Елена Субботина
7 волшебных техник для диалога с подростком
Глава 1. Предисловие
Подростки… О, эти внезапно ставшие «колючими», вчерашние милые дети…
Что у них в голове?
Они лентяи, или просто устали?
Они грубят от ненависти, или от беспомощности?
Они делают просто нам «на зло», или отстаивают свои границы?
Вопросы, нервы, ссоры…
Знакомо каждому психологу и каждому родителю…
Являясь мамой троих детей, имея благодаря им, навыки психолога, аниматора, медсестры, педагога, я решила начать серию мини-книг (инструкций по метафорическим картам) именно с подростковой темы.
Часто общение с подростками затруднено и на все вопросы – как дела? Обычно следует односложное «нормально».
Либо мы со своим ритмом жизни проявляем нетерпеливость и говорим:
– ой, да не проблемы это, подумаешь…
– Все учились, и ты учись!
– Все влюблялись, и ты переживешь!
– Учи математику, гуманитарии не нужны!
– Дворником будешь?
– Вот сосед (соседка) или сын (дочь) знакомых такие (!) умные – все в МГУ и МГИМО, а ты…
– дома ничего не делаешь, только музыку слушаешь…
– и так далее…
Вместо диалога получается драматический родительский монолог…
Я предлагаю внести в общение с подростками элемент волшебства, сказки, игры…
Именно метафорические карты облегчают процесс общения с подростком, делают его более увлекательным!
Когда ты предлагаешь не просто «а давай поговорим о твоих проблемах», а достаешь колоду карт-картинок, это, по крайней мере, вызывает легкий интерес.
Интерес может перерасти в откровенный диалог, в искреннее общение.
В этой книжке-малышке я предлагаю 7 техник по самым актуальным проблемам подростков.
Почему именно 7?
Это мое любимое число – 7 цветов радуги, которая всегда появляется после дождя… 7 лепестков цветика-семицветика, исполняющего желания…
Метафорические карты – волшебный инструмент для диалога с подсознанием.
В процессе знакомства с картами я искала любую информацию по техникам, которые можно использовать в работе.
Информации было одновременно и много, и мало… Много отдельных публикаций у разных авторов и мало систематизированных источников.
И тут, после поисков, проб и ошибок, у меня возникла идея написать серию мини-книг, которые могут использовать в общении родители, а в работе психологи, коучи… В общем, книжка для всех, кто интересуется темой саморазвития и психологии.
Ну что, поехали!
Глава 2. Метафорические ассоциативные карты – что это и о чем?
Итак, коротко о метафорических ассоциативных картах (далее МАК):
• красивые красочные картинки, или слова, или фразы или все вместе…
• проективная методика – интерпретация карт – это работа Вашего подсознания, которое, уж поверьте, знает о Вас все… Ассоциации с картой Ваши и только Ваши! Работа через изображение и образ позволяет абстрагироваться от собственной личности, проблемы, использовать позицию наблюдателя.
• Прекрасный инструмент для психолога и для самостоятельной работы для познания себя и помощи в решении разных жизненных вопросов и принятии решений!
• Работа с МАК позволяет снять напряжение, развивает творческое мышление.
• Возможность соединить мысли и чувства/эмоции, прийти к более целостному восприятию себя, мира, других людей.
История МАК началась в 1982 году с колоды «ОН», немецкого психотерапевта М. Эгетмейера.
Колода состоит из набора двух взаимосвязанных карточных колод – 88 карт с изображениями, дополненными 88 картами со словами, в процессе игры карта с изображением помещается внутрь карты со словами. Слова, такие как „отпустить“, „игра“, „горе“, „любовь“, создают условия для интерпретации изображения. Всего возможно 7744 комбинации изображений и слов. Случайное сочетание изображений, особенно в специальных рамках или схемах, приводит к захватывающим комбинациям, которые служат источником всевозможных идей об их значениях, которые шире очевидных или буквальных.
Классическая колода, которую рекомендуют всем психологам, но у меня ее нет до сих пор.
Есть много других, любимых колод, но о них чуть позже.
Сегодня есть масса колод, универсальных, ресурсных и специальных (отношения, дети, травмы, деньги и так далее).
Обзор по колодам и сайтам, где я их приобретаю помещен в Главу 4 этой книги.
Итак, начнём наш путь к метафоре…
Несколько слов о правилах дорожного движения в пути:
• Карта принадлежит клиенту – ассоциации по ней – личные его ассоциации;
• Нет правильных или не правильных ассоциаций;
• Доброжелательные отношения (на равных) – Коуч, МАК-консультант сохраняет нейтральную позицию в отношении клиента, что исключает возможность навредить клиенту;
• Если нет специальной подготовки выбирайте ресурсные, универсальные колоды, которые хорошо подходят для работы с эмоциями;
• Не используйте сложные (сюрреалистические, абстрактные) колоды.
Сегодня наш маршрут пройдёт по извилистым тропам подростковых проблем:
• Самоопределение (кто я? Какой я?);
• Отношения со сверстниками;
• Отношения с родителями;
• Психосоматика;
• Профессиональное самоопределение (профориентация);
• Выбор правильного решения;
• Учеба.
Я предложу вам 7 техник работы с МАК, которые вы сможете применить в работе (если вы психолог), в семье (для диалога с детьми) и для себя (выбор решения и самоопределение – актуальны для любого возраста).
Договоримся о дорожных знаках:
ВО – выбираем карту в открытую – картинкой вверх
ВЗ – выбираем карту в закрытую – рубашкой вверх
Например, берём 2 карты ВО – означает, что клиент выбирает 2 карты в открытую
Глава 3. Колоды МАК. С какой начать? Какие задать вопросы, глядя на карту?
Существует огромный ассортимент колод МАК, и начинающие пользователи теряются порой в выборе количества и видов колод…
Поделюсь своим опытом выбора моих первых колод.
Но сначала несколько слов о классификации МАК.
В зависимости от целей и ситуаций использования колоды делятся на следующие виды:
УниверсальныеРаботают с широким кругом запросов.
Примеры колод: ОН, КАК (коучинговые ассоциативные карты), Эмоции судьбы, Аллегории, В поисках смысла, Путь героя, Одиночество, Пряжа мамы Шамана и др.
ПортретныеПрименяются, когда необходимо проработать эмоциональные состояния и увидеть собственные роли и роли других людей.
Примеры колод: Характер и Личность, IMAGO, Персона, Персонита, Лица, Мой внутренний ребенок, Субличности, Женщина глазами художника, Образ женщины, Мужчина и женщина, и др.
РесурсныеПрименяются, когда перед человеком стоит задача поиска ресурса.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги