Книга Слово не воробей. Разбираем ошибки устной речи - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Гартман
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Слово не воробей. Разбираем ошибки устной речи
Слово не воробей. Разбираем ошибки устной речи
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Слово не воробей. Разбираем ошибки устной речи

Татьяна Гартман

Слово не воробей

Разбираем ошибки устной речи

В оформлении переплета использованы иллюстрации:

Christina Li, Stephinlo, Stokio / Shutterstock.com

Используется по лицензии от Shutterstock.com


Серия «Русский без ошибок»


© Гартман Т., текст, 2020

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020

* * *

Вступление


Почему я написала эту книгу? Есть несколько причин.


Причина первая.

Я не всё сказала в своей предыдущей книге «Речь как меч», вышедшей в 2019 году. В конце первой книги я забыла, вернее, побоялась написать одну важную фразу: «Продолжение следует». А вдруг не получилось бы?! И хотя там я разбираю большое количество разных ошибок, но, безусловно, не все подводные камни и опасности, подстерегающие нас в устной речи, были рассмотрены. В новой книге «Слово не воробей» я продолжила анализировать наиболее частые ошибки: вдоль и поперёк прошлась по существительным и глаголам, «прокачала» сложные прилагательные и наконец-то добралась до числительных и наречий. Сейчас я могу с уверенностью сказать: все основные ошибки, касающиеся устной речи, в этих двух книгах были разобраны. Безусловно, можно копать дальше, шире и глубже, но это уже будут другие темы, лишь опосредованно связанные с устной речью, либо научные изыскания, которые интересны исключительно филологам.


Причина вторая.

Начиналось всё с блога «Училка vs ТВ», в котором я стала разбирать ошибки телеведущих и других публичных людей. На моё творчество обратил внимание техноблогер Стас Васильев (канал «Ай, Как Просто!») и попросил разобрать его ошибки. Я разобрала. После этого его подписчики стали частыми гостями моего блога, а это молодые люди, активные, современные, интересующиеся не только техникой. Они стали просить разобрать ошибки других блогеров (даже на колени вставали). Я не сопротивлялась, ведь мне было интересно погрузиться во что-то новое. Благодаря этому я открыла для себя блогосферу – особое пространство, в котором существуют свои правила, в нём есть свои авторитеты, свои клоуны, свои герои и антигерои. Этот мир оказался намного интереснее, чем я могла ожидать. Мой блог при этом получил новый виток развития, ведь ко мне потянулась молодёжь. А я чувствую перед ними ответственность, я понимаю, что могу помочь им открыть для себя «новый русский» язык – не скучный школьный предмет, а увлекательный мир, в котором много тайн, загадок, неожиданных поворотов. Я надеюсь, что благодаря моей деятельности не только старшее поколение, но и молодёжь приобщится к чтению, задумается о бережном отношении к языку и начнёт его ценить и уважать. Главное, что многие молодые люди уже сейчас понимают, что язык является визитной карточкой человека, серьёзно влияет на отношение других людей, на достойное общение и даже, возможно, на карьеру и успех.


Причина третья.

Мне нравится писать. Я испытываю огромное удовольствие от того, что могу сложные правила, понятия, явления так разложить по полочкам, что даже ученик начальной школы без труда разберётся в том, что раньше ему казалось тёмным лесом. Благодаря большому опыту преподавания я знаю, чувствую, какие слова, какие примеры, какие схемы лучше всего работают.

Есть расхожее крылатое выражение, приписываемое Льву Толстому: «Можешь не писать – не пиши». Я, конечно, далеко не Толстой, но около года нахожусь в состоянии «не могу не писать». Это заразная болезнь, это наркотик, это зависимость. Иногда я забываю поесть, иногда не слышу телефонные звонки, иногда с удивлением обнаруживаю на часах странные цифры (например, 05.30) и не понимаю, что они означают. Мне интересно копаться в тонкостях русского языка, залезать в его самые отдалённые уголки. Я сама при этом узнаю много нового, а это ещё больше затягивает. Большое спасибо за это вам, дорогие читатели! Именно ваш интерес подарил мне возможность работать над книгой. Давайте вместе будем беречь наш замечательный русский язык и сделаем мир хоть чуть-чуть грамотнее!

С любовью к русскому языку,Татьяна Гартман

Инструкция 1

Пятьдесят типов склонения имён существительных

Мифы о русском языке


Все мы изучали русский язык в школе, и многие до сих пор помнят те правила, которые вызубрили ещё в первом классе. Кто не знает, что жи/ши надо писать с буквой И? Или, например, что слов на Ы не бывает? Ведь ещё в прописях можно было встретить такой категоричный стишок:

В русском языке, увы,Не бывает слов на Ы.

Чуть позже мы узнали, что в русском языке шесть падежей и три типа склонения существительных. Так ли это на самом деле?

Возможно, я кого-то удивлю, если скажу, что всё это неправда. Не подумайте, что в школе на каждом уроке нас обманывали. Вовсе нет! Всё дело в том, что русский язык гораздо глубже, разнообразнее и интереснее, чем те правила, которыми нас напичкали. Для начальной школы, возможно, подобные клише были необходимы – иначе не освоишь грамоту. Но было бы замечательно, если бы каждый увидел русский язык не глазами школьника, пыхтящего над упражнениями, а глазами носителя языка, понимающего и ценящего всё богатство нашего великого и могучего.

Сколько склонений в русском языке?

Но вернёмся к базовым знаниям, вернее, от них будем отталкиваться. Начнём с имён существительных, ведь это самая многочисленная часть речи. По подсчётам филологов, существительные составляют более сорока процентов всех лексических единиц русского языка. В словаре Ожегова, например, около пятидесяти трёх тысяч слов, существительных из них – двадцать четыре тысячи. А бо́льшая часть ещё и склоняется, то есть изменяется по падежам и числам, и это уже в двенадцать раз больше слов. Нужно ли запоминать все эти тысячи, чтобы правильно произносить существительные? И сколько же на самом деле типов склонения в русском языке? Ясно, что тремя склонениями, заученными в школе, не обойдёшься. Ну разве могут одинаково склоняться слова «озеро» и «стол»? А ведь и «озеро», и «стол» относятся ко второму склонению. Но даже невооружённым глазом видно, что это очень разные слова: одно среднего рода, другое – мужского, одно имеет окончание «о», другое – нулевое, одно состоит из трёх слогов, другое – из одного. Не будут такие разные слова одинаково изменяться по падежам и числам! А если мы всё-таки не поленимся и просклоняем, то, конечно, в этом убедимся.



Если сравнить окончания, то получится, что из двенадцати форм совпадают только семь, то есть около половины. И это касается только написания. А если учесть и произношение, то есть взять во внимание ударное и безударное окончание, то уже не будет ни одного совпадения. О какой одинаковости может идти речь при таком раскладе?

Именно поэтому лингвисты не дремлют и ведут исследовательскую работу по выявлению разных типов склонения. Самую известную и полную классификацию разработал Андрей Анатольевич Зализняк, которую он изложил в «Грамматическом словаре русского языка». Но если в этот словарь заглянет неспециалист, он вынесет однозначный приговор: китайская грамота. Действительно, чтобы разобраться во всех нюансах и начать понимать написанное, потребуется не меньше недели. Столько условных символов, кодов, индексов, помет и указаний! А если всё-таки попробовать подсчитать, то в сухом остатке получится, что, по классификации Зализняка, в русском языке набирается около пятидесяти типов склонения имён существительных.

Повторяем, дополняем

Все пятьдесят типов мы, конечно, разбирать не будем, но в какие-то, по которым склоняются самые проблемные слова, обязательно погрузимся. Более того, мы займёмся не типами склонения, а правильным произношением существительных в разных формах. Начнём с самого простого: существительные с неподвижным ударением на основе. В моей первой книге «Речь как меч» уже было погружение в эту тему, и там мы разобрали много подобных слов. Торт, бант, ярус, мощность, боль, карман, шампур, лифт, крем, бутик и т. п. Все эти слова сохраняют ударение на корне во всех падежах и числах. А сейчас мы немного дополним список.

Бухгалтер, милый мой бухгалтер

Около тридцати лет назад во всех телевизорах страны постоянно играла очень популярная композиция «Бухгалтер, милый мой бухгалтер». О её художественной ценности рассуждать не будем, но немаловажным достоинством песни можно считать правильное употребление слова «бухгалтер». Во-первых, девушки-певицы чётко произносили главное слово, не выбрасывая из него буквы, как это делают многие: звучало именно «буХГалтер», а не «буГалтер» и не «буХалтер». А во-вторых, это слово не склоняли. И правильно делали! Потому что во множественном числе могут возникнуть проблемы. Прежде всего, когда бухгалтер не один, то у слова должно быть окончание «Ы», а не «А»; а ещё нужно сохранить ударение на втором слоге: бухгАлтеры, а не бухгалтерА! И во всех других падежах ударение остаётся там же, на А в корне: бухгАлтеров, бухгАлтерам, бухгАлтерах.

Кстати, бухгалтер может быть как молодым человеком, так и не очень, например, дЕдом… или дедОм? Ответ однозначный: в слове «дед» ударение тоже неподвижное. Значит, дЕды, дЕдом, дЕдов, дЕдам и «Спасибо дЕду за Победу!».

Магия кино

Есть люди, которые равнодушны к театру и живописи, есть те, кто не интересуется архитектурой, не слушает музыку и не читает книги, но я не встречала ни одного человека, который бы не любил кино. А ещё я не встречала ни одного человека, который бы говорил правильно одно слово, напрямую связанное с кинематографом. Слово это – «дубляж». «Режиссёр дубляжА», «артист дубляжА» слышится сплошь и рядом, а это неверно. В этом слове нужно всегда оставлять ударение на втором слоге: дублЯжа, дублЯже, дублЯжу. Некоторые специалисты, связанные с кинопроизводством, говорят в свою защиту, что это такой профессиональный жаргон; и даже в словаре Резниченко об этом упоминается. Но вот что странно. Если это профессионализм, значит, только в киноиндустрии должно использоваться такое ударение. Но обычные зрители тоже так говорят! Получается, что никакой это не жаргон, а всеобщая привычка говорить неправильно. Большинству даже в голову не приходит, что это слово можно произносить иначе, – настолько крепко засел в голове неправильный вариант. Возможно, словарям надо перестроиться и узаконить этот вариант произношения, но пока литературной нормой остаётся только дублЯжа, дублЯжей, дублЯжами.

Божья искра

Продолжим тему кинематографа. Когда смотришь хороший фильм, то порой игра актёров завораживает. Но только в том случае, если у них есть талант, божья Искра. Именно Искра, с ударением на первый слог, а не искрА.

Отлетела от костраИ погасла быстро —Коль неверно, то искрА,Если верно – Искра!С. Белорусец

Однако ударение на последний слог – искрА, искрЫ – всё-таки возможно, но только в значении «электрический разряд» в профессиональном общении электриков и шофёров.

А теперь вернемся в кинематограф и немного поговорим о грустном. Актёры, продюсеры, режиссёры, богема… В этой среде некоторые небожители страдают вредными привычками. Алкоголь, наркотики – увы, это свойственно шоу-бизнесу и не только ему. Например, возьмём слово «гашиш». Оно произносится во всех падежах и числах с ударением на втором слоге: гашИша, гашИшем, гашИшами.

Народу нужны зрелища. Одним из них является коррида, и поэт Евгений Евтушенко написал поэму с таким названием. Вот небольшой отрывок.

Ты бредишь мятою и колокольчиками?Мы в шерсть лохматую тебя укольчиками!По нраву птицы и небо в ясности?Мы, словно шпрИцы, подбавим ярости!Е. Евтушенко «Коррида»

В этих строках советую обратить внимание не только на содержание, но и на произношение слова шпрИцы. ШпрИцы, шпрИцем, шпрИцами, шпрИцах тоже всегда нужно говорить, ударяя первый слог, так как существительное относится всё к той же группе слов с неподвижным ударением на основе.

