Исраэль Ашкенази
Шедевры еврейской мудрости
© Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2019
Мудрецы о… и …о мудрецах
Рабби Дов Бер был не совсем обычным человеком. В его присутствии людей охватывала дрожь. Он был великим магидом – уважаемым исследователем Талмуда, настоящим ученым, не отступающим от своей доктрины. Рабби никогда не смеялся. Он твердо верил, что для духовного очищения человеку нужно страдать. Поговаривали, что он мог обходиться без пищи на протяжении многих дней.
Его ученик рабби Зуся, несмотря на вопиющую бедность, всегда был доброжелателен и открыт людям, постоянно пребывал в радости и не жаловался. У его было множество учеников.
Одним из учеников Зуси был рабби Исраэль, который донес до нас короткие истории из жизни этих мудрецов, а также россыпь цитат, изречений и афоризмов.
На самом деле настоящий автор книги – еврейский народ, многовековую мудрость которого выразили эти старые хасиды.
Афоризмы
Человек пришел в большую библиотеку и после долгих раздумий и поисков выбрал три книги. Подойдя к библиотекарю, он спросил:
– Сколько всего у вас книг?
– Несколько десятков тысяч.
– И сколько же нужно времени, чтобы все прочитать?
– О… несколько жизней.
– Тогда я и эти не возьму, – сказал человек. – Поищу другой способ познания.
И ушел из библиотеки.
Заставляй свой язык почаще повторять: «Этого я не знаю».
Большинство грехов в мире – от болтливости. Как сказал царь Соломон: «Жизнь и смерть зависят от языка».
– Правда, но всему свое время: когда радость – радость, когда скорбь – скорбь.
– То же самое и со Всевышним. Бог семь дней скорбел над своим миром, прежде чем наслал потоп.
Берущий женщину в жены пусть проверит, кто ее братья.
Когда нечего красть, вор – блюститель закона.
Каждый человек должен освобождать себя из Египта ежедневно.
Всякий, кто начинает чувствовать, будто становится святым, перестает уже быть таковым.
Вы говорите – время идет. Безумцы – это вы проходите.
Привычка властвует над всем и становится второй натурой. Приучив себя питать отвращение к злу, человек может и в самом деле начать его немного испытывать.
Все к лучшему! Ведь розы вырастают из шипов, и пчела, которая нас жалит, приносит сладкий мед.
«Жизнь – как уходящая тень», – говорит Писание. Чья это тень – тень от башни или тень от дерева? Ни то ни другое; это – тень от летящей птицы.
Душа должна быть человеку ценнее, и он должен радоваться ей более, чем печалиться из-за презренного тела, чтобы не смешать и не соприкоснуть радость души с печалью тела.
«Блаженна молодость моя, что не посрамила старость мою» – так говорили добродетельные. «Блаженна ты, старость моя, что искупишь грехи молодости моей» – так говорили раскаявшиеся.
Добрые дела – то, что человек совершает, дабы возвратить частицу Всевышнего к источнику и корню всех миров.
Земля вопиет к человеку: «Почему ты наступаешь на меня? Наступи на себя!»
Цель сотворения мира – создание Ему, благословенному, жилища в нижних творениях.
Праведник не умирает до тех пор, пока не родится другой праведник.
Бог говорит так: ежели придете в дом Мой, тогда и Я приду в ваши.
Будьте осторожны с властями, ибо они приближают к себе человека только для собственных нужд, прикидываются друзьями, когда им это выгодно, но не помогут человеку в трудное для него время.
Бог дал день, Бог даст и пищу.
Не будь твердым, как дерево, чтобы люди, столкнувшись с тобой, не ушиблись.
Всевышний творил миры и разрушал, пока не создал нынешний мир. [Потому что] сказал Всевышний: «Вот это хорошо, а то не было хорошо».
Старайся не обижать свою жену, потому что женщина слезлива и чувствительна к обидам.
То, что можно исправить, надо просто исправить и не тревожиться больше об этом.
Горе поколению, которое судит судей.
Важно не то, что делаешь ты много или мало, а то, насколько твое сердце устремлено к Небу.
Всевышний является местом, где находится мир, а не мир – местом, где находится Всевышний.
В нашем поколении нет ни единого человека, который имел бы право упрекнуть другого.
Я могу отказаться от того, что еще не сказал, но я не могу забрать обратно то, что уже сказано.
В городе Уша постановили, что если человек хочет заниматься благотворительностью, то он имеет право истратить только пятую часть своего состояния и не больше, чтобы потом самому не впасть в зависимость от чужого благодеяния.
Врач бесплатный платы не стоит.
Весь век свой я провел среди мудрецов и не нашел для человека ничего лучше молчания.
Всевышний устроит праведникам пиршество, где они будут вкушать мясо Левиафана, а остатки мяса будут продаваться на иерусалимских базарах.
Большой грех забывается, а малый – нет.
Все в руках Всевышнего, кроме страха перед Всевышним.
Всем человек завидует, кроме своего сына и своего ученика.
Этот мир подобен прихожей перед входом в будущий мир. Приведи себя в порядок в прихожей, чтобы смог ты войти в зал.
Выпьет человек чашу вина – скромен, как овца; выпьет две – становится храбр, как лев: начинает хвастаться и говорить: «Кто мне подобен?»; выпьет три или четыре – становится как обезьяна: пляшет, поет, сквернословит перед людьми и не ведает, что творит; напьется – становится как свинья: вымазывается глиной и спит в грязи.
Дочь для отца – клад напрасный, и не спит он из-за нее ночами: когда мала, боится, что ее соблазнят, в юности – что станет распутничать, когда подрастет – что не выйдет замуж, когда выйдет замуж – что останется бездетной, когда состарится – что займется колдовством.
Жена, которая нарушает еврейский обычай, изгоняется без денежного возмещения. Рабби Тарфон говорит: «Также громогласная». Что значит «громогласная»? Разговаривает у себя дома, а соседи слышат ее голос.
Господь испытывает не грешников, а праведников.
Гораздо приятнее не быть рожденным, чем быть им.
Господи, да будешь Ты ни за, ни против нас. (Бар-Кохба перед битвой иудеев с римлянами.)
Добрым делом является сказать то, что выслушают, и также добрым делом является не говорить то, что не выслушают.
Вознаграждение за доброе дело – это доброе дело, а вознаграждение за грех – это грех.
Даже ради одного праведника держится мир.
Всякий, кто скорбел о Иерусалиме, удостоится того, что узрит радость его, а тот, кто не скорбел о Иерусалиме, радости его не узрит.
Грех приходит в дом в качестве гостя, но потом делается в нем хозяином.
Если предки наши были ангелы, мы – люди; если же они были людьми, мы – ослы.
Отец любит своего сына, а сын любит своего сына.
Если не я за себя – то кто за меня? Но если я только для себя – то чего я стою? И если [искать на это ответы] не теперь – то когда?
Есть четыре типа сидящих перед мудрецами [то есть учеников]: «губка», «воронка», «фильтр» и «сито». Губка поглощает все; в воронку с одной стороны входит, с другой – выходит; фильтр пропускает вино и задерживает осадок; через сито просыпаются отруби, но мука в нем остается.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги