banner banner banner
Азбука православного христианина последних времен (избранные слова современных святых отцов и отцов-подвижников)
Азбука православного христианина последних времен (избранные слова современных святых отцов и отцов-подвижников)
Оценить:
 Рейтинг: 5

Азбука православного христианина последних времен (избранные слова современных святых отцов и отцов-подвижников)

Азбука православного христианина последних времен (избранные слова современных святых отцов и отцов-подвижников)
Сергей Гурьянов

Данная книга является сборником пророчеств и поучений святых отцов и отцов-подвижников современности. В книгу включены слова святителя Игнатия (Брянчанинов, 1807-1867), преподобного Амвросия Оптинского (1812-1891), преподобного Варсонофия Оптинского (1845-1913), преподобного Лаврентия Черниговского (1868-1950), преподобного Гавриила (Ургебадзе, 1929-1995), игумена Никона (Воробьев, 1894-1963), схиигумена Иоанна (Алексеев, 1873-1958), иеромонаха Анатолия (Каленчук, 1957-2002).

Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно;

ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя.

(1Тим.4:16)

От составителя

Цель жизни каждого христианина – спасение в жизнь вечную. На пути к этой заветной цели все мы от купели святого крещения и до завершения земной жизни проходим одним и тем же путем богопознания и самопознания. Незримо сопутствуют нам в этом многотрудном путешествии Пресвятая Богородица, Ангел-Хранитель и все святые за помощью к которым обращаемся мы в разное время. Правила движения на этом пути записаны для нас в Священном Писании (Библии). Но есть Божией милостью и еще один безценный путеводитель – писания святых отцов. Это, по своей сути, записанный на бумаге жизненный опыт людей, живших до нас на грешной земле и успешно прошедших путем Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. В своих трудах они объяснили нам, как правильно понимать те или иные места Священного Писания, которое нам порой так трудно осмыслить своим убогим умом, отягченным грузом накопленных грехов, затуманенным материальными интересами. Они также рассказали нам о всех трудностях и коварных ловушках врага, которые подстерегают путника на этой долгой и зачастую скорбной дороге. Не обошли святые отцы вниманием и то, как Господь поддерживает человека, как укрепляет его благодатными посещениями и как награждает смиренного и терпеливого путника своими дарами еще в земной жизни.

Все святоотеческие писания, написанные в разное время, отличаются языком повествования каждые соответственно своей эпохе. Нам, людям двадцать первого века, не всегда понятен язык отцов первых веков христианства. Хотя при длительном и внимательном изучении с Божией помощью становится понятным всё, что наполняет жизнь христианина: и Святое Писание, и язык богослужения (церковно-славянский), и изречения далеких от нас по времени святых. Но человеку новоначальному, пришедшему в храм недавно, неискушенному во всех богословских тонкостях, трудно на первых порах сразу войти в нужное русло христианской реки спасения. В эту трудную минуту, когда человек так ищет живой воды святоотеческого слова, на помощь приходят современные нам уже канонизированные святые отцы или еще не канонизированные отцы-подвижники. Эти отцы жили совсем недавно, а потому их язык, обороты речи, понятия и проблемы так близки и так понятны нам. Они пропустили через себя весь духовный опыт христианского мира, сами жили в соответствии с этим опытом и адаптировали его для нашего, такого отличного от прежних веков, времени.

Данная книга является попыткой создать некую православную азбуку, которая в алфавитном порядке устами отцов современности разъяснит основные понятия христианской жизни, задаст правильный курс в дальнейшем изучении человеком Священного Писания и святоотеческого предания. В книгу включены слова следующих отцов: святителя Игнатия (Брянчанинов, 1807-1867), святого преподобного Амвросия Оптинского (1812-1891), святого преподобного Варсонофия Оптинского (1845-1913), святого преподобного Лаврентия Черниговского (1868-1950), святого преподобного Гавриила (Ургебадзе, 1929-1995), игумена Никона (Воробьев, 1894-1963), схиигумена Иоанна (Алексеев, 1873-1958), иеромонаха Анатолия (Каленчук, 1957-2002). Для внимательного читателя не менее полезным будет список литературы, использованной при составлении данной книги.

Прошу святых молитв читателя о грешном составителе «Азбуки».

Храни вас Господь!

Азбука православного христианина последних времен

(избранные слова современных святых отцов и отцов-подвижников)

Ад

Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру совершенно забыли о них. Диавол всем внушил, что ни его (т.е. диавола), ни адских мук не существует. А святые отцы учат, что обручение геенне, все равно как и блаженства, начинаются еще на земле, т.е. грешники еще на земле начинают испытывать адские муки, а праведники – блаженство… только с той разницей, что в будущем веке и то и другое будет несравненно сильнее…

В настоящее время не только среди мирян, но и среди молодого духовенства начинает распространяться такое убеждение: вечные муки несовместимы с безпредельным милосердием Божиим, следовательно, муки не вечны. Такое заблуждение происходит от непонимания дела. Вечные муки и вечное блаженство есть не что-нибудь только извне происходящее, но есть, прежде всего, внутри самого человека.

«Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Какие чувства насадит в себе человек при жизни, с теми и отойдет в жизнь вечную. Больное тело мучается на земле, и чем сильнее болезнь, тем больше мучения. Так и душа, зараженная различными болезнями, начинает жестоко мучиться при переходе в вечную жизнь. Неизлечимая телесная болезнь кончается смертью, но как может окончиться душевная болезнь, когда для души нет смерти? Злоба, гнев, раздражительность, блуд и другие душевные недуги – это такие гадины, которые ползут за человеком и в вечную жизнь. Отсюда цель жизни и заключается в том, чтобы здесь, на земле, раздавить этих гадов, чтобы очистить вполне свою душу и перед смертью сказать со Спасителем нашим: «Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже» (Ин.14:30). Душа грешная, не очищенная покаянием, не может быть в обществе святых. Если бы и поместили ее в рай, то ей самой нестерпимо бы было там оставаться, и она стремилась бы уйти оттуда.

(Преподобный Варсонофий Оптинский, 2)

А о страшном грехе самоубийства, так больно отягчающем сердца родственников, старец Гавриил говорил:

– Самоубийц не поминают во время литургии, так как молитвенное поминовение означает соединение с Богом. Если грешник уйдет из этого мира, не очистившись от грехов, то приблизившись ко Господу, будет еще больше мучиться. Как муравей рядом с солнцем сгорает или если скорбящая мать будет сидеть на свадьбе вместо панихиды. Бог не создавал пыток для человека. Ад – это милость Божия. Когда человек разъярен, ему лучше биться головой о стену… но и голова ведь болит. Как стена, так и огонь в аду предохраняет душу человека от более сильных мук.

– Отец Гавриил, это правда, что 19 сентября Архангел Михаил выводит души из ада? (19 сентября Церковь совершает празднование в честь чуда св. Архангела Михаила в Хонех. 21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. По народному преданию, в эти дни Архангел Михаил опускает крыло в геену огненную, которая в это время гаснет. Надлежит молиться в это время о родных усопших, называя их по именам, и просить, чтобы Архангел Михаил вывел их души из ада.) – спросили его однажды.

– Не Архангел Михаил, а милосердие Божие выводит из ада с его помощью!

(Преподобный Гавриил Ургебадзе, 3)

Ангелы

Ангелы принимают деятельное участие в судьбе человека, если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные Ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла.

(Преподобный Варсонофий Оптинский, 2)

Сильнее Господа никого нет. Когда идешь к бабке Бог, отходит, Ангел-Хранитель удаляется. Ангел-Хранитель не всегда с человеком, иногда посещает, по Кресту работает. Потому что ему и там, и там все нужно проверить. Когда человек в молитве – он благословляет.

(Иеромонах Анатолий Каленчук, 4)

Антихрист

Дух антихристов от времен апостольских действует чрез предтечей своих, как пишет Апостол: «тайна бо уже беззакония деется, точию держай ныне, дондеже от среды будет» (2Фес.2:7). Апостольские слова «держай ныне» относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и возстают, чтобы упразднить и уничтожить оную на земли. Потому что антихрист, по объяснению толковников Святого Писания, должен прийти во время безначалия на земле. А пока он еще сидит на дне ада, то действует чрез предтечей своих. Сперва он действовал через разных еретиков, возмущавших Православную Церковь, и особенно чрез злых ариан, людей образованных и придворных, а потом действовал хитро чрез образованных масонов, а, наконец, теперь чрез образованных нигилистов стал действовать нагло и грубо, паче меры. Но обратится болезнь их на главу их, по сказанному в Писании. Не есть ли крайнее безумие трудиться изо всех сил, не щадя своей жизни, для того, чтобы на земле повесили на виселице, а в будущей жизни попасть на дно ада в тартар на вечное мучение. Но отчаянная гордость ни на что смотреть не хочет, а желает всем высказать свое безразсудное удальство.

(Преподобный Амвросий Оптинский, 2)

Бедность и богатство

Бог никого не обделяет. И богатому, и бедному поровну дается благодать Святого Духа. То, что некто пребывает в богатстве, а некто в бедности, идет или от предков, или чтобы души, которые могут спастись, не погибли. И еще, как написано в житии святого Андрея юродивого: если недоброго обогатит, а праведных держит в бедности, то для этого есть следующее основание – и среди праведных не найти того, кто не имел бы греха, и среди грешных того, кто не поступал бы праведно. Поэтому мучается человек праведный здесь же болезнями, невзгодами или бедностью, чтобы искоренить все ошибки свои и устраниться от искушений.

А также есть люди с большими грехами. Они имеют за собой немного добрых дел. И им дает Бог богатство, либо здоровье, либо добрых детей, чтобы в жизни вечной не просили других благ взамен их земного добра.

Возьмем, например, нищего Лазаря (Лк.16:19-25), у которого были кое-какие ошибки, поэтому он страдал здесь. А в вечной жизни он получил отдохновение как праведный. Так и богатый имел добрые дела, но он здесь взамен получил воздаяние, а за свои грехи оказался в вечных муках. Ибо коль совершил добро какое и взамен получил часть в здешней жизни, то у Бога больше нет долга перед ним, Он за все уже уплатил здесь.

(Преподобный Гавриил Ургебадзе, 3)

Господь может дать богатство, когда оно пойдет на пользу людям. Это – жертвователи, благотворители. А когда есть склонность к сребролюбию – лучше довольствоваться малым. В нищете ты еще вспомнишь Бога. А в славе и богатстве вспомнишь? Один Старца принял, упокоил. Был бедным угольщиком. Все, что за день зарабатывал, тратил на нищих, принимал в своем доме странников и успокаивал их. Старец умилился: «Если человек бедный и стольким помогает, то как он осчастливил бы людей, если бы был богатым?» И помолился Господу:

– Дай ему богатство.

Господь явился и спросил:

– А ты за его душу отвечать будешь?

– Буду.

– Пусть будет по-твоему.

И напал бедный угольщик на золотую жилу. И стал богатым. И был при императоре, в славе и чести. И закрыл свои двери для нищих. И странных не принимал. И охрана стояла, отгоняла просителей.

Явился Господь через два года подвижнику:

– А где душа моего раба?

– И понял Старец, что что-то не то. Пошел искать угольщика в город. И увидел, как он выходил – гордый, неприступный. И толпа людей его ждала, а он ни с кем не захотел разговаривать. Презрение – на лице. Старец начал молить Господа простить его и его молитву. Долго молился. Господь призрел и сказал:

– Не проси никогда того, чего сам хочешь. Проси Волю Божию.

А угольщика постигла немилость императора. Убежал, пришел на старое место. Все вернулось на круги своя. Добывал уголь, продавал, на вырученные деньги кормил странников и нищих. Снова полный дом был людей, которые благодарили и славили Бога за милосердие угольщика.

Раньше были истинные благодетели. У них был страх Божий. Жили праведно, благочестиво. Постоянно жертвовали часть денег на монастыри, на дома призрения, на сиротские приюты, на богадельни. Деньги эти были угодны Богу, потому что не нарушали хозяева заповедей Божиих. По совести жили. Купеческое сословие были верующими. К Старцам Оптинским ездили на поклон. Окормлялись у них. Одному купцу Старец не благословил везти товар. А он не послушал, и весь корабль затонул с товаром. Благословил Батюшка второй раз что-то сделать. Уже выполнил, и из банкрота снова стал богатым. Покаялся. Можно иметь деньги и к ним не прилепляться. А можно не иметь ничего, а в сердце – змею сребролюбия.

Ремесло – ремеслом, но Господь – на первом месте. Старец благословил одного рыбачить. Только с одним условием – по средам, пятницам и воскресеньям и в Праздники рыбу не ловить. Тот все выполнял. С него смеялись: – А как же он будет жить? А ему Господь в те дни, когда ловил, столько давал, что хватало на все дни. Имел больше, чем те, кто ловил каждый день.