Обзор по книге «Идеальный руководитель», Ицхак Адизес
Автор обзора: Библиотека КнигиКратко
Ицхак Адизес:
«Я – организационный терапевт»
В списке 100 ведущих советников, опубликованном одним из самых престижных журналов Америки Executive Excellence, доктор Ицхак Адизес находится среди 30 лучших участников рейтинга. Он называет себя «организационным терапевтом» и предлагает свою методику диагностики и лечения компаний (греческое слово «терапия» означает лечение внутренних болезней нехирургическим путем). Адизес считает, что хирургическое вмешательство – «смена топ-менеджмента компании – самый быстрый способ инициировать перемены, но также и самый болезненный и опасный».
Доктор Ицхак Адизес известен как автор всемирно известных теорий жизненного цикла организации и преодоления проблем без конфликтов, а также методологии, носящей его имя (методология Адизеса). Свою методику доктор Адизес строит на так называемом коде PAEI, включающем в себя четыре управленческих стиля: 1. стиль производителя – ориентация на конкретный результат (Р); 2. стиль администратора – ориентация на администрирование, создание и соблюдение четких норм и правил (А); 3. стиль предпринимателя – ориентация на инициативу и преобразования (Е); 4. стиль интегратора – ориентация на объединение, сплочение коллектива компании (I). Играть сразу все четыре роли одному человеку не под силу. Как бы он ни старался, все равно какая-то роль у него будет получаться лучше, какая-то – хуже. Выход: создание команды, участники которой владеют разными стилями управления и компенсируют слабые стороны друг друга. Среди членов команды обязательно должен быть признанный лидер, способный организовать работу и поддерживать дух коллективизма. Иначе команда может зайти в тупик, что в итоге приведет к ее распаду. Задача лидера – не допускать доминирования одного из стилей. И тогда, как считает Ицхак Адизес, кризис компании не грозит. Эта методика прошла «клинические» испытания на сотне компаний. И везде эта антикризисная технология сработала.
Биографическая справка
Ицхак Адизес родился в Скопье, столице Македонии, в 1937 году. Его семья – потомки евреев, изгнанных из Испании в конце XV века за отказ принять христианство. В марте 1943 года евреев, живших в Македонии, депортировали в концентрационные лагеря, где большинство из них было уничтожено. Спаслись лишь 12 семей, среди которых оказалась и семья Адизесов. Они выехали в Албанию, где скрывались под видом мусульман – выходцев из Боснии. После войны Ицхак переехал в Израиль, где получил университетское образование. В 1963 году защитил докторскую диссертацию в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе. В 1982 году Адизес воздал и возглавил Институт Адизеса и Школу МВА Адизеса. Кроме того, он преподает в Стэнфордском университете, в программах для высшего руководства в Колумбийском Университете, в Иерусалимском университете, является научным руководителем программ МВА Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ. Адизес – поистине «гражданин мира»: его книги переведены на множество языков, а консультационная практика распространяется почти на все континенты. Он в совершенстве владеет английским, сербскохорбатским, испанским и ивритом, также разговаривает на французском, итальянском, португальском и болгарском.
Аксиома успешного управления
Чтобы сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе, руководитель должен одновременно выполнять четыре функции. Каждая их них необходима, а вместе они достаточны для хорошего управления. Слово «необходимо» подразумевает, что, если хотя бы одна из функций не выполняется, имеет место определенная модель неправильного менеджмента.
_________________________________________
Каковы же эти функции и как добиться их одновременного выполнения?
Функция 1
Производство результатов, обеспечивающее результативность организации в краткосрочном аспекте – (P)roducing. Почему люди обращаются к вашей компании? Что им от вас нужно? Дело производителя (P) – удовлетворить их потребности. Оценить эту функцию можно, определив количество людей, которые возвращаются, чтобы приобрести ваши конкурентоспособные продукты или услуги.
Функция 2
Администрирование – (A)dministrating. Эта функция нужна, чтобы следить за порядком в организационных процессах: компания должна делать правильные вещи в правильной последовательности с правильной интенсивностью. Задача администратора (А) – обеспечить эффективность в краткосрочном аспекте.
Функция 3
Предпринимательство – (E)ntrepreneuring. Эта функция необходима, чтобы планировать, какую работу делать дальше, и решать, в каком направлении двигаться с учетом изменений. Подходящая метафора для (Е)-функции – это «видеть сквозь туман». Эта функция делает организацию результативной в долгосрочной перспективе.
Функция 4
Интеграция – (I)ntegrating. Создание такой атмосферы и системы ценностей, которые будут стимулировать людей действовать сообща и не дадут никому стать незаменимым, что обеспечит жизнеспособность и эффективность компании в долгосрочной перспективе.
___________________________________
Хороший руководитель должен владеть хотя бы самыми элементарными навыками выполнения каждой из перечисленных функций. К лидеру более высокие требования. Ему нужно преуспеть в выполнении двух или более функций, одной из которых должна быть (I), при этом прочие функции также должны выполняться удовлетворительно.
Код PAEI
Стиль управления – это комбинация выполняемых функций. Стилей управления много. Доктор Адизес обозначает каждый определенным кодом, состоящим из четырех букв – по функциям управления. Прописная буква говорит, что функция выполняется блестяще, а строчные показывают, что функции выполняются удовлетворительно. Например, руководитель – отличный организатор. Его код – рАеi. Другой – чувствует перспективные тенденции, значит, его код – paEi. Третий – умеет создавать мотивацию – paeI, четвертый превосходно справляется с производством – Раеi (см. Стили управления).
Если одна или несколько функций не выполняются (в коде это обозначается прочерком), имеет место соответствующий стиль неправильного менеджмента: (Р–) – менеджер, которого автор называет Герой-одиночка (см. Герой-одиночка); (-А–) – Бюрократ (см. Бюрократ); (–Е-) – Поджигатель (см. Поджигатель); (–I) – Горячий сторонник (см. Горячий сторонник).
Стили управления
Хороший стиль управления – это вариант сочетания функций PAEI с учетом эффективности их выполнения. Обязанности каждого сотрудника должны соответствовать особенностям его стиля, а структура обязанностей в целом должна обеспечивать выполнение всех (РАЕI)-функций.
Производитель (Раеi)
Это стиль руководителя, который успешно выполняет (Р)-функцию, обеспечивая создание продукта, необходимого для удовлетворения потребностей клиентов, и удовлетворительно справляется с администрированием, предпринимательством и интеграцией.
Чтобы стать менеджером (Р)-типа, нужно обладать двумя качествами. Во-первых, вы должны знать, что нужно вашим клиентам. Во-вторых, вы должны иметь представление о том, как создать то, за чем приходят ваши клиенты. Но это еще не всё. (Р) не должен отступать, пока потребность клиента не будет удовлетворена, а задача не выполнена в полном объеме. Автор убежден, что менеджер (Р)-типа должен быть не только знающим, но и целеустремленным.
Администратор (рАеi)
Хороший администратор очень организованный человек, который беспокоится о том, чтобы работа была выполнена и доведена до конца. Он зорко следит за деталями. И всегда знает, что происходит. Если вы доверяете своему администратору и ваша идея выдержала его критику, вы не сомневаетесь, что сумеете ее реализовать, и знаете, что это следует сделать. Хороший администратор прикрывает ваши тылы, следит, чтобы ворота замка были закрыты и враг – хаос – не проник внутрь. Он незаменим в растущей организации, которая развивается слишком быстро и сразу во многих направлениях. Однако администратор не производит того, ради чего существует организация. Администрирование сродни обслуживанию. Оно осуществляется для кого-то или для чего-то.
Генератор идей (раЕi)
Менеджер (Е)-типа – не совсем предприниматель. Чтобы создавать организации и обеспечивать их развитие, нужно одновременно иметь развитые (Р)-навыки. Ориентации только на (Е) недостаточно. Того, кто по большей части нацелен на (Е) и удовлетворительно, но не блестяще справляется с (Р)-функцией, автор называет Генератором идей. У этого руководителя масса предложений – одни удачные, другие не слишком. Он выдает их в изобилии, иногда это настоящий поток идей. Какое бы решение не было предложено, у него есть другой вариант. Не будучи нацелен на (Р), он вряд ли скажет: «Позвольте мне возглавить дело и сделать его». Он будет беспрестанно метаться от одной идеи к другой, не доводя ничего до конца.
Интегратор (раеI)
Организацией надо управлять так, чтобы она сохраняла жизнеспособность тысячи лет. Функций (Р), (А) и (Е) для этого недостаточно. Нужна интеграция или (I)-функция. Интеграция формирует атмосферу, систему нравственных и поведенческих норм, которые поощряют совместную работу, тем самым обеспечивая взаимозаменяемость людей. Если руководитель не занимается интеграцией, тогда в его отсутствие, в экстремальной ситуации группа окажется неспособной проявить инициативу, не сможет начать действовать или определить цели. Компанию, которая делает ставку на отдельную личность, ожидает неизбежный кризис, если такой человек уволится или умрет.
_____________________________
Менеджер, способный выполнять (I)-функцию, обладает потенциалом, который позволяет стать не просто хорошим управленцем, но лидером. При этом нужно заботиться о том, чтобы не стать незаменимым. Подчиненные умелого интегратора должны быть обучены его заменять.
Стили неправильного менеджмента
Бюрократ (-А–)
Это самый узнаваемый из всех типов руководителей, представляющих неправильный менеджмент: «Не важно, что мы делаем; важно, как мы это делаем». Бюрократ обычно продвигается по службе за счет того, что соблюдает правила, нередко не зная меры. Он считает, что лучше выполнять работу правильно, чем выполнять правильную работу. Иными словами, он предпочитает образцово неверный образ действий приблизительно верному. Бюрократ тратит уйму времени на детали и упускает из виду общую картину. Он не будет рисковать, не желая опозориться, приняв неверное решение. Его заблуждения образцово точны. Он строго контролирует надвигающуюся катастрофу: компания непременно разорится, но это произойдет в назначенный час.
Как распознать Бюрократа
Когда он приходит на работу? Вовремя. Когда он уходит с работы? Вовремя. Как выглядит его стол? На нем – идеальный порядок, все бумаги сложены аккуратными стопками. У Бюрократа всегда наготове организационная схема – если не на бумаге, то в голове. Он без труда моментально отыщет нужную процедуру или правило. Он управляет с помощью директив, обычно в письменном виде. Даже если нарушение необходимо для получения результата, он не потерпит, чтобы его подчиненные действовали вразрез с правилами. В свободное время Бюрократ выявляет посягательства на систему. Когда ему удается обнаружить нарушение, он разрабатывает новый бланк, новый вид отчетности или новый принцип, которые не допустят его повторения. Бюрократам свойственно то, что автор называет «манией составления инструкций»: всё документируется, для любого процесса составляется детальное описание, организация не может и шагу ступить без письменного распоряжения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги