Асель Айтжанова
12 проявлений учителя
РЕЦЕНЗИИ
Его Святейшество Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами
Путь духовного возвышения является естественной потребностью каждого цивилизованного человека, но тем не менее далеко не каждый способен пройти по нему. В этой связи новая книга Асель Айтжановой «Двенадцать проявлений учителя» поистине бесценный дар для любого искреннего путника. Автор книги, на примере реальных историй испытаний идущих к совершенству людей, очень мастерски помогает усвоить важные уроки, необходимые человеку на его духовном пути, и так помогает избежать собственных ошибок и набраться решимости встречать такие испытания достойно.
Помимо множества уроков, которые можно извлечь их описанных в книге примеров, читатель сможет усвоить несколько основополагающих мировоззренческих принципов. Прежде всего, книга дает понимание, что, несмотря на многообразие духовных традиций, в мире существует только одна религия – это любовь к Богу. Второе осознание состоит в том, что духовная жизнь проходит не только во время молитв и богослужений в храмах, мечетях или церквях, но и во всей жизни человека и, прежде всего, в его взаимоотношениях с окружающими людьми и другими живыми существами. Следующее, что станет очевидно читателю, – что приходящие к человеку испытания являются проявлением милости высшего учителя – Бога, помогающего ему развить необходимые качества характера, избавиться от пороков и научиться любить. Поэтому такие испытания важно принимать с открытым сердцем и с преданностью. Ну и последнее, пожалуй, наиважнейшее осознание состоит в понимании важности искреннего ученичества и доверия Богу. Без этого любой ритуал или служение Богу становится безжизненным и зачастую только ожесточает сердце человека, а не размягчает его.
Я очень благодарен Асель за ее писательский талант и за смелую попытку донести до разрозненного человечества понимание, что Вселенная есть не что иное, как храм Бога, в котором мы все находимся и служим, и что мы гораздо ближе друг к другу, чем о том думаем…
А. С. Тимощук
доктор философских наук, профессор ВлГУ
Асель Айтжанова известна как эрудированный знаток современных и древних духовных учений, публикующий религиоведческие монографии, статьи и обзоры. Работа «Двенадцать проявлений учителя» стоит особняком, поскольку написана в стиле научно-популярной беллетристики. Сквозная тема книги – единство человека, духовных практик, жизни, страдания и счастья. Автор преодолевает дуальность «свое – чужое» и как тонкий психолог разворачивает идею гомогенности самонастраивающейся вселенной любви, актуализированной в бесчисленных хронотопах универсума. Книга будет интересна следопытам духа, погруженным в проксемику тотального и локального.
Н. И. Антонова
кандидат философских наук, доцент РАНХиГС
Оказывается, о религии не обязательно писать скучно, о ней можно писать интересно и увлекательно. В этом нетрудно убедиться, прочитав книгу Асель Айтжановой.
В эпоху «столкновения цивилизаций», в основе которого лежит проблема культурно-религиозных различий, автор книги находит в себе смелость утверждать единство духовного процесса очищения сердца, его независимость от той или иной конфессиональной принадлежности. На страницах произведения, как и в духовной реальности, известные святые различных религиозных традиций мира, проявляя свою сострадательную природу, действуют дружно и согласованно, для того чтобы оказать помощь вставшему на духовный путь неофиту Каништхе. Подкупает искренняя и благородная позиция автора, связанная со стремлением подняться над мирской двойственностью и обусловленностью на уровень глубокого понимания единой природы души. Книга богата событиями и персонажами, поднимает острые вопросы и стремится честно на них ответить.
В. Б. Сокол
доктор философских наук, ТюмГУ
Автор предпринимает художественно-смоделированную, но вместе с тем научно-систематизированную попытку универсализации методологии самоосознания человека. В западной науке подобные религиоведческие исследования в свое время (конец XIX века) оформились в отдельное направление религиоведения, получившее название психологии религии или пасторской психологии (pastoral psychology), изучающей психологически-экзистенциальные закономерности позитивного воздействия священников (духовных учителей) на сознание своих подопечных – искренних искателей Бога. Предметом западной психологии религии оказываются так называемые религиозные чувства, – те самые, которые с незаурядным художественным талантом описывает Асель Айтжанова на примере глубоких духовных переживаний главного героя своей повести – «новичка в духовной жизни», который от «рождения к рождению» путешествует по разным эпохам и религиозным традициям, совершая общий для всех путь эволюции сознания человека. Как указывает сам автор, интерес ее исследования связан с обнаружением «общих проблем», «независимых от вероисповедания».
Похожий интерес побудил европейских ученых, накопивших к середине XIX века огромный этнографический материал, обратить внимание на факт того, что практически все религиозные обряды и состояния сознания в самых различных культурах обнаруживали удивительное сходство. Еще «прародитель» западной психологии религии Ф. Шлейермахер (Friedrich Schleiermacher) в своей фундаментальной работе «Психология» (1862) увидел необходимость в самом строгом научном осмыслении некоей «захваченности» религиозного менталитета, связанной с «тайной связи с миром». Психология религии как научная проблема утверждается сначала в Европе, прежде всего в трудах Вильгельма Вундта (Wilhelm Wundt), который в 1879 году основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, где изучал проблемы «мифологической» психологии самых разных народов. Однако в статусе научно-религиоведческой дисциплины психология религии оформляется уже в трудах американских психологов (в рамках школы Кларка), таких как С. Холл (Stanley Hall), Э. Старбек (Edwin Starbuck), особенно в работах известного философа У. Джеймса (William James), и наиболее интересного для нас основателя пасторской психологии А. Бойзена (Anton Boisen). По мнению Бойзена, психические проблемы и религия имеют один общий источник – кризисную ситуацию в жизни личности. При этом в то время, как религия представляет собой «конструктивный», то есть благотворный для личности выход из ситуации «духовной проблемы», – психоз, напротив, является негативной альтернативой, разрушительной для эволюции духовной самости человека. Отсюда вывод Бойзена о важнейшем значении духовного учителя (священника, куратора) для лечения психических больных. Американский психолог, В. Оутс, призывает к «тщательному исследованию роли религии в предотвращении и лечении душевных заболеваний» и показывает «важность профилактической и терапевтической роли священника в жизни прихожан».
В этом контексте необходимо увидеть новаторскую перспективу исследования А. Айтжановой в переосмыслении «пасторской психологии», которое способно преодолеть ограничения установки психологизма, заложенного в устаревшую методологию западной психологии религии в целом. Как известно, психологизм – это тенденция в западной философии и гуманитарном знании сводить объяснение сущности духовных явлений к функционированию индивидуального или коллективного мышления. Наиболее строго научный психологизм утвердился в логике и математике благодаря философской концепции «логического психологизма» (Дж. С. Милль, Х. Зигварт, К. О. Эрдман). Г. Фреге и Э. Гуссерль подвергли психологизм конструктивной критике в логике и математике, тем самым спровоцировав утверждение антипсихологизма К. Поппера в эпистемологии. В итоге феноменология Гуссерля привнесла в современную западную гносеологию альтернативную методологию самопознания человека, основанную на строгом научном исследовании «одинокой жизни души» (Гуссерль), открывающейся в качестве доступного предмета достоверного познания благодаря феноменологической редукции (преодолению) установки психологического субъекта (платформы ментального мышления, включающего в том числе негативные для духовной жизни отождествления себя с той или иной культурой, религией, семьей и т. д., с которыми героически сражаются персонажи повести Айтжановой).
Автор в своей трехступенчатой духовной эволюции личности (пробуждение души, ложное отречение, жертвенное служение) демонстрирует существенный «следующий шаг» на пути к строгому научному объяснению «универсального закона духовной жизни» (Бойзен), когда установка психологического субъекта в методологии научного познания универсального духовного опыта должна уступить место установке субъекта чистого сознания, достигаемой в особых отношениях «от сознания к сознанию» посредством преодоления индивидуалистической установки психологического мышления (эгоцентризма) в пользу преданности бескорыстному сознанию духовного учителя (священника).
Наконец, весьма актуальная научно-эвристическая проблематика заложена в самом сюжете повести Айтжановой, развивающемся от «рождения к рождению». До сих пор современная западная научная парадигма выталкивает феномен реинкарнации в разряд «пара/псевдонауки», тем самым существенно ограничивая эпистемологический ресурс не только той же психологии религии, но и философской антропологии в целом. Из описания духовно-экзистенциальных перипетий героя повести становится очевидной принципиальная невозможность научного обоснования позитивных трансформаций сознания в рамках одного «воплощения»: подавляющее большинство кризисных ситуаций человека на пути к истине в настоящей жизни является следствием и одновременно способом преодоления множества обстоятельств, поступков и переживаний, след которых теряется в глубинах подсознания, отсылающих нас к опыту, явно не связанному с данным телом и конкретными обстоятельствами его жизни. Исследование Айтжановой в очередной раз доказывает, что западная наука просто обязана вернуться к своим же истокам, заложенным в том числе и в большой степени в трудах Платона (Бертран Рассел), который утверждал идею метампсихоза как основополагающую в рациональном обосновании онтологии личности и как необходимое условие на пути совершенствования от «дольнего мира к миру горнему».
М. З. Таргакова
мастер и руководитель филиала образовательного проекта «Психология третьего тысячелетия» в Центральной Азии, психотерапевт
Я очень обрадовалась выходу в свет новой книги Асель Айтжановой «Двенадцать проявлений учителя». Само название как будто пригласило в необычное путешествие в страну души, захотелось познакомиться с этими проявлениями учителя, послушать их мудрость. Предыдущие книги автора обогащали меня глубиной понимания разнообразных духовный путей, в которых автор искала не различия, ведущие порой к отчуждению, гордости, а то общее, что наполняет сердце любовью к Богу и почтением ко всем тем, кто идет к Нему. Новая книга оказалась не просто практическим помощником всем паломникам в этом путешествии, но и интересным путеводителем, знакомящим читателей с искренними людьми, преданными Богу, с разными традициями, а также с искушениями, трудностями и опасностями, встречающимися на духовном пути. Книга читается на одном дыхании буквально с первых страниц, каждая история заставляет задуматься о себе, заглянуть глубже в свое сердце. Захотелось рекомендовать ее читать друзьям и самой перечитывать эти интересные истории. Захотелось также обсудить их с друзьями, чтобы углубить понимание. Встреча с каждым из 12 учителей лично для меня была очень полезной, но не хочу забегать вперед, поскольку читателю только предстоит прожить в своей душе каждую встречу нашего героя. Одно могу сказать точно: жду следующих книг своего любимого автора – не просто писателя, не просто специалиста в области религиоведения, а искренней, пытливой ученицы, идущей дорогой внутренних перемен!
Благодарность
Я выражаю глубокую благодарность своему духовному учителю, Шриле Бхакти Видья Пурна Свами Махараджу, чьи наставления раскрыли единые духовные принципы в многообразии религиозных путей этого мира; чья забота помогла мне ощутить истинное сострадание и бескорыстие духовного наставника; чья мудрость научила меня, что только духовные отношения являются сутью жизни и что их тайна берет свое начало в природе души.
Я выражаю глубокую признательность всем святым, с незапамятных времен озаряющим наш путь светом знания. Во время написания этой книги я чувствовала присутствие и помощь каждой возвышенной личности, которой была посвящена очередная глава. В моменты, когда по той или иной причине я не решалась писать, они вдохновляли меня своим присутствием. Лишь только я села писать о Будде, торговец принес нам арбуз, завернутый в газету, на которой была напечатано огромное изображение Будды. Стоило мне начать писать про Франциска Ассизского, католический епископ по собственной инициативе подошел ко мне и подарил открытку с изображением этого святого. В день, когда я просила Иисуса Христа помочь мне написать о его учении, я неожиданно встретила удивительную христианку, посвятившую всю свою жизнь и душу служению Богу, которая стала моим дорогим другом и проводником. Перед тем как писать о святом Дживе Госвами, я долго просила благословений в его самадхи. И в тот же день ко мне по электронной почте пришла рассылка с отрывком произведения этого великого вайшнава, отвечающим на все мои вопросы. С каждой главой написания книги связана какая-то удивительная история, содержащая ответы возвышенных личностей на мое к ним вопрошание. Время работы над этой книгой превратилось для меня в духовный опыт того, что эти великие святые не исчезли, они живы и продолжают вести каждую душу, искренне обратившуюся к ним за помощью.
Также я всем сердцем благодарю своих друзей, идущих разными путями к одному Верховному Господу, за то, что они открывали мне свое сердце, делились опытом внутренних сражений, открывшимся им духовным пониманием и решимостью идти вперед. Их истории и замечательные качества легли в основу этой книги.
Также я выражаю глубокую благодарность всем, кто способствовал появлению этой книги на свет: Шриле Бхакти Вигьяна Госвами Махараджу, Н. И. Антоновой, С. А. Асташкевичу за советы в работе над содержанием и стилистикой текстов; Шриле Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами Махараджу, М. З. Таргаковой, А. С. Тимощуку, Н. И. Антоновой, В. Б. Соколу за написание рецензий; А. В. Машниной за редактирование текстов; Т. А. и В. В. Акановым за дизайн обложки; Т. М. Ашимову и Н. Н. Герасимову за спонсорскую поддержку.
Благодаря их квалифицированной помощи эта книга вышла в свет.
С уважением, Асель Айтжанова
Предисловие
Духовный путь не устлан лепестками роз. Биографии известных святых во всех религиях мира свидетельствуют о том, что каждый из них сталкивался с серьезными испытаниями, преодоление которых выводило на более высокий уровень духовной реальности. Таким образом, кризисы – неотъемлемая часть процесса очищения сердца.
Вайшнавские, буддистские, христианские и мусульманские биографии святых показывают, что природа внутреннего конфликта, борьба со своими слабостями и процесс очищения сердца одинаковы для всех людей, независимо от их религиозной принадлежности. Поэтому знакомство с внутренним опытом любых достигших духовной зрелости людей всегда вдохновляет человека, ставшего на путь самоосознания. Святые и духовные наставники с помощью личного примера и проповеди с незапамятных времен помогали практикующим новичкам преодолевать трудности и выходить из кризисов.
Настоящая книга – это попытка в художественной форме описать путь очищения сердца и помощь, которую оказывают на нем великие учителя человечества.
Герой этой книги – новичок в духовной жизни. Начав свой путь к совершенству, он проходит через множество рождений. В каждом из них он должен решить одну из проблем, с которыми сталкивается тот, кто занят духовной практикой. Оказываясь перед лицом очередного испытания, он переживает душевный кризис, из которого помогают выбраться возвышенные представители Бога.
Для того чтобы показать этапы духовного роста, книга разбита на три части. В первой части герой не испытывает особого интереса к духовности и обращается к религии только для решения своих материальных проблем. На этом начальном этапе он ослеплен собственными привязанностями и только начинает приобретать духовный опыт. Поэтому в первом разделе он выступает в основном в роли свидетеля, наблюдающего испытания великих святых: Випры Нараяны, Иова, Будды, Иисуса Христа и пророка Мухаммеда.
Во второй части герой решает осознанно встать на духовный путь. Он узнаёт о душе, о Боге и Его обители. И в его сердце зарождается желание выйти за пределы этого мира и обрести вечное счастье. Однако из-за неопытности герой путает духовное развитие с отречением. Поэтому маятник его ума раскачивается от привязанностей к отречению и обратно. Запутавшись в хитросплетениях кармы, он последовательно меняет четыре роли:
● семьянина-мужчины, мечтающего о монашеской жизни;
● монаха, падающего из-за незрелого отречения;
● женщины, привязанной к отреченному монаху;
● женщины, находящейся замужем за аскетом и страдающей от его искусственного отречения.
В этой части нашему герою помогают преодолеть кризис духовные реформаторы Средневековья: аль-Газали, Франциск Ассизский, Чже Цонкапа и Джива Госвами.
В третьей части герой взрослеет и пытается жить уже не ради себя, а ради миссии. Он берет на себя ответственность за других и сталкивается с теми же ситуациями и проблемами, за которые в предыдущих рождениях критиковал духовных лидеров. Здесь он сражается с более тонкими внутренними врагами: со стремлением к славе, с ожиданием благодарности и признания. Преодолевая кризисы, он опирается на духовную помощь святой Терезы и Шрилы Прабхупады.
Помимо главного героя, от чьего лица ведется повествование, в книге встречается еще несколько постоянных действующих лиц:
● духовный учитель, который направляет его к святым и помогает в трудных ситуациях (бхикшу Риши, шейх Рашид, лама Рэншэн, монах Рошен, Ришабха);
● его близкий друг, который по ходу книги претерпевает внутреннюю трансформацию, переходя от увлечения эзотерическими знаниями к чистой преданности Богу (Сумитр, монах Симоне, знахарка Сумита, подруга Сумитра);
● спутник жизни, с которым наш герой проживает семейную карму (Рами, Рамиз, Райма, Рамис, Романна, Рамачандра);
● кармическое «искушение», с которым он попадает в ловушки плохой кармы (кошка, Дания, Даниэла, Дэнсэн, Даниял, Дэн Брикмен).
Что касается встреч со святыми, здесь книга опирается на художественный вымысел и ни в коем случае не намекает на то, что встречи со всеми великими учителями человечества могли выпасть на долю одного конкретного человека. Книга написана от первого лица для того, чтобы более ясно показать психологические состояния, мотивы, ценности, переживания личности, занятой духовными поисками. Однако это вовсе не означает, что описанные истории являются личным опытом автора. Тем не менее, почти все ситуации и диалоги, содержащиеся в книге, имели место в реальности с живыми людьми, идущими по духовному пути. Все эти произошедшие в наше время события были перенесены в другой культурно-исторический интерьер, поскольку ловушки, в которые попадает человек, не зависят от времени и пространства.
Я долго сомневалась в целесообразности написания этой книги. Поскольку ее тема – внутренние проблемы, «темная сторона» духовного поиска, не самые привлекательные подробности религиозной жизни. Демонстрация слабостей и падений искателя истины может отпугнуть от религии. Человек, который только начал свою духовную практику, как правило, полон радужного оптимизма. Он верит в близость к заветной цели и даже не представляет себе, какие испытания могут его ожидать. Ведь с первого взгляда духовная жизнь кажется очень простой. Созерцая духовные кризисы своих «старших», новичок может усомниться в их искренности. Таким образом, тема взлетов и падений может быть созвучна только тем, кто уже миновал стадию простодушного энтузиазма, но еще не достиг состояния внутренней духовной стабильности.
Поскольку в каждой истинной религии немало последователей, переживающих сложный процесс внутренней борьбы, я все же осмелилась взяться за книгу, от всего сердца надеясь, что знакомство с духовными победами великих святых поможет нам всем выйти победителями из этого сражения.
Пролог
Мне шесть месяцев, и, судя по всему, я мальчик в этом воплощении. Сегодня в нашем доме торжественный день, пришло много гостей. Родители проводят для меня первый благоприятный обряд.
Аромат благовоний смешивается с необычайно вкусными запахами, доносящимися из кухни.
Мама держит меня на руках перед алтарем, на котором среди пестрых цветов я с трудом могу различить золотистые силуэты.
Передо мной на белом покрывале разложили четыре предмета. Все вокруг с любопытством ждут, куда же я поползу и каков будет мой выбор.
За моей спиной раздается низкий голос пожилого мужчины:
– Дорогие гости, сегодня благоприятный с точки зрения астрологии день. Мы проведем для этого маленького мальчика древнюю ведическую церемонию. Согласно Ведам, в первый год жизни каждый ребенок еще частично помнит свои прошлые воплощения. Он помнит о своих стремлениях и ценностях. Поэтому с незапамятных времен в Индии для маленьких детей проводится эта удивительная церемония. Перед ребенком раскладывают четыре предмета, символизирующие варны – профессиональные склонности человека.
– Посмотрите: мы положили перед малышом священную книгу. Если он выберет ее, значит, по своей природе он брахман[1]. Маленький лук – оружие воина. Ребенок привлечется им, если по природе он кшатрий[2]. Если же малыш выберет доллар, то он вайшья[3], бизнесмен. Ну… а если он возьмет молоточек, тогда перед нами рабочий, шудра[4]. Что же, давайте пустим малыша на покрывало и посмотрим, куда неосознанно он поползет.
«Почему это неосознанно?» – подумал я, оказавшись на покрывале. Я посмотрел на лежащие передо мной предметы и глубоко задумался.
Вчера вечером, готовясь к церемонии, мама взволнованно говорила отцу:
– Куда, скажите мне, пати[5], запропастилась старая «Бхагавад-гита»?
– А зачем тебе старая? Возьми новую на полке справа.
– Нет, старая была в яркой красной обложке! Врачи утверждают, что красный цвет дети до года воспринимают лучше всего. А новая – сине-серая, такая непривлекательная, что он точно может проползти мимо и выбрать что-нибудь другое.
– Так пусть выберет, что ему понравится, будем знать, как его воспитывать, – добродушно ответил мой отец.
– Мы можем узнать это и позже, когда никого не будет рядом! Но если при гостях он сделает неправильный выбор, то кто-то может подумать, что мы не проводили гарбхадхана-самскару[6] при его зачатии и родили не брахмана, а неизвестно кого!
– Послушай, дорогая, ты половину беременности переживала, что родится девочка, а не мальчик, и кто-нибудь решит, что вожделение было у тебя, а не у меня[7], – пожал плечами мой отец. – И вот родился мальчик, как ты и хотела. Все поймут, что ты тут была ни при чем. Но теперь ты снова переживаешь! Какая разница, что о нас подумают? И, в конце концов, если ты так веришь во все эти ведические штучки, то ты не должна сомневаться в разуме ребенка.
– Я верю в них! – с апломбом вскричала моя мать. – Но сомневаюсь. Если бы на все это испытание не смотрело полсотни человек, я бы не беспокоилась так сильно. Но ты сам представь, что подумают о нас люди, если он выберет молоток, к примеру! О ужас! Нет-нет, лучше все заранее предусмотреть!
И все было предусмотрено самым тщательным образом. На белом покрывале лежали: ярко-красная книга, черный лук, невзрачная зеленая бумажка и бледно-серый пластмассовый молоток. Поскольку красная книга находилась прямо передо мной, как любой нормальный ребенок, я должен был подползти к ней в первую очередь.
Но я задумался. Что бы сделал хорасанский аскет Хамдун аль-Кассар[8], окажись он на моем месте? Чтобы окружающие не замечали его духовные аскезы и не прославляли его за них, он вел себя как последний грешник. Он мочился прилюдно на больших площадях, и люди с презрением кидали в него камнями.
Вспомнив о нем, я обогнул красную книгу и прямиком пополз туда, где в самом дальнем углу лежал пластмассовый молоток. В тишине за моей спиной послышалось шушуканье. Я решительно поднял руку и приготовился схватить молоток.
Но в эту минуту краем глаза заметил полные ужаса глаза матери. Она нервно сжала в кулаке край нарядного сари, которое с такой радостью примеряла сегодня утром. В ее глазах было столько отчаяния, что я остановился и опять призадумался.