Обзор по книге «Чистый лист», Стивен Пинкер
Автор обзора: Дарья Варламова
Врожденное и приобретенное: как мы становимся такими, какие мы есть
Нам всем нужна какая-то теория о человеческой природе, потому что она помогает ориентироваться в жизни: понимать, чего ждать от других и от себя, объяснять себе поведение людей, и т.д. При этом теорий много и они конкурируют между собой. По мере того, как меняется и развивается наш способ восприятия и познания мира, меняются и теории. Например, раньше преобладали религиозные теории, сейчас в развитых странах преобладают научные. Поскольку наша природа многогранна, в зависимости от обстоятельств люди сильнее проявляют то одни, то другие качества, поэтому в свое время разные теории оказываются актуальны. Но для того, чтобы понять, какая из них ближе к правде, требуется сложный системный анализ, которым автор Стивен Пинкер и занимается в этой книге.
Концепция чистого листа – это вера в то, что человек рождается без всякого «предустановленного» характера и способностей. Они формируются позднее, благодаря родителям и обществу. Такая концепция хороша тем, что согласно ей, мы все равны от природы. А вот если признавать врожденные различия между людьми или то, что в человеческой природе априори заложено стремление к агрессии, собственничеству и конкуренции, может показаться, будто дискриминация оправданна, а человек безнадежен и улучшению не поддается. Но на деле все не так однозначно: существуют научные свидетельства, опровергающие подобное представление. В кратком обзоре разберем, как же все-таки формируется личность и что способно поменять нас в течение жизни.
Об авторе:
Стивен Пинкер – канадско-американский ученый и популяризатор науки, специалист по экспериментальной психологии, психолингвистике и когнитивным наукам. Дважды финалист Пулитцеровской премии.
Откуда пошла концепция чистого листа
Это вольный перевод латинского выражения tabula rasa (буквально – «очищенная дощечка», предназначенная для письма), которое обычно приписывают философу Джону Локку, одному из ключевых мыслителей Просвещения. Локк спорил с теорий врожденных идей, по которой люди рождаются с набором «предустановленных» понятий в голове – от математических правил до идеи Бога. Локк считал, что идеи приходят к нам из опыта, и если разные люди были сформированы разным опытом, то и их личности будут иметь разную «начинку», и эти различия надо уважать. Концепция Локка была политически революционной, потому что она означала, что потомки королей и потомки простых людей рождаются на свет одинаковыми, и наследственность не дает человеку никаких дополнительных достоинств.
Параллельно в среде европейских колонистов, столкнувшихся с аборигенами, развивалась концепция «благородного дикаря». В сравнении с западными завоевателями аборигены на первый взгляд выглядели гораздо более миролюбивыми, чистыми и бескорыстными. Так что возникла вера, будто все пороки – продукт цивилизации, а по натуре своей человек чист. Соответственно, и воспитание детей должно быть нацелено лишь на то, чтобы не испортить светлую от природы личность. К сожалению, дальнейшие исследования сохранившихся примитивных племен показали, что эти сообщества нисколько не миролюбивее других человеческих групп, да и «невинные» дети – отнюдь не благонравные ангелочки.
После всех ужасов мировых войн человечество пришло к выводу о необходимости мирно уживаться на одной планете. Удобным инструментом для борьбы с нетолерантностью стала доктрина «чистого листа». Она превратилась в стандартную модель в социальных науках, которые зачастую привлекали людей из дискриминируемых слоев общества (женщин, евреев, афроамериканцев и т.д.) как способ высказаться о наболевшем и защитить свои интересы. При этом социум социумом, но концепция чистого листа упиралась в психологию конкретного индивидуума. В первой половине ХХ века двумя ключевыми направлениями развития психологии были психоанализ и бихевиоризм.
Бихевиористы изучали наблюдаемое поведение и то, как оно меняется в зависимости от влияния среды. Они считали, что поведение можно понять, независимо от биологии, генетики и эволюционной теории. Психоаналитики пытались понять глубинное устройство психики человека, но концентрировались лишь на последствиях воспитания. В результате и те, и другие, находясь в идейном противоречии между собой, игнорировали биологический аспект психики. Бихевиористы сфокусировались на условных и безусловных рефлексах и дальше не пошли. Впрочем, винить их в этом сложно, потому что уровень развития медицины того времени давал очень мало возможностей изучать работу мозга.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги