banner banner banner
Психология Счастья
Психология Счастья
Оценить:
 Рейтинг: 0

Психология Счастья


Сон притупляется чувством вины и бесполезности, которые сопровождают эти состояния воспоминаниями об обстоятельствах, вызвавших эту боль или депрессию, «зацикленными» размышлениями, в которых одни и те же негативные мысли повторяются снова и снова. Все то, что мешает хорошо спать, ставит под угрозу количество и качество сна, а также снижает работоспособность иммунной системы, которая не в состоянии выполнять свои функции во время сна. Если такая ситуация длится слишком долго, она «затягивает» весь организм, начиная с иммунной системы.

Эмоция с высоким уровнем активации, такая как восторг или гнев, будет сопровождаться высоким уровнем стресса, что создаст «ложную» ясность мысли, ощущение, вроде «теперь я все понимаю», а, значит, способен принять любое решение, не боясь ошибиться. В таком состоянии возникает гипервентиляция, повышается уровень кислорода в крови, появляется учащенное и поверхностное дыхание, а также происходит «сужение» внимания: теряется много информации, которая в нормальном эмоциональном состоянии может оказаться интересной. Все то, что не является «самоцелью» отвергается со снижением чувствительности к боли, как физической, так и психологической, и повышенной активацией мышечного напряжения, что приводит к тому, что человек не может «стоять на месте» и, следовательно, вынужден ходить с места на место.

При высоком уровне стресса, из-за такой повышенной активности ухудшается сон как по количеству, так и по качеству, что снижает «работоспособность» иммунной системы и, как следствие, восстановление после душевной боли, затрагивая также процесс ее осознания.

Поддержание такой ситуации будет создавать благоприятные условия для инфекций, так как ослаблена иммунная система, а также способствовать истощению ресурсов организма из-за высокого уровня тревоги и, следовательно, холестерина в крови.

Именно отсюда становится понятно, что счастье не может быть постоянным «атрофированным» состоянием человека, поскольку оно привело бы к

соответствующим последствиям для здоровья из-за гиперактивации организма.

«Здоровое счастье» можно представить как стабильное состояние, в котором человек способен радоваться и сочувствовать, но которое затем позволило бы ему вернуться к своему исходному уровню, на котором организм может оправиться от этой эмоции, чтобы вести «нормальную» жизнь.

Но не все могут одинаково ощущать счастье, так как для этого у человека должно быть адекватное эмоциональное развитие. Так, атрофия лимбической системы «обесцвечивает» жизнь человека не только в эмоциональном проявлении, но и в других сферах.

Точно так же, люди с высоким уровнем алекситимии будут испытывать трудности с ощущением и выражением счастья, это будет проявляться в социальных отношениях, при принятии решений, поскольку они не в состоянии распознать, что чувствует их собственное тело или что чувствуют другие люди. Эта предрасположенность превратит их в «социально-некомпетентных», поскольку другие вокруг них будут жонглировать эмоциональными ключами, которые эти, в свою очередь, не смогут «видеть» и адекватно внимать, реагируя холодно и отстраненно.

У таких людей нормальная работоспособность лимбической системы, но при этом, они не научились «ценить» ее, они просто «отказались» от своей эмоциональной передачи, считая ее «слабостью» или чем-то бесполезным.

Решения, принимаемые алекситимиками, кажутся логичными, холодными и расчетливыми, такие, с которыми «трудно не согласиться», но к которым довольно редко прислушиваются; основаны на «взвешивании всех за и против», где то, что оказывает большее влияние, становится идеальным решением, не допуская импровизации.

Таким людям безразлично читать кулинарный рецепт, книгу по праву или любовный роман, поскольку их существование однообразно. Они обладают ярко выраженными чертами личности типа D, гиперактивны, требовательны к себе и имеют низкую самооценку.

Однако, такие люди не «без эмоций», как может показаться, на самом деле, их проблема в «разобщенности» между их внутренним эмоциональным миром и их внешним проявлением, где тело становится проводником через который дать выход эмоциям, что приводит к соматизации этих эмоций.

Эти люди больше подвержены психосоматическим расстройствам с появлением язвенного колита, пептидных язв, сердечно-сосудистых заболеваний с гипертонией или ишемической болезнью сердца, а также проблемам с эмоциональным состоянием, таким как депрессия и тревога.

И все это из-за их неспособности разрядиться другими способами, такими как речь, письмо или просто «рвать и метать».

В одном исследовании, проведенном Бенаресским индуистским университетом, результаты которого были опубликованы в научном психологическом журнале Journal of Projective Psychology and Mental Health, анализируется взаимосвязь между здоровьем и алекситимией.

В эксперименте участвовало 150 взрослых, у которых оценивали уровень алекситимии, психическое здоровье и переживания позитивных и негативных эмоций.

Результаты показали, что высокий уровень алекситимии указывает на более высокую склонность к психологическим расстройствам, это частично объясняется ангедоническим компонентом алекситимии, при котором утрачивается позитивный эмоциональный опыт, что способствует более тяжелым переживаниям.

Вот почему люди с высоким уровнем алекситимии не только склонны к более серьезным проблемам физического здоровья, с появлением язв и других психосоматических расстройств, но также с большей вероятностью будут страдать психическими расстройствами, и все это из-за недостаточного развития эмоционального интеллекта.

Можно ожидать, что такие люди, – исходя из результатов исследования, – будут испытывать трудности с достижением соответствующего уровня счастья, несмотря на то, что смогли многого добиться в жизни.

Это как раз те, кто, имея все, не способны быть счастливыми.

Глава 2. ПОЗНАНИЕ СЧАСТЬЕ

В этой главе речь пойдет о некоторых вариациях счастья и о мотивациях, способствующих «состоянию счастья», учитывая его пользу как для эмоционального состояния, так и для социальных отношений.

Но для начала важно прояснить, что счастье – это абстрактное понятие, преобразованное в нечто, к чему постоянно стремятся, и, что является целью современного общества. Может показаться странным, но не существует единого определения понятия счастья, и, тем более, единственного способа достижения «состояния счастья».

Это означает, что о нем еще много неизвестно: как вызвать состояние счастья, как его поддерживать или вернуть если было утеряно?

Именно поэтому и проводятся постоянные исследования, цель которых попытаться определить, какие переменные влияют на «состояние счастья» или, другими словами: какие факторы определяют более высокий уровень счастья?

Именно это попытались выяснить в ходе исследования, проведенного Восточно-Каролинским университетом (США), результаты которого были опубликованы в научном журнале Europe’s Journal of Psychology.

В исследовании приняло участие 109 взрослых в возрасте от 19 до 61 года, 66 из которых были женщины, принимавшие участие в тестировании через интернет, и, которым заплатили за участие.

Все участники заполнили три стандартных опросника: первый, – по эмоциональному способу выражению, под названием «Эмоциональная оценка», второй, – по выражению настроения, обозначенный как «Оценка настроения», и последний, в которой счастья участников оценивалось субъективно – «Шкала субъективного счастья».

«Эмоциональная оценка» показывает как человек эмоционально относится к другим, например, с доверием или недоверием, щедр или скуп.

«Оценка настроения» говорит о том, «как относиться к жизни», с юмором, серьезно или воспринимает все в мрачных тонах…

Субъективный уровень счастья – это степень счастья, которое человек испытывает в жизни по его собственной оценке.

Результаты указывают на взаимосвязь между эмоциональной оценкой и оценкой настроения, и все это, в свою очередь, положительно влияет на субъективный уровень счастья.

То есть, развитие этих двух факторов – эмоционального и настроения – достаточно для повышения уровня субъективного счастья участников эксперимента и людей в целом.

Результаты, которые, впрочем, соответствуют ожиданиям, если учесть, что в индивидуальном порядке эта взаимосвязь между настроением и счастьем уже наблюдалась, а именно, веселый и смеющийся человек способствует тому, что у него самого и окружающих улучшается общее состояние, которое преобразуется в счастье.

Как уже было сказано, счастье – это конструкция, которая взаимодействует со многими внешними и внутренними переменными, но, в какой степени оно зависит от уровня самооценки человека?

Следует учитывать, что, в свою очередь, самооценка – это конструкция, которая формируется с детства через переживания, как позитивные, так и негативные, и которая указывает на то, как человек видит себя, то есть, свое собственное отражение, независимо от внутренней и внешней реальности.

Человек с высокой самооценкой, считает, что способен достичь целей, которые ставит перед собой, непреклонен и борется за то, чего хочет, и когда сталкивается с трудностями, считает их жизненными «уроками» или «испытаниями», которые нужно принять и продолжать идти вперед.

Человек с низкой самооценкой, чувствует себя неполноценным по сравнению с другими, неспособным делать то же, что и другие, в том числе, достигать свои цели; зависим от мнения других по отношению к себе, тяжело переносит разочарования, обращая даже самый маленький камешек на своем пути в непреодолимое препятствие, которое только усиливает его убежденность в своей бесполезности.

Это, конечно, крайние случаи, у каждого свой уровень самооценки, она может быть завышена или занижена, и, в зависимости от этого, человек так или иначе относится к людьми, как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Однако, если самооценка повышается с опытом, со временем она может измениться, почувствовав, что наступил «подходящий» или «неподходящий» момент, вызывая, соответственно, позитивное или негативное отношение по отношению к одному и тому же событию. И все таки, связано ли счастье напрямую с самооценкой?

Именно это пытались выяснить с помощью исследования, проведенного отделением студентов с ограниченными возможностями консультационного центра поддержки студентов Нагойского университета совместно с центром экспериментальных исследований в области социальных и поведенческих наук Высшей школы

гуманитарных наук университета Хоккайдо (Япония), результаты которого были опубликованы в научном журнале Frontiers in Psychology.

В исследовании приняло участие 537 человек, из которых 176 были девушки.

Из общего числа участвовавших 64% составляли студенты первого курса университета, а остальные – второкурсники.

Всем им дали заполнить стандартный опросник, с целью выявить уровня счастья и самооценки, а также проверить наличие взаимосвязи между ними по стандартной шкале удовлетворенности жизнью и шкале самооценки Розенберга.

Результаты показали, что соотношение между счастьем и самооценкой варьируется в зависимости от обстоятельств, которые человек должен преодолеть в ситуации неопределенности и перемен. Например, при поступления в университет, где все новое, – предметы, профессора, однокурсники, учебное заведение, – счастье имеет более сильную связь с самооценкой, это означает, что люди с высокой самооценкой будут чувствовать себя счастливее, чем те, у кого низкая самооценка.

Однако, когда человек находится в стабильной среде, например, студенты второго курса, которые уже знакомы с окружением, несмотря на небольшие изменения, такие как новые предметы и некоторые учителя, сохранение остальных таких же условий ослабляет это взаимодействие, воздействуя на другие переменные так, что те приобретают большее значение в счастье, то есть, теперь, в стабильной среде, тот, у кого высокая самооценка, не обязательно будет самым счастливым.

Хотя результаты явно показывают взаимосвязь между самооценкой и счастьем, это исследование проводилось исключительно в академическом кругу, и на стадиях формирования самооценки, а именно, на этапе обучения, поэтому, чтобы утверждать существование этой взаимосвязи, нужно провести новые исследования, в других средах и для других возрастных групп, поскольку это может быть просто свойственно молодежи.

Следовательно, такого рода анализ счастья можно проводить в конкретной среде, для конкретной группы населения, например, молодежи или студентов, но, можно также проанализировать счастье и на глобальном уровне.