banner banner banner
Беседы о Дао: Начальные, повседневные и алхимические практики. Даосские секреты женской сексуальности. Даосские секреты любовного искусства
Беседы о Дао: Начальные, повседневные и алхимические практики. Даосские секреты женской сексуальности. Даосские секреты любовного искусства
Оценить:
 Рейтинг: 0

Беседы о Дао: Начальные, повседневные и алхимические практики. Даосские секреты женской сексуальности. Даосские секреты любовного искусства


Ты не можешь себя возвеличивать, ты не являешься каким-то важным центром, ценностью. Просто ты воспринимаешь мир во все стороны. При этом ты – песчинка, ты – никто, тебе нужно расти и развиваться, чтобы вообще на тебя внимание обратили. Кто обратил?

Предполагается, что есть иерархия сущностей. Пока ты никто, на тебя и внимания никто не обращает. Но по мере того как ты будешь расти, ты станешь более значимым «игроком». Есть понятие вселенской игры. Ты будешь расти – ты будешь более значимым игроком, на тебя начнут обращать внимание. В том числе – попытаются тобой воспользоваться, забрать твою энергию или, наоборот, пригласить тебя в друзья-сподвижники и т. д. То есть «там» есть большая тусовка, до которой ты должен дорасти.

Что касается «непривязанности»: у даоса значительная часть внимания направлена на внутренний гомеостаз. Значительная! Ты следишь за дыханием, следишь за походкой, за осанкой, следишь за координацией правой и левой руки, ты гоняешь энергию по меридианам… Это все «съедает» значительную часть твоего внимания. В итоге даосы – все немного отрешенные от мира. Им – некогда. Они с собой разбираются. Но это не значит, что так нужно прожить всю жизнь.

Когда ты разобрался с собой, ты можешь начать активно влиять на мир. Ты можешь организовать бизнес, например создать новый монастырь, общину. Ты просто что-то понял и тогда говоришь: «Ребята, я все понял! Я познал истину. Кто хочет за мной – пошли! Я новый монастырь создаю…» Денег у кого-то получил – и начал монастырь строить. Или можно поднять восстание. Или спасти какого-нибудь императора от лютой смерти. У параноялов постоянно же какие-то идеи возникают! Есть одна безумно далекая идея – полная самореализация. Но помимо этой безумно далекой идеи периодически возникают другие, которые можно реализовать в ближайшие 10 лет. Тоже далекие, но все-таки через 10 лет, а не через три жизни!

– Заниматься собой – это использовать сознательное внимание для того, чтобы удерживать некоторые важные паттерны, а когда они переходят в бессознательную компетенцию, тогда внимание освобождается. Я правильно понимаю?

– Да. На то, чтобы паттерны перешли в бессознательную компетенцию, уходят годы. Конечно, чем раньше начнешь, тем лучше. Считается, что если начать ребенком, то достаточно полгода-год, чтобы многие паттерны встроились. Но поскольку люди обычно начинают этот путь после тридцати лет, то какое-то время уходит на изживание старых паттернов.

– На этом этапе мы уже можем применять какие-то современные психотехники для ускорения и оптимизации процесса развития?

– Да, можем. Во-первых, тут применима работа с субмодальностями из НЛП. У даосского взгляда на мир есть определенный субмодальный шаблон. Его можно примерять на себя, и от этого многое реально меняется.

Что еще можем применять? Даосы очень любят прерывание стратегий. Очень любят. Если из энэлперских штучек, то это всякие хлопки, внезапные выкрики «хэй!», резкие смены позы.

Опять же, все эти киношные «удары палкой по голове». Насилие вообще норма в даосской педагогике. Так быстрее доходит. Палкой, пальцами в болевые точки, а могут и ножиком острым… Главное – чтобы дошло, ха-ха.

– Палка – для мирян! (Смеется.)

– Да! Могут и пальцем ударить так, что ты скрючишься от боли, если опытный человек в нервный узел ткнет. Зачем палкой? Просто пальчиком! Тебе будет очень больно, ты будешь плакать от обиды, проживать свою никчемную жизнь… Это и есть прерывание стратегий: ты начинаешь делать что-то неправильно, и мастер резко, прямо-таки жестко останавливает. Не делай этого! Это может быть даже взгляд, не удар.

Ты что-то такое делаешь, делаешь, а он так посмотрел на тебя, что ты: а-а-а!!! Отпрянул! Тебя аж всего передергивает от этого взгляда! Прерывание стратегий, причем жесткое, используется сплошь и рядом. Сколько я наблюдал мастеров, они все это делают. В духе Ричарда Бэндлера: «Feel bad – stop it!» «Ты делаешь неправильно! Остановись!» Причем не словами останавливают ученика – ведь словами часто бесполезно – а действием: взглядом, жестом, интонацией, криком… Ну и в том числе ударом, если надо.

– Смотри, я сейчас чуть-чуть дополню вопросами. Правильно я понимаю, что есть деление стратегий на правильные и неправильные? С одной стороны, мы встраиваем правильные паттерны, а с другой стороны, мы должны останавливать вот те самые неправильные?

– Да! Есть!

– То есть не любые стратегии прерываются, это не какой-то безумный хаос, это нечто другое?

– В общем… да. Есть правильные стратегии. Сначала допускается хаотизация внутреннего мира, потому что у него все неправильное. У даосов есть пресуппозиция, что ты (ученик) до того, как пришел к нам, – ты умирал. А раз ты умирал, то у тебя все неправильное!

Мы погрузим тебя в первозданный хаос, а дальше потихоньку, как маленького ребенка, начнем из этого хаоса выстраивать.

Отдельный момент – это почитание старших. Это высшая ценность, национальная, китайская. Почитание старших что у буддистов, что у даосов вколачивается палками…

И с точки зрения эффективного обучения это понятно. Если ты уважаешь своего учителя, ты будешь бессознательно импринтировать его в себя. И тогда ты будешь обучаться быстрее. Ученик, который не импринтировал в себя учителя, будет учиться медленно. Он будет учиться по длинной стороне «круга обучения»: через осознанное незнание, осознанное знание к неосознанной компетентности. А ученик, который импринтировал в себя учителя, начинает учиться не по квадрату, а напрямую – из бессознательной некомпетентности в бессознательную компетентность. Но для этого надо полностью признать: ты – никто, а учитель – это всё! И это можно делать методами современной психотерапии, современными психотехниками.

Мы на мастерских курсах НЛП практиковали эти штуки: вхождение в состояние маленького ребенка. Причем осознанное вхождение. Осознанное – это когда ты можешь выйти из него. Какое-то время ты в нем (в состоянии маленького ребенка) удерживаешься с помощью ситтера или еще как-то, и делаешь это специально! Не просто так, а для того, чтобы что-то увидеть, понять, почувствовать… Не просто покайфовать в этом состоянии (а оно очень притягательное), а чтобы получить какую-то информацию, к которой ты иными способами доступа просто не получишь.

– Такой еще вопрос. Я вернусь к обучению стратегиям. Идея с курса «Мастер НЛП» о том, что стратегии мастера обладают некоторым дополнительным критерием. Они внутри – то ли с петлей осознанности, то ли с рефлексией – являются динамическими. С одной стороны, у тебя есть стратегия, она действует, она интегрирована… а с другой стороны, ты – внутри нее, можешь в любой момент, если надо, выйти в сторону!

– Та-ак!

– Вот такая у меня мысль появилась: человек живет-живет (обычно, привычно)… Живет, обучается, шаблонизируется и, в общем-то, особо не следит за тем, что за шаблоны набирает!

– Та-ак!

– А когда он приходит в даосскую школу, ему говорят: «Парень, это все неправильно! Правильное – вот это!» И он начинает осознанно учиться правильному.

А когда осознанно учишься, ты осознанно создаешь стратегии. И тогда эти стратегии, наверное, обладают тем самым качеством внутренней осознанности! И ты вроде бы накапливаешь новые автоматические стратегии, НО!.. Поскольку ты совершенно точно помнишь и знаешь, как ты их делал, как накапливал, – они у тебя не являются в полной мере автоматическими.

В них возникает тот элемент, о котором ты говоришь: внимание в центр, внимание ко всему! То есть ты вроде бы делаешь все, как и раньше, автоматически, только этот автоматизм контролируемый. Ты, если что, можешь в любой момент прекратить и поменять свое поведение, свою стратегию. Такая идея похожа на правду?

– Да. Именно так.

– Именно так. Это как раз и есть путь к непривязанности. Суть в том, что для тебя мир субмодально более-менее выровненный. И он субмодально сферичный. Поскольку мир сферичный, то идея, которая стоит у тебя перед глазами, глаза тебе не застит! Ты всегда можешь посмотреть на эту идею с других точек зрения… или вообще перестать на нее смотреть. Чего большинство людей делать не способны. Как только в голову какая-то идея пришла – все! Человек только об этой идее и может думать. Если вообще думать привык…

То же самое касается даосского принципа Инь/Ян. Принцип Инь/Ян – это тоже один из принципов, один из путей к непривязанности. Ты должен постоянно его практиковать. Например, на физическом уровне – переносить вес. Есть даосская присказка: «У даоса вес на двух ногах только один раз в жизни – в гробу!» Соответственно, известная многим столбовая поза… у нас об этом не принято говорить, но это ведь – поза покойника. Поза покойника, поза утопленника… Еще одна известная среди энтузиастов йоги и ЗОЖ практика – шавасана. Многие знают слово «шавасана», немногие знают, что в переводе – это поза трупа или поза мертвеца! Потому что не красиво, не благозвучно, а по сути – так.

То есть гармонично расслабленный человек – это мертвый человек. И даосы эту тему осознают постоянно, и они с этим играют.

Ты переносишь вес с ноги на ногу, но это все мелочи… А дальше ты начинаешь делать то же самое у себя в мозгах.

Например: ты пробуешь смотреть вправо/влево – то правым, то левым глазом, причем на одно и то же смотреть, осознанно и методично.

Ты пробуешь правым и левым ухом слушать осознанно. Это буквально цитаты из тренировок.

Ты пробуешь думать правой и левой половинами мозга осознанно. Вот прямо сейчас, как если бы ты мог этим управлять!

На самом деле этим можно управлять. У нас, в западной нейрофизиологии, есть данные, что человек может направлять активность в левое и правое полушария мозга, причем осознанно. И даосы учатся это делать. То есть правая половина тела работает – левая половина тела работает, правая часть мозга – левая часть мозга. Вот такие штучки постоянно используются.

– Так. Про это понятно. Восприятие, стратегии. Наверное, это можно ускорять какими-то практиками, только вот подумать – какими?

– Да, можно.

– В конце концов, мы же встраиваем стратегии! На курсе «НЛП-Мастер» встраиваются стратегии – и внешние, и когнитивные. Понятное дело, что телу требуется время на то, чтобы перестроить телесные паттерны. Они медленнее, но и это тоже возможно ускорить.

Сейчас я еще опишу из головы метафору. Пару лет назад я проездом был в Питере. И там заодно меня попросили моделировать чуть-чуть ребят из капоэйры. Я так понимаю, что в тайцзи то же самое. Сейчас я объясню, и мы посмотрим: полезная это метафора или нет.

У них любое движение обладает одновременно двумя, тремя и больше, количеством целей и продолжений. Это зависит от мастерства человека. Человек, например, начинает наносить удар, и если его противник прозевал, то он удар завершает. А если противник начал ставить блок, этот удар превращается в парирование или в уход. Если противник начал уходить, то этот удар превращается еще во что-нибудь. Все в зависимости от ситуации.

Получается как бы дерево стратегий! То есть имеется стратегия, но у нее всегда есть некоторые запасные выходы, которые входят в другие стратегии, из которых тоже есть запасные выходы…

– Короче, их там много.

– Получается, что стратегия есть, но в этой же стратегии всегда есть внимание, контроль и осознанность. И всегда есть возможность выйти из нее в какую-нибудь запасную стратегию. Это так? Это правильная метафора?

– Это касается не только тайцзицюань, все боевые искусства на этом построены. Если ты не просто мордобоем занимаешься, а именно боевым искусством, для тебя нет отдельных движений, для тебя нет отдельных приемов. Отдельные приемы – это как будто ребенку, который учится ходить, говорят: «Топаем правой ножкой, топаем левой ножкой!» Но взрослый-то человек не так ходит! Так же и с боевым искусством: все движения сложно связаны между собой, все паттерны поведения перетекают один в другой.

Важный момент: есть достаточно шаблонные практики. Есть строгие ритуалы. В даосизме есть такие религиозные элементы, как поклонение статуе святого Лао-цзы, медитация, молитва своим бессмертным учителям. Те же самые микроритуалы: приветствие, прощание – тоже желательно выполнять четко и строго.

– А если я предположу, что эти жестко ритуализированные паттерны направлены на поддержание той самой иерархии, о которой ты говорил, это правильное предположение?

– Во-первых, иерархии, да! Можно сказать, что у даосов присутствует архетип воина, хотя есть и архетипы мудреца-волшебника, джокера… Воин – он очень важен! При этом общество даосов иерархично. В нем есть бродяги, есть ронины – тоже воины, только свободные, непривязанные. И в целом в картине мира даосов всегда и везде идет война.

Соответственно, ты часть этой воинской иерархии. У тебя есть учителя, у тебя есть ученики. Учителя нужны для того, чтобы править тебя и давать следующий уровень и посвящение, а ученики нужны, чтобы помочь тебе осознавать свои границы, свое искусство развивать. Искусство, мастерство… Развивая других, ты тоже развиваешься.