А теперь немного о музыке, вернее, об одном музыкальном термине. Обертон – это дополнительный звук, тон которого несколько выше, чем основной звук. И нетрудно догадаться, что обертон всегда имеет ударение на третьем слоге: обертОны (а не обертонА), обертОнов, обертОнами, обертОнах.

И музыка, и кино – всё это, конечно, магия, но настоящей магией в её первозданном виде обладают фокусники и гипнотизёры, чьи пассы просто завораживают. И вот мы подобрались к ещё одному сложному слову – пасс, что означает движение рук гипнотизёра. В этом существительном ударение тоже неподвижное: пАссы, пАсса, пАссом, пАссами, пАссах.

Завершая тему, соберём в кучу все слова с неподвижным ударением, о которых было рассказано:


бухгалтер – бухгАлтеры, бухгАлтеров, бухгАлтерам

гашиш – гашИша, гашИшу, гашИшем, гашИше

дед – дЕда, дЕду, дЕдом, дЕдами, дЕдах

дубляж – дублЯжа, дублЯжем, дублЯже, дублЯжах

искра – Искры, Искре, Искру, Искрами, Искрах

обертон – обертОны, обертОнов, обертОнам

пасс – пАссу, пАссом, пАссы, пАссов, пАссах

шприц – шпрИцу, шпрИцем, шпрИцы, шпрИцами

С корня на окончание

Слова с неподвижным ударением на основе, особенно проблемные, встречаются часто. Другие типы склонения существительных менее популярны, но это не повод о них забывать.

У нас на повестке следующий тип склонения, «противоположный», куда входят слова с ударением на окончании. Здесь сразу следует сделать оговорку: не во всех формах это окончание мы можем увидеть (окончание, конечно, формально есть, но оно нулевое). В этих формах ударение падает на последний слог, то есть слог, самый близкий к невидимому нулевому окончанию.

Начну удивлять. Первый пример – слово картУз_, а при склонении получаем: картузА, картузЫ, картузОв. Слово это явно заимствованное, вот только откуда оно пришло к нам, неизвестно. Источники приводят целый список стран-импортёров: Голландия, Германия, Польша, Франция. Мне больше всего нравится последний вариант – есть что-то французское в этом слове. А ещё, придерживаясь этой версии, легче запомнить ударение: оно падает всегда на последний слог, как и во всех словах французского языка.

Картуз означает вид фуражки, летний мужской головной убор с козырьком, и сейчас это слово употребляется крайне редко. На смену картузАм давно пришли кепки и бейсболки. Но у слова картУз есть ещё несколько значений: это и бумажный кулёк, кошёлка для сыпучих веществ; и пушечный заряд, мешочек с порохом. Многие словари считают все эти слова устаревшими, потому что названные предметы уже вышли из употребления.

Не хочу быть овном!

Следующее слово произносится не только непривычно, но и в определённой степени неблагозвучно: овЕн, а не Овен. А в других формах и того хуже: овнА, овнУ, овнОв, овнАм, овнАми. По этому поводу один из учеников, родившийся в начале апреля, так мне и заявил: «Не хочу быть овнОм!» А что делать?! Выбор небогатый: или ты безграмотный Овен, или грамотный овЕн.

Ещё один пример – слово ступнЯ. В единственном числе оно воспринимается нормально: ступнЯ, ступнИ, ступнЕ, ступнЮ, ступнЁй. Во множественном некоторые пытаются перенести ударение на корень, чего делать не стоит: ступнИ (а не стУпни), ступнЕй, ступнЯм, ступнЯми, ступнЯх.

Лист летящий, лист спешащийнад походочкой моей —воздух в быстрых отпечаткахженских маленьких ступнЕй.А. Вознесенский

Следующее слово из этой группы существительных относится к технике, означает деталь какого-либо механизма: шестернЯ. Однако образное мышление поэтов не мешает использовать подобные слова для создания оригинальных сравнений.

После классических поз

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги