banner banner banner
Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита
Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита
Оценить:
 Рейтинг: 0

Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита

Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита
Георгиос Крусталакис

Порфирий Кавсокаливит (1906-1991) – один из любимых в России греческих святых нового времени. Может быть, оттого, что старец очень похож на Николая Чудотворца – своей простотой и тем, что никогда не проходил мимо чужой беды.

В книге жизнь святого Порфирия представлена в воспоминаниях его чад и тех, кому он помог, кого спас, исцелил своей молитвой и любовью. Это чтение укрощает сердце, наполняет его доверием Христу, близкому нам в XXI веке так же, как две тысячи лет назад.

Георгиос Крусталакис

Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита

???????? ???????????

???????? ??? ????????????

??? ??????????? ?????? ??? ????????????? ??????

????? ????? ?????????

??????????????

? ??????????? ??????? ??? ??????????

Предисловие редакции

Живые свидетельства людей, получивших, сверх всякой надежды, помощь святого Порфирия Кавсокаливита, почетный профессор Афинского университета Георгиос Крусталакис старательно собирал многие годы. Они и легли в основу книги (оригинальное название – «Старец Порфирий. Духовный отец и наставник»). Первое издание относится к 1997 году, но читатель сможет увидеть, что значительная часть произведения – «Память сердца» – состоит из рассказов более позднего времени.

Святой Порфирий действительно на некоторых иконах изображен улыбающимся, что редко встречается в православной иконографии. Главным чувством, наполнявшим душу старца, была радость о своем Боге. Он постоянно об этом говорил. Толковал не о страхе, аде и вечных муках (хотя все это – реальность), а о любви Божией к нам: «Христос – это новая жизнь. Христос – это все. Он – радость, Он – жизнь, Он – свет, свет истинный, который делает так, что человек радуется, стремится ввысь…»

Мы позволили себе лишь немного сократить текст в той части, где подчеркивалось почитание святого старца до его канонизации, поскольку на сегодняшний день отец Порфирий, «беспризорник Христов», как он сам себя называл, уже прославлен и нет причин сомневаться в его святости перед Богом.

В конце книги взыскательный читатель найдет перечень трудов на греческом языке, на которые по ходу повествования ссылается автор.

Надеемся, что чтение этих страниц поможет пережить то же, что, не сомневаясь ни на минуту, чувствовал любой посетитель старца Порфирия – великую любовь и заботу, которую имеет о нас Бог.

Предисловие автора

Не только когда он учил или говорил, но и когда просто смотрели на него, он был в состоянии внедрить всякое учение добродетели в душу видящих его.

    ИОАНН ЗЛАТОУСТ
    Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, часть вторая

Исследуя духовный путь греческого Православия, с особым благоговением останавливаешь внимание на некоторых подвижниках и духовных отцах нашего времени. Их можно было бы назвать современными исихастами или последними преемниками возрождения добротолюбия[1 - Добротолюбие – перевод греческого слова «филокалия»: любовь к прекрасному, возвышенному, доброму. Так называется известный сборник творений различных святых отцов, писания которых выражают любовь к Божественной красоте, к Богу. Под добротолюбием с маленькой буквы понимается учение, дух, традиция, передаваемая этими святыми. По-гречески книга «Добротолюбие» называется «Добротолюбие отцов, пребывающих в трезвении» (????????? ???????? ???????). – Пер.] в Греции. Это отцы, наделенные даром духовного наставничества и усвоившие дух аскезы. Их ум проникнут учением исихазма[2 - Исихазм – в одном из значений: христианская монашеская жизнь, преимущественно отшельническая, ставящая своей целью созерцание и молитву (см. Православная энциклопедия). – Ред.], как это было и у великих отцов прошлого. Дело духовного руководства и назидания эти праведники продолжили в наше время, став религиозными учителями для современной молодежи и наставниками семьи – да не прервется православная традиция духовничества.

Память об их святой жизни всегда будет утешать и исцелять душу. Никогда не исчезнут из нашей памяти приснопамятные старцы Амфилохий (Макрис), Филофей (Зервакос), Паисий Святогорец, Софроний Эссекский (архимандрит Софроний (Сахаров), ученик преподобного Силуана Афонского. – Ред.), Епифаний (Феодоропулос), Иаков (Цаликис) и Порфирий (Байрактарис). Их назидательное слово останется для нас наказом, побуждением к жизни.

Этот небольшой труд посвящен личности преподобного старца Порфирия (Байрактариса) (1906–1991). Он был выдающимся духовным отцом, исполненным любви, смирения и послушания. Он особенно любил тех, кто на своем жизненным пути был безутешен, людей, пребывающих в боли и скорби, не в последнюю очередь – родителей, которые несут особый крест и идут по жизни мужественно и смиренно.

Преподобный Порфирий был духовным наставником в непростое время, – время, которое современные преподаватели называют безнравственным и болезнетворным. Он был гражданином духовного мира и учителем, исполненным Божественной благодати.

В этой работе мы не ставили себе цель превознести святость преподобного старца – очевидное не нуждается в доказательствах. Чтобы понять, насколько ценна денежная купюра, достаточно взглянуть на ее лицевую сторону. Так и со святостью. Но мы предприняли попытку воссоздать ту трогательную атмосферу славословия Богу и молитвы о ближних, которая всегда окружала святого старца.

Повествуя о событиях из праведной жизни отца Порфирия, мы живописуем его любящую, заботливую душу и отеческую доброту, дабы читатель мог с горячим усердием подражать боголюбивому обычаю святого.

    ГЕОРГИОС С. КРУСТАЛАКИС

Чем живет наш век

Слезы мои были для меня хлебом день и ночь…
Для чего я сетуя хожу?..
Что унываешь ты, душа моя?..

    ПСАЛОМ 41

Странники в этой жизни, «унывая и сетуя, мы идем» по безводной пустыне нашего века. Мы блуждаем в мире тьмы и тления. Движемся по долине нашего повседневного ада, долиною смертной тени, в земле пустой, иссохшей и безводной (Пс. 22: 4; 62: 2).

Но ходящий во тьме не знает, куда идет (Ин. 12: 35). Это человек, который утратил свою духовность, помраченный в разуме (Еф. 4: 18).

Откроем сердце поучительному и проникающему в глубины человеческой души слову нашего духовного отца старца Порфирия: «Возлюбите Христа… Христос – это все, Он источник жизни. Все прекрасное – во Христе. А вдали от Христа лишь уныние, печаль, тоска, тревоги, беспокойство о жизненных несчастиях и тяготах, часы мучительных переживаний».

Постараемся мысленно перенестись в мир духовный, подальше от нашей обычной расслабленной жизни с ее повседневной рутиной, от часов, прожитых без радости. Приблизимся через воспоминания и свидетельства других людей к личности святого старца Порфирия, чтобы усвоить его назидательное слово.

***

Мы живем в сложное время, способное подчас серьезно повредить и искалечить душу; современный человек нередко приходит к отрицанию и самой жизни. Наша эпоха в истории человеческой цивилизации – время великих противостояний, противоречий и потрясений. Серьезные социальные и культурные изменения в обществе заставляют человека приспосабливаться к новым реалиям. Так, учителя сейчас не могут в полной мере исполнять своего предназначения – современное общество, отрицая важнейшие принципы педагогики, лишило их такой возможности. Сегодня сформировалась и активно продвигается, при помощи различных маркетинговых технологий, специфическая модель мира и человека, которая искажает правду о жизни, человеке, мире и Боге. Так, обыватель – в первую очередь молодой – видит истину сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13: 12). У него своеобразное и по большей части ошибочное представление о мире и человеке. Как следствие, ошибочны и искажены ответы, которые он дает на важнейшие вопросы бытия, вследствие чего жизнь человека принимает неопределенное, а порой и вовсе неверное направление.

Мы сегодня обожествляем машины, мы порабощены ими. Как замечает приснопамятный старец Паисий Святогорец (1924–1994), другой святой нашего времени: «Умножилось число машин, умножились и заботы, и это сделало машину из человека. Теперь машины и железо командуют человеком, а поэтому и людские сердца стали железными[3 - См.: Схимонах Паисий Святогорец. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Издательство Альфа Риони, издательство Борисова, 2015. С. 212–213.]».

Обожествляются наука и рациональная мысль. Мы стали обществом массового потребления и конкуренции, в котором человек чувствует себя одиноким и находится в постоянном стрессе[4 - См.: Г. Крусталакис. Воспитание, жизненный путь, 1995. См. также: Эрих Фромм. Здоровое общество, 1973.]. Эта духовно нездоровая среда не способна воспитывать душу. Она толкает ее на пространный путь, ведущий в погибель (Мф. 7: 13). Современный мир концентрируется в первую очередь на инстинктах молодого человека, воздействуя на подсознательную область его психики. Он настойчиво предлагает искаженные образцы для подражания, провоцирует, искусственно формирует потребности, культивирует и подогревает задатки нарциссизма, превращает человека, у которого нет внутреннего стержня, в «животное потребляющее», управляемое извне[5 - См.: У. Эко. Двадцатый век был как инфаркт, 1990. См. также: Д. Купер. Смерть семьи, 1976; Р. Д. Лэйнг. Феноменология переживания. Райская птичка, 1977.].

Так человек теряется в суете современной жизни, ощущая неудовлетворенность от непреходящей пустоты своего бытия. Стремясь как-то заполнить ее, он с легкостью соскальзывает на путь, ведущий в пучину разных ересей, современных лжеучений, главным образом азиатского происхождения, антихристианских движений и международных течений, псевдопсихологических групп, эзотерических и философских учений, предлагающих «единственно верный ответ на все вопросы». Но и там поджидает человека путаница и отчаяние[6 - См.: Протоиерей А. Алевизопулос. Размышление или молитва, 1993.].

Люди разобщены, одиноки, тревожны, замкнуты, сбиты с толку, разочарованы. Жизнь для них утрачивает ценность.

В это бездуховное время, чтобы обратить нас к спасительному Свету Жизни, Христу, Который есть – все, Человеколюбивый Бог вмешался и послал святых нам для исцеления, назидания и утешения. Присутствие праведников в современном мире являет Божественное снисхождение и дает нам, многострадальным, надежду на духовное здоровье, избавление и воскресение. Святые, как древних, так и наших дней, – свет, который освещает и освящает мир (см.: Мф. 5:14–16). Они – духовные отцы, ведущие к истине, воспитатели и советчики человеку.

***

Христианский праведник – это явление благодати в мире греха: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5: 20). Святость, как учит преподобный Иоанн Лествичник, носитель духа синайского монашества, – это восхождение по лестнице духовной жизни, по ступенькам добродетелей. Она достигается путем духовной борьбы длиною в жизнь – через подвиг, постоянное воспитание своей души, молитву, смирение и рассуждение.

Больше всего сегодня не хватает святости. Без нее современному человеку не выжить ни физически, ни духовно. И она не далекое и недостижимое свойство. Святость и греховность сосуществуют в одном и том же мире, в одном и том же обществе, рядом с нами. Праведность не оторвана от земного и не принадлежит прошлому – это живой опыт настоящего. Своей жизнью это подтверждают святые наших дней, ведомые и неведомые миру подвижники, среди которых – блаженной памяти старец Порфирий.

Для нас, рациональных современных людей, очень трудно, почти невозможно поверить, что мы – сограждане святым и свои Богу (Еф. 2: 19). Но мы должны чувствовать, что праведники есть и сегодня, живут и трудятся возле нас. Их близкое присутствие – великое утешение, свет, опора и надежда на жизнь для многих людей. Они – надежда на уготованное нам на небесах (Кол. 1: 5), соль, которая сохраняет нашу жизнь (см.: Мф. 5: 13).

Но мир обращен к иным кумирам. Система ценностей нашего общества искажена. Она превозносит и рекламирует мнимые добродетели сильных и «мудрецов» мира сего, финансовых магнатов, звезд шоу-бизнеса, спортсменов, вообще людей, производящих впечатление силы и блеска. Но святые – это нечто совсем другое. Незначительны и неприметны, презираемы и унижены миром, они на самом деле – утверждение и величие мира.

Как учит Климент Александрийский, настоящие мудрецы смиренны, они – «младенцы» для мира, тогда как мудрецы этого мира охвачены самодовольством и надменностью: вообразив себя мудрецами, обезумели (Рим. 1: 22). Значит, что скрыто от мудрых и разумных этого мира, открыто «младенцам»[7 - См.: Свт. Климент Александрийский. Педагог. Гл. 6.].

***