Зульфия Абишова
Детское чтение без принуждения
Введение
Здравствуйте, читатели! Благодарю за интерес к теме детского чтения. Если он есть, значит, нам уже по пути!
Но чтобы достичь полного взаимопонимания, предлагаю сверить ожидания и реальность и убедиться, что изложенный в этой книге материал действительно будет вам полезен.
Давайте нарисуем ваш портрет. Эту книгу стоит читать, если вы:
▶ обожающий книги родитель;
▶ время от времени читающий родитель;
▶ редко или почти совсем не читающий родитель;
▶ вообще не родитель, а значимый взрослый в жизни ребенка, например тетя, дядя, бабушка, дедушка, старший брат или сестра, учитель, воспитатель, друг и т. д.
При этом ваш ребенок раннего (от 0 до 5 лет), дошкольного (5–7 лет), школьного (7–12 лет) или подросткового (12–18 лет) возраста:
▶ не интересуется книгами;
▶ читает редко, не видит в этом ценности;
▶ ненавидит читать;
▶ обожает читать, но одинок в этом увлечении;
▶ читает всякую ерунду.
И вы задаетесь вопросами:
▶ Как сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение?
▶ Как именно привлечь внимание к книгам?
▶ Как разговаривать о прочитанном и нужно ли это?
▶ Как повлиять на качество чтения?
▶ Как осилить школьную программу по литературе?
▶ Как быть, если характер и натура ребенка не располагают к чтению?
▶ Как быть, если у читающего ребенка нет поддержки?
▶ Как выбрать книги среди изобилия предложений на книжных полках в магазинах?
▶ Как научить анализировать текст и видеть смысл дальше сюжета?
▶ Почему я читаю, а мой ребенок – нет?
▶ С какого возраста привлекать к чтению?
▶ Продолжать ли читать ребенку вслух, если он научился делать это сам?
▶ Проявлять ли настойчивость, чтобы приучить к чтению?
▶ Давать ли книги из собственного детства или они уже устарели?
▶ Не вредят ли развитию комиксы?
Давайте я кратко обрисую тот путь, который вы пройдете с этой книгой.
Сначала мы разберемся, стоит ли вообще приучать детей читать, проработаем собственную мотивацию и мотивацию наших детей.
Во втором разделе поговорим о том, как можно встроить чтение в образ жизни любой семьи, разберем множество доступных вариантов – от личного примера до списка традиций.
Третий раздел смело можно назвать «ядром», потому что именно в нем вы найдете конкретные работающие способы зародить интерес к чтению.
Далее мы перейдем к следующим этапам: повышение качества текстов, приобретение навыков работы с ними, развитие и расширение читательского опыта.
И наконец, в последних главах вы найдете краткие комментарии для каждого возраста – из тех, что не упоминались в предыдущих разделах.
Необязательно использовать эту книгу как жесткую инструкцию или стремиться применять абсолютно все рекомендации. Она содержит множество разнообразных способов влюбить детей в чтение, бережно привести их в мир книг, увлечь и вдохновить. Выберите те, которые комфортны для вас и вашего ребенка, соответствуют образу и ритму жизни вашей семьи, и результаты не заставят себя ждать.
Также не стоит бояться, что «приучить» ребенка к чтению могут только фанатичные книголюбы, – это вполне доступно людям с любым читательским уровнем.
По ходу книги я чаще всего обращаюсь к родителям, но при этом имею в виду и других взрослых, интересующихся проблематикой детского чтения.
Искренне надеюсь, что вы найдете в этой книге полезные для себя идеи, практики и рекомендации.
Часть 1
Как привить интерес к чтению
Раздел 1
Зачем читать
Глава 1. Нужно ли приучать детей читать
Для начала открою один секрет: книга – не горшок, чтобы к ней приучать. Заинтересовывать, мотивировать, влюблять – да. Приучать – не надо. Тренировки, дисциплину и жесткий контроль результатов оставьте балету, шахматам и суровым видам спорта. В таком тонком вопросе, как отношения с книгами, эти приемы не то что не работают – портят все дело.
Но перед тем как перейти к экологичным способам подружить ребенка с книгами, а также сделать процесс чтения максимально приятным и полезным, давайте сразу разберемся с мотивацией: кому и зачем нужно, чтобы дети много читали?
Многие родители жалуются, что ребенок проводит все свободное время, «залипая» в гаджетах и компьютерных играх или пропадая на улице, а чтению книжки всегда предпочтет игру или просмотр мультфильма. При этом в голове у них существует смутный образ идеального ребенка, который обожает читать книги и поэтому ведет себя тихо, спокойно и разумно. Он или она слушается взрослых, прекрасно учится, аккуратно выглядит и вообще не доставляет никаких хлопот. И конечно же, перед таким читающим и умным ребенком расстилается море блестящих перспектив, ему обеспечена успешнейшая карьера в будущем.
Плохие новости, мамы и папы: это совершенно не так.
Почему? Давайте разберемся.
Во-первых, полезно знать, что у любого чтения есть два назначения:
▶ для развития;
▶ для удовольствия.
Чтение для развития нужно и важно для всех. Сюда входит умеренное, комфортное чтение книг, и художественных, и нон-фикшен (прикладной, развивающей, обучающей литературы). Благодаря ему расширяются кругозор, словарный запас, грамотность, формируется умение излагать свои мысли, развиваются аналитическое мышление, воображение и логика.
Чтение для удовольствия является одним из видов человеческих развлечений, заполнения досуга. Не хуже и не лучше, чем рыбалка, кулинария, мода, рисование или танцы в соцсетях. И подходит оно только определенному типу людей, которые необязательно являются успешными в привычном смысле этого слова. Скорее наоборот: любители уноситься в своих книжных фантазиях в заоблачные дали чаще всего беспомощны в житейских вопросах и редко зарабатывают миллионы. Они счастливы в удивительных воображаемых мирах, и этого им вполне достаточно.
Возвращаясь к аналогии со спортом: утренняя зарядка и регулярные пешие прогулки полезны абсолютно всем, но интенсивные тренировки по несколько часов три-четыре дня в неделю – это не для каждого. Так и с книгами: они, конечно, должны быть включены в образ жизни современного человека, но совершенно необязательно в таком количестве и разнообразии, как у книгоголиков.
Я точно знаю, что у многих знакомых, друзей и родственников наша семья со своей книгоманией и ребенком, который в три года научился читать, а в семь лет поглощает «Властелина колец» Толкина и «Гарри Поттера» Роулинг со скоростью 170 слов в минуту, вызывает комплекс неполноценности и чувство вины за редкое чтение. Но это – не норма и не идеал, с которым нужно себя или свое чадо сравнивать или к которому необходимо стремиться.
Поэтому, перед тем как набрасываться на ребенка с критикой, что он «книжек не читает», вспомните, что получать от них пользу и удовольствие с вашей помощью он научиться может, а вот изменить натуру и стать тем, кем не является (диким фанатом чтения, например), – нет.
Во-вторых, чтобы увлечь ребенка книгами, мотивировать его на чтение, нужно, чтобы родитель сам четко представлял, чего хочет добиться и какой во всем этом смысл.
Понимая и сознавая конкретную цель, вы интуитивно найдете средства для ее достижения. Если вы хотите с помощью чтения решить какую-то психологическую или воспитательную проблему – это одно. Если повысить грамотность и улучшить речь – другое, разнообразить досуг – третье и т. д.
Другими словами, нужно разобраться со своей мотивацией. Осознанность в этом вопросе (впрочем, как и в любых других) дает мощный заряд уверенности в своих силах, действиях и целях. Вы перестаете терзаться сомнениями, метаться от одной методики к другой, изображать то доброго, то злого полицейского и терять взаимопонимание с детьми.
Глава 2. С точки зрения взрослого
Ответьте себе на вопрос: почему вы хотите, чтобы ваш ребенок больше читал?
Чтобы облегчить вам работу, приведу для примера 8 важных причин. Выберите те, что подходят вам больше всего, и обращайтесь к ним, когда почувствуете, что теряете внутренние ориентиры и мотивацию.
1. Расширение словарного запаса
Пожалуй, это первая причина, которая приходит в голову при разговоре о пользе чтения, и самая очевидная. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в узнавании новых слов и тем интенсивней способен запоминать их практически в неограниченных масштабах. О том, как эффективно расширять словарный запас с помощью чтения, мы поговорим в следующих главах.
2. Грамотная, логичная речь
Представьте, что ребенок потерялся, подросток перепутал станцию метро или рейс самолета либо оказался в любой затруднительной, опасной ситуации. Шансов удачно выбраться из нее несоизмеримо больше у того, кто умеет ясно излагать свои мысли. Именно поэтому так важно развивать этот навык с ранних лет.
Кроме того, грамотная речь – это один из основных признаков, по которым образованный человек отличается от необразованного, что прекрасно считывается окружающими. Умение правильно излагать мысли и аргументировать свою позицию жизненно необходимо всем, а не только тем, чья деятельность связана с публичными выступлениями или регулярными коммуникациями с другими людьми.
Завести друзей, взять кредит в банке, купить хороший товар в магазине, создать интересный контент для соцсетей, договориться о свидании, приеме на работу, повышении на службе, партнерстве в проекте, участии в соревновании и т. д. – успешным и благополучным людям без грамотной речи не обойтись никак. И именно книги дают пример того, с помощью каких конкретно слов выражать свои мысли, чувства, потребности, желания, требования, мнения и проблемы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги