banner banner banner
Мужчина и женщина – тайна сакрального брака. Очерки по архетипическому анализу и инициационной терапии мужской и женской зрелости
Мужчина и женщина – тайна сакрального брака. Очерки по архетипическому анализу и инициационной терапии мужской и женской зрелости
Оценить:
 Рейтинг: 0

Мужчина и женщина – тайна сакрального брака. Очерки по архетипическому анализу и инициационной терапии мужской и женской зрелости

Исследования М. Элиаде проясняют причины суицидального поведения подростков в западном мире. Подростками движет подсознательная потребность в гигантском скачке развития от детства к взрослости. Совершить этот скачок им важно в короткий срок, получив одновременно телесный и духовный опыт взросления своего пола. Все это толкает подростков к употреблению психотропных веществ, к сексуальной гиперактивности и даже к самоистязаниям. Естественная потребность неоднократно пережить символическую смерть-возрождение создает влечение к опасности. Этот опыт включали все древние мужские и женские инициации взросления. В них применялись и болевые испытания, и психотропные вещества в оптимальный дозах, причем без малейших излишеств.

Таким образом, западные подростки остро нуждаются в проживании своевременных мужских и женских инициаций взросления и в обрядах посвящения в мужчины и женщины. Эти инициации всегда сопровождали подростковые кризисы перерождения. Суть подросткового кризиса юношей и девушек – не только в осознании новых социальных и половых ролей. Переживание смерти-возрождения «выбрасывает» сознание на трансцендентный уровень, это позволяет прикоснуться к вибрациям создающей инстанции, посылающей нас в мир. Взрослеющий человек обретает в ходе инициаций первый сакральный, надличностный опыт бытия. Это нельзя выразить словами, это не поддается обычной логике. Такие переживания выводят Эго-сознание к осознанию миссии, предназначения, своего места в мире.

В ходе подросткового кризиса перерождения «умирают», точнее, уходят в бессознательное детские роли и детские слои сознания. Они становятся базой, фундаментом личности и незримо питают ее природными энергиями телесной и эмоциональной жизни.

Поскольку у подростков появляется потребность быстро освоить целый арсенал совершенно новых половых и социальных ролей мира взрослых, им по-прежнему нужна животворная энергия детского слоя личности. Но теперь она должна фонтанировать изнутри, не затапливая взрослеющее центральное Я. Если «детское Я» вовремя не уходит в подсознание, отношения мужчин и женщин страдают инфантилизмом до конца жизни и строятся на детской потребности «дай!».

Но развитие, как горную реку, невозможно остановить. Поэтому из-за дефицита инициаций юноши и девушки вынуждены сами создавать инициации. Это проверки на мужественность и женственность – прикосновение к смыслу своего бытия. Они необходимы им так же, как когда-то в детстве было важно вовремя научиться ходить, говорить, самостоятельно держать ложку и пр.

Подростки ищут контакта с темами и опытом смерти не по глупости, а инстинктивно желая «умереть как ребенок» и возродиться взрослыми. Алкоголь, курение, наркотики – это токсичный суррогат инициаций взросления.

Таким образом, западная подростковая суицидальная статистика сигналит о том, что культура потеряла духовное зрение и не видит ценности инициаций взросления, что в условиях цивилизации система образования слишком специализирована и узка. Но как такое развитое общество могло «закрыть глаза» на культуру подлинного взросления молодежи? Значит, кто-то в этом заинтересован…

Итак, если Запад поставил на кон комфортное выживание, вытеснил за пределы общественных ценностей духовную составляющую мужественности и женственности, то на уровне обыденного сознания он потерял силу, оберегающую саму жизнь. И мировой рынок оружия до сих пор в большом выигрыше.

Запад позвал молодежь по техническому пути развития, мало учитывая духовные потребности молодежи. Какое общество растит западный мир? И как можно внести сюда природные коррективы – вернуть бытовому сознанию истинные мужские и женские ценности?

Рациональные научные знания, которые дает детям цивилизованное общество, безусловно, нужны. Но их хватает лишь для успешной адаптации в технократическом мире. Эти знания не могут быть достаточной средой для гармоничного созревания мужского и женского начал личности, для развития института семьи, для парного счастья мужчины и женщины. Необходимо возрождать и заново создавать инициации мужской и женской зрелости: проводить древние и современные обряды взросления для юношей и девушек, своевременно давать молодежи основы духовных знаний, культурные навыки трансцендентного выхода за пределы Эго-сознания, где управление жизнью, здоровьем, событиями постепенно становятся бытовым делом. Молодежь должна проходить испытания на взрослость, постигать предназначение мужского и женского начал. Это во все времена достигалось путем инициаций. Иначе говоря, необходимо обучать взрослеющих мужчин и женщин высшей этике своего пола, а значит, духовной творящей мужской и женской этике.

Несмотря на завораживающую эстетику описанных несколько выше мужских и женских инициационных обрядов, мы, конечно, далеки от мысли, что их следует срочно внести в нашу повседневную жизнь в первозданном виде. Сегодня на основе опыта древних культур в наших силах создавать и современные инициации. Ничто не мешает современным мужчинам и женщинам, опираясь на опыт предков, создавать новые инициации в своих семьях, в родовых и других сообществах.

Например, участники киевских семинаров «Мужчина и Женщина – тайна сакрального брака», проводимых автором этой книги, предлагали короновать мальчиков и девочек на праздниках в детских садах, прививая детям в игровой форме правила поведения для «коронованных особ» обоих полов. Это будет формировать у детей различные для мальчиков и девочек светские манеры, поможет ощутить достоинство своего пола и уважение к полу противоположному. Такие праздники-инициации мужского и женского достоинства не только помогут детям усвоить на символическом уровне эстетику полов, но и дадут возможность осознать духовное предназначение полов – на уровне эмоций и ощущений.

Другие предложения касались создания семейных обрядов, связанных с первой менструацией у девочек. Предлагалось торжественно отмечать это событие в кругу родных. Были предложения, чтобы этот круг ограничивался только женщинами. Во время застолья предполагалось поздравлять виновницу торжества с ее новым женским статусом девушки и преподносить ей в подарок различные атрибуты женственности (цветы, золотые и другие украшения, наборы для вязания и вышивания, кулинарные сборники и пр.). Важно, чтобы эти подарки подчеркивали прежде всего женскую и только затем будущую материнскую роли девочки. Значение таких обрядов трудно переоценить. Они не только обеспечат принятие девочкой (девушкой) ее грядущих женских ролей, но и представят ей эти роли как высший дар, поскольку западному сознанию недостает именно уважения к женственности, почитания ее высокого назначения.

Если истинное женское начало женщины принято ее «центральным Я», интегрировано в целостную структуру личности, это несовместимо с женскими болезнями. Целебная сила высшей женственности не только исключает гинекологические и другие заболевания, но и стоит на страже здоровья близких и людей в целом. Достаточно даже одного присутствия рядом человека с активно функционирующей женственностью, чтобы у окружающих активизировались процессы исцеления и омоложения. Интегрированная в личность высшая женственность устраняет печально известный предменструальный синдром: недомогание и болезненные состояния в критические дни – свидетельство отторжения женского предназначения.

Инициации для мальчиков также могут быть разными. Подрастающий мужчина крепнет, осваивая, в первую очередь, навыки выживания и умение жить в ладу с природой. Важнейшее назначение инициаций для мальчиков – трансформация мужской природной агрессии в защищающую мужскую силу. Для этих целей можно устраивать загородные сборы, где мальчики учатся ориентироваться по природным знакам и звездам, строят шалаши, разводят и гасят костры, стреляют из луков, защищают себя и других и т. д. Речь идет об освоении мужских умений. Полученный вовремя, такой опыт пробуждает здоровые инстинкты охотника и защитника племени.

Особенно важно, что инициации вносят в процесс возмужания высокие этические ценности. В ходе инициаций-испытаний мальчики и юноши направляют мужскую агрессию на защиту тех, кто в этом нуждается. Только духовно здоровое общество способно следить за возмужанием молодежи, расставлять на пути развивающейся мужественности неизбежные вехи-испытания, этапные проверки на мужественность.

Когда западный мир восстановит и обновит на новом витке развития бесценную культуру мужских и женских инициаций, ничто не помешает мужчинам и женщинам успешно подниматься по ступеням зрелости, сохранять семьи и отношения, развивать традиции любви, растить счастливых детей. А это означает рост осознанности, пробуждение родового, национального и планетарного сознания. Догадываетесь, что ждет нас вслед за этим витком эволюции? Войны уйдут в историю.

Для полноценного формирования мужского и женского сознания большое значение всегда имело временное разделение подростков на мужские и женские группы. Будучи своевременным и оптимальным, такое разделение не только позволяет испытать гордость принадлежности к своему полу, но и создает ореол сакральности, таинства противоположного пола. Вот когда зарождается романтизм как высокий духовный строй отношений мужчины и женщины.

Представители богатой инициациями культуры – здоровые и зрелые люди. Значит, это люди в большой степени осознанные. Поэтому ими невозможно манипулировать. Достаточно инициированные юноши и девушки обладают высоким уровнем осознанности и ответственности в отношениях друг с другом.

В поисках истинного мужского

Итак, мы выяснили, что истинным является именно зрелое мужское начало, а зрелость – это высокий уровень осознанности.

Каков же он – путь мужского духовного созревания? Высший замысел природы – привести мужское начало во всех областях жизни к роли творца – творца жизни, благ, новых путей развития…

Путь к высотам мужского сознания не прост. В предисловии к книге Роберта А. Джонсона «ОН. Глубинные аспекты мужской психологии» ассистент психиатрии Гарвардского университета Рут Тиффани Барнхауз отмечает, что женщины «не представляют себе, какой долгий и трудный путь следует пройти (мужчине) от своей родной, незаменимой, заботливой матери и встать на путь испытаний, совершенно отличающийся от пройденного ею, где уже нельзя воспользоваться ни материнским опытом, ни советом. С этой точки зрения можно отметить, что девочка должна стараться быть похожей на мать, тогда как мальчик должен научиться от нее отличаться. Различие, которое при этом возникает, не должно становиться разрушительным, переходя в антагонизм или страх. К сожалению, состояние западной культуры на сегодня таково, что этот плачевный результат часто становится неизбежным с вытекающими из него очевидными социальными последствиями.

По этой причине юнгианский подход, предполагающий проникновение в суть проблемы, оказывается столь полезным в объяснении никогда не затихающего конфликта между мужчинами и женщинами» [25, с. 5–6].

По мнению Юджина Моника, изложенному в его книге «Фаллос. Священный мужской образ», многие женщины и мужчины страдают сегодня от усилий «маскулинности обесценить женственность, чтобы доказать свою собственную жизненную силу и достоверность».

Сегодня реальные мужчины и женщины становятся заложниками этих внутренних конфликтов мужского и женского начал личности. Это вынуждает нас искать новые пути развития и новые пути к совместному счастью.

Известный английский психиатр профессор Энтони Клер, автор статьи «Мужская беда», напечатанной в The Sunday Times 16 июля 2000 года, пишет о том, как он представляет себе кризис, ожидающий мужчин в XXI веке. Вот как пересказывает содержание этой статьи юнгианский аналитик, доктор философии Юджин Моник из США: «Мужчины не знают, кто они такие… Мужчины знают о том, что они – не женщины, но лишь очень немногие из них имеют ясное представление о том, что могла бы представлять их маскулинность или как можно было бы ее достичь. “Лучшее, чего можно было бы добиться, – считает Клер, – это уверенности в себе, независимости, эмоционального контроля и глубокого ощущения близости”. В процессе ломки (выделено нами. – Авт.) патриархального стереотипа, связанного с подавлением более сильным мужчиной женщины и более слабого мужчины, мужчины лишились своей опоры, от которой раньше зависело их самопознание. Это очень грустно. Эмоциональный контроль, выдаваемый за уверенность в себе, обречен на очень короткую и очень замкнутую жизнь».

Печаль Э. Клера и Ю. Моника посвящена, прежде всего, духовной стороне мужественности. Авторы, по сути, досадуют: внутренняя неинициированная (безвекторная) мужская сила, как ни парадоксально, приводит мужчин к неуверенности в себе, замкнутости и отчуждению от собственных чувств. Это отчуждение приводит к потере контакта с женской частью личности – с миром мужской Души. В Душе любого мужчины «живут» его чувства. В них скрыты целебная сила его Внутренней Женщины (Анимы).

Отсутствие необходимых мужских инициаций на Западе, дающих управление природной агрессией, контакт с Душой – все это работа негласного Эго-запрета цивилизации на проявление силы Духа и его связи с Душой.

Разлученные со своей Душой, мужчины ищут встречи с ней в многочисленных контактах с реальными женщинами. Этот поиск самой Природы: стремление к союзу двух великих энергий Мироздания – мужской и женской. Но почему этот поиск приносит так много боли?

Западная ментальность поверхностно объясняет современный кризис мужско-женских отношений. От бессилия Запад штампует идеи о сексуальной революции, отмирании института семьи. В это время никем не защищенная Душа с невыразимой грустью взирает на «слепоту» расстающихся пар, наивно полагающих, что расставание решает задачи их отношений. Эту грусть сегодня принято называть модным словом «депрессия».


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)