Протоиерей Георгий Бреев
Практика подготовки к Исповеди и Причастию
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
ИС Р18-812-0459
Об исповеди и покаянии
Как соотносятся исповедь и покаяние? Настоящая исповедь всегда проникнута покаянным чувством. В практике, в употреблении мы различаем таинства Покаяния и Исповеди. Но как исповедь невозможна без покаяния, так и покаяние останется незавершенным, если не будет принесена исповедь. В этом смысле можно сказать, что исповедь и покаяние есть одно целое, то, что нельзя разделить.
Часто мы слово «исповедь» понимаем односторонне, не во всей его полноте, считая, что «исповедоваться» означает только «каяться священнику в своих грехах». Но таков ли настоящий смысл этого слова? Он глубже, исповедование – это не только сетование о грехе, признание себя грешником. Синоним слова «исповедоваться» – «открывать». Открывать то, что находится в глубинах наших сердечных переживаний, в глубинах помышлений, того, что мы постигли, читая Слово Божие или исследуя свою жизнь, свои дела, вникая в богатство святоотеческой литературы.
В Священном Писании «исповедание» – это то, что нужно «открыть», «поведать», «возвестить». Во всеуслышание поведать о благодеяниях или милости Божией, о каком-то необычайном, чрезвычайном действии Божием, свидетелем которого явился целый народ, как это было в Израиле, или только люди духовной жизни. Как мы слышим за каждым всенощным бдением: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его (Пс. 105: 1). Разве это призывает нас открывать свои грехи? Нет, совершенно противоположное: Исповедайтеся Господеви – призыв к тому, чтобы мы возвестили, или прославили, или воспели – открыто заявили о переживаемом нами величии Божием. Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его (Пс. 135: 26).
Это исповедание мы найдем во многих местах Библии. Вспомним, как Господь сорок лет испытывал народ Израиля пустыней. Вот наконец они вступили в страну обетования – и тут же Мариам, сестра пророка Моисея, выходит с тимпаном, другие девы и женщины берут музыкальные орудия, и начинается не просто веселье, а духовное празднество, торжество, излияние духа о том, что настал этот чаемый день, когда совершилось назначенное Богом. Песнь, воспетая Мариам, запечатлена на страницах Библии, в книге Исход (15: 1-21) и стала прообразом песни, которая потом вошла в наше богослужение. Это было исповедание, охватившее весь народ и выразившееся в торжественных гимнах и празднестве.
Читая библейские пророческие книги, мы видим, как Бог призывал ветхозаветных пророков к высокому служению – а они в ответ чаще всего исповедовали свою немощь, неспособность понести великое призвание. «Как же я смогу?» – говорил почти каждый из них. Но Господь давал им провещать Божественное слово. И это тоже было исповедание славы, величия Божия, того, что воля Божия настолько выше человеческой, что нужно возвещать ее, не придавая себе никакой цены, – как пророк Иона принес Богу свое исповедание во чреве китове, когда Господь смирил его гордость, попустив ему попасть в морскую пучину и быть проглочену огромной рыбой. Сперва Иона объявил ниневитянам, что они погибнут, и хотел, чтобы пророчество исполнилось, дабы не оказаться лжецом. Но жители Ниневии стали каяться, да так, что царь издал указ, запрещающий даже кормить животных, сам разодрал на себе одежду и сел во вретище на кучу пепла. Весь народ каялся – и Господь отменил Свой суд, по которому Ниневия должна быть предана страшным карам.
И вот исповедание Ионы, вознесшееся ко Господу из чрева кита: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! (Иона 2: 2-10).
Вспомним отроков в вавилонской печи: они не стали поклоняться языческому богу, и царь Навуходоносор приказал бросить их в раскаленную печь (Дан. 3). Огонь достигал чуть ли не до неба, сжигая все вокруг, а к отрокам сошел Ангел Божий и покрывал их. Среди огня они исповедовались Богу, призывали и славили Его. Они принесли исповедание не покаянием, так как вели чистую жизнь и были ревностными служителями закона Божия, свято хранили Предание и пошли за него на смерть, но благословляли Господа: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки… Благословите, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, всякий дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, все ветры, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, огонь и жар, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, холод и зной, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, росы и инеи, Господа, пойте и превозносите Его во веки… Благословите, моря и реки, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите Господа, киты и все, движущееся в водах, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, все птицы небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки… Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Благословите, все чтущие Господа, Бога богов, пойте и славьте, ибо вовек милость Его (Дан. 3: 52–90).
Не случайно эти ветхозаветные исповедания легли в основу наших богослужебных канонов, которые читаются на утрене: так, в основу 6-й песни положена молитва пророка Ионы, а 7-й и 8-й – песнь трех отроков. Мы призываемся не только перед лицем Божиим сокрушаться о своих грехах и беззакониях, но и славить Его от полноты своей, то есть исповедоваться Ему, что вот, Ты, Господи, дал мне возможность пережить какой-то период моей жизни, Ты открыл мне дар веры, дал познание о Себе… Эта сторона от нас часто бывает сокрыта, но душа не может не исповедоваться Богу, она приносит Ему хвалы и благодарения. Такое исповедание совершенно иного свойства – не покаяние, не сокрушение о грехах, а возвещение всемогущества, любви, благости Божией, Его Божественной правды.
Господь вопросил Своих учеников, за кого люди почитают Его, и апостолы отвечали – кто за Илью пророка, кто за Иоанна Крестителя, кто за пророка Иеремию… А вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16: 15). Все молчали. И только Петр исповедал Христа перед учениками: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, а врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 17–18). На каком камне? На камне исповедания.
В Евангелии Господь говорит: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10: 32). Тому, кто невзирая ни на какие угрозы исповедует Христа перед людьми, в Церкви усвоено именование «исповедник». Святые, принесшие в своем служении исповедование Христа, не только учили истинам Священного Писания, но и готовы были запечатлеть свое исповедание веры подвигом мученичества перед противниками Бога и еретиками. В I веке это был первомученик Стефан, во время гонений явилось множество мучеников, в VII – Максим Исповедник, в XX веке – новомученики и исповедники Российские. В годы революции многие священнослужители не просто отказывались признать себя виновными в том, в чем их обвиняла богопротивная власть, но говорили открыто, что атеизм – страшное заблуждение, отрицательно влияющее на все стороны человеческой жизни. Они не отрекались от веры и посреди самых тяжких невзгод продолжали исповедовать истину.
Так что «исповедь» имеет очень глубокий смысл и обнимает многие сферы нашей души. Когда душа знает Бога, она не может Его не прославлять. Самое дорогое, близкое, высокое, святое может быть дано человеку, он имеет это в себе и переживает, осознает, чем обладает. И через исповедание открывает, свидетельствует, что Бог истинен, человеколюбив, Бог обладает высшей правдой, и другие высокие истины… Христианин может говорить о них, исповедовать среди своих друзей. Или же, сам веруя несомненно, не хочет навязывать свою веру другим, но когда его начинают укорять, он говорит: «Нет, я могу вам объяснить, что вы не так понимаете…»
Без исповедания не может быть и покаяния.
Когда явился Спаситель, Иоанн Предтеча впервые произнес во всеуслышание: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3: 2). Нельзя сказать, что покайтесь было незнакомым словом: те из иудеев, кто читал Священное Писание, знали, что Бог часто говорил через пророков: оставьте свои беззакония, обратитесь ко Мне. А обращение есть не просто формальное признание: «да, я был преступником, а сейчас не хочу им быть». Между Богом и человеком после грехопадения возникла стена греха, пробиться через которую нам трудно. Но когда Бог призывал, протягивал руку помощи, посылал пророков, облеченных властью и силой, то их призыв к изменению жизни, к покаянию служил могущественным средством исправления.
Иоанн Креститель вышел на проповедь, и весь Иерусалим, и окрестности Иудеи, и заиорданская сторона приходили на берег Иордана и принимали крещение. Каким образом? Исповедуя свои грехи. Они открывали то, что их удалило от Бога, стало нарушением закона, заповедей, Господнего завета. Люди мучительно несли это на себе и, услышав обращенный к ним глас, единодушно пришли в движение. Может быть, потому, что уже четыре столетия как не было пророков, глас Иоанна Предтечи возымел действие. И Свое служение Христос начинает со слов: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Отныне Господь Своей властью положил для всех народов единственный путь – оставление грехов и беззаконий и исповедание их.
Так с зарождением Церкви возникла живая традиция. Уже в I веке в Иерусалимской общине практиковалась общая исповедь. Апостол Иаков сказал: исповедуйте друг другу согрешения… яко да исцелеете (Иак. 5: 16). А что такое «общая исповедь»? Член общины мог, придя на богослужение, во всеуслышание объявить, что вот, дорогие братья и сестры, честные отцы и святые апостолы, я имею на душе тяжкие грехи, но всем сердцем хочу исправиться, а вы будьте свидетелями моего покаяния. Таков был закон: если человек давал клятву или обещание Богу при двух свидетелях, это считалось непреложным и это надо было непременно совершить.
Со временем, когда Церковь стала разрастаться, появились новые многочисленные общины, в них были поставлены священнослужители, и появилась необходимость и возможность перейти к частной исповеди. В самом деле, если представить, как звучала общая исповедь христиан, обратившихся из язычества… Наверное, многие из нас в ужасе убежали бы прочь. Потому что тяжело читать даже обличения апостола Павла, адресованные общинам, в которых он насадил христианство. Когда стали нерадеть о даре благодати, полученной в Крещении и в общении с Церковью, забывать о ней, как это свойственно человеку, или же тщеславиться, произошел поворот к прежнему образу жизни. И вот апостол напоминает, перечисляет грехи, к которым вернулись некоторые новообращенные христиане: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6: 9-10). Такова жизнь языческих народов, читавший Священное Писание знает, какие в язычестве творились беззакония и противоестественные грехи. Поэтому, конечно, нужна была работа над душой каждого человека и частная исповедь, которую принимали пресвитеры-духовники.
В IV веке, во времена расцвета монашества, в монастырях подвизались старцы, искусные в духовной жизни, в духовной брани. Они учили, описывали в своих творениях, как грех зарождается в человеческом сердце, как ему противостоять, как его преодолевать. Они говорили, что непременное условие борьбы с грехом – покаяние и исповедование. Христианин должен увидеть в себе грех и осознать, что он направлен на нарушение одной из заповедей. Если ты почувствовал, как мы сейчас говорим, зависимость от греха – то есть «не хочу, а делаю», – преподобные отцы советовали обязательно идти к священникам-духовникам и открывать им свои согрешения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги