Обзор по книге «Секреты фасилитации. Смарт-руководство по работе с группами», Майкл Вилкинсон
Автор обзора: Дарья Варламова
Как сделать работу в группе продуктивной
Фасилитаторы – это специалисты, которые знают об эффективной групповой работе все. Фасилитационные сессии используют, когда есть важная проблема, решение с первого взгляда не очевидно, и для того, чтобы найти его, нужно продуманное сотрудничество разных специалистов. Часто это люди, непохожие друг на друга по характеру и стилям коммуникации, с разными непродуктивными привычками, готовые иногда до хрипоты защищать свою точку зрения – это знает любой, кому когда-либо приходилось управлять коллективом. Хороший фасилитатор сочетает навыки консультанта, менеджера, лидера, модератора и дипломата. В общем, это набор гибких навыков, которые пригодятся людям на самых разных должностях. Каждому из нас будет полезно немного поучиться у фасилитаторов. Краткий обзор книги фокусируется на очень распространенной проблеме, которая встречается в любом коллективе: что делать, если совместное обсуждение уходит в непродуктивное русло, будь то «переливание из пустого в порожнее», конфликты или яростные споры.
Об авторе
Майкл Вилкинсон — основатель и генеральный директор The Facilitation Company, на данный момент считается самым востребованным фасилитатором стратегических сессий в Америке.
Как ставить вопросы
В самом начале обсуждения можно принять некоторые превентивные меры, чтобы не зайти в тупик. Крайне важно правильно формулировать вопросы для обсуждения. Нам часто бывает достаточно, что вопрос в общих чертах передает суть, и мы не копаемся в тонкостях синонимии и эмоциональных оттенков. На самом деле выбор слов сильно влияет на наше восприятие и поведение. Вот несколько советов для хорошего старта дискуссии:
1. Чтобы участники лучше понимали цель и активнее генерировали идеи, начинайте с фразы, которая создает в голове яркий визуальный образ. Например, «Представьте, что…».
2. Постановка задачи должна быть подробной. Между формулировками «подучить английский» и «в течение трех месяцев дважды в неделю заниматься с носителем языка, чтобы сдать экзамен» есть огромная разница. Во втором случае ваши шансы прийти к цели значительно возрастают. То же самое и с групповыми обсуждениями – с самого начала проговорите, какого результата вы ожидаете от дискуссии.
3. Синонимы и модальности имеют значение. Люди легче генерируют идеи, если использовать в вопросе глагол «можно». Например, «Как можно повысить эффективность маркетинговой кампании нового продукта?». Глагол «стОит» уже призывает нас к каким-то действиям, но без чувства личной ответственности, сравните: «Нам стоит внести улучшения…». По смыслу это не означает, что задачу должен выполнить кто-то конкретный. А вот если использовать слово «необходимо», цель становится приоритетной и воспринимается с большей ответственностью. И, наконец, для того, чтобы люди начали брать на себя обязательства, используйте будущее время. Сравните: «Елене стоит провести анализ рынка» и «Елена проведет анализ рынка».
4. Иногда бывает важно подтолкнуть группу к какому-то решению, но люди в целом склонны отвергать идеи, которые принадлежат не им. Чтобы новая мысль воспринималась органично, сформулируйте ее как вопрос: «А что, если…» или «Как насчет....». Если идея кому-то понравится, попросите участников назвать ее преимущества. Перечисляя плюсы, люди начнут воспринимать идею, как свою. В качестве последнего штриха для окончательного присвоения спросите: «Как мне лучше записать эту идею?»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги