
Жмуркин почесал себя по каске. Потом с сожалением снял и поставил на полку.
– Тут вы, мутанты, правы, – произнёс он. – Придётся опять подвергать свою жизнь опасности на вашей таратайке.
Генка молча вытащил из-под дивана оранжевый строительный шлем.
– На, пользуйся. Отрываю от сердца.
Жмуркин брезгливо взял шлем, понюхал, протёр рукавом и надел на голову.
– Едем тогда, – скучно сказал он. – Вдруг там опять что-нибудь случилось?
Но с памятником было всё в порядке. Ограда стояла на месте. Генка попинал камни. Камни сидели прочно.
– Слиплись друг с другом. – Генка даже запрыгнул на ограду. – Теперь если вытащат, то только всё. А всё можно лишь трактором выдернуть. До такого они не докатятся…
Витька подумал, что они могут докатиться до чего угодно. Даже до трактора. Время сейчас такое.
– В самом деле неплохо получилось, – Жмуркин похлопал по ограде. – Камни такие белые, а если ещё на солнце как следует выгорят – вообще красотища получится. Как будто не мы делали…
– Мы не мы, – Генка зевнул и натянул перчатки, – нам ещё целую кучу камней привезти и вмонтировать. Так что давайте пахать, время-то идёт.
И ребята покатили на карьер.
В этот раз камни таскать было гораздо легче. Спина и руки ныли, но не так сильно, как раньше. Сами камни Жмуркин и Витька заготовили ещё вчера, теперь Генка и Жмуркин грузили их в коляску, отвозили к памятнику и складывали в пирамиду наподобие пушечных ядер. Витька же в это время откапывал канавку, выкладывал её дно гравием, размешивал цемент с песком и таскал воду. К моменту, когда с карьера привезли последний камень, памятник был окружён канавой с трёх сторон – с боков и с кормы танка, с небольшими промежутками для прохода. Со стороны орудия и плиты с надписью «Героям, стоявшим насмерть» Витька канаву не стал копать – ставить ограду здесь Генка не планировал.
Генка проинспектировал канаву, проинспектировал цементную смесь и остался доволен.
– Ограда в любом доме самое главное, – сказал Генка. – Мой дом – моя крепость. Давайте заливать цемент.
Ребята налили в цемент воды, тщательно его перемешали, вылили раствор в канаву, вставили камни.
– Готово, – произнёс Генка.
– Готово… – Витька смотрел на исцарапанные и избитые ссадинами руки.
– Не памятник, а сад камней. – Жмуркин вытер руки об опилки на земле. – Лучше, чем все эти решётки, – не украдут и не заржавеет. А голубые ели где брать будем? Я знаю одно прекрасное место на кладбище, там директора автобазы похоронили. А вокруг ёлок понасадили голубых до фига. На могилу сто лет никто не ходит, забыли уже все. Так что можно взять и выкопать.
– А ты откуда знаешь? – спросил Витька. – Ты чего на кладбище делаешь?
– Да так…
– Ты что, Жмуркин, и есть тот самый кладбищенский маньяк?
– Дурак ты, – Жмуркин отвернулся. – Я фамилии для сценария ищу. Говорят, это очень хорошая примета – искать фамилии для книг на кладбище. Это значит, что книжка получится.
– Могилы раскапывать не будем. – Генка чесал за ухом. – С ёлочками можно тоже придумать…
– Искусственные воткнуть, – предложил Жмуркин. – У нас в кинотеатре от Нового года остались.
– Выдерут, – заверил Витька. – Сейчас всё выдирают, даже искусственные ёлки. Время такое.
– Есть выход лучше, – Генка запрыгнул на мотоцикл. – Садитесь, поедем.
Жмуркин хотел было поспорить для порядка, но потом плюнул и устроился в коляске. Витька уселся на сиденье за Генкой, ухватился покрепче. Генка выкрикнул что-то грозно-индейское, и мотоцикл покатил в сторону леса.
Выбравшись за город и съехав с шоссе, Генка долго блуждал по лесным и проселочным дорогам, поворачивал на совсем уж заросшие тропинки, иногда срезая углы прямо по лесу, благо проходимость у мотоцикла была высокой.
Потом дорога пошла в гору, мотоцикл стал буксовать в песке, и Генка заглушил двигатель.
Место было красивое. Синий мох, холм, сосны. Тёмно-зелёные можжевеловые кусты.
– Что это за холм? – Жмуркин попрыгал. – Земля какая-то странная… Каменистая. Дыры какие-то…
– А вы что, не знаете?
– Не… А может, знаем, да забыли…
– Тут был полигон. В лесу стоял снарядовый завод. После войны там разоружали списанные снаряды и подрывали их в лесу. Здесь. А ямы – это землянки, в них от осколков укрывались. Вот смотрите.
Генка свинтил археологическую лопатку и воткнул в землю. Лезвие вошло в песок со стальным скрежетом. Генка поддел грунт лопатой, выгреб. Среди песка обнаружились многочисленные железные обрывки.
– Осколки. – Генка поднял на ладонь неровную железную спиральку. – Тут вся земля пропитана железом. Поэтому тут и растёт можжевельник.
– На фиг нам можжевельник? – Жмуркин взял осколок, потёр между ладонями. – Мы что, квас из него варить, что ли, будем?
– Долдон ты, Жмуркин, – сказал Витька. – Генка правильно придумал. Можжевельник никому не нужен! Он кривой, некрасивый, на Новый год его никто вырубать не будет!
– Точно, – Генка двинулся к ближайшему кусту.
– А если его каждый год подстригать, то вообще роскошно будет, – согласился Жмуркин и тоже взял лопату.
– Как выкапывать? – спросил Генка.
– Просто, – Витька примерялся к невысокому кустику. – Корни крупные не обрубать, ствол не корябать.
Ребята выкопали семнадцать кустов, обернули каждый влажной дерюгой, погрузили в багажник.
– Я что, поеду на этих ёлках? – Жмуркин устраивался в коляске.
– Можешь пешком идти, – Витька тоже выкопал осколок и изучал его. – Тут недалеко, километров пятнадцать.
– Летом грибов полно, – Генка понюхал воздух. – Можно целый чемодан набрать…
– Вот наступит лето – и наберём, – буркнул Жмуркин. – Наберём, засушим и продадим, деньги можно делать из воздуха…
Генка завёл двигатель и резко рванул с места.
По пути они заехали на лесопилку и набрали обрезков реек в куче лесопильного мусора.
– Даже здесь можно сделать деньги, – снова завёлся Жмуркин. – Вон видите те коричневые брёвна? С них можно сдирать кору, находить под корой короедов, замораживать и выгодно продавать рыбакам на автобусной остановке…
– Когда закончится весь этот бред? – застонал Витька. – Я не могу этого выносить…
– Терпи, Витька, – усмехнулся Генка. – Только терпение нас защитит.
– Короеды стоят очень дорого…
Генка газанул. Жмуркина тряхануло, он щёлкнул зубами и молчал до самого памятника.
Высадить можжевельник в грунт было тоже несложно. Витька копал ямки, Генка опускал в них кустики, Жмуркин поливал. Затем ребята окружили каждый кустик пирамидками из обрезков реек – чтобы случайно не сломали. С внутренней стороны каменной ограды выстроился невысокий ряд ровных кустиков. Памятник приобрёл нарядный праздничный вид, Жмуркин даже сфотографировал его.
– Вставлю в рамочку, – сказал он. – А теперь предлагаю немножечко отдохнуть. Пойдём в мороженицу сходим?
– Не, – воспротивился Генка. – Мороженица не катит. Пойдёмте лучше на крышу. Посидим, подумаем.
– Вы идите, – сказал Витька, – а я домой. Лучше полежу. До дому меня подкинете?
– Подкинем. Только нам надо решить вопрос с табличками. Я имею в виду имена и фамилии. У нас же нет полного списка, на уцелевших пластинах я насчитал двенадцать человек. А надо всех. Где раздобыть?
– В библиотеке, – сказал Витька. – Открытие памятника – большое событие. В газете его должны освещать, Алексей Алексеевич тогда тоже говорил… А значит, можно найти. В библиотеку надо.
– Не, – отказался Жмуркин, – я в библиотеку не пойду. Увольте. Я лучше на свежем воздухе поработаю, здесь. Вон то уродство буду отрывать.
Жмуркин указал на искорёженные таблички.
– Ну, моя кандидатура, ясный пень, отпадает, – улыбнулся Генка. – Я человек не книжный. Деревня. К тому же нужно покрыть танк вторым слоем краски. Значит, идёт Витька.
– Ладно, – Витька был не против посетить библиотеку. – Ты, Жмуркин, мне только денег дай. На копии.
Жмуркин вытащил из кармана большой раскладной бумажник, из бумажника сто рублей, скомкал купюру и кинул Витьке.
– Погляди-ка на него, – Генка треснул Жмуркина тряпкой. – Уже бумажником обзавёлся!
– Растёт благосостояние простых россиян, – прокомментировал Жмуркин. – Вам бы пример брать…
– Сам замораживай своих короедов, – сказал Генка, но посмотрел на Жмуркина с завистью.
– Всё, валим, – Жмуркин потянулся. – Не хотите в мороженицу, ваше дело. Тогда я буду кино сегодня вечером смотреть. Про войну.
Глава 7
Книгогноилище
Пятого мая Витька отправился в библиотеку.
Библиотека в городе была хорошая. Её построили давно, сразу после войны. Строили на века, с размахом и в стиле модной тогда архитектуры. Больше всего библиотека походила на древнеримский дворец, такие же колонны, даже лестница такая же широкая и со львами по сторонам.
Первоначально библиотека была жёлтой, однако в последние годы вся краска облупилась, и долгое время библиотека стояла облезлой и неприглядной, зубы у львов повыпадали. Потом в город приехало Большое Начальство. Большое Начальство посетило культурные объекты, стукнуло кулаком по столу, и городская администрация сразу нашла денег. Здание было выкрашено в одну ночь, ударными темпами. А когда утром комиссия пришла принимать работу, то члены её выпали в осадок – оказалось, что в темноте маляры перепутали краску и выкрасили стены в розовый цвет. Главу администрации едва не хватил удар, но делать было нечего, пришлось показывать библиотеку Большому Начальству.
Большое Начальство долго смеялось, но в целом было довольно, так что библиотеку решили оставить в таком виде, в каком она оказалась. Забавно, но розовый цвет библиотеке даже помог – количество посетителей, в том числе и платных, увеличилось вдвое.
Лично Витьке розовый цвет казался легкомысленным, но всё равно библиотека ему нравилась – Большое Начальство на радостях выделило библиотеке целых три компьютера и бесплатный доступ в Интернет по пятницам. Так что шансов с пользой провести в библиотеке время теперь было гораздо больше.
Витька с трудом открыл тяжёлую дверь и вошёл в холодный вестибюль. Посетителей было немного, народ отсыпался после праздников, отдыхал, школьники и студенты разъехались по экскурсиям, походам и бабушкам.
Сегодня дежурила знакомая Витьке бабулька, настоящая старая библиофилка[9]. Витька немножко поговорил с ней о новом в исследовании творчества Пушкина, немножко о современных тенденциях в латиноамериканской литературе, спросил, как успехи её внучки в игре на виолончели, после чего безо всяких проблем был пропущен в хранилище.
Хранилище находилось на первом подземном уровне, дежурных почему-то здесь не было, и Витька отправился бродить между стеллажами с газетами и журналами. На стеллажах имелись указатели, но какие-то шифрованные, ни один из них Витька разобрать не сумел. Цифры, буквы, значки. Витька долго болтался по бумажным джунглям, снимая со стеллажей толстые подшивки со старыми и не очень газетами, потом наткнулся на стеллаж с районкой за последние сорок лет. Уже собрался сесть полистать, но потом вспомнил, что война была раньше, и взял подшивки не за сорок лет, а за шестьдесят. Подшивки были тяжёлые, Витька с трудом дотащил их до стола дежурной.
Витька принялся листать. Оказалось, что это довольно неудобное и трудоёмкое занятие. Сначала Витька, чтобы перелистывать страницы, слюнявил пальцы, однако потом вспомнил, что некоторые оригиналы пропитывают страницы ядом, так, ради шутки, и слюнявить пальцы перестал. Сухими пальцами листать было трудно, скоро Витька устал. В хранилище было душно, пыльно, в горле у Витьки зачесалось, и он побежал в библиотечное кафе выпить лимонаду и съесть пирожок.
После перекуса Витька вернулся обратно. С собой он захватил бутылочку минералки и периодически поливал пальцы ею. Наконец Витька дошёл до пятьдесят четвёртого года, приободрился и продолжил дальше в ускоренном темпе.
Однако никакой статьи под названием «Память» Витька не обнаружил. Ни в майском номере, ни в каких других. Витька разозлился и принялся снова перелистывать подшивку за пятьдесят четвёртый год. Но статьи «Память» не было.
Витька ругнулся и подумал, что Алексей Алексеевич наверняка всё перепутал, сколько лет прошло, память ведь уже не та. Может, годы перепутал, может, названия.
Тут в голову Витьке пришла одна идея. Он пересчитал, сколько номеров вышло в апреле, затем – сколько в мае. Оказалось, что в мае на один номер меньше. Витька проверил майские выпуски. Двенадцатого не хватало.
Витька отправился к регистратору и сообщил, что одной газеты, именно той, которая так ему необходима, нет. Регистратор проверила подшивки и сказала, что номера из этой подшивки были съедены жучками-точильщиками и теперь газеты на реставрации. А когда будет закончена реставрация – неизвестно. Витька спросил, что делать. Регистратор думала-думала, а потом сказала, что копии всех подшивок хранятся на шестом подземном уровне и при желании за ними можно сходить. Но у неё этого желания совершенно нет, к тому же таскаться вверх-вниз по этажам она не может, она слишком стара и страдает ревматизмом. Но если Витька сам не боится, то она может написать ему на листочке координаты.
– А чего бояться-то? – спросил Витька.
– Разное рассказывают, – регистратор дёрнула бровью. – Тут очень много книг. А книги – это странные вещи. Очень странные. Иногда они…
– Ладно, ладно, пишите мне координаты. Про книжный фольклор я наслышан, знаю я все эти книгогноилища…
Регистратор снова дёрнула бровью и написала на бумажке подземный этаж и номер стеллажа.
– Только смотри, там темно. Найди рубильник. Это самый нижний этаж, самый глубокий. Там ещё дальше лестница есть вниз, но ты туда не ходи.
– А что там?
– Тебе незачем знать.
Витька сунул бумажку в карман, отыскал лестницу и спустился на нужный уровень. Поглядел вниз. Лестница опускалась в темноту. Где и чем она заканчивалась, видно не было, и Витька с трудом поборол желание спуститься и посмотреть, что к чему.
Стеллажи были погружены во тьму. Витька нащупал рубильник. Под потолком зажглись лампы. Витька сверился с бумажкой. Судя по знакам, стеллаж с нужной подшивкой располагался довольно далеко. Витька вздохнул и пошагал вдоль полок с толстыми коричневыми подшивками.
Он шёл и шёл, потом свернул направо, ещё раз направо, затем шагов двадцать прямо, затем налево. Снова посмотрел на бумажку.
Витька был озадачен. Подземное хранилище оказалось гораздо больше, чем ему представлялось. Это был настоящий бункер, в котором, наверное, можно пережить атомную войну. Витька осмотрелся и двинулся дальше. Он думал, что для начала надо дойти до стены, а там по стене можно выбраться куда угодно.
Стеллажи тянулись и тянулись, и в один момент Витька оглянулся и увидел за собой лишь ряды толстых книг в коричневых обложках. Витька немножечко испугался и двинул назад. Достал из кармана бумажку, сверился. Номера на стеллажах были совсем не похожи на цифры и буквы, записанные регистратором.
Внезапно Витька подумал, что он идёт совсем не назад, а вперёд. Ориентиров в хранилище не было никаких. Витька даже чуть было не сорвался на бег, но вовремя одумался. Пожалел, что не взял с собой компас, и решил двигать вправо, потому что Витька всегда любил всё правое.
И пошёл.
Он сделал двадцать с небольшим шагов, и вдруг свет погас. Разом. Витька хлопнулся лбом о твёрдый книжный корешок. Впервые в жизни Витька почувствовал темноту. Это была плотная, настоящая и всеобъемлющая темнота. Пыльная, глухая и непробиваемая.
Витьке сразу стало казаться, что вокруг него кто-то есть. Воображение заработало в бешеном темпе. Пространство между полками наполнилось бумажными чудовищами, оборотнями, вампирами и высасывателями жизненной энергии с Титана. Витьке послышался какой-то шорох, и к уже обитающим между стеллажами монстрам добавились красноглазые призраки из японских фильмов, ядовитые кальмары и мегаклетки, просочившиеся в библиотеку из глубин земной коры.
– Эй, – позвал Витька и растопырил в разные стороны руки.
За спиной послышался шорох. Витька резко обернулся и стукнулся о полку.
Шорох послышался уже спереди.
– Эй! – Витька дёрнулся назад. – Кто тут?
На секунду ему подумалось, что это могут быть крысы, но тут же эту мысль перебила идея о том, что если это и крысы, то наверняка крысы-мутанты. С людоедскими гастрономическими пристрастиями.
– Хорош шутить, – сказал Витька. – Не смешно…
И тут Витька услышал шаги. Шаги были тяжёлые и уверенно приближались. Тук-тук-тук. Прямо к Витьке.
Витька побежал. Вытянув вперёд руки и стараясь делать не очень широкие шаги. И хотя Витька бежал довольно медленно, среагировать он не успел – пальцы наткнулись на стену, и Витька со всей дури воткнулся в кирпичную кладку. Его тут же отбросило, он налетел спиной на стеллаж. С полки посыпались книги, что-то стекольно звякнуло, Витька свалился на пол.
– Молодой человек, где вы? – Витька узнал голос регистратора.
– Я тут! – заорал Витька. – Включите, пожалуйста, свет! Я заблудился!
– Сейчас.
Загорелся свет. Витька обнаружил, что он лежит, придавленный грудой книг на немецком языке, а вокруг разбросаны какие-то бумажки с цифрами и прозрачные трафареты. По полу была разлита белая краска.
– Молодой человек! – позвала регистратор. – Вы где?
Витька поднялся на ноги.
– Тут, – буркнул он.
– Стену видите?
– Вижу.
– Идите вдоль!
– Вдоль куда?
– На голос. Я буду свистеть.
Оказалось, что лестница совсем рядом. Витька двинулся на свист и почти сразу выскочил на регистратора. Регистратор стояла на площадке и задумчиво оглядывалась.
– Электричество у нас совсем плохое, – сказала она. – Всё время гаснет и гаснет…
– Там кто-то есть, – запыхавшись, выдыхал Витька. – Он меня преследовал…
– Это, наверное, Трофим, – сказала регистратор.
– Трофим?
– Ёжик, – пояснила регистратор. – Он тут живёт. Ты что, ёжиков никогда не слышал?
– Не помню…
– Испугался, – улыбнулась регистратор. – Ничего, бывает. Трофим тут на змей охотится…
– На змей?!
– Ага. Снизу поднимаются змеи. Чтобы они не заползали на верхние этажи, дежурят ёжики. Ты нашёл, что искал?
– Не-а, – развел руками Витька.
– Тут у нас никто ничего не находит, всё перепуталось. Время такое, странное…
– Да уж…
– Но тебе повезло. В нашей библиотеке происходит перевод архивов в электронную форму, – подтвердила регистратор. – То есть в компьютер всё загоняют. Я сходила к компьютерщику, он мне всё нашёл и напечатал. Тебе нужна эта газета?
– Нужна.
Регистратор протянула Витьке два сложенных листа бумаги. Витька взял бумагу, принялся изучать.
– Это же не тот список, – сказал Витька.
– Как это не тот? – спросила регистратор. – У нас все документы в порядке хранятся.
Витька ещё раз пробежал список глазами. Нужной фамилии не было. Вернее, она была, но несколько не такая…
– Это тот самый список, – заверила регистратор. – С той самой газеты. Он в компьютере был. Статья называется «Память». Тебе ведь «Память» была нужна?
– «Память».
– Это «Память» и есть. Двенадцатый номер тысяча девятьсот пятьдесят четвёртого года.
– Но той… нужной фамилии здесь нет.
– И что?
Витька задумался. На самом деле. И что?
– Ничего, – сказал Витька.
– Список настоящий, – сказала регистратор. – И статья настоящая. Все совпадает…
– А нужной фамилии нет.
– Может, вам, молодой человек, другая фамилия нужна?
Витька ещё раз изучил принесённый список, потом сказал:
– Да нет. Просто мы думали… А всё, оказывается, не так… Всё равно, спасибо вам. Я пойду наверх, меня там уже ждут, наверное.
– Беги. – Регистратор перевела рычаг рубильника, свет погас.
Витька стал подниматься. Регистратор не спешила. Она стояла на тёмной площадке и потихонечку насвистывала.
– А вы чего свистите? – спросил Витька. – Денег ведь не будет.
– Трофима зову. Ёжика. Принесла ему молока. Он ведь змей только душит, но не ест.
– Понятно. А всё-таки, что там внизу? – Витька перевесился через перила. – В темноте?
– Там дверь. Толстая железная дверь. Но куда она ведёт – неизвестно, потому что эту дверь никогда никто не открывал. Ключа нет.
Витьке стало немножко жутко. Он попрощался с регистратором и быстро побежал наверх.
Пока Витька путешествовал по библиотеке, Генка и Жмуркин занимались танком. Они снова протёрли его, только на этот раз сухими тряпками, чтобы убрать пыль и мелкий мусор. Положили второй слой эмали и дождались, пока она просохнет. Генка провёл по борту пальцем. Следа не осталось.
– Вот и всё, – сказал Генка. – С красками закончено. Осталась звезда. Звёзды, вернее…
Сначала Генка думал сделать звезду так. С помощью большого циркуля нарисовать на борту меловой круг, затем, как учили на уроках черчения, разделить окружность на пять равных частей и, соединив точки, получить пятиконечный контур. Раскрасить из баллончика.
Но расчертив контур и посмотрев на него с земли, Генка решил, что такая звезда не пойдёт. Слишком уж ровно и официально. А Генке хотелось, чтобы танк не выглядел откровенной машиной смерти, Генке хотелось, чтобы танк был… ну, подомашнее, что ли. Поэтому Генка стёр меловой контур, срезал колпачок на баллончике с краской, пшикнул на броню. На чёрном осталась красная разлапистая клякса, Генка потрогал её пальцем, краска почти мгновенно застыла. Генка примерился, надавил на кнопку баллончика сильнее и нарисовал звезду. Водил баллончиком Генка с нужного расстояния, сантиметров с тридцати, чтобы краска не расплывалась и не стекала. Глаз у Генки был верный, а рука тренированная и твёрдая, звезда получилась чуть косоватая, но только чуть.
Генка спрыгнул с гусеницы, отошёл на пару метров, посмотрел.
– Нормально, – подтвердил Жмуркин. – С другой стороны не забудь.
– Угу. – Генка обежал машину и нарисовал звезду на правом борту башни, на месте, где была залатанная пробоина от фашистского снаряда.
– Ещё серп и молот нужны, – сказал Жмуркин. – Серп, и молот, и звезда.
– На танках серп и молот не рисовали, – возразил Генка. – Тут это ни к чему.
Жмуркин подумал и решил, что серп и молот действительно ни к чему, так лучше, теперь танк похож на добротный детский рисунок – чёрная броня, красная звезда.
– Вот и всё, – Генка спрятал баллончик в багажник мотоцикла. – Пушку, кстати, потом поднимем, у меня есть одна идея…
– Надо за Витькой ехать, – сказал Жмуркин. – Всё-таки хорошо, что у нас мотоцикл есть. Это всё так облегчает.
– Ты бы, Жмуркин, лучше денег на бензин подкинул. Сейчас бензин дорого стоит, а наша тачка после тюнинга бензин хороший жрёт, чтобы нагар на поршне не оставался.
– Подкину, подкину. Ты давай поезжай. Витька там, наверное, уже прыгает весь.
Витька прождал на библиотечной лестнице почти полчаса. Он уже заскучал и подумывал, не отправиться ли к троллейбусу, но тут из-за угла показались Генка и Жмуркин на мотоцикле.
– Ну что, мистер книжный червь, едем домой? – спросил Генка.
– Может, к танку сгоняем, проверим? – предложил Витька. – Как там да что… Прокатимся заодно, а то у меня что-то башка трещит – целый день провёл под землёй. Хочу продышаться…
Жмуркин слез с мотоцикла, обошёл вокруг Витьки, улыбнулся и сказал:
– Хорошее ты себе имя придумал.
– Ты о чём? – спросил Витька.
– Это очень интересное, я бы даже сказал, глубокое имя – Ав. Если бы ты выбрал имя Наф-Наф или Нуф-Нуф, это было бы не очень оригинально. А Ав…
– Какой ещё Ав? – Витька обернулся через плечо.
Жмуркин постучал согнутым пальцем по Витькиной спине.
– Ав, – Жмуркин улыбался. – Ав-ав, гав-гав…
Витька стащил рубашку. На спине прямо между лопатками было выведено ровными белыми буквами «АВ».
– Это не я, – сказал Витька. – Я не рисовал. Наверное, это когда я упал, там краска пролилась и трафареты рассыпались, видимо, всё это мне на рубашке и отпечаталось. Мать теперь за этот «Ав» меня просто прибьёт…
– Это правильно, – Генка задумался.
– Правильно, что она меня прибьёт?
– Правильно, что это отпечаталось у тебя на спине. Теперь мы не будем делать никаких табличек из бронзы, из меди или из других материалов. Мы просто нанесём буквы трафаретом. Я сделаю хорошую золотую краску, специальную, чтобы трудно было откорябать и чтобы не смыло дождём.
– Идиотский сегодня день, – Витька поморщился. – Непруха полная. Сначала между книгами заблудился, потом в краске вымазался… Ав. Вот вам и Ав-ав.
– Бывает, – философски заметил Жмуркин. – Всё бывает…
Витька потёр голову, взъерошил волосы.
– Бывает… – согласился он. – Только голова болит. От пыли, от плесени.
– Может, тогда сам поведёшь? – Генка похлопал мотоцикл по баку. – Очень башку проветривает. Всю плесень вынесет…
– Нет-нет-нет! – запротестовал Жмуркин. – Этому поэту нельзя доверять управление транспортным средством, он нас угробит…