Борис Алексеевич Филиппов
Свидетельница Воскресения. Тайны и разгадки Туринской Плащаницы
Моей жене Тане посвящаю
© ООО ТД «Никея», 2021
© Филиппов Б.А., 2021
От автора
Эта книга посвящена истории Туринской Плащаницы. Поскольку автор – историк, то в первой ее части рассказывается в основном об историческом пути Плащаницы и связанных с ней исторических тайнах, разгадать которые уже сумели историки или о которых они только строят предположения.
В то же время Плащаница никогда не будет считаться подлинной, если у нее не будет полной и достоверной биографии. Вариант такой биографии представил почитателям Плащаницы в 1978 году английский историк и журналист Ян Вильсон[1]. Но она сразу же вошла в противоречие с признанной церковным сообществом историей Нерукотворного Спаса из Эдессы[2], которого Вильсон отождествил с Плащаницей. В то же время версия Вильсона о тождественности двух реликвий подверглась серьезной критике со стороны академического сообщества. И тем не менее именно книга Вильсона является сегодня отправной точкой для всех, кто исследует историю Туринской Плащаницы или предлагает свою версию этой истории.
Представленные в нашей книге гипотезы современных исследователей пока еще не сложились в ясную картину. Ученым не удалось объяснить феномен происхождения Изображения на Плащанице. После выяснения, что Плащаница не могла попасть в Эдессу ранее VI века, встал вопрос о месте ее 500-летнего нахождения. Опровергнув тезис о тождественности Плащаницы Нерукотворному Образу из Эдессы, ученые тем самым обратили внимание на одновременное нахождение в Эдессе обеих реликвий. Если в Константинополь в 944 году была привезена Плащаница, то когда там оказался Спас Нерукотворный? Наличие в столице империи этих двух реликвий документально подтверждено. Последний раз Плащаницу видели в Константинополе в 1204 году и, возможно, в Афинах в 1206-м, после чего она исчезла и вновь появилась около 1349 года. Мы знаем, что именно в это время Жоффруа де Шарни и его жена Жанна де Вержи впервые обратились к папе Клименту VI за разрешением на организацию коллегиаты[3] в строящемся храме в Лире, где будет совершаться поклонение «изображению Плащаницы Господа Нашего Иисуса Христа». До сих пор идут споры об источнике, из которого первый документально доказанный владелец Плащаницы в Западной Европе Жоффруа де Шарни получил величайшую реликвию христианства.
Столетние исследования не приблизили нас к разгадке тайн Плащаницы, но породили новые. Из апокрифов мы знаем об обретении Плащаницы апостолами после Воскресения Христова (апрель 33 года) и получении ее де Шарни (в середине XIV века). Пространство между этими датами заполнено открытиями и гипотезами историков.
О них рассказывается в первой части нашей книги.
Вторая часть – «Свидетельство Плащаницы» – посвящена открытиям и дискуссиям современных ученых, прежде всего естествоиспытателей. В изучении таинственного полотна приняли участие более 200 ведущих специалистов со всего мира, от судебно-медицинских экспертов до сотрудников NASA.
Часть I
Восстанавливая таинственные маршруты
Если… это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его.
Деян. 5: 38–39Глава 1
Загадка древнего полотна
Плащаница! Какое красноречивое послание страдания и любви, смерти и вечной жизни! …берущая за душу икона Страстей Христовых.
Иоанн Павел IIКак выглядит Туринская Плащаница
Погребальная Плащаница с 1578 года хранится в столице герцогства Савойского Турине – сначала в часовне Сан-Лоренцо, а затем, с 1694 года, – в специально построенной по проекту Гварино Гварини часовне (Cappella della Sacra Sindone – часовня Святой Плащаницы). Часовня соединяет кафедральный собор во имя Иоанна Крестителя с королевским дворцом.
Плащаница представляет собой белое, оттенка слоновой кости льняное полотно относительно большого размера: 437 см в длину и 111–113 см в ширину. С расстояния от 2 до 9 м на полотне можно увидеть две фигуры, обращенные друг к другу головами. Обе фигуры изображают одного и того же обнаженного бородатого человека, видимого спереди и сзади. Его длинные волосы на концах связаны. Тело носит явные следы бичевания и распятия. Карминового цвета пятна – следы крови.
Изображения плохо видны, потому что имеют цвет охры, лишены острых деталей и сливаются с фоном ткани. Вдоль всей Плащаницы на расстоянии 8–10 см от левого края проходит непрерывный шов, который разделяет ее на меньшую и большую части. У меньшей отсутствует фрагмент размером в 35 см по правой стороне и 25 см по левой. По обеим сторонам от изображения тела имеются характерные темные полосы, перемежающиеся треугольными отверстиями – следами от пожара 1532 года в Шамбери (Савойя). В 1534 году эти прожженные места (14 крупных и 8 мелких) были залатаны монахинями из ордена святой Клары взятым с алтаря льняным полотном. Монахини работали, стоя на коленях, выражая тем самым почтение к святыне.
Заплатки были удалены с Плащаницы в августе 2002 года во время реставрационных работ. Тогда же было удалено старое голландское льняное полотно, которым клариссы с изнанки укрепили Плащаницу.
На высоте поясницы человека с Плащаницы можно разглядеть с обеих сторон небольшие прожженные дырочки, расположенные в форме буквы L, называемые «покерные». Они были уже в конце XII века отображены на миниатюре в Кодексе Прайя[4]. Кроме следов от пожаров, на поверхности Плащаницы видны ромбообразные пятна от воды. Возможно, это следы от тушения пожара, а возможно, от небрежного хранения в пещерах Кумрана.
В период до 1931 года между демонстрациями Плащаницу хранили обернутой вокруг валика, что было попыткой разгладить многочисленные следы, которые оставили на полотне предшествующие формы хранения.
11 апреля 1997 года из-за короткого замыкания начался пожар в той части королевского дворца, который прилегал к часовне Гварини. Пожарным с огромным трудом, нанеся более ста ударов молотом, удалось разбить закрывающий Плащаницу панцирь из бронированного стекла и вынести ее в безопасное место.
Туринская Плащаница. Museo della Sindone (Музей Святой Плащаницы).
Турин, Италия
ОТПЕЧАТОК ПЕРЕДНЕЙ СТОРОНЫ
Что можно увидеть на Плащанице.
Museo della Sindone (Музей Святой Плащаницы).
ОТПЕЧАТОК ЗАДНЕЙ СТОРОНЫ
С тех пор Плащаница хранится в огромном мобильном корпусе из толстого пуленепробиваемого стекла, который можно легко эвакуировать в случае аварийной ситуации. Полотно хранят в развернутом виде в специальном реликварии, на 99,5 % заполненном аргоном и на 0,5 % кислородом. Это защищает холст от микроорганизмов. Температура и давление внутри реликвария регулируются автоматически.
Изображение лицевой части тела находится с левой стороны, а тыльной – с правой. Именно так изображена Плащаница на первой в Европе репродукции, изготовленной на свинцовом медальоне паломника во второй половине XIV века.
Плащаница обладает одной очень важной особенностью. О ней директор Института судебной медицины Туринского университета и одновременно директор Международного центра синдонологии[5]профессор Баима Боллоне писал в 1998 году: «Тот, кто подошел слишком близко к Плащанице, сталкивается с таким оптическим эффектом – с расстояния менее одного метра анатомические изображения практически неразличимы. Это явление происходит не только в отношении оригинала, но и при изучении фотографии в натуральную величину и, как мы теперь выяснили, также в телевизионном формате. Это происходит потому, что зрение не может охватить изображения, которое не имеет контуров, но сливается с фоном: это то, что делает его в некотором смысле неосязаемым для смотрящего слишком близко»[6].
Это важнейшая характерная черта Плащаницы. Она позволила современным исследователям идентифицировать реликвию по описаниям тех, кто видел ее в Константинополе в 944 году.
С 1506 года полотно официально, с разрешения папы Юлия II (1503–1513), почиталось (но только в Савойе) как подлинная Плащаница Иисуса Христа. Раз в году на поклонение к ней нескончаемым потоком шли паломники из разных стран. Но в XIX веке интерес к христианским святыням в Европе угас, и Плащаницу почти прекратили выставлять, ограничиваясь только мероприятиями, связанными с семейными торжествами итальянской королевской семьи.
За последние 50 лет Плащаницу выставляли публично в 19787, 1998, 2000, 2010[7], 2013 годах (в 2013-м только по телевидению), в 2015 году и планировали выставить в Страстную субботу 11 апреля 2020 года, но ограничились показом по телевидению из-за возникшей в это время пандемии COVID-19.
Первое фото Плащаницы производит сенсацию
На рубеже ХIХ – XX веков происходит новое открытие древнейшей христианской реликвии для общества. Этому способствовали изменения в духовном климате европейской культуры.
В конце XIX века на смену равнодушию к религии и даже открыто проявляемой враждебности приходит интерес к религиозной философии. Во Франции работает Анри Бергсон, в Англии – Гилберт Честертон. Русская религиозная философия представлена Владимиром Соловьевым, Николаем Бердяевым, Сергеем Булгаковым, Львом Карсавиным, Семеном Франком. По словам английского историка Нормана Дэвиса, «по всей Европе шли оживленные богословские споры».
В художественной литературе и музыке вновь становятся популярными романы, оперы, оратории на библейские и евангельские сюжеты. Роман-эпопея о жизни первых христиан «Quo vadis» переводится на многие языки, а его автор Генрик Сенкевич в 1905 году получает Нобелевскую премию по литературе.
Конец XIX – начало XX века было временем рождения массовой католической и протестантской прессы, временем возникновения католических и протестантских общественных организаций (профсоюзных, просветительских, благотворительных), временем возникновения первых христианских политических партий.
Переживает период подъема миссионерское движение. Сотни католиков и протестантов отправляются проповедовать Христа народам Азии и Африки. Бурно растет число паломников по святым местам. Обсуждение духовных проблем, вопросов религии и истории Церкви становится нормой интеллектуальной жизни и темами в СМИ.
И одновременно с этим религиозным подъемом в конце XIX – начале XX века в Европе формируется сциентизм – враждебная религии идейная ориентация, рассматривающая естественные науки в качестве единственного возможного знания.
Перемены в духовной атмосфере Европы не могли не сказаться и на отношении к Плащанице.
С 25 мая по 11 июня 1898 года в Турине проходила выставка сакрального искусства. В то же самое время открылась Генеральная выставка по случаю 50-летия подписания королем Италии Карлом Альбертом Савойским (1798–1849) конституции Сардинского королевства. В связи с этими событиями была впервые за 30 лет выставлена Плащаница.
* * *Среди организаторов выставки сакрального искусства оказался известный своими фотографиями итальянских памятников древности туринский адвокат Секондо Пиа[8]. Он сумел убедить председателя организационного комитета барона Антонио Манно в технической возможности и необходимости сделать фотографию великой святыни. В свою очередь барону удалось уговорить короля Умберто I (1844–1900), и тот поручил С. Пиа провести столь необычный эксперимент.
Выполнить задуманное оказалось не так-то просто. Профессиональная художественная фотография только зарождалась. При громоздкой и несовершенной аппаратуре фотографирование требовало большого мастерства и напряжения. К тому же днем реликвия была выставлена на всеобщее поклонение, фотографировать можно было только ночью. Особую проблему для фотографа представляло само расположение Плащаницы – она висела над алтарем. Возникла необходимость построить на соответствующей высоте специальный помост для фотоаппарата.
Не меньшую проблему представляло освещение. Две большие электрические лампы, расположенные напротив алтаря, освещали полотно неравномерно. Для равномерного распределения света во время съемки на лампы пытались наложить специальные заслоны из матового стекла, но они лопались от высокой температуры. Так что первая попытка сфотографировать Плащаницу 25 мая 1898 года закончилась неудачей. Но Пиа не сдавался.
Тем временем возникли новые препятствия. По просьбе принцессы Клотильды, дочери короля, для защиты реликвии от рефлекторов между Плащаницей и посетителями поместили огромный экран из специального стекла. Теперь уже фотографию приходилось делать с расстояния 8 м. Несмотря на все трудности, 28 мая Пиа сумел сделать две фотографии размером с клише[9] в 21Ч 27 см и четыре – с клише размером 50Ч 60 см.
* * *2 июня 1898 года Плащаница была снова свернута и до 1931 года помещена в шкатулку на алтаре Бертоли в часовне Гварини в кафедральном соборе города Турина. А Секондо Пиа приступил в своей домашней лаборатории к проявлению фотопластин.
Позднее он так описал в воспоминаниях свои впечатления от появившегося на негативах изображения: «Я был потрясен, когда от самого начала проявления увидел, как на клише появлялось Святое изображение таким очевидным образом, что меня охватило не только огромное изумление, но и удовлетворение, поскольку я увидел положительный результат своего предприятия»[10].
На проявляемых негативах медленно проступал ясный и поражающий своим реализмом образ. «Христос пришел к нам в дом», – написал фотограф.
Именно первая фотография показала миру человека с Плащаницы. На негативе Пиа изображение стало позитивом, как если бы образ был фотографией человека, а Плащаница – фотографическим негативом[11].
Замечательную догадку, что на Плащанице находится негативное изображение, сразу стали воспринимать как доказательство истинности реликвии, поскольку негатив стал известен в Европе только после изобретения Ньепса в начале XIX века.
«Святая Плащаница Христова сама каким-то невообразимым образом представляет собой фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием!
Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу, гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо», – писал Пиа.
13 июня 1898 года история с фотографией (и первое известие об открытии, сделанном С. Пиа) была опубликована в генуэзской Il Cittadino. На другой день новую тему подхватывает общенациональная ежедневная газета Corriere Nazionale, а 15 июня соответствующее сообщение помещает полуофициальный орган Ватикана – Osservatore Romano.
К моменту фотографирования полотно выцвело, и зрители с трудом различали лишь неясные очертания. Вот почему негативы Секондо Пиа, показавшие изображение с необыкновенной ясностью и выразительностью, произвели сенсацию. Открывшееся на фотографии лицо было несравнимо выразительнее и отчетливее, чем то, что было видно на самой Плащанице, так что возникло подозрение в мистификации. Пиа должен был доказывать свою честность. В результате дискуссии был впервые поставлен вопрос о том, чем в действительности является образ на Плащанице.
Туринская Плащаница: негатив и позитив.
Museo della Sindone (Музей Святой Плащаницы). Турин, Италия
Ученые расходятся во мнениях
Религиозный подъем второй половины XIX – начала XX века не ослабил противостояния Католической Церкви и светской власти в политике, религии и антирелигиозного позитивизма в науке[12]. Это противостояние осложнялось модернистскими процессами в самой Католической Церкви. К примеру, в иезуитском ордене существовало течение болландистов (от имени их лидера Жана Болланда), стремившихся освободить историю Церкви от «балласта легенд».
Особенно острый характер научные дискуссии в этот период приняли во Франции[13]. Два примера.
Шестидесятилетний каноник, профессор церковной истории Католического университета Лиона Улисс Шевалье (болландист) обнаружил и опубликовал многочисленные архивные документы, имеющие принципиальное значение для понимания истории Плащаницы: послания и папские буллы времен нахождения Плащаницы в Лире (Франция), в том числе адресованный папе меморандум средневекового противника подлинности реликвии епископа Труа Пьера де Арси.
Кроме документов, в 1899–1903 годах Шевалье опубликовал целый ряд брошюр, в которых пытался доказать средневековое происхождение Плащаницы. Его выступления оказали огромное влияние на отношение к Плащанице ученого сообщества, поскольку профессор был крупнейшим во Франции специалистом по истории средневековой Церкви.
«Просвещенные католики» считали своим долгом выразить сомнение в подлинности реликвии. Отражением их взглядов была статья «Святая плащаница» на страницах Католической энциклопедии (1913). В ней излагалась версия профессора Шевалье о средневековом происхождении полотна. Французская академия наградила Шевалье солидной премией в 1000 франков.
С другой стороны, в ходе начавшихся исследований неверующие ученые становились горячими защитниками подлинности Плащаницы. На них огромное впечатление производил анатомический реализм образа с фотографии Пиа. Так, профессор сравнительной анатомии и директор Музея естественной истории, член Французской академии Ив Делаж представил 21 апреля 1902 года отчет о проведенном им исследовании. Делаж утверждал, что образ на Плащанице действительно является негативом и потому никак не может быть картиной. В заключение своего доклада Делаж делает вывод, что это действительно Плащаница Иисуса Христа.
Доклад был принят скептически, а отчет о нем отрецензирован секретарем Академии наук французским химиком Марселеном Бертело, атеистом и позитивистом. Из-за противодействия Бертело доклад И. Делажа не был принят для обычной в таком случае публикации в журнале академии. Более того, в архиве заседаний нет и следа доклада Делажа, в свое время сданного туда автором, как требовал регламент.
* * *Начавшиеся первые исследования порождали все новые вопросы; возникли и новые препятствия для серьезного изучения: королевский дом отказался предоставить Плащаницу для исследований, да и в Европе в целом в первой половине века бушевали войны и революции.
Однако в январе 1931 года состоялась публичная демонстрация Плащаницы, приуроченная ко времени интронизации местного архиепископа Маурицио Фоссати. Тогда реликвию сфотографировали вновь.
Фотографии 1931 года сделал известный профессиональный фотограф Джузеппе Энри. Чтобы избежать споров и подозрений, съемка проводилась в присутствии свидетелей и была заверена нотариусом.
Это были прекрасные снимки размером 40Ч 50 см. Именно один из них до сих пор украшает обложки многих книг о Туринской Плащанице. Фотографии Пиа и Энри долгое время оставались важнейшими источниками информации о Плащанице. Однако понадобилось еще свыше 30 лет, чтобы научное сообщество окончательно признало великолепные фотографии Пиа и Энри историческим источником. Такое признание положило начало выяснению связанных с Плащаницей и ее исторической судьбой тайн.
Гипотеза об авторстве Леонардо да Винчи
Самым значительным достижением в изучении Плащаницы первой половины XX века было комплексное анатомическое исследование, подтверждающее физиологическое соответствие виднеющихся на полотне следов бичевания и распятия. Автором проделанного на основе изучения фотографии исследования был профессор хирургии Пьер Барбе[14].
В 1969 году, в обстановке начавшегося нового религиозного подъема, ученые получили разрешение на проведение научных исследований. В том же году в Монтеверджине была создана специальная комиссия экспертов. Ученые впервые были допущены к Плащанице.
Программа исследований была разработана специальной комиссией во главе с кардиналом Микеле Пеллегрино, архиепископом Туринским (1965–1977). Однако плохо подготовленная серия исследований не принесла сколько-нибудь значительных результатов.
Тогда же Джованни Батиста Джудика Кордилья сделал первую серию цветных фотографий Плащаницы.
23 ноября 1973 года по просьбе папы Павла VI (1962–1978) Плащаница была впервые показана Италии и всему миру по телевидению. Показу предшествовало выступление Павла VI.
24 ноября 1973 года комиссия Пеллегрино приступает к новой серии исследований. Впрочем, в 1976 году эта комиссия занимается, главным образом, гипотезой о средневековом происхождения Плащаницы и возможном авторстве Леонардо да Винчи. Эта гипотеза опиралась на убеждение, что только такому гению под силу создать равноценную подлинной копию Плащаницы.
С годами выдвинутая идея обросла подробностями. Наиболее распространенная ее версия такова[15]: приобретенная у графини де Шарни Плащаница была грубой подделкой, и новый ее владелец герцог Савойский обратился к великому Леонардо, чтобы тот создал новый вариант Плащаницы, близкий к оригиналу. Поскольку Леонардо не был человеком живой веры (в оставшихся после него записях вообще нет ни одного упоминания о Боге), он принял заказ. Известно также, что великий художник действительно был в 1492 году гостем савойского герцога.
По утверждению авторов данной гипотезы, на Туринской Плащанице мы видим автопортрет самого Леонардо. Для создания этого изображения он воспользовался только ему известным и связанным с алхимией методом фотографической проекции. В качестве главного доказательства авторы указывают на сходство линии носа на лице человека с Плащаницы с линией носа самого Леонардо. То же сходство авторы гипотезы обнаруживают и на других портретных изображениях кисти Леонардо да Винчи (что-то вроде его фирменного знака).
Папа римский объявляет позицию католической церкви
Все римские папы приезжали в Турин, чтобы поклониться Плащанице. И все называли ее иконой. Чаще всех Турин посещал Иоанн Павел II (1978–2005). Впервые он посетил Плащаницу вскоре после своего избрания на папский престол в октябре 1978 года. Тогда ее специально для него развернули. Вторично папа посетил Плащаницу 24 мая 1998 года. Во время своего визита он изложил отношение Католической Церкви к Плащанице и к проводимым над ней научным исследованиям:
«Плащаница! Какое красноречивое послание страдания и любви, смерти и вечной жизни! …берущая за душу икона Страстей Христовых. <…> Плащаница бросает вызов нашему интеллекту. Она открывает свой сокровенный посыл только тем, кто наиболее близок ей своим смиренным и в то же время живым умом. Ее таинственное свечение ставит вопросы о происхождении и жизни исторического лица – Иисуса из Назарета. И так как это не имеет непосредственного отношения к вопросам веры, Церковь не может взять на себя смелость и ответить на них. Она доверяет науке задачу исследования того, что же случилось с полотном, в которое, по преданию, было завернуто тело нашего Спасителя. Причем Церковь настаивает, чтобы результаты исследования Плащаницы были представлены общественности. Она предлагает ученым работать с чувством внутренней независимости и в то же время с вниманием к чувствам верующих.
Когда мы, христиане, рассматриваем Туринскую Плащаницу, мы чувствуем глубочайшее успокоение, видя очевидную связь с тем, что сообщает нам Евангелие о страданиях и смерти нашего Господа Бога. Каждый приближающийся к Плащанице ощущает, что она вызывает почтение не сама по себе, но лишь указывает на Того, чье доброе послание она нам доставила. Этот единственный в своем роде знак, указывающий на Иисуса Христа, воплощенное слово Создателя, призывает нас сверять нашу жизнь с Ним, который пожертвовал Собой ради нас»[16].
«Иконой Великой Субботы», напоминающей день после смерти Христа на кресте, назвал Туринскую Плащаницу папа Бенедикт XVI (2005–2013) во время своего визита в Турин 2 мая 2010 года[17].
«Как христиане, в этом полотне мы созерцаем икону Иисуса, распятого, умершего и воскресшего», – написал 10 апреля 2020 года папа Франциск в письме архиепископу Чезаре Нозилье[18].
На вопрос журнала «Фома» об отношении к Плащанице Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион ответил: «Мне кажется, официальной позиции не существует даже у Католической Церкви. Конечно, верующие православные христиане подлинность Плащаницы под сомнение не ставят. Неслучайно в Москве, в Сретенском монастыре, есть часовня, где хранится точная ее копия, и многие православные христиане приходят и прикладываются к ней»[19].