banner banner banner
Индивидуальный предприниматель: регистрация, учет и отчетность, налогообложение
Индивидуальный предприниматель: регистрация, учет и отчетность, налогообложение
Оценить:
 Рейтинг: 0

Индивидуальный предприниматель: регистрация, учет и отчетность, налогообложение


• прошитый и пронумерованный журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132;

• прошитый и пронумерованный журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме № КМ-8, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132;

• документы на приобретение ККМ;

• паспорт электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).

Количество пронумерованных листов в формах № КМ-4 и КМ-8 должно быть заверено подписью и печатью предпринимателя.

Теоретически документы можно отправить в налоговую инспекцию по почте. В этом случае датой представления документов будет считаться день регистрации корреспонденции в налоговой инспекции.

Однако если будут представлены не все документы или они будут неверно оформлены, то срок представления документов будет продлен. Ведь предпринимателю потребуется некоторое время на исправление ошибок.

Отметим, что лучше все же прийти в налоговую инспекцию с документами лично. Во-первых, выше мы уже сказали, что налоговики вряд ли удовлетворятся стандартным набором документов. А что именно еще они хотят, лучше узнать при личном обращении. Во– вторых, в налоговую инспекцию все равно придется идти – в любом случае. Дело в том, что процедура фискализации ККМ производится только при личном присутствии предпринимателя (в крайнем случае, его представителя).

Если с представленными документами все в порядке, то налоговый инспектор должен провести регистрацию ККМ в течение 5 рабочих дней. Для этого он назначает предпринимателю дату прохождения фискализации. (Если вы придете в налоговую инспекцию со всеми необходимыми документами и ККМ и там будет присутствовать специалист из ЦТО, то вполне возможно, что все процедуры удастся пройти за один день.) Если по какой-то причине в назначенный срок предприниматель прийти не смог – ничего страшного. В налоговой инспекции ему просто назначат новый срок, но отказывать в регистрации ККМ никто не имеет права.

В самой процедуре фискализации должны участвовать три стороны – налоговый инспектор, предприниматель и представитель ЦТО.

Налоговый инспектор будет проверять наличие идентификационного знака аппарата, знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание».

Сама фискализация ККМ заключается в вводе пароля доступа к фискальной памяти, проверке работы всех счетчиков, наличия необходимых реквизитов на чеке ККМ. Для контроля пробивается чек на сумму 1 руб. 11 коп. Затем снимается первый, так называемый Z-отчет.

Перечень и формат информации, вводимой в фискальную память ККМ при ее первичной регистрации, в настоящий момент утвержден Приказом ФНС России от 8 августа 2008 г. № ММ-3-2/35Ш. Это ИНН, наименование предпринимателя, заводской и регистрационный номера ККМ, показания контрольных счетчиков при регистрации, дата внесения информации.

После этого составляется акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины по форме № КМ-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Этот документ вместе с заявлением о регистрации ККТ будет храниться в налоговой инспекции в течение 5 лет.

Во всех учетных регистрах ККМ, составляемых в процессе ее регистрации, а также на обложке технического паспорта должна быть отражена дата фискализации кассового аппарата.

После завершения всех этих действий инспектор должен зарегистрировать ККМ в книге учета ККТ. После регистрации владельцу ККМ выдается карточка регистрации ККТ, делается отметка в техническом паспорте, заверенная печатью налоговой инспекции, и возвращаются представленные документы.

Форма карточки регистрации содержится в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@. Там в числе прочих сведений должны быть указаны место, где будет установлена ККМ (и место ее установки, без предупреждения об этом налоговиков, менять нельзя), показания счетчиков машины, а также наименование ЦТО и сведения о договоре между владельцем ККМ и этим ЦТО.

Обратите внимание! Если предприниматель будет заниматься выездной торговлей, то ККМ ему зарегистрируют по домашнему адресу.

Карточка подписывается руководителем налоговой инспекции и заверяется ее печатью.

Этот документ следует хранить по месту использования ККМ вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов в течение всего срока эксплуатации кассового аппарата.

Дело в том, что эти документы придется представлять по требованию налогового инспектора, если он придет с проверкой.

Из всего вышеизложенного нетрудно составить перечень причин, по которым могут отказать в регистрации ККМ:

• неполный комплект документов для регистрации;

• данная модель ККМ не включена в Государственный реестр;

• отсутствует договор с ЦТО об обслуживании ККТ;

• на аппарