Книга Добру откроем сердце. Секреты семейного чтения - читать онлайн бесплатно, автор Ираида Ивановна Тихомирова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Добру откроем сердце. Секреты семейного чтения
Добру откроем сердце. Секреты семейного чтения
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Добру откроем сердце. Секреты семейного чтения


Ираида Тихомирова

Добру откроем сердце

Секреты семейного чтения

Метод. пособие для родителей и руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для чтения и обсуждения с детьми

© Тихомирова И. И., 2015

© Тихомирова И. И., дополнения и изменения, 2020

© Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015

© Оформление. АО «Издательство «Детская литература», 2020

* * *

Предисловие

Становись, становись, становись человеком скорее…

В. Высоцкий

Под развивающим чтением мы понимаем восхождение читателя к постижению нравственных ценностей, отраженных в художественной литературе. Цель пособия – через углубленное чтение лучших литературных произведений гуманизировать сознание и поведение детей, развивать в них способность к состраданию, отзывчивости, милосердию. В пособии сделана попытка соединить педагогику чтения с педагогикой этической культуры, рассматривающей поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Это проблема не частного порядка. Как рассуждал философ Иван Ильин: «Всякий добрый – независимо даже от своих внешних поступков – добр не только про себя, но и для других; всякий злой – даже если он злится про себя, – зол, и вреден, и ядовит для всего человечества». Сегодня, когда в обществе произошло крушение одной системы ценностей и становление другой, особенно пострадали дети. Главным учебником жизни стал Интернет – территория свободы, полная соблазнов и опасностей для неокрепшей души. Как пишет в журнале «Твоя семья» девятиклассница из Санкт-Петербурга: «Нам дали свободу, но не объяснили, зачем и как ею пользоваться». В условиях, когда добрым стало быть стыдно, не прогрессивно, когда ржавчина безнравственности проникла в основу жизни, в том числе в детскую среду, проблема этической культуры, основанной на постулатах морали и ценности каждой человеческой личности, особенно обострилась. Нравственность как стратегическая цель человеческого бытия превратилась в пережиток. Границы между добром и злом оказались размытыми, что приводит к разрушению самого понятия «культура», а вместе с ней к разрушению человеческой личности. Дети воспитываются в равнодушии друг к другу. Нравоучениями и лекциями о гуманности проблемы не решишь. Готовность к состраданию живет в глубине души человека, в эмоциональной сфере его сознания. А они, как известно, «питаются» не знаниями о том, что хорошо, а что плохо, а искусством, квинтэссенцией которого является искусство слова – художественная литература, отражающая жизнь в образах и влияющая на читателя через чувства.

О чем бы ни рассказывал настоящий писатель в своем произведении, он всегда говорит о человеке, исследует его состояния и, улавливая движения души, пробуждает к нему «чувства добрые». Не давая готовых рецептов обретения нравственной культуры, литература силой художественных образов развивает в читателе способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение человека, его отношение к людям, учит вглядываться в жизнь, вдумываться в сложность характеров и обстоятельств, сопереживать другим людям и включать читаемое в контекст собственной жизни. Читая художественное произведение, читатель получает не просто знания, а знания, которые захватывают душу: знания-погружения, знания-переживания, знания-интерпретации. Это индивидуально-личностные, не тиражированные знания, входящие в «я» читателя и по-своему преобразованные его сознанием.

Психологами замечено, что уже в дошкольном возрасте ребенок способен по каким-то только ему известным признакам отличать злого человека от доброго. Но не все так просто. Внутренний мир человека скрыт от непосредственного наблюдения. Человек может казаться совсем не таким, каков он есть на самом деле. За улыбкой может скрываться горе. За грубостью – душевная щедрость. Произнесенное слово может содержать и правду, и ложь. Как все это распознать? Как строить свои отношения с людьми? Как найти точку опоры в своих суждениях о них и о себе?

Большое значение в нравственном воспитании школьников средствами художественной литературы имеют обсуждения, диспуты, беседы о прочитанном. Проблемные вопросы, связанные с поведением конкретных литературных героев и их взаимодействием с другими, активизируют самостоятельные нравственные поиски читателя, заставляют его задуматься о людях и о самом себе, анализировать, определять критерии оценки реальных людей, высказывать свои суждения.

Обсуждения литературного произведения в отличие от школьного анализа текста строятся как разговор с детьми о жизни, о людях, о субъективном восприятии прочитанного, о духовных ценностях и о себе самих. Цель обсуждений – не теоретизирование о добре и зле, а сугубо практическая задача: прослеживая судьбы героев, почувствовать гуманную интонацию автора, включиться в жизнь персонажей, вдуматься в мотивы их поведения, разделить с ними и радость и горе, поставить себя на их место, открыть в себе собственные возможности и перспективу нравственного роста.

Эта практическая задача особенно актуальна сегодня в связи с введением в школе нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Этот курс рассматривается как основной элемент системы духовно-нравственного воспитания личности, члена современного общества и гражданина России. Основная задача этого курса – дать ответы на вопросы: почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы хороших людей было как можно больше?

Как и любая наука, этика дает знания и осваивается через мыслительную деятельность школьника. В отличие от нее художественная литература дает читателю не просто знания, которые надо запомнить. Она дает опосредованный через художественные образы и сопереживание с ними опыт жизни. Она эмоционально вовлекает человека во внутренний мир людей, в борьбу мотивов, дает навыки нравственного самоанализа и сопоставления себя с литературными героями. Читая художественное произведение, читатель проигрывает определенные жизненные сценарии, модели поведения и взаимоотношений людей, погружается в мир чужих радостей и страданий, тренирует себя на ответную реакцию. Литературные герои и те жизненные обстоятельства, в которые они попадают, помогают читателю пережить и осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, поражения и победы.

Среди разных жанров литературы особое место в разработке методики обсуждения занимает жанр рассказа. Незначительный объем повествования о каком-то случае из жизни в сочетании с емкостью содержания произведения требует от читателя особо вдумчивого чтения и сотворчества. Рассчитанный на усвоение сразу и целиком, как говорят, «в один глоток», рассказ отличается оперативностью воздействия. Это делает его удобным материалом для работы в классе, дома, в библиотеке, не отнимающим времени на подготовку. Чтение вслух небольшого рассказа занимает времени меньше, чем его обсуждение. Свежесть впечатлений и нравственных переживаний, не успевшая еще угаснуть острота чувств, полученных при чтении или слушании произведения, внимание к деталям возбуждают мысль школьника, стимулируют активность участия в общем разговоре. Но чтобы рассказ задел за живое, он должен быть и в художественном, и в психологическом, и в нравственном отношении безупречен и принадлежать перу писателя-гуманиста, болеющего душой за моральный облик ребенка.

К подлинным мастерам названного жанра духовно-терапевтической направленности, не имеющего срока давности, можно отнести многих отечественных писателей второй половины прошлого столетия, чьи произведения переиздаются до сих пор. В их плеяду входят и детские писатели, и взрослые, пишущие для детей. Среди них В. Астафьев, В. Распутин, В. Солоухин, Ю. Нагибин, В. Драгунский, В. Голявкин, Ю. Томин, Р. Погодин и многие другие. Их произведения, актуальные для своего времени, не только не устарели, но еще более актуализировались для нашего времени – времени «расшатывания» нравственных ценностей, культа потребления, информации и Интернета. Внутренний мир нынешних детей в большинстве своем оказался несформированным, лишенным гуманности и цельности. Опыт показывает, что блага цивилизации в виде электронных информационных технологий и личного комфорта не преобразуются в блага духовной и нравственной культуры и порой несут в себе не гуманное, а антигуманное содержание, противоречащее традиционным нравственным устоям. Страдают этим и многие произведения современной массовой литературы, адресованной детям.

При отборе рассказов для чтения и обсуждения я, как составитель данного пособия, исходила из следующих критериев: чтобы рассказ был о детях и культивировал традиционные нравственные ценности; чтобы его можно было прочитать за несколько минут целиком или во фрагментах и по свежим впечатлениям обсуждать; чтобы рассказ был художественно совершенным и содержал сюжетную нестандартность, обостряющую интерес читателей и пробуждающую желание откликнуться; чтобы он, поднимая важные нравственные проблемы, не давал готовых решений, а предоставлял читателям самим думать, отстаивать свою позицию и через активность размышления и сопереживания с литературными героями делать самостоятельные выводы. Вместе с тем чтобы, отражая разные варианты и нюансы человеческих отношений, рассказ был бы близок опыту подростков и мог вызывать у них жизненные ассоциации. Найти такие рассказы было все равно что найти крупинку золота в груде песка. Большую помощь в поисках рассказов оказали мне пособия для родителей И. Н. Тимофеевой «Что читать вашему ребенку от года до десяти» (СПб., 2000) и М. С. Костюхиной «Детская литература о проблемах детства» (СПб., 2003). Схожую идею организации материала, какая заложена в публикуемом пособии, я обнаружила в учебном пособии для вузов Е. И. Николаевой «Воспитание толерантности: психологическое сопровождение обучения в начальной школе» (М., 2007), в котором нравственные категории рассматриваются автором на материале отрывков из художественных произведений. Однако в подборе литературных произведений для обсуждения и в принципах методического подхода к ним я более всего опиралась на собственный библиотечный опыт. Движимая личным профессиональным интересом, я собирала лучшие рассказы для детей всю жизнь и проверяла их восприятие на детях и взрослых. Со временем рассказы в зависимости от нравственной проблематики объединились в десять разделов. Среди них: «В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или Суд над собой», «О правде, лжи и детской фантазии», «О силе воли и силе духа», «Доброта – счастью сестра» и др. Каждый раздел содержит введение в тему, методические аннотации на содержащиеся в нем рассказы, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы, расширяющей рамки обсуждаемого литературного материала. Ни одно из включенных в тот или иной раздел произведений не повторяет другого ни в сюжетном плане, ни в нравственной проблематике.

Решающее значение для успеха обсуждения имеют вопросы. Они не похожи на вопросы викторинного типа: «что?», «где?», «когда?», «сколько?», какими нас в обилии снабжают ведущие с экрана телевизора. Как говорит библиотекарь Татьяна Михайловна Плохотник – мастер обсуждения литературных произведений в жанре рассказа, – у хороших вопросов много общего с символическим образом: они неисчерпаемы, в них скрывается бесчисленное множество ответов, оттенков, поворотов мысли. На них нельзя ответить однозначно «да» или «нет» и оценить ответы «правильно» или «неправильно». Ответы могут быть или глубокими, или поверхностными, аргументированными или нет. Такие вопросы помогают налаживать диалог между литературными героями и читателями, между писателями и участниками обсуждений, между взрослыми и детьми. Они заставляют думать. Они провоцируют споры, рождают читательское вдохновение, задевают за живое. Вопросы к литературному произведению должны соответствовать природе восприятия: будить воображение читателя и его жизненные ассоциации, обострять внимание к существенным деталям, активизировать эмоции и самостоятельную мысль, в знакомых ситуациях искать новые смыслы, побуждать к смене эгоистических установок, дополнять написанное собственным творчеством. В данном пособии вопросы для обсуждения рассказов составлялись исходя из названных критериев.

М. Горький писал: «Чтобы судить о таланте автора, я должен видеть… как он изображает человека, как его люди говорят, что они думают, что делают и почему они поступают вот так, а не иначе». Из этого следует, что и само обсуждение произведения, направленного на человека, на его внутренний мир и поведение, может быть полезным не только в плане воспитания гуманного отношения к людям, но и в отношении развития у юных читателей образного мышления, культуры восприятия, реализации своего творческого потенциала в чтении. Как известно, нынешние подростки не любят литературную классику, особенно произведения большие по объему. Содержание романа или повести, как правило, многопланово. В этом отношении рассказ имеет преимущества. В нем чаще всего изображен один нравственный конфликт, разрешение которого и падает на долю читателя, взывает к его активности. Собранные вместе рассказы образуют своего рода «банк» нравственных ситуаций, в какие попадает или может попасть каждый растущий человек. Малая доза хорошей литературы, глубоко осмысленная и эмоционально воспринятая подростком, может стать прививкой интереса к большой литературе. Когда-то писатель В. Солоухин в капле росы увидел солнце и написал об этом книгу. В «маленьких часиках» рассказа предстоит разглядеть большое время и попытаться через искусство слова ответить на вечные вопросы бытия: Что такое добро и что такое зло? Что такое счастье? Что такое душа? Что такое Человек и зачем среди них «я» в этом мире? Как заметил Андрей Кураев, автор учебника для школьников «Основы духовно-нравственной культуры народов России», задача состоит в том, «чтобы ребенок научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на болевой укол своей совести».

Раздел 1. Совесть, или суд над собой

От человека утаишь, а от совести не скроешь.

Русская пословица

Побудительной силой утверждения в человеке добра является совесть – работа самосознания и чувство вины из-за собственного ошибочного поведения. Это гнев, обращенный внутрь себя. Одно из определений слова «совесть» в словаре В. И. Даля гласит: «Признание своей ошибки, совершенного проступка». Иначе говоря, совесть – это осознание человеком зла, умышленно или нечаянно причиненного другому человеку или животному. И не только осознание, но и страдание, и боль по поводу боли другого, виновником которой являешься ты сам. Чувство вины, раскаяния, нравственные муки – могучие силы духовной жизни человека. Смысл слова «совесть» Михаил Пришвин видел в том, что оно передает «весть» от человечества к человеку, и человек, принимая эту весть и разделяя ее, соответственно оценивает свои поступки. Пушкин сравнивал совесть с когтистым зверем, скребущим сердце. Если это так, то зачем она нужна человеку?

Ответить на этот вопрос помогут художественные произведения. Предлагаемые для чтения и обсуждения с детьми рассказы показывают, что развитие личности растущего человека, его социализация совершается в преодолении внутренних противоречий, в борьбе мотивов, в нравственной самооценке. С одной стороны, человеку хочется доказать себе, что «он ни при чем», что он не виноват в совершенном действии. Но, с другой стороны, некий тихий голос тайно твердит, что все-таки он виноват, и этот голос не дает ему покоя. Нужно определенное мужество, чтобы признать свою вину. И это признание, как говорил о нем русский философ Иван Ильин, очистительно. Оно рождает чувство ответственности, которое будет стоять на страже каждого нового поступка. Вместе с этим оно рождает понимание другого человека, его душевного состояние так, как если бы вина другого была его собственной.

Эмоциональные искания в детской душе, недовольство собой порой бывают глубоки и остры. Проникнувшись ими, разделив их с литературными героями в процессе чтения, юные читатели обогащаются опытом их разрешения, лучше узнают духовные возможности собственной личности. Помогая детям в процессе обсуждения вдуматься в тончайшие сферы переживаний персонажа-человека, библиотекарь, учитель, родитель расширяют эмоциональный диапазон души ребенка, обогащают его нравственную культуру, гуманизируют сознание, направляют на путь добрых поступков.


ЧИТАЕМ И ОБСУЖДАЕМ:

1. Астафьев В. «ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?».

2. Осеева В. «БАБКА».

3. Солоухин В. «НОЖИЧЕК С КОСТЯНОЙ РУЧКОЙ».

4. Нагибин Ю. «СТАРАЯ ЧЕРЕПАХА».

5. Васильева Н. «ПОЛЫНЬЯ».


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

Голявкин В. «СОВЕСТЬ».

Вольф С. «ПОДАРОЧЕК».

О рассказе Виктора Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Это рассказ о совершенной в детстве провинности самого Астафьева, которую он не мог забыть всю жизнь. Рассказ входит в сборник его лучших рассказов о детстве «Конь с розовой гривой». «Животворный свет детства, – писал он, – согревал меня». Великодушие и беспощадность человека – всё, по его мнению, идет из детства. Ранней весной, возвращаясь с рыбалки, он увидел в высокой траве птицу коростеля. Она испугалась его и неуклюже пыталась убежать. Неуклюже потому, что у нее не было одной лапки. Мальчик из глупого азарта, не задумываясь о своем поступке, захлестал ее удилищем. Лишь взяв маленькое худенькое тельце мертвой птицы в руки, увидев болтающуюся шейку и одну ножку, он понял, какой скверный поступок совершил. Ему стало жалко загубленную птицу. Он похоронил ее в ямке, которую выгреб руками. Каждое лето после этого он ждал прилета этих птиц, олицетворяющих наступление лета, и все внушал себе, что убитая им птица уцелела и простила его за его жестокость. Еще больше раскаялся он, когда узнал, как сложно добираться этой птице из Африки до России, чтобы свить гнездо в родных местах. Два раза в год перелетает коростель через Средиземное море, останавливаясь лишь во Франции, где эту птицу считают священной.

Многое писателю пришлось повидать в жизни, он прошел войну, но не может забыть убитого им в детстве коростеля. И как только заслышит он скрип этой птицы, так дрогнет его сердце и снова его начинает мучить вопрос: «Зачем я убил коростеля?» Этот вопрос, означающий раскаяние человека в совершенном зле, и должен стать пружиной обсуждения рассказа.


Текст рассказа

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины[1], поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать – непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руки птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу – это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края – зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки: в сенокос он попал под литовку[2]. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу птица эта вынуждена два раза в год перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гинет в пути, и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями – мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц – небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?


Вопросы к обсуждению:

1. Как вы оцениваете поступок мальчишки по отношению к раненной птице? Зачем он убил ее?

2. В какой момент и почему ему стало жалко ее?

3. Почему он каждое лето с особым нетерпением ждал прилета коростелей? Почему ему было важно, чтобы птица простила его?

4. Как встречают прилет коростеля во Франции, в городе, на гербе которого изображена птица коростель? Почему она там считается священной?

5. Почему, став взрослым и пройдя войну, где было много жестокости, писатель не может забыть убитого им в детстве коростеля? Почему каждый прилет птиц в его родные места вызывает в его душе мучение? Как называется у людей мучение из-за причиненного ими кому-то зла? Испытывали вы такое состояние когда-нибудь?

О рассказе Валентины Осеевой «Бабка»

Это один из первых рассказов писательницы, написанный ею еще до войны. Его высоко оценил мастер этого жанра Андрей Платонов. Он написал рецензию на этот рассказ, подчеркнув психологическую глубину и «сжатую силу» в изображении персонажей. Рассказ многогранный по своему нравственному содержанию. О нем можно вести разговор с детьми в разных направлениях, касающихся взаимоотношений в семье: о важности взаимопонимания разных поколений, о необходимости защиты старых людей, о разных жизненных позициях самих детей, о любви и бескорыстии, о благодарности и неблагодарности, о дружбе и сердечности, об обидах и прощении. В данном случае этот рассказ предлагается для обсуждения вопросов совести – запоздалого раскаяния за свое неблагодарное отношение к бабушке, пережитого подростком.

Валентина Осеева шестнадцать лет проработала в детском доме и хорошо знала детей, понимала их и сочувствовала им. И все же назвала она свой рассказ не именем его главного героя – школьника Борьки, а его бабушки, которую в семье звали пренебрежительно – «бабка», видя в ней отжившее, никому не нужное существо. Никто не ценил того, что она кормила всех, убирала за всеми, любила всех бескорыстно. Наиболее добрые отношения сложились у бабушки с Борькой – ее внуком, хотя он не имел привычки даже здороваться с ней и часто досаждал ей своим поведением, обижал ее. Однако именно с ней он делился своими школьными проблемами и получал от нее добрые советы. Заставил задуматься Борьку об отношении к бабке его одноклассник, в семье которого ценили и уважали свою бабушку, признавали в ней главного человека. Но больше всего Борька осознал свою вину перед бабкой, когда ее не стало. Хотя у него есть и отец, и мать, но он почувствовал себя осиротевшим. Почему?