banner banner banner
Лидерство по-русски
Лидерство по-русски
Оценить:
 Рейтинг: 0

Лидерство по-русски


А декабрист Михаил Сергеевич Лунин справедливо утверждал:

«На время могут затмить ум русских, но никогда – их народное чувство».

Элементы разрыва, моменты крушений встречались у всех наций и государств, причем даже чаще, чем в России. Но они не теряли своего лица, не становились кем-то еще. Если, конечно, вообще не исчезали с лица Земли.

«Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».

    Владимир Владимирович Путин

Сила нации неразрывно связана с почитанием героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей скорбью в дни трагедий. Лидерство – как индивидуальное, так и государственное – должно вытекать из всего предыдущего опыта истории – трагической и героической. Касается ли это политики или искусства. Так, наш великий певец Федор Иванович Шаляпин уверял:

«Я не могу представить себе беспорочного зачатия новых форм искусства… Если в них есть жизнь – плоть и дух, – то эта жизнь должна обязательно иметь генеалогическую связь с прошлым».

«Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славой». Ограниченность чужого опыта

Самоуничижение категорически противоречит императивам как личностного, так и государственного лидерства.

«Иной русский разум гораздо превосходнее бывает заморского; но поелику оный не имеет еще столько уважения и одобрения, как иностранный разум, то он часто от того тупеет».

    Николай Иванович Новиков

Советский палеонтолог, мыслитель и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов считал:

«Принижение, особенно добровольное… рождает привычку быть руководимым, снимает ответственность за свои поступки, за свой путь».

Тем более что представление об отсталости и ущербности России – неправда. Современный философ Сергей Георгиевич Кара-Мурза уверен: «Россия выросла как альтернативная Западу христианская цивилизация. Она по важным вопросам бытия постоянно предлагала человечеству иные решения, нежели Запад, и стала его экзистенциальным оппонентом положения». И эти решения нередко были более удачными, чем западные.

Более того, самоуничижение подталкивает нас к подражательству. Простое копирование чужих образцов – путь в никуда. Это давно понимали наши славные предки, к коим я без тени сомнения отношу автора первой классической многотомной истории России, писателя и настоящего гражданина Николая Михайловича Карамзина:

«Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы; но русским нужно по крайней мере внимание русских… Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою, чтобы сказать: «Я существую морально!» Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? Что там носят, в чем ездят и как убирают дом? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку, и народу, который будет всегдашним учеником!

До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в моральном смысле. Можно сказать, что Европа год от году нас более уважает, – и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и развития; видит много плодов, но еще более – цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда! – Победы очистили нам путь ко благоденствию; слава есть право на счастие».

Екатерина Великая говорила о советах, которые давал ей великий французский просветитель Дени Дидро:

«Если б я доверилась ему, пришлось бы все перевернуть в моей империи: законодательство, администрацию, политику, финансы, я должна была бы все уничтожить ради его непрактичных теорий. Я ему откровенно сказала: я с большим удовольствием слушала все, что внушил вам ваш блестящий ум; но из общих принципов, которые я вполне понимаю, можно составить очень хорошие книги и лишь очень дурное управление страною… Вы забываете различие наших положений; вы трудитесь над бумагой, которая все терпит, – она гладка, покорна и не представляет препятствий ни вашему воображению, ни перу вашему; между тем как я, императрица, работаю на человеческой шкуре, которая, напротив, очень раздражительна и щекотлива».

Спешка и необдуманность в деле реформ, следование умозрительным советам из-за бугра или отечественных умников, никогда порой не управлявших ничем, кроме собственного пера или авторучки, не раз в нашей истории приводили к трагическим последствиям. Никто не вправе рисковать жизнью, безопасностью, благополучием людей даже ради самых высоких целей и красивых теорий. Мы «наелись» этого в прошлом. Реформы для людей, а не люди для реформ.

«Навязывать современной России формулы успешности иных цивилизаций противопоказано ее успешности».

    Владимир Иванович Якунин

В то же время перемены абсолютно неизбежны. Они должны быть неуклонными и последовательными, но постепенными, продуманными, поэтапными. Лидерам не следует забывать, что формы государственного устройства, демократии всегда зависели от ментальности, традиций, институтов, уровня жизни, правовой культуры, от того исторического времени, в котором живет государство.

Российская государственность и методы управления не могут механически копировать зарубежные образцы. Гражданское общество вызревает изнутри, а не создается на зарубежные гранты. Политическую культуру не переделать простым подражанием обычаям других развитых обществ. Эффективную судебную систему нельзя импортировать.

Лидерские практики России должны быть открытыми ко всему новому, что ежедневно появляется в мире, гибкими, но адекватными динамичной, подвижной и многомерной структуре нашего очень непростого общества. Отвечать политической культуре свободных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. Настоящих лидеров.

Россия всегда добивалась успеха, когда чувствовала себя единым, сплоченным, уверенным в себе целым.

«Все мы народ, и все то лучшее, что мы делаем, есть дело народное».

    Антон Павлович Чехов

«Великим быть желаю, люблю России честь». Лидеры по-русски

Говорят, у россиян изначально нет установки на лидерство: скромники, воспитывали так, чтобы не высовывались.

«Славы суетной земной ни в чем не желай, но спроси у Бога вечного блаженства», – читаем в «Домострое» – кодексе жизни средневековой России, написанном (или отредактированном) духовником и сподвижником Ивана Грозного протопопом Сильвестром.

В советское время слово «карьерист» было чуть ли не ругательным, стремиться к карьере было недостойно настоящего советского человека.

«Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди».

    Михаил Михайлович Пришвин

Все так. Но и установка на лидерство – подспудно или явно – была всегда. И наша страна дала множество лидеров, определяющих лицо нашей планеты. Они демонстрировали примеры лидерства, предлагали его формулу.

Принципы лидерства – не то, что родилось в современных школах бизнеса или государственного управления. Многие из них были сформулированы тысячелетия назад. Они вошли в классическое наследие – античного мира, Древнего Китая, Византийской империи. И становились известны нашим предкам с момента возникновения славянской письменности через переводы и Священного Писания, и античной классики.

Еще в XI веке в «Изборник» Святослава вошли изречения античных философов и поэтов, христианских богословов и проповедников. Популярный сборник афористичных «слов премудрых и прекрасных», переведенных с греческого в XII веке, под названием «Пчела», включал в себя изречения из Библии, из творений Отцов церкви, Плутарха, Менандра, Сократа, Аристотеля. «Пчела» пользовалась большим успехом в читательской среде, нередко цитировалась в летописях и исторических повестях, поучениях и посланиях.

«Афоризмы – едва не лучшая форма для изложения философских суждений».

    Лев Николаевич Толстой

Древнерусская литература, зарождение которой относится в X веку, в значительной мере носила учительный характер, достоинство произведения определялось воспитательной полезностью идеи, которую автор стремился довести до читателя. В наставлениях, поучениях, нравственных проповедях ставились разные вопросы, относящиеся в том числе и к лидерству. Среди множества поучений, известных на Руси с XI века, особенно популярным было «Наставление отца к сыну».

Политические и моральные наставления исходили чаще всего от духовных лиц, среди которых выделялся первый Киевский митрополит из русских Илларион. Одним из ранних наставлений, созданных выдающимся государственным деятелем, было «Поучение» Владимира Мономаха, написанное, видимо, в 1117 году. За плечами князя была долгая и трудная жизнь, десятки военных походов и битв, огромный дипломатический опыт, скитание по уделам, куда забрасывал его принцип престолонаследия по старшинству в роде, и слава великокняжеского «стола».

Даже в «Домострое» – одном из важнейших произведений древнерусской литературы, где формулировался идеал домашней жизни и личного поведения, можно найти мудрые советы лидерам.

Принципы лидерства были разлиты в народном сознании, которое имеет еще более древние, глубокие и разветвленные корни – в виде житейских истин, зафиксированных в пословицах и поговорках. Многие русские пословицы – афоризмы, попавшие в устную речь, где нередко принимали более простую форму. Пример из множества подобных: актуальная для лидера библейская заповедь «Копающий яму под ближним своим сам попадет в нее» трансформировалась в пословицу «Не рой другому яму: сам в нее попадешь».

В пословицах в меткой форме хранятся знания обо всем – от деталей быта до принципов лидерства. Они – плод исторического творчества нации, отшлифованный и выверенный многими поколениями россиян. Они позволяют обратиться к опыту предков, занять у них прозорливости. Когда в этой книге у цитаты не будет указан автор, знайте, что это русская пословица или поговорка.

«Пень не околица, глупая речь не пословица».

«Пословица не на ветер молвится».

Уже в XVII веке появился сборник под названием «Повести или пословицы всенароднейшие, которые в народе издавна словом употреблялися».

«Старая пословица век не сломится».

В XIX веке пословицы и поговорки собрал и систематизировал мичман Черноморского флота, прекрасный военный врач, хирург, доктор медицины, офтальмолог, пионер отечественной гомеопатии; член-корреспондент Академии по Отделению естественных наук, поэт, прозаик, почетный член Общества любителей Российской словесности; этнограф, член общества истории и древностей Российских, один из членов-учредителей Русского географического общества; лексикограф, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором представлены 200 000 слов, находившихся в народном употреблении; филолог, изучивший двенадцать иностранных языков, первый российский тюрколог; знаток и собиратель фольклора. Как Вы догадались, речь идет о выдающемся россиянине – Владимире Ивановиче Дале, который говорил:

«Только добрый и талантливый народ может сохранить величавое спокойствие духа и юмор в любых, и самых трудных, обстоятельствах. Пословицы, поговорки, прибаутки, рождаясь в недрах народных масс, говорят о здоровом, могучем организме».