banner banner banner
Кроличья нора, или Что мы знаем о себе и Вселенной
Кроличья нора, или Что мы знаем о себе и Вселенной
Оценить:
 Рейтинг: 0

Кроличья нора, или Что мы знаем о себе и Вселенной

Нам необходимо понять: на глубинном уровне сознания мы едины и бессмертны как творческие сущности. Если мы таким образом изменим свое мнение относительно того, кто мы такие, то будем жить, воспринимать других людей и самих себя совсем иначе. Мы получим возможность творить и преобразовывать наш мир[1 - Доктор Митчелл – основатель Института ноэтических наук. Это научный центр, в котором проводятся исследования экстрасенсорного восприятия реальности.].

Я заметил: некоторые люди порой полагают, что бессмысленно задавать вопросы вроде «Что такое реальность?». Они считают, что это не имеет ничего общего с их повседневными заботами. Но давайте на мгновение предположим, что мир создается нашим восприятием. Как мы его изменим? Можем ли мы улучшить в нем ход наших дел? Именно этим большинство из нас ежедневно и занимается – но всегда ли мы добиваемся успеха? Случалось ли когда-нибудь в вашей жизни нечто подобное: вы пытались избежать неприятностей и обнаружили, что они буквально следуют за вами? Наверно, случалось. Дело в том, что вы не можете уехать и оставить дома свою нервную систему. Вы по-прежнему реагируете на привычные раздражители. И эта реакция определяет ход ваших дел. Итак, есть ли выход? Знайте: у вас есть все, чтобы в реальности дела шли так, как вам нужно.

    – Марк —

Что реальнее – сознание или материя?

То, что осознал Эдгар Митчелл, схоже с озарениями мистиков. Доктор медицины Эндрю Ньюберг исследовал подобный духовный опыт, полученный разными людьми, как невролог и описал результаты своей работы в книгах «Почему не уходит Бог? Наука о мозге и биология веры» и «Мистический ум. Исследование биологии веры». «Человек, испытавший духовное озарение, – пишет он, – ощущает, что прикоснулся к подлинной реальности, которая является фундаментом и причиной всего остального». Материальный мир представляет собой некий поверхностный, вторичный уровень этой реальности.

Доктор Ньюберг говорит:

«Нам необходимо тщательно исследовать отношения между сознанием и физической Вселенной. Возможно, материальный мир – производный от реальности сознания; возможно, сознание – это основной материал Вселенной».

Способны ли мы познать реальность?

Немецкий философ XVIII века Иммануил Кант утверждал: люди никогда не смогут познать «первичную сущность» реальности, т. е. то, что она есть на самом деле. Мы ищем ответы на вопросы, которые задаем себе сами, – но они обусловлены ограниченностью человеческого разума. Вся информация об окружающем мире, что приходит к нам по пяти каналам органов чувств, неведомым образом интегрируется, фильтруется и обрабатывается в нас, а также «формуется» воздействием ума. И что мы имеем в результате? Мы имеем дело, пишет Кант, только с некими «феноменами», а не с тем, что реально существует. Мы видим и ощущаем не саму реальность, а результат ее переустройства в мозгу. Сама же «вещь в себе» недоступна нашему восприятию.

Иначе говоря, наука изучает лишь модели мира, а не сам мир.

Недавно я прочитал книгу Джейн Робертс «Nature of Personal Reality» («Природа личной реальности») и узнал: мы создаем реальность в сознании, а «физический» мир – это просто наша мысленная конструкция. И вот я закрыл глаза и подумал: «Стена передо мной нереальна. Когда я открою глаза – смогу видеть сквозь нее». Не сработало. Или сработало?..

Конечно, я надежно удерживал в голове мысль о том, что стены нет. Но я сидел на стуле, будучи твердо убежден в том, что пол не позволит мне провалиться. То есть не даст силе тяжести притянуть меня к земле. И все это делало мир вокруг меня (а вместе с ним и существование стены!) совершенно реальным.

Каждое совершаемое нами действие основано на каком-то устойчивом представлении о реальности. Однако мы редко это осознаем. Мы просто принимаем это представление как данность, а реальность охотно подтверждает его. Поэтому мы никогда не видим того, кто творит все вокруг. Здесь полезно поразмышлять над дзенским коаном: «Что такое звук свертывания одной реальности?»

    – Уилл —

Вот что говорит доктор богословия Михал Ледуит:

«Я думаю, вы понимаете: представление о реальности, которое дает нам квантовая физика, не является ни полным, ни окончательным. На протяжении всей своей истории наука последовательно предлагала все менее и менее приблизительные модели нашего мира, и вполне возможно, что лет через двадцать-тридцать квантовую теорию опровергнет более глубокий подход к изучению природы реальности. Интересно, как будет называться эта новая физика?..»

Хорошо, предположим, что наука рано или поздно предоставит нам такое описание природы всего сущего, которое вплотную подведет нас к истине. Но нам еще надо разобраться, что такое есть «мы»! Доктор Эндрю Ньюберг отмечает:

«Мы не можем уверенно опровергнуть предположение, что живем в огромной голограмме. Ведь «толкование» всего, что мы воспринимаем, осуществляет мозг. И мы всегда находимся в границах его интерпретаций окружающей действительности. Поэтому вполне логично предположить: все вокруг нас – голограмма, великая иллюзия. И у нас нет возможности выйти за ее пределы, чтобы узнать, что и как существует на самом деле».

Уровни реальности

Ответ на вопрос «Иллюзорна ли реальность?» – является вероятностным и поэтому звучит неопределенно. Если бы кто-то задал мне его, я бы сказал: «Скорее всего, да. В целом, это верно: реальность иллюзорна…» Но все намного сложнее, потому что когда вы взаимодействуете с реальностью, ответ звучит совершенно определенно и четко. Он вероятностен только тогда, когда у вас нет с ней контакта.

    – Джеффри Сатиновер, доктор медицины

Кажется, что на вопрос «Что такое реальность?» ответа у нас нет. Но все-таки есть идея, которая может помочь нам в наших поисках. А суть ее в следующем: одновременно существуют различные уровни реальности, поверхностные и более глубокие, вплоть до «предельных», одинаково реальные. Другими словами: поверхностные уровни по-своему абсолютно реальны, но в сравнении с более глубокими уровнями они представляются не вполне реальными, потому что находятся дальше от некоего «предела», или «ядра». И тем не менее руки и ноги реальны; клетки и молекулы реальны; атомы и электроны реальны. И сознание реально. Доктор Джон Хагелин говорит:

Мы существуем одновременно во многих различных мирах. Поэтому есть истины поверхностные и более глубокие – но от этого они не перестают быть истинами. Есть макроскопический мир, который мы видим и в котором существуем, и есть мир наших клеток, мир атомов, ядерный мир… Все они совершенно отличны один от другого.

У каждого из них свой язык, собственная математика. Они не только отличаются размерами от нашего макромира – они совершенно иные. Но они пронизывают его, составляют его основу, а также дополняют друг друга. Ведь мы – это атомы, мы – это также и клетки… Каждый из этих миров – настоящая реальность. Это лишь различные уровни истины.

Так вот что получается:

1. Все миры истинны.

2. Ни один из миров не является истинным – все они лишь модели.

3. Мы никогда не сможем найти способ воспринимать все.

4. Расширяя сознание, мы в конце концов сможем воспринимать все.

5. Все вышесказанное истинно.

6. Все вышесказанное – только модели.

7. Или…

Реальность – результат голосования?

А может быть, наши ежесекундные интерпретации реальности в повседневной жизни – просто результат выбора «демократического большинства»? Или, говоря другими словами, реальным представляется то, что считает реальностью большинство людей? Если в комнате находится десять человек и восемь из них видят стул, а два – марсианина, кто из них сошел с ума?

Если двенадцать человек воспринимают озеро как замкнутую в берегах водную массу, а один считает его сплошным твердым телом, по которому можно ходить, – кто из них бредит?

Возвращаясь к понятиям предыдущей главы, мы теперь можем сказать: парадигма – это просто общепринятая модель того, что считается реальным. Мы голосуем за эту модель своими действиями, и она становится нашей реальностью.

Но тогда возникает Великий Вопрос: «Может ли сознание творить реальность?» Не потому ли никто так и не дал ответа на этот вопрос, потому что сама реальность и есть ответ?

Подумайте об этом…

• Какие представления о реальности вы имеете? Какое из них вы используете каждый день?

• Вы когда-нибудь думали о том, из чего сделаны ваши мысли?

• Можете ли вы привести пример того, как ваши мысли становятся реальностью?

• Может ли написание ответа на предыдущий вопрос (если вы дали развернутый утвердительный ответ) служить таким примером?

• Что такое сны? Если сновидения и восприятие суть результаты работы мозга, то почему вы считаете, что внешний мир более реален, чем сон?

• Какое состояние – сна или бодрствования – ощущается вами более реальным?

• В чем разница между реальностью и вашим восприятием реальности?

• Как изменение вашей личной парадигмы изменит ваше восприятие реальности?

• Можно ли изменить ваше восприятие реальности, не изменяя парадигму?

• Какого цвета теперь стекла ваших «очков»?

Зрение и восприятие

Глаз воспринимает реальность в пределах тех знаний и допущений, которыми снабжает его ум. Именно ум создает Вселенную, которую видит глаз. Другими словами, наш разум распоряжается тем, что нам «следует» видеть.