
Подобные результаты описали и другие исследователи. Так, было замечено, что лучшим студентам преподаватели обычно уделяют больше внимания, и те становятся ещё лучше.
Теперь очевидно, почему перед ребятами, рождёнными в январе, двери в большой хоккей открываются шире. В Канаде в 9-10 лет начинается отбор игроков в элитные команды. Тренеры отдают предпочтение тем, кто показывает лучшие результаты в своей группе, то есть более старшим. С ними начинают заниматься лучшие тренеры, они играют рядом с более сильными товарищами и в три раза больше тренируются (потому что элитные команды проводят до 70 матчей в год, тогда как команды из «домашних» лиг – всего около 20). В результате единственное первоначальное преимущество ребёнка – разница в возрасте в несколько месяцев – к 13–14 годам позволяет ему отточить мастерство благодаря первоклассному обучению и дополнительной практике, и теперь он действительно наголову выше своих товарищей и имеет больше шансов попасть во взрослую лигу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги