Книга Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Олегович Комаровский
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь
Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь

Евгений Комаровский

Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь

© Е. О. Комаровский, 2010

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, Л. Э. Чайка, В. М. Юденков иллюстрации, 2010

© «КЛИНИКОМ», 2010

* * *

Предисловие, обязательное для прочтения

Нужна ли вам эта книга?

Для начала хотелось бы рассказать вам о том, что такое неотложная помощь. Сделать это совсем не просто, ибо до настоящего времени единого общепринятого определения не существует.

Тысячи книг посвящены неотложной помощи, и авторы каждой имеют в виду что-то свое. Именно поэтому нам следует как-то определиться с терминологией, дабы говорить на одном языке и друг друга понимать.

Прежде всего мы должны видеть разницу между неотложной помощью и медицинской помощью.

Медицинскую помощь оказывают люди, получившие определенную подготовку и вместе с подготовкой получившие от государства право и обязанность применять свои знания и умения на практике.

Неотложная помощь, о которой мы будем говорить в этой книге, с юридической точки зрения не имеет к медицинской помощи никакого отношения.


Неотложная помощь:

• это действия медицинского характера, совершаемые добровольно и осознанно лицами, на которых не лежит правовая обязанность оказания помощи;

• это действия, которые нельзя отложить;

• это действия, направленные на сохранение жизни и здоровья пострадавшего;

• это действия, потребность в которых возникает намного раньше, чем появляется возможность получения медицинской помощи.

* * *

Эта книга написана для родителей, которым Боженька и Любовь (вариант – состояние здоровья и стечение обстоятельств) дали возможность иметь детей, но которые не получили от государства юридического права оказывать медицинскую помощь.

Тем не менее в вашей жизни и в жизни ваших детей обязательно возникнут ситуации, когда понадобится медицинская помощь. Вполне вероятно, что потребность в этой помощи будет носить неотложный характер: будут необходимы совершенно конкретные действия, без которых нельзя обойтись, действия, которые нельзя отложить.

Что же делать? Ведь вы не можете, не умеете, не должны ставить диагнозы и оценивать тяжесть состояния. Будет плохо – вы, конечно же, обратитесь к профессионалам! Позвоните, расскажете, позовете на помощь, громко закричите: «Приезжайте скорее!» А что потом, после обращения? Будете ждать с чувством выполненного долга? Ждать, видя и понимая, что становится хуже, что помощи можно и не дождаться? Ждать, имея возможность реально помочь, но не зная как?

Вы можете быть уверены в своем безоблачном будущем. Вам может быть жалко своего времени или лень про все эти страсти читать и во всем этом разбираться. Это ваша позиция, и вы имеете на нее право до тех пор, пока речь идет о вашем собственном, еще раз повторяю – лично вашем здоровье.

Но коль скоро вы стали мамой или папой, вы в ответе за безопас-ность своих детей и вы обязаны сделать все для того, чтобы иметь реальную практическую возможность оказать неотложную помощь.

Здесь уже нет выбора.

Это ваш долг – перед ребенком и перед собственной совестью, в конце концов.

Моральная ответственность и долг перед совестью – категории нравственные.

Вы имеете право оказывать неотложную помощь, но не обязаны этого делать.

Воспользуетесь вы своим правом или нет – это, по сути, и есть ответ на вопрос, стоит ли вам продолжать читать эту книгу.

Краткое руководство пользователя (читателя)

Что надо сделать с этой книгой после того, как она попала к вам в дом?

• познакомиться, т. е. понять, как книга устроена и как в ней обнаружить необходимую информацию;

• определиться с местом, где эта книга будет стоять (лежать);

• проследить, чтобы выбранное место было:

– известно всем взрослым – и не только членам семьи, но и всем, с кем ваш ребенок может остаться наедине (няням, учителям);

– легкодоступно;

– постоянно;

• заполнить на последнем развороте раздел «Адреса и телефоны».


Не вызывает никакого сомнения, что справочник по неотложной помощи (как, впрочем, и любой другой справочник) никто не читает от корки до корки. К справочникам обращаются по мере того, как возникает потребность в информации[1].

Потребность в информации вполне может быть неотложной. И мы постарались сделать все для того, чтобы максимально облегчить вам поиск: подробные и разнообразные оглавления, крупные и четкие номера страниц; повторяющиеся на полях номера и названия глав, предметный указатель.

Тем не менее некоторые главы обязательно следует прочитать уже сейчас. Прочитать для того, чтобы иметь возможность оказать помощь в ситуациях, когда у вас не будет времени даже для того, чтобы взять в руки эту книгу.


Главы, обязательные для прочтения:

• 2.2. Сердечно-легочная реанимация;

• 2.3. Инородное тело в дыхательных путях;

• 3.1. Кровотечение из раны.


Обратите особое внимание на главу 12 – «Аптечка неотложной помощи». Оказание неотложной помощи часто требует применения инструментов, лекарств, вспомогательных и перевязочных материалов. Укомплектовать аптечку и разобраться с правилами применения ее содержимого, конечно же, следует заблаговременно.

И последнее.

Рекомендуя вам вполне определенные действия, автор этой книги ориентируется не только на свое высшее медицинское образование и более чем 30-летний опыт работы в практическом здравоохранении, но и на множество весьма авторитетных источников информации.

Тем не менее у вашего врача может быть другое мнение, лично вам могут быть известны другие источники информации (именно на ваш взгляд более надежные и более авторитетные), вы, в конце концов, можете быть с автором не согласны или считать написанное слишком сложным и непонятным.

Рекомендуя некие лекарства, автор вовсе не назначает их вашему ребенку. Он предлагает вам обсудить применение этих препаратов с вашим врачом. С врачом, который, зная и наблюдая ваше дитя, может посоветовать совсем другое лекарство, подобрать совсем другую дозу, проанализировать показания и противопоказания применительно к конкретному пациенту.

Повторимся. Неотложная помощь – это действия добровольные и осознанные. Задача этой книги – помочь в осознании: стать в первую очередь информацией к размышлению и лишь во вторую – руководством к действию.

Ваш доктор Комаровский

1. Правила неотложной помощи

Первое правило может показаться странным и не вполне очевидным, но его следует понять и принять:

юридически вы никому не обязаны оказывать помощь.

Кому-то плохо, с кем-то беда – все, что от вас требуется – сообщить о случившемся тем, для кого оказывать помощь обязанность и профессия. Пройти мимо, якобы не заметить и не сообщить – это уже преступление, это вполне конкретная статья под названием «оставление в опасности», это повод к тому, чтобы сформулировать

второе правило:

вы обязаны позвать на помощь.

Несколько слов о тех, к кому мы будем обращаться за помощью. Важно знать, что наши возможности не исчерпываются лишь телефонным звонком. Любой попавшийся вам на глаза милиционер, пожарный, спасатель или медработник юридически обязан оказывать помощь. Попался на глаза? Информируйте.

Тем не менее вы не можете позволить себе просто позвонить и с чувством выполненного долга терпеливо дожидаться помощи? Вы лично хотите помочь?

Замечательно! Но в таком случае вы должны отдавать себе отчет в том, что неотложная помощь начинается с получения информации. Не зная, как помочь, помочь не получится практически никогда. Более того, есть реальные шансы сделать хуже.

Отсюда третье правило:

не знаете, как помочь – не помогайте.

Ждите тех, кто знает.

Вы так не можете, вам больно, стыдно и неловко ждать, проходить мимо, отворачиваться и не знать? Наверное, именно поэтому вы и читаете сейчас книгу о неотложной помощи…

При оказании помощи очень важно, чтобы ваши действия не прибавили работы спасателям, чтобы, пытаясь спасти чью-то жизнь, вы не поставили под угрозу собственную.

Не надо:

• лезть в дым без противогаза;

• не умея плавать, спасать утопающего;

• хвататься за провода, находящиеся под напряжением;

• перевоспитывать агрессивного наркомана;

• ловить укусившую собаку;

• и т. д. и т. п.


Очевидное четвертое правило:

оказывающий неотложную помощь должен, прежде всего, обеспечить собственную безопасность.

Наличие у вас желания и возможностей для того, чтобы помочь, вовсе не означает, что вы можете приступать. Юридически пострадавший имеет право не захотеть, чтобы ему оказывали помощь или чтобы помощь оказывали именно вы.


Пятое правило:

следует знать, когда оказание помощи требует получения разрешения и кто такое разрешение может дать.

Когда и у кого надо спросить разрешения:

• если пострадавший в сознании, следует обратиться именно к нему: предложить помощь («Вам помочь?») и получить согласие;

• если пострадал ребенок[2], разрешение на проведение помощи дают его близкие – к ним и следует обращаться.


Не надо спрашивать разрешения, если:

• пострадавший без сознания;

• пострадал ребенок, а его родственников рядом нет;

• имеет место попытка самоубийства.


Главный вывод из правила номер пять:

• вы всегда можете оказывать помощь собственному ребенку.

2. Когда совсем плохо


2.1. Признаки критической ситуации

Совсем плохо – это значит, возникли проблемы с важнейшими системами организма, это значит, ситуация критическая, это значит, под угрозой жизнь ребенка.


Главные симптомы опасности:

• отсутствие сознания:

– нет реакции на прикосновение;

– нет реакции на громкое обращение;


• отсутствие дыхания:

– нет дыхательных движений грудной клетки;

– не слышно дыхания;

– не удается ощутить дыхание ребенка своей щекой, поднесенной к носу и рту;


Правило СОС для оценки состояния дыхания –

СЛУШАЙ – ОЩУЩАЙ – СМОТРИ:

СЛУШАЙ дыхание

ОЩУЩАЙ дыхание щекой

СМОТРИ, двигается или нет грудная клетка.



отсутствие кровообращения:

• нет пульса на крупных артериях:



• сонной

• плечевой

• лучевой

• бедренной


Другие очень опасные симптомы:

• широкие, не реагирующие на свет (не суживающиеся при попадании света) зрачки;

• выраженная бледность и (или) синюшный оттенок кожных покровов.

2.2. Сердечно-легочная реанимация

Определение понятий:

Сердечно-легочная реанимация – комплекс мероприятий, направленных на выведение организма из состояния клинической смерти.

Сердечно-легочная реанимация позволяет обеспечить кислородом сердце и мозг пострадавшего, увеличивая таким образом его шансы выжить.

Клиническая смерть – состояние, которое начинается после прекращения дыхания и сердцебиения и заканчивается после того, как возникают необратимые изменения в коре головного мозга.

Продолжается около 5 минут (крайне редко до 8 минут). Если в течение указанного времени дыхание и сердцебиение возобновятся, возможно полное или частичное восстановление организма. В противном случае развиваются необратимые изменения в коре головного мозга – главный признак биологической смерти.

Биологическая смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма.

Клиническая смерть, признаки:

• отсутствие сознания;

• отсутствие дыхания;

• отсутствие кровообращения.


Биологическая смерть, признаки:

• отсутствие сознания;

• отсутствие дыхания;

• отсутствие кровообращения;

• ощутимое снижение температуры тела;

• помутнение и высыхание роговицы глаза;

• трупные пятна[3];

• трупное окоченение[4].

ВНИМАНИЕ!

Если вы не уверены в диагнозе клинической смерти,

если вы сомневаетесь, дышит ребенок или нет,

если вы не можете ответить на вопрос,

есть пульс или нет,

знайте:

на все сомнения вам отводится не более 10 секунд.

Прошло 10 секунд, а вы все еще сомневаетесь – начинайте реанимацию!

2.2.1. Последовательность действий при обнаружении человека в критической ситуации

Внимание!

Последовательность действий принципиально зависит от возраста пострадавшего.

Возможны два варианта: ребенок или взрослый.

Применительно к тактике сердечно-легочной реанимации пострадавший считается взрослым, если ему на вид более 10–14 лет.

Если вы один и в помощи нуждается ребенок (пострадавшему на вид менее 10–14 лет):

• как можно громче позовите на помощь;

• убедитесь в собственной безопасности;

• начинайте реанимацию и проводите ее в течение 1–2 минут;

• прервитесь для того, чтобы позвонить в службу спасения или службу скорой помощи;

• продолжайте реанимацию до прибытия медиков или спасателей.


Если вы один и в помощи нуждается взрослый (пострадавшему на вид более 10–14 лет):

• как можно громче позовите на помощь;

• немедленно позвоните в службу спасения или службу скорой помощи;

• убедитесь в собственной безопасности;

• начинайте реанимацию и проводите ее до прибытия медиков или спасателей.

ВНИМАНИЕ!

Еще раз обращаем внимание на самое принципиальное различие в алгоритме ваших действий, связанное с возрастом пострадавшего:

если в критическом состоянии ребенок, то вы начинаете реанимацию немедленно, а в службу спасения обращаетесь через 1–2 минуты;

если же в критическом состоянии взрослый, то вы немедленно звоните в службу спасения и только после этого начинаете реанимацию.

Если вы не один:

• одновременно звоните в службу спасения и начинайте реанимацию, убедившись в собственной безопасности;

• продолжайте реанимацию до прибытия медиков или спасателей;

• по возможности поддерживайте постоянную телефонную связь с диспетчером службы спасения, выполняйте инструкции, информируйте о развитии ситуации.


ВНИМАНИЕ!

Ребенок не подает признаков жизни, а профессионалов, способных ему помочь, поблизости нет.

Вы хотите помочь, но сомневаетесь…

Сможете ли?

Знаете ли, как правильно?

Помогите!

Терять в подавляющем большинстве случаев нечего. И вероятность того, что станет еще хуже, крайне невелика, ибо хуже, как правило, уже некуда.

Тем не менее прочитайте несколько последующих страниц, и вероятность неправильных действий будет исключена. И вы всегда сможете реально помочь. И ваша совесть будет чиста, ибо вы знали, как надо, и сделали всё, что могли…

ВНИМАНИЕ!

Реанимационные мероприятия состоят из трех последовательных этапов.

1. Массаж сердца.

2. Обеспечение проходимости дыхательных путей.

3. Искусственное дыхание.

Строгое соблюдение последовательности этапов обязательно.

Этап первый

2.2.2. Массаж сердца

Уложите ребенка:

• горизонтально;

• на спину;

• на ровную жесткую поверхность (стол, пол).


Снимите (расстегните, разрежьте, разорвите) одежду, чтобы вы могли видеть грудную клетку (это не обязательное требование, а пожелание, и на его реализацию отводятся секунды).



Массаж сердца проводится путем давления на нижнюю треть грудины.

ВНИМАНИЕ!

Помните!

Массаж сердца должен проводиться только на ровной и жесткой поверхности.


ВНИМАНИЕ!

Нижняя треть грудины – это, ориентировочно, центр грудной клетки.

Точка, куда надо давить:



У детей первого года жизни давление проводится двумя пальцами, у детей старше года – одной или двумя руками.



Начинайте давление!

Глубина давления – около 1/3 толщины грудной клетки.

Частота давления – давить надо часто, толчками – около 100 движений в минуту.

Во время массажа считайте – надавили-отпустили (один), надавили-отпустили (два), надавили-отпустили (три)…

Досчитав до 30 (тридцати), прервите массаж и начинайте второй этап сердечно-легочной реанимации.

Этап второй

2.2.3. Обеспечение проходимости дыхательных путей

Запрокиньте голову ребенка назад (ладонь – на лоб, движение не резкое!).

ВНИМАНИЕ!

Именно запрокидывание головы обеспечивает проходимость дыхательных путей!


Одновременно с запрокидыванием головы приподнимите подбородок.

Не прижимайте ткани ниже подбородка!



Проверьте, нет ли в полости рта чего-либо постороннего: если есть – удалите 2.3.1.


Этап третий

2.2.4. Искусственное дыхание

Голова запрокинута, подбородок приподнят, рот приоткрыт.



Начинаем искусственное дыхание: делаем вдох и выдыхаем в рот и нос малыша, одновременно накрыв их губами.



Если одновременно накрыть рот и нос не получается, проводим дыхание рот в рот.


ВНИМАНИЕ!

Нос при дыхании рот в рот закрыт (рука на лбу, большой и указательный палец сжимают ноздри ребенка).

Возможный вариант, особенно в ситуации, когда не удается открыть рот – дыхание рот в нос (губы при этом должны быть сомкнуты).



Ваш выдох – вдувание воздуха в дыхательные пути ребенка – продолжается 1–1,5 секунды.

ВНИМАНИЕ!

Во время вашего выдоха следует контролировать, поднимается грудная клетка ребенка или нет.

Должна подниматься!

Сделайте 2 вдувания и после каждого отстраняйтесь, чтобы увидеть, как опускается грудная клетка.

Если грудная клетка не поднимается, еще немного запрокиньте голову и повторите 2 вдувания.

Если грудная клетка по-прежнему не приподнимается – это вероятный признак того, что у ребенка что-то застряло в дыхательных путях 2.3.

Если грудная клетка поднимается и опускается, возвращаемся к первому этапу[5] сердечно-легочной реанимации – массажу сердца.

ВНИМАНИЕ!

Запомните это соотношение – 30/2.

массаж сердца (количество давлений на грудину) 30

искусственное дыхание (количество выдохов) 2


Если вы проводите реанимацию вдвоем, соотношение не меняется – 30/2.

Время давления на грудную клетку должно быть ориентировочно равно времени расслабления.

Интервалы между нажатиями должны быть минимально возможными.

Если по каким-либо соображениям вы не можете делать искусственное дыхание, то лучше проводите массаж сердца без искусственного дыхания, чем не делайте ничего!

Если вы устали и не можете проводить массаж сердца с рекомендуемой скоростью, лучше делайте меньшее число давлений, чем не делайте ничего!

Если вы не один – делайте массаж сердца поочередно, когда чувствуете, что устали и не в состоянии обеспечить необходимую частоту давлений.

Продолжайте массаж сердца и искусственное дыхание до тех пор, пока не прибудет помощь.

Массаж сердца и искусственное дыхание могут быть прекращены, если ребенок начнет дышать и восстановится сердечная деятельность.

2.2.5. Действия после успешной реанимации

Если ребенок задышал, если восстановилась сердечная деятельность, если он начал двигаться, плакать (говорить) – значит, реанимация оказалась успешной. Вы можете прекратить искусственное дыхание и массаж сердца.

Теперь следует дождаться помощи.



В ожидании медиков или спасателей:

• ни в коем случае не оставляйте ребенка одного;

• следите за его состоянием, будьте готовы к тому, чтобы в любую секунду возобновить реанимацию;

• маленького ребенка держите на руках в положении на боку с запрокинутой назад головой:

• если вы не можете держать ребенка на руках, положите его в устойчивое положение на боку:



• держите ребенка в тепле (за исключением ситуации, когда причиной критического состояния стали судороги на фоне высокой температуры).

2.3. Инородное тело в дыхательных путях

Для того чтобы нечто постороннее попало в дыхательные пути, необходимы два предварительных условия: во-первых, это нечто должно оказаться в полости рта и, во-вторых, именно в это время должен произойти сильный вдох.

Подобное возможно тогда, когда ребенок разговаривает, плачет, смеется, кашляет, чихает, осуществляет действия, требующие активного вдоха, и при этом либо ест, либо держит во рту мелкие несъедобные предметы.

Инородные тела чаще всего попадают в дыхательные пути во время еды или во время игры.

Признаки, позволяющие заподозрить попадание в дыхательные пути инородного тела:

• затрудненное дыхание, возникшее внезапно на фоне полного благополучия во время еды или во время игры с мелкими предметами;

• затруднен (резко удлинен) вдох;

• хватается руками за шею;

• изменился голос;

• появился свистящий шум во время дыхания;

• мучительный кашель, нередко с рвотными позывами, рвотой;

• хриплое, учащенное дыхание;

• боль за грудиной;

• удушье, синюшность губ;

• отсутствует способность кричать (говорить, плакать).


Существуют две ситуации, когда вы (родители, неспециалисты) можете предположить инородное тело в дыхательных путях: