Александр Дегтяренко
Электроснабжение сельского населенного пункта
Автор выражает благодарность за помощь при написании данных методических указаний Козыревой Вере Владимировне, преподавателю ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева»
Рецензент:
Белов С. И., к.т.н., доцент кафедры «Электроснабжение и электротехника им. академика И. А. Будзко» ФГБОУ ВО РГУ «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева»
Автор-составитель:
Дегтяренко А. Н., преподаватель СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
РЕЦЕНЗИЯна рукопись методического указания к написанию курсового проекта по междисциплинарному курсу МКД 02.02. «Эксплуатация систем электроснабжения сельскохозяйственных предприятий» автора преподавателя первой категории Дегтяренко А. НСодержание рукописи соответствует рабочей программе дисциплины «Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий» (ГТМ02) для подготовки специалистов среднего звена техников -электриков по специальности СПО 35.02.08. «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».
Актуальность содержания рукописи соответствует уровню изложенного в ней материала и современным требованиям в вопросах обеспечения надежного и качественного электроснабжения сельскохозяйственных предприятий.
Методические указания к написанию курсового проекта для подготовки специалистов среднего звена, учитывающие современные требования по обеспечению качественной и надежной электроэнергией с.х. потребителей, отвечающих требованиям нормативных документов, подготовлено впервые.
Методика изложения материала отвечает требованиям преподавания дисциплины «Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий». Анализ рукописи показывает полноту и качество дидактического аппарата. Разделы снабжены примерами, для лучшего понимания задач, которые ставятся в соответствующих разделах методического пособия.
В рукописи довольно полно представлены выдержки из справочной и нормативной литературы, что позволяет обучающимся, более ответственно, подходить к принятию решений при выполнении курсового проекта.
Качество и количество приведенного в рукописи методического и иллюстративного материала хорошее. Определения и формулировки правильные и точные. Использованы общепринятые термины, нормы, правила и стандарты. Определения и понятия, а также обозначения величин, соответствуют принятым обозначениям в учебной литературе по общетехническим дисциплинам. Материал в рукописи излагается простым, доступным стилем.
С целью улучшения рукописи автору можно рекомендовать немного сократить в рецензируемом методическом пособии количество справочных материалов, с целью стимулировать обучающихся повышения навыка работы со справочной технической литературой.
Содержание рукописи соответствует рабочей программе дисциплины «Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий» (ПМ02) для подготовки специалистов среднего звена техников – электриков по специальности СПО 35.02.08. «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».
Рукопись методического указания к выполнению курсового проекта автора, преподавателя первой категории Дегтяренко А. Н. соответствует требованиям, предъявляемым к учебным изданиям этого типа. Рукопись можно рекомендовать к изданию.
Изданные методические указания, несомненно, будет эффективным средством для самостоятельной работы будущих специалистов среднего звена техников – электриков.
Доцент кафедры «Электроснабжение и электротехники» имени академика И. А. Будзко ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева», кандидат технических наук
Список принятых сокращений
АВ – автоматический выключатель
ВН – высшее напряжение
ВРУ – вводно-распределительное устройство
ВЛ – воздушная линия
ВЛИ – ВЛ 0,38кВ, выполненная самонесущим изолированным проводом типа СИП
ЖД – жилой дом
ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство
КЗ – короткое замыкание
ПС – подстанция питающая 110/10 или 35/10кВ
ПУЭ – правила устройства электроустановок
РТП – районная трансформаторная подстанция(110/10 или 35/10 кВ)
СЭС – система электроснабжения
ТМ – трансформатор масляный
ТМГ – трансформатор масляный в гофрированном кожухе
ТП – трансформаторная подстанция
с.х., с/х – сельское хозяйство, сельско-хозяйственный
э.э. – электрическая энергия
1. Общие и профессиональные требования к курсовому проекту
Реализация курсового проекта модульной дисциплины «Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий» согласно требований ФГОС СПО по направлению «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» должна соответствовать следующим компетенциям (Л1).
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Выполнять мероприятия по бесперебойному электроснабжению сельскохозяйственных предприятий.
ПК 2.2. Выполнять монтаж воздушных линий электропередач и трансформаторных подстанций.
ПК 2.3. Обеспечивать электробезопасность.
При выполнении курсового проекта по МДК 02.02. Эксплуатация систем электроснабжения сельскохозяйственных предприятий необходимо знание общеобразовательных и специальных разделов учебной программы по специальности 35.02.08. Например, ОУД. 03 Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия; ОУД 08 Физика; ЕН.01 Математика; ОП 01 Инженерная графика; ОП 02 Техническая механика; ОП 03 Материаловедение; ОП 04 Основы электротехники.
2. Основные этапы курсового проектирования
В процессе курсового проектирования обучающийся колледжа должен:
– получить исходную информацию для выполнения проекта;
– определить (совместно с преподавателем) объем задач, необходимых при выполнении КП;
– разработать и согласовать с преподавателем план выполнения разделов КП;
– подготовить необходимые решения, обосновав их соответствующими расчетами;
– выполнить два графических листа по результатам вопросов, решенных в КП.
2.1. Примерная тематика курсового проекта
Таблица 2.1
Примерная тематика курсовых проектов
Примечание. Тематика курсовых проектов должна отвечать учебным задачам теоретического курса, быть увязана с практическими задачами, которые ставятся на местах прохождения производственной практики будущих специалистов среднего звена. Тематика может быть предложена руководителями фермерских хозяйств и администрацией сельских поселений.
Тематика курсовых проектов и графики их выполнения утверждаются на заседании кафедры.
Тема курсового проекта избирается учащимся колледжа на основе примерного перечня тем по согласованию с преподавателем, ведущим данную дисциплину. Выбор темы курсового проекта (или варианта исходных данных к той или иной теме КП) регистрируется преподавателем в журнале регистрации курсовых проектов.
С целью исключения возможности написания курсового проекта по одной теме большим числом студентов устанавливается, что преподаватель формирует не менее 10 различных вариантов различных конфигураций населенных пунктов, не менее 10 вариантов коммунально-бытовых и производственных потребителей электрической энергии в сельском хозяйстве.
2.2. Структура курсового проекта
Курсовой проект по МДК 02.02. Эксплуатация систем электроснабжения сельскохозяйственных предприятий в основном носит практический характер.
Примечание. По содержанию курсовая работа может носить:
• практический характер;
• опытно-экспериментальный характер;
• технологический характер.
Таблица 2.2
Примерная структура курсового проекта и объем отдельных ее разделов
Примечание. В таблице 2.2 представлена типовая структура курсового проекта. Все части курсового проекта должны быть изложены в строгой логической последовательности, вытекать одна из другой и быть взаимосвязанными.
Любой КП имеет свои отличительные особенности, вытекающие из полноты и достоверности исходной информации, глубины общеобразовательных базовых знаний обучающихся колледжа, их умения к самостоятельной работе и принятию обоснованных решений. Вместе с тем, каждый КП должен быть построен по общей методике на основе данных методических указаний, отражающих современный уровень требований государственного стандарта СПО к подготовке специалистов среднего звена.
По своей структуре КП должен в основном содержать следующие разделы (выбрать из таблицы 2.3). Требование единства относится к содержанию и форме построения структуры КП.
Таблица 2.3
Структура курсового проекта
2.3. Рекомендации по организации работ над курсовым проектом
Подготовка курсовых проектов проводится обучающимися в колледже самостоятельно в указанные сроки. Контроль знаний проводится в дни и часы, устанавливаемые преподавателем (таблица 2.4).
Таблица 2.4
План-график выполнения курсовой работы/проекта
Примечание. Совместно с учащимся колледжа преподаватель составляет план-график выполнения работы с указанием сроков выполнения каждого пункта план-графика КП. К общему плану в обязательном порядке следует прилагать график выполнения разделов КП.
3. Требования к написанию и оформлению курсового проекта
3.1. Общие требования к оформлению КР и КП
Проект состоит из расчётно-пояснительной записки объемом 30–35 страниц и двух листов графической части формата А1 (594 × 841 мм), выполненных карандашом. Если графическая часть выполнена в электронном виде, то допускается оформление в виде картинки в приложении на формате А3 с подшивкой к курсовому проекту, но с обязательным приложением электронного носителя, где чертеж оформлен на формате А1 по всем правилам ЕСКД и ГОСТа. Записка выполняется с применением печатающих и графических устройств ПК, пишущей машинки или от руки на одной стороне листа бумаги стандартного формата 210 × 297 мм с соблюдением нормативов ЕСКД [ГОСТ 2.105–95]. (на момент издания вступил в силу ГОСТ Р 2.105–2019)
На все листы, начиная с содержания, наносится рамка согласно ГОСТ 2.104–2006, форма 2а. На первом листе содержания выполняется рамка по ГОСТ 2.104–2006, форма 1, с заполнением полей по вышеуказанному ГОСТу (приложение 1).
Поле № 2 заполняется по образцу:
КП.35.02.08.МДК02.02.ХХХ.ХХХХ.ПЗ, где:
КП – курсовой проект;
35.02.08. – шифр специальности;
МДК02.02. – шифр предмета;
ХХХ – последние три цифры зачетной книжки;
ХХХХ – год написания курсового проекта;
ПЗ – пояснительная записка.
Основная надпись графической части заполняется аналогично, за исключением позиции «ПЗ» – она отсутствует.
При составлении требований по оформлению курсового проекта использовались следующие стандарты:
– ГОСТ Р 7.0.100–2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (вводится в Российской Федерации с 01.07.2019 г.);
– ГОСТ 2.105–95. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам (введен Постановлением Госстандарта от 08.08.1995 № 426, ред. от 22.06.2006). Т.к. специальность является технической, то курсовой проект подпадает под действие ЕСКД (единая система конструкторской документации).
На основании ГОСТ 2.102–2013 п. 4.4. «документы в зависимости от стадии разработки подразделяют на проектные (техническое предложение, эскизный проект и технический проект) и рабочие (рабочая документация)».
Определение технического проекта дано в ГОСТ 2.103–2013, п. 4.12 Технический проект – совокупность проектных КД, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве разрабатываемого изделия, и исходные данные для разработки рабочей КД.
В техническом проекте согласно ГОСТ 2.120–2013, п. 5.3 «пояснительную записку ТП следует выполнять по ГОСТ 2.106 с учетом следующих основных требований к содержанию разделов» (изложены пп. 5.3.1–5.4.)
ГОСТ 2.106–96 (с изменениями от 22.06.2006 № 117-ст), п. 10.1. гласит: «ПЗ составляют на формах 9 и 9а приложения А, а необходимые схемы, таблицы и чертежи в бумажной форме допускается выполнять на листах любых форматов, установленных ГОСТ 2.301, при этом основную надпись и дополнительные графы к ней выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.104 (форма 2а)».
Нумерация страниц начинается с первого листа, но номер указывается, начиная с листа «Содержание».
Первые листы проекта содержат:
– Титульный лист (приложение 2).
– Задание (приложение 3).
– Исходные данные (таблица нагрузок в соответствии с вариантом и рисунок схемы населенного пункта).
На листе «Содержание» приводится полное наименование разделов и подразделов с указанием соответствующих страниц.
Во введении обосновывается необходимость решения рассматриваемого вопроса и его связь с народно-хозяйственными задачами.
В расчетно-пояснительной части рассматриваются вопросы расчета электрических нагрузок, расчет нагрузок уличного освещения, определения мощности трансформаторов и места расположения подстанций, расчета линий 10 и 0,38 кВ. Конструктивное выполнение сети 0,38 кВ, расчет токов КЗ, выбор оборудования ПС. По усмотрению руководителя КП возможны исключения некоторых разделов проекта и замена их индивидуальным «спец. вопросом».
При этом особое внимание следует обращать на размерность входящих в формулу расчета исходных величин, а также на размерность результата вычисления. Пояснения к расчетам должны быть предельно краткими и четкими. Если производится многократное повторение одинаковых решений, то подробное решение выполняется один раз, а результаты остальных решений сводятся в таблицу.
В заключительной части работы формулируются основные результаты (как положительные, так и отрицательные), полученные в ходе выполнения проекта.
В графической части проекта рекомендуется отобразить следующее: план населенного пункта с обозначением ТП и трассировкой линий электропередач, расчётная схема сети 0,38 и 10 кВ, схема электрических присоединений ТП 0,38 кВ. Окончательный вариант графической части утверждается руководителем проекта.
В работе необходимо чётко и логично излагать свои мысли, следует избегать повторений и ненужных отступлений от основной темы. Не следует загромождать текст длинными описательными материалами.
Законченный проект следует переплести в папку. Написанный и оформленный в соответствии с требованиями курсовой проект студент сдает руководителю для его рецензирования. Срок проверки куркового проекта – 7 дней со дня его сдачи (регистрации в учебной части).
Незачтенная работа должна быть доработана в соответствии с замечаниями руководителя в ближайшие сроки и сдана на проверку повторно.
К защите могут быть представлены только работы, которые получили положительную рецензию. Защита КП проводится в специально отведенное время до начала экзаменационной сессии.
Примечание. Студентам на момент написания курсового проекта уточнить актуальность приведенных ГОСТов и нормативных документов.
4. Выбор варианта задания на курсовой проект
Исходными данными для выполнения курсового проекта являются:
1. Схемы для расчета отходящей воздушной линии напряжением 10 кВ (приложение 4), включающие: а) план территории с указанием шести населенных пунктов; б) режим напряжения на шинах 10 кВ; в) мощность короткого замыкания на шинах 10 кВ; г) номера населенных пунктов с указанием дневного и вечернего максимумов нагрузки всех (производственных) потребителей, д) масштабную линейку.
2. Схемы для расчета сети 0,38 кВ (приложение 5), включающие: а) планировку населенного пункта с указанием всех потребителей электроэнергии; б) трассу ВЛ 10 кВ, д) масштабную линейку.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги