Книга Мысли и высказывания великих жителей Рима - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Викторович Дмитренко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мысли и высказывания великих жителей Рима
Мысли и высказывания великих жителей Рима
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мысли и высказывания великих жителей Рима

Мысли и высказывания великих жителей Рима

Автор-составитель Владимир Дмитренко


Предисловие

Рим был основан легендарным Ромулом в 753 году до н. э., а прекратил свое существование как государство в 476 году н. э., просуществовав около 1229 лет. Из небольшого города-государства, из захолустного царства Рим за несколько столетий превратился в могучую республику, а затем в еще более огромную и могущественную империю и, после долгого периода процветания вступив в полосу упадка, опять растерял почти все свои владения, став в итоге добычей воинственных пришельцев. Рим пал под натиском варваров, но оставил глубочайший след в мировой культуре, причем жемчужиной этого наследия являются сохранившиеся, пережившие лихолетье и дошедшие до наших дней произведения римских поэтов и писателей, трактаты римских полководцев и государственных деятелей, труды римских ученых – римская мысль.

Единственным государственным языком Древнего Рима и в царский период, и в период римской республики, и в период империи, была латынь. Однако Римское государство всегда было многонациональным, римская культура вобрала в себя культуру многих народов, а его граждане, особенно за пределами Рима, в римских провинциях, в разное время широко использовали не только латинский, но и многие другие языки. Некоторые их этих языков, например иврит, греческий, армянский, коптский, сохранились до наших дней, пережив язык своих победителей. Языки же большинства не имевших письменности народов довольно быстро исчезли после вхождение этих народов в состав Римского государства. Исчезли, выйдя из употребления, и языки многих покоренных Римом древних народов, имевших письменность. Никто уже не может прочесть тысячи сохранившихся надписей на этрусском языке. Забыты языки самнитов, галлов, фракийцев. Лишь несколько ученых могут прочесть сохранившиеся пунические тексты. Забыто многое… Но каждый из этих языков что-то внес в свое время в развитие римской культуры, римской философии и морали. Особое же влияние на развитие римской культуры имела культура Древней Греции. С древнейших времен и вплоть до падения Рима римская наука и литература традиционно использовали греческий язык почти столь же часто, как и латинский язык. В течение практически всего времени существования римского государства любой образованный человек владел обоими этими языками, и даже римские императоры нередко писали на греческом.

Ограничивать список римских авторов только теми, кто писал на латыни, было бы совершенно неправильным еще и потому, что основанный латинянами Рим был государством не только латинян. В нем, как уже говорилось выше, перемешались десятки и сотни народов. На латыни писали не только патриции, но и многие выходцы из провинций. Точно так же, как на греческом, писали не только собственно греки, но и представители самых различных народов, населявших римскую державу. Даже если бы кто-то и поставил себе целью отобрать для поиска цитат произведения исключительно латинян, сделать это было бы практически невозможно – ведь не только простолюдины, но и многие исконные римские патрицианские семейства еще во времена Римской республики вели свой род от выходцев из других племен Италии – были потомками не только латинян, но и этрусков, вольсков, эквов, марсов, осков, умбров, сабинов. В имперский же период это смешение племен усилилось – римское гражданство постепенно получили почти все народы, завоеванные Римом и населявшие империю, а латиняне, как народ, быстро растворились среди многих других племен и народов, растворились задолго до падения Римской империи.

Правильно ли было бы, приводя мысли древних римлян, цитировать пунийца по происхождению римского императора Септимия Севера и не цитировать грека Плутарха, прожившего всю жизнь на подвластной Риму территории, имевшего римское гражданство и много написавшего о различных событиях не только греческой, но и римской истории? Куда отнести высказывания римских императоров Пертинакса и Диоклетиана, родившихся в семьях рабов-вольноотпущенников? Правильно ли было бы цитировать высказывания римского императора Максимина Фракийца и не цитировать грека Полибия, более 17 лет прожившего в Риме? Мыслимо ли изучать римскую историю без Полибия? Правильно ли было бы не цитировать греков, римских граждан Диона Кассия и Аммиана Марцеллина, занимавших крупные посты на римской государственной службе и рассказавших чрезвычайно много ценного о событиях римской истории, лишь на том основании, что они были греками и писали не на латыни, а на греческом? Правильно ли бы было не цитировать выдающегося античного историка Иосифа Флавия лишь на том основании, что он не был римлянином и писал не на латыни? Что делать с высказываниями знаменитого покровителя римского искусства Мецената, – ведь по этническому происхождению он был не латинянином, а этруском? – «Царей тирренских отпрыск!» – так обращался к Меценату, славя его, классик римской литературы, поэт Гораций. Но и сам Квинт Гораций Флакк получил римское гражданство, будучи сыном раба-вольноотпущенника… Как быть с выдающимся комедиографом Титом Макцием Плавтом, который, хотя и писал на латыни, но не был коренным римлянином, будучи выходцем из Умбрии? Нужно ли считать латинской или не латинской литературой произведения создателя латинской комедии Терренция (Публия Терренция Афра), пунийца, прибывшего в Рим из Африки рабом римского сенатора Терренция Лукана и получившего свободу за свои литературные дарования? Как быть с теми латинскими авторами, произведения которых сохранились, но о происхождении которых мы вообще ничего не знаем?

Римскую культуру создавали не только латиняне, но и представители сотен других покоренных Римом народов. Я начал работать над этим сборником, собираясь назвать его «Мысли древних римлян» и подбирая поначалу лишь высказывания латинских авторов, но затем, учитывая всё вышесказанное, счел необходимым назвать книгу «Мысли и высказывания великих жителей Рима», включив в сборник сохранившиеся высказывания римских императоров, государственных деятелей, полководцев, а также высказывания древних ученых, историков, поэтов, писателей и философов, которые в свое время проживали как в самом Риме, так и на подвластной Риму территории, независимо от их происхождения и независимо от того, писали ли они на латыни или на греческом. Конечно, хотелось бы привести здесь и наиболее яркие высказывания тех живших в Риме авторов, которые пользовались не только латинским и греческим, но и другими языками. Однако, к сожалению, произведения большинства римских авторов, писавших на других языках, не сохранились до наших дней или не поддаются прочтению. Именно это обстоятельство и заставляет ограничиться цитатами тех римских авторов, которые писали на латинском и греческом языках.

В своей книге я, опираясь как на различные известные переводы первоисточников, сделанные в XVIII, XIX и XX веках, так и на некоторые собственные, цитирую мысли и высказывания, которые были написаны или произнесены разными людьми, в различных обстоятельствах и по самым различным поводам. Иногда эти слова говорились или писались от души, иногда для того, чтобы произвести впечатление, иногда просто в раздумии.

Какие-то взгляды людей того времени мы можем разделять, а какие-то нет. Но любому человеку, занимающемуся историей, политикой или политологией, будет, я думаю, не только интересно, но и небесполезно знать, какие мысли высказывали по тому или иному поводу, особенно в периоды обострения политической борьбы, люди, бывшие элитой государства, в течение многих сотен лет вершившего судьбы мира.

Владимир Дмитренко

Изречения и мысли римских царей

Ромул

Легендарный основатель Рима и первый римский царь, правивший Римом с 753-го по 717 год до н. э.

Многие могучие колонии, возникавшие в прекрасных краях, либо в скором времени погибали, впав в раздоры, либо, недолгое время борясь с соседями, оказывались принужденными покориться им и вместо лучшей земли, которой они владели, получить худшую, став из свободных рабами. Другие же малолюдные полисы, возникшие в не слишком благоприятных местностях, но изначально свободные, затем обрели власть над другими. И причиной благоденствия немногих и уничижения многих является не что иное, как образ правления.

Дионисий Галикарнасский. «Римские древности»

Изречения и мысли императоров Рима и их родственников

Авидий Кассий (175 г.)

Крупный римский полководец и государственный деятель. Успешно действовал во время войны Рима с Парфией в 162–165 годах, добившись ряда побед, после чего был назначен римским наместником в Сирии. Это давало ему статус потенциального главнокомандующего римскими войсками на Востоке на случай новой войны с парфянами. В 173 году, оставаясь наместником Сирии, подавил вспыхнувшее годом ранее восстание буколов в Египте. В 175 году провозгласил себя императором, подняв восстание против императора Марка Аврелия. Сначала сумел добиться поддержки войск, размещенных в Сирии, Египте и в восточной части Малой Азии, но затем, когда стало ясно, что остальные провинции империи остались верны Марку Аврелию, в окружении Авидия Кассия возник заговор, и он был убит своими же приближенными.

Горе мне с этими наместниками провинций – неужели я могу считать проконсулами и наместниками тех, кто полагает, что провинции даны им сенатом и Антонином для того, чтобы они жили в роскоши, чтобы обогащались!

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий»

Несчастно государство, терпящее этих людей, питающих страсть к наживе и богатых.

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий».

Оставленный в живых искалеченный преступник служит лучшим примером, чем убитый.

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий»

Александр Север (222–235 гг.)

C 221-го по 222 год император-цезарь, младший соправитель своего двоюродного брата, императора Элагобала. С 222-го по 235 год полноправный император-август.

Воин не внушает опасения, если он одет, обут, сыт и имеет кое-что в поясе.

Элий Лампридий. «Александр Север»

Дисциплина предков охраняет существование государства. Если она поколеблется, мы потеряем и имя римлян, и империю.

Элий Лампридий. «Александр Север»

Антонин Пий (138–161 гг.)

Позвольте ему быть человеком; ведь ни философия, ни императорская власть не лишают человека способности чувствовать.

Юлий Капитолин. «Антонин Пий»

Самое недостойное, самое возмутительное это – если кто-нибудь объедает государство, сам не принося ему никакой пользы своим трудом.

Юлий Капитолин. «Антонин Пий»

Баллиста (260 г.)

Римский государственный деятель и полководец. В 260 году был префектом претория при императоре Валериане. После того как император Валериан был в 260-м разбит персидским царем Шапуром и захвачен в плен, Баллиста попытался объявить себя императором (по другим данным Баллиста не стал претендовать на престол, но поддержал узурпатора Фульвия Юния Макриана, попытавшегося оспорить права сына императора Валериана, императора Галлиена). Вскоре после начала мятежа Баллиста был убит одним из солдат, сторонником Галлиена.

Веди государственные дела так, чтобы римский мир радовался тому, что ты стал государем.

Требеллий Поллион. «Тридцать тиранов»

Валентиниан Первый (364–275 гг.)

Долг наш – всеми силами ратовать за согласие, благодаря которому получает силу и самое слабое дело.

Аммиан Марцеллин. «История»

Как учат мудрецы, не только в делах управления, где опасности столь велики и столь часты, но и в нашей частной обыденной жизни, каждый должен делать другом чужого человека лишь после суждения о нем, а не судить его тогда, когда он им стал.

Аммиан Марцеллин. «История»

Веспасиан (69–79 гг.)

В то время как враги губят себя своими собственными руками и терзаются самым страшным злом – междоусобной войной, – нам лучше всего оставаться спокойными зрителями этих ужасов, а не завязывать битвы с людьми, ищущими смерти, беснующимися так неистово друг против друга.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Если кто скажет, что блеск победы без борьбы слишком бледен, то пусть знает, что достигнуть цели в тишине полезнее, чем испытать изменчивое счастье оружия. Ибо столько же славы, сколько боевые подвиги, приносят самообладание и обдуманность, когда последними достигаются результаты первых.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Легче увлечь за собою целую толпу, чем избежать коварства одного человека.

Корнелий Тацит. «История»

На побежденных рассчитывать нельзя – они охотнее жалуются, чем дерутся.

Корнелий Тацит. «История»

Общие несчастья нужно перенести стойко и не забывать, что, по природе войны, никакая победа не дается без кровопролития.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Подобно тому, как недостойно зазнаваться в счастье, точно так же малодушно совершенно опускать руки в несчастии, ибо быстра перемена судьбы, а потому здравомыслящий человек должен сохранять присутствие духа в неудачах и бодро стремиться к возвращению потерянного.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Гальба (68–69 гг.)

Если бы огромное тело государства могло устоять и сохранить равновесие без направляющей его руки единого правителя, я хотел бы быть достойным положить начало республиканскому правлению.

Корнелий Тацит. «История»

Мы с тобой разговариваем сейчас откровенно и прямо, но другие обращаются скорее не к нам, а к положению, которое мы занимаем. Ведь давать государю правильные советы – вещь трудная, а соглашаться с каждым, кто стал принцепсом, можно, ничего не переживая и ничего не думая.

Корнелий Тацит. «История»

Удачи подвергают наш дух еще более суровым испытаниям, ибо в несчастьях мы закаляемся, а счастье нас расслабляет.

Корнелий Тацит. «История»

Клавдий (41–54 гг.)

Бесполезно запрещать простонародью делать что-либо, если при этом не переустроить его повседневную жизнь.

Дион Кассий. «Римская история»

Всё, отцы сенаторы, что теперь почитается очень старым, было когда-то новым; магистраты-плебеи появились после магистратов-патрициев, магистраты-латиняне – после магистратов-плебеев, магистраты из всех прочих народов Италии – после магистратов-латинян. Устареет и это, и то, что мы сегодня подкрепляем примерами, также когда-нибудь станет примером.

Корнелий Тацит. «Анналы»

Насколько необходимо быть непреклонным в борьбе с неприятелем, настолько же подобает дарить благосклонность молящим о ней – ведь триумфы добываются только в случае покорения исполненных силы народов и государств.

Корнелий Тацит. «Анналы»

Не дело с блохой бороться тем же способом, как с диким зверем.

Дион Кассий. «Римская история»

Не должен быть римским гражданином тот, кто не знает языка римлян.

Дион Кассий. «Римская история»

Я поддерживаю тех, кто говорил правду.

Светоний Транквилл. «Божественный Клавдий»

Максимин Фракиец (235–238 гг.)

Если кто объявит вам мнение Сената, то не дивитесь, что наша умеренность кажется им жестокостью. В роскошной своей жизни они уважают только нравы, подобные своим; мужество и строгость в делах называют свирепостью; слабые же и пьянственные, как кроткие, доставляют им удовольствие; оттого они не любят моего правления, мудрого и справедливого.

Геродиан. «История императорской власти после Марка»

Да не допустят боги, чтобы кто-либо из свободнорожденных запечатлел поцелуй на моих ногах.

АЖА. Юлий Капитолин. «Двое Максиминов»

Чем выше я буду, тем больше я буду трудиться.

Юлий Капитолин. «Двое Максиминов»

Марий (269 г.)

Марий стал императором «Галльской империи» (отколовшейся в 259 году от Рима и существовавшей как самостоятельное государство вплоть до 273 года, когда ее вновь присоединил к Римской империи император Аврелиан) в 268 году и правил очень недолго. Сведений о нем сохранилось очень мало, но по слухам, записанным Требеллием Поллионом, галльский император Марий происходил из простой семьи и в юности был кузнецом, чего отнюдь не стыдился.

Пусть меня попрекают моим прежним ремеслом кузнеца, лишь бы только иноземные племена благодаря своим поражениям узнали, что я имел дело с железом.

Требеллий Поллион. «Тридцать тиранов»

Марк Аврелий

В 138 году усыновлен императором Антонином Пием. С 139 года – император-цезарь, младший соправитель Антонина Пия. С 161-го по 180 год император-август. В 161–167 годах правил совместно с императором Луцием Вером, которого также усыновил император Антонин Пий.

Всё мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.

Марк Аврелий. «Размышления»

Всё сплетено одно с другим, и священна эта связь, и ничего почти нет, что чуждо другому, потому что всё соподчинено и упорядочено в едином миропорядке. Ибо мир во всем един, и бог во всем един, и естество едино, и един закон – общий разум всех разумных существ, и одна истина, если уж одно назначение у единородных и единому разуму причастных существ.

Марк Аврелий. «Размышления»

Десяти дней не пройдет и ты богом покажешься тем, для кого ты сейчас зверь и обезьяна, – сверни только к основоположениям и к почитанию разума.

Марк Аврелий. «Размышления»

Если кто может уличить меня и показать явно, что неверно я что-нибудь понимаю или делаю, переменюсь с радостью. Я же правды ищу, которая никому никогда не вредила; вредит себе, кто коснеет во лжи и неведении.

Марк Аврелий. «Размышления»

Как же это свирепо – не позволять людям устремляться к тому, что кажется им естественным и полезным! А ведь ты некоторым образом не позволяешь им это, когда негодуешь на то, что они заблуждаются. Они-то кидаются на это, конечно же, как на естественное и полезное. – Так ведь не так это! – Тогда учи и показывай, не сердясь.

Марк Аврелий. «Размышления»

Какие уж привелись обстоятельства, к тем и прилаживайся, какие выпали люди, тех и люби, да искренно!

Марк Аврелий. «Размышления»

Когда тяжко просыпаться, вспомни, что это по твоему строению и по человеческой природе – производить общественные деяния, а спать – общее с существами неразумными.

Марк Аврелий. «Размышления»

Искусство жить похоже более на искусство борьбы, чем танца, потому что надо стоять твердо и с готовностью к неожиданному, а не к известному заранее.

Марк Аврелий. «Размышления»

Не делай ничего наугад, а только по правилам искусства.

Марк Аврелий. «Размышления»

Не живи так, точно тебе предстоит еще десять тысяч лет жизни. Уж близок час. Пока живешь, пока есть возможность, старайся стать хорошим.

Марк Аврелий. «Размышления»

Не стыдись, когда тебе помогают; тебе поставлена задача, как бойцу под крепостной стеной. Ну что же делать, если хромой ты не в силах один подняться на башню, а с другим вместе это возможно?

Марк Аврелий. «Размышления»

Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть кого-нибудь, заподозрить, проклясть, притворствовать, возжелать чего-нибудь, что нуждается в стенах и завесах.

Марк Аврелий. «Размышления»

Погрешающий погрешает против себя; несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло.

Марк Аврелий. «Размышления»

При всяком деянии спрашивай себя: подходит ли оно мне? не раскаюсь ли?

Марк Аврелий. «Размышления»

Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и вникни сколько можешь в душу говорящего.

Марк Аврелий. «Размышления»

Пусть будущее тебя не смущает, ты к нему придешь, если надо будет, с тем самым разумом, который теперь у тебя для настоящего.

Марк Аврелий. «Размышления»

Радость человеку – делать то, что человеку свойственно.

Марк Аврелий. «Размышления»

Разум у тебя есть? Зачем же без него обходишься?

Марк Аврелий. «Размышления»

Смотри, к нелюдям не относись так, как люди к людям.

Марк Аврелий. «Размышления»

Совершенство характера – это то, чтобы всякий день проводить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притворяться.

Марк Аврелий. «Размышления»

Спеши всегда кратчайшим путем, а кратчайший путь – по природе, чтобы говорить и делать всё самым здравым образом.

Марк Аврелий. «Размышления»

Сущность дел об оскорблении величия такова, что даже те, чья виновность доказана, кажутся жертвами насилия.

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий»

Хоть бы и не по силам казалось тебе что-нибудь – не признавай это невозможным для человека, а напротив, что возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для себя.

Марк Аврелий. «Размышления»

Что не вредно городу, не вредит и гражданину. При всяком представлении о вреде применяй это правило: если городу это не вредит, не вредит и мне.

Марк Аврелий. «Размышления»

Что происходит, по справедливости происходит: проследи тщательно – увидишь. Я не о сообразности только говорю, а именно о справедливости, как если бы некто воздавал всякому по достоинству. Так следи же за этим, как уже начал, что бы ни делал, делай так, как достойный человек, в том смысле, в каком и мыслится достоинство. Сохраняй это в любой деятельности.

Марк Аврелий. «Размышления»

Октавиан Август

В марте 44 года до н. э. усыновлен по завещанию убитого тогда брата своей матери, диктатора Гая Юлия Цезаря. В 43 году до н. э. вместе с Марком Антонием и Марком Эмилием Лепидом стал одним из триумвиров. В 36 году до н. э. отобрал в свою пользу владения Марка Эмилия Лепида. В 32 году до н. э. начал войну против Марка Антония. В 31 году до н. э. разгромил флот Марка Антония в решающем сражении у мыса Акций, а в 30-м до н. э. добился окончательной победы, завершив гражданскую войну и установив единоличную власть над всеми владениями Рима. В 27 году до н. э. получил от римского сената звание «Август», положив начало имперскому строю и став первым императором Рима. Умер в 14 году нашей эры.

Город – это мужчины и женщины, а не здания, колоннады и пустынные форумы.

Дион Кассий. «Римская история»

Гражданские войны своим следствием имели много несчастий; давайте забудем их и позаботимся, чтобы ничего подобного не случалось в будущем.

Дион Кассий. «Римская история»

Имущество свое считайте общим достоянием государства, а к общественным средствам не прикасайтесь, как к чужому добру. То, чем владеете, оберегайте тщательно, за чрезмерным же не гонитесь. В отношениях с союзниками и подвластными народами не допускайте высокомерия и корыстолюбия, в отношении врагов действуйте справедливо и без страха. Оружие всегда имейте наготове, но никогда не поднимайте его ни друг против друга, ни против тех, кто соблюдает мир. Воинам обеспечьте достаточное содержание, чтобы из-за нужды они не зарились на чужое добро, но держите их в разумной строгости, чтобы из-за своего своеволия не натворили они бед.

Дион Кассий. «Римская история»

Лучше сделать поудачнее, чем затеять побыстрей.

Светоний Транквилл. «Божественный Август»

Мы должны искать утешения для того, что есть смертного в нашей природе, в вечной смене поколений, подобной эстафете с факелами, чтобы, переходя от одного к другому, то единственное, чего нам недостает для божественного блаженства, принесло нам бессмертие. И прежде всего поэтому тот первый и величайший бог, который сотворил нас, разделил род смертных людей пополам, сделав одних мужчинами, а других женщинами, и внушив им любовь и потребность в соитии, устроил так, чтобы связь между ними приносила плоды, и постоянная цепь рождений неким образом принесла бы даже смертным вечную жизнь.

Дион Кассий. «Римская история»

Нам, верно, не дано снискать бессмертия, но у нас есть два пути, чтобы в известном смысле обрести его, – доблестно жить и с доблестью умереть.

Дион Кассий. «Римская история»

Неприятно мне вести внутренние войны без крайней к тому необходимости, неприятно употреблять оставшихся в живых граждан для борьбы друг против друга, особенно потому, что эта война не будет только слышна нам из Македонии или Фракии, а разыграется в самой Италии; чего только не придется испытать Италии, если она станет ареной нашей войны! Вот почему я и колеблюсь….

Аппиан. «Гражданские войны»

Не следует стремиться к войне, если нет полной уверенности в выигрыше, иначе победа, достигнутая ценой тяжких потерь, уподобляется ловле рыбы на золотой крючок, обрыв и потерю которого не может возместить никакая выгода от добычи.