А.Т. Волобуев
Поучительные сказки. Учимся смекалке и мудрости у сказочных животных
© ООО «ТЦ Сфера», 2016
© Волобуев А.Т., текст, 2016
От автора
Сказка – один из самых любимых детьми жанров художественной литературы. Это занимательное чтение, полное приключений, подвигов, волшебных превращений, выходов из сложных ситуаций. В сказках побеждают настоящие герои, они, как правило, хорошо заканчиваются. Слушая или читая сказки, дети сопереживают любимым персонажам, учатся многому легко, не слушая нудных, хоть и абсолютно правильных нравоучений и наставлений.
Вы скажете: но ведь в сказках все выдумано. Да, события выдуманы, но поступки героев реалистичные, мысли, рассуждения их – верные, вполне понимаемые и принимаемые. Недаром «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина заканчивается словами:
Сказка ложь, да в ней намек!Добрым молодцам урок.Вот «добрые молодцы», в частности, дети и извлекают соответствующие уроки.
Сказки и народом создавались (устное народное творчество), и писались российскими и зарубежными авторами. Великий русский поэт А.С. Пушкин написал несколько замечательных сказок в стихах. Под их впечатлением у меня возникло стихотворение.
Сказки ПушкинаПодрастая, девчонки, мальчишкиДома, в школах и в детских садахОткрывают красивые книжки —Необычные сказки в стихах.Заражаясь романтикой древней,Не боятся преград на путиИ торопятся к спящей царевнеПоскорее на помощь прийти.Там русалки, колдуньи, зверюшки,И царевич выходит на бой.Здравствуй, мир под названием «Пушкин», —Необъятный, прекрасный, живой.Царь Дадон будет вскоре убитымЗолотым петушком за обман.А старуха – с разбитым корытом,Потому что ей разум не дан.Смелым справиться просто с бедою,Побеждают коварство не раз.А работник, что назван Балдою,Поумней, может, многих из нас.В интонации теплой, душевнойСтрок, рожденных гусиным пером,Обращается лебедь царевной,Побеждается злоба добром.Вещий камень лежит на дороге,Собирается грозная рать…Тот, кто все прочитает, в итогеМного мудрого сможет узнать.Там русалки, колдуньи, зверюшки,И царевич выходит на бой.Здравствуй, мир под названием «Пушкин», —Необъятный, прекрасный, живой.Выделяют несколько групп сказок: о животных, волшебные, авантюрные, бытовые. В этой книге персонажами всех сказок, а иногда и главными героями являются животные. Они переживают невероятные приключения, попадают в сложные ситуации и с успехом выходят из них. Мы понимаем, что на самом деле через образы животных показываются человеческие характеры и поступки, как, впрочем, и в баснях. Не мартышки же примеряют очки и не звери играют на музыкальных инструментах! Конечно же, имеются в виду люди. Так и в сказках.
Прочитав или прослушав сказку, дети должны подумать над ее содержанием и сделать выводы. Свои умозаключения автор дает в конце каждой сказки. Думаю, что читатели с ними согласятся. А если нет, можно и поспорить. Главное, чтобы чтение не проходило бесследно, а заставляло размышлять о различных жизненных ситуациях.
Чтобы добавить занимательности в чтение, автор сопровождает каждую сказку стихами, которые дают возможность шире посмотреть на персонажей, понять их характеры, оценить мотивы их действий. Загадки разных видов, скороговорки, считалки, сказки-неувязки, шутилки, веселые стихи позволяют легко уйти от занимательной, но все-таки нравоучительной прозы к игре, разгадыванию, что так любят дети. Ненавязчиво автор знакомит детей с различными видами малых литературных жанров: загадка-акростих, загадка-обманка, загадка-складка, стихотворение-неувязка.
Зеленый бегемотик с красными пятками
Зеленый бегемотик рос таким же, как все маленькие бегемотики, но пятки у него были ярко-красными. Сказать – нравились они ему или нет, нельзя, потому что пяток своих он никогда не видел. Но неприятности они ему доставляли.
Особенно приходилось опасаться тигра, который давно охотился за бегемотиком и хотел его съесть:
– Какой он толстенький, жирненький, гладенький, – говорил хищник, облизываясь.
И однажды тигр за ним помчался. А бегемотам бегать тяжело. Бежит бегемотик по траве, вроде бы его и не видно, а пятки-то красные сверкают. Их хорошо заметно. Вот-вот тигр догонит! Повезло, что неподалеку оказался пруд. Влетел в него бегемотик, поплыл быстро-быстро к середине и от страха под воду ушел, только ноздри и глаза над водой остались. Тигр порычал, пощелкал зубами, да и ушел ни с чем.
Вылез бегемотик, дрожит от страха. Побежал к маме:
– Мама, мамочка! Меня чуть тигр не съел!
– Ах, какой ужас! Все потому, что ты меня не слушаешься, ходишь гулять туда, где живет страшный хищник.
– Мамочка, сшей мне зеленые галошки, а то говорят, что у меня пятки красные, очень, говорят, это заметно, когда бегу.
– Если ты будешь меня слушаться, – сказала мама, – я все сделаю.
– Буду, буду слушаться!
– Хорошо, я сошью тебе зеленые галошки. Но не ходи больше за рощу, туда, где тигр бродит.
– Ладно, мамочка.
Сшила бегемотиха сынку галошки. Однако недолго он держал свое слово и вот как-то снова отправился за рощицу. А тигр тут как тут. Увидел бегемотика и погнался за ним. Бежит, рычит страшно и зубами щелкает.
Но у бегемотика-то в этот раз – зеленые галошки. Мчится он по зеленой травке и не видно его совсем. Хищник туда кинется, сюда кинется – нет бегемотика, потерял его из виду. И вдруг заметил в траве два красных пятна.
– Ах, вот ты где притаился!
Тигр как прыгнет, как щелкнет зубами! Думал, это пятки бегемотика.
– Попался, вкусненький!
Но это оказались грибы-мухоморы. Проглотил их тигр и отравился, заболел у него живот.
А перепуганный бегемотик прибежал домой, спрятался под кровать и решил теперь всегда-всегда слушаться маму.
* * *Вывод. Надо всегда слушаться маму и папу, они плохого не посоветуют. И тогда можно будет избежать ошибок и неприятных ситуаций.
Я понимаю, что хочется стать умным и сообразительным, но нотации слушать скучно. Поэтому буду сопровождать сказки загадками и стихотворениями. Итак, загадка.
Эта кошка не для игр —Для людей опасен … (тигр).А теперь подумай, может ли в жизни случиться такая ситуация?
Сказка-неувязкаИз воды увидев волка,Белка бросилась к кустам.Бегемот взлетел на елкуИ грызет орешки там.Конечно, не может, об этом говорит и название четверостишия. Бегемот не летает. А если бы он все же оказался на елке, то сломал бы ее.
А теперь попробуй-ка для развития речи и улучшения произношения несколько раз повторить скороговорку:
Тигр торопился таежною тропкой,Тихою, темной, то твердой, то топкой.Обрати внимание, что все слова этих двух строчек из «Звуковой азбуки» начинаются на одну букву – Т.
Вот еще скороговорка – возможно, о неизвестном для тебя животном.
То по кустам,То тут, то тамТраву топталГиппопотам.Если ты не знал, я тебе подскажу, что гиппопотам – это другое название бегемота.
Ну а теперь – пора переходить к следующей сказке.
Куда ползти?
Сидит черепаха на берегу моря и наблюдает, как ползут рак и краб. Рак пятится назад, а краб движется вбок.
– Неправильно вы ползаете, – говорит черепаха, – нужно двигаться вперед, а то не туда попадете.
В это время в небе появился орел, увидел он на берегу животных и камнем бросился вниз.
Рак быстро отполз в траву, краб спрятался в воде. Осталась на берегу медленно ползущая черепаха. Ее-то орел и схватил острыми когтями, и понес ввысь, чтобы потом бросить на камни, разбить ее панцирь и полакомиться.
Вылезли из укрытий рак и краб, грустно посмотрели на уносимую орлом черепаху и подумали: «Хоть и правильно она ползает, но уж очень медленно».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги