Книга Великий пост. Чтение для детей на каждый день - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Владимировна Коршунова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Великий пост. Чтение для детей на каждый день
Великий пост. Чтение для детей на каждый день
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Великий пост. Чтение для детей на каждый день

Великий пост

Чтение для детей на каждый день

Автор-составитель Татьяна Коршунова

Художник Диана Лапшина


Литературно-художественное издание

Для среднего школьного возраста


Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

ИС Р15-516-0800


© ООО ТД «Никея», 2018

© Издательский дом «Никея», 2017

* * *


Предисловие


Великий пост – особое время в жизни православных. «Духовная весна, весна покаяния» называют его святые отцы, и мы это чувствуем, с радостью ждём первой седмицы (по-русски – недели) поста. Цель Великого поста – покаяние, не просто перечисление грехов на исповеди, а изменение жизни. Церковь на богослужениях начинает готовить нас к Великому посту за четыре седмицы до его начала: на воскресной литургии читают отрывок из Евангелия от Луки о мытаре Закхее, который встретился со Христом и покаялся, изменился, стал совсем другим.

В следующие подготовительные недели (воскресенья) читаются евангельские притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде. Они готовят нас к Великому посту. В Прощёное воскресенье, последнее воскресенье перед постом, вспоминается изгнание Адама и Евы из Рая, и уже на следующий день в храме начинаются особые службы поста.

Церковь учит нас поститься, время от времени отказываться от чего-нибудь, что нравится: вкусной еды или каких-нибудь удовольствий. Это и называется постом. Но самое главное – делать добрые дела: жить со всеми в мире, помогать родителям, малышам, учиться хорошему. Так мы станем ближе к Богу. Мы стараемся исправиться, стремимся к Богу – и Бог идёт нам навстречу.

Почему каждый год мы постимся перед Пасхой? Сорок дней мы постимся, как Христос сорок дней постился в пустыне. А в Страстную седмицу мы вспоминаем о последних днях Его земной жизни – о том, как Он умер на Кресте, как сошёл в ад и вывел оттуда Адама и Еву и всех праведников. Христос воскрес и открыл рай для них и для нас. Значит, мы тоже воскреснем, как Он! Вот почему мы с такой радостью празднуем Пасху, День Воскресения Христова.

Чтобы почувствовать важность и красоту Великого поста, надо почаще ходить в храм, а дома – читать жития святых, предания об отцах-пустынниках, сказания о чудотворных иконах. И в старину, и сейчас дети с удовольствием читают, как лев любил старца Герасима и слушался его, как после многих лет постнического труда шла по воде яко посуху преподобная Мария Египетская…

В этой книге на каждый день Великого поста подобраны рассказы, притчи и даже отрывки из Евангелия, которые понятны детям. Притчи – это интересные истории. Они короткие, но очень мудрые. Мы увидим много образцов покаяния – от Закхея до благоразумного разбойника, который покаялся в последние минуты жизни – на кресте – и первым из людей вошёл в Царствие Небесное. Постараемся и мы стать хоть немного лучше и с радостью встретим Светлое Христово Воскресение.


Подготовительные недели


Неделя о Закхее


Евангелие от Луки, 19: 1-10

[1]

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

И вот некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.


За пять недель до начала поста на воскресной литургии читают отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 19: 1–10) – короткий рассказ о богатом и нечестном человеке, который встретился со Христом – и покаялся, изменился, стал совсем другим.

Иисус Христос, проповедуя, исходил пешком всю Палестину. Пришёл Он и в город Иерихон. Начальник мытарей (так назывались сборщики римских податей) по имени Закхей услыхал про Иисуса и захотел посмотреть на Него.

Имя «Закхей» значит «праведность», «справедливость». Наверное, все люди, которые были унижены, обездолены, окрадены, притесняемы мытарем Закхеем, принимали его имя как оскорбление и насмешку, ведь вся его жизнь – глумление над справедливостью, неправедное служение завоевателям своего народа.



Закхей вышел на улицу, но там уже собралась толпа, и за спинами тех, кто повыше, низенькому Закхею ничего не было видно. Тогда он побежал вперёд и залез на дерево. Проходя мимо, Иисус остановился, посмотрел на него и сказал: «Закхей! Сойди скорее, сегодня Мне надо быть у тебя дома». И Закхей поспешил проводить Иисуса к себе и с радостью принял Его.

Все стали возмущаться, что Учитель и Чудотворец пошёл в гости к такому грешнику: в Древнем Израиле мытари – предатели своего народа, собиравшие подати для захватчиков, да ещё и жулики, – считались великими грешниками. Закхей объявил во всеуслышание: «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отдам нищим и, если кого чем обидел, верну в четыре раза больше». На что Иисус сказал: «Вот пришло спасение этому дому, потому что и он сын Авраама, а Сын Человеческий пришёл, чтобы найти и спасти погибшее».

Для Бога никто не потерян и не погиб: пока человек жив, у него есть возможность для покаяния. Закхей очень хотел встретить Бога, а встретив, покаялся – изменился, из жадного обманщика стал честным человеком, а потом и святым. Он сделался учеником Спасителя, одним из семидесяти апостолов, был произведён в епископы, вместе с апостолом Петром проповедовал в Риме и принял там мученическую кончину за Христа.


Неделя о мытаре и фарисее


Евангелие от Луки, 18: 10–14

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.


В евангельской притче о мытаре и фарисее всеми презираемому мытарю противопоставляется благочестивый и очень довольный собой фарисей. Фарисеи были религиозными лидерами в Древнем Израиле, ревностно исполняли все требования, записанные в священных книгах. Фарисей говорил: «Боже, благодарю тебя за то, что я не такой, как другие, – грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Я же пощусь два раза в неделю и отдаю на храм десятую часть из всего, что получаю». А мытарь стоял у порога, не смея даже поднять глаза, сокрушённо бил себя в грудь и молился: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» Спаситель рассказал эту притчу, закончив её такими словами: «Говорю вам, что этот пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Разве плохо поступал фарисей, исполняя ветхозаветные заповеди о посте и жертве на храм? Конечно хорошо! Но оказывается, пост, молитва, милостыня нужны для того, чтобы научиться смирению и любви. Если постник и молитвенник бахвалится, всех презирает, то он не приближается к Богу, а удаляется от Него. В среду и пятницу на этой неделе пост отменяется: так Церковь напоминает, что пост, исполнение молитвенного правила и посещение храма – не цель духовной жизни, а только средство к стяжанию духовных плодов на пути к Богу.


Неделя о блудном сыне


Евангелие от Луки, 15: 11–32

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.



Рассказ о возвращении блудного сына к отцу – это ещё одна притча о покаянии. Господь учит нас, что если самый ужасный грешник по-настоящему, искренне покается и исповедует свой грех, то он не только получит от Бога прощение, но и снова станет Его любимым чадом.

Но притча о блудном сыне – это притча не об одном, а о двух сыновьях. Старший сын никуда не уходит, он верен своему отцу, всегда находится рядом и трудится для него. Когда старший сын услышал ликование по поводу возвращения своего младшего брата, заблудшего, погрязшего в грехах, абсолютно беспомощного, он не обрадовался этому, потому что знал, каким трудом достаётся красивая одежда, каким трудом достаётся место в доме отца. Его совсем не радует, что тот, кто не потрудился, кто ничего не сделал, кто, наоборот, предательски ушёл от отца и расточил имение, получает всё задаром, запросто. Лучшая одежда, перстень, телец упитанный… За что? Почему?

Старший сын живёт правильной жизнью, и он ждёт, когда же наконец-то за его труды, за его верность ему дадут козлёнка. «Дай мне моё», – опять звучит в вопрошании теперь уже старшего сына.

А отец удивительные слова говорит ему в ответ: «Ведь всё моё – твоё». Отец пытается любовью вернуть своего сына, говорит ему о радости, которую он испытывает и которую должен испытывать и сын, ведь его «брат был мёртвый и ожил, погибал и нашёлся». Но нет этой радости у старшего сына, и нет у него любви и милосердия к младшему брату.


Вселенская родительская суббота


Евангелие от Иоанна, 5: 24–30

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.

Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.


Накануне последнего воскресенья перед Великим постом, которое посвящено Страшному суду, Церковь испрашивает милости для всех «отшедших праотцев, отцев и братий наших», всех от века усопших православных христиан. «Усопшие» – значит «уснувшие», это люди, которые умерли, а их души «уснули» до Судного дня. Этот день называется «Вселенская родительская суббота». Родительская – потому что наш долг молиться об упокоении всех тех, чей род мы продолжаем, о наших покойных прародителях. А вселенская – потому что в этот день поминают всех усопших православных христиан.

Очень хорошо, если Великим постом мы думаем о том, как поделиться своим временем с теми, кто в этом нуждается. А в нашем внимании и молитве нуждаются усопшие, поминовение которых совершается в родительские субботы. Важно участвовать в богослужении, по-настоящему соединяющем Небо и Землю, ведь Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых (Мк. 12: 27).

Родительская суббота – день поминовения усопших, когда мы ставим свечи и молимся о прощении их грехов и прегрешений, ведь сами они уже ничего исправить не могут и нуждаются в нашей молитвенной помощи: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Здесь и далее тексты из Евангелия даны в Синодальном переводе. (Примеч. ред.)

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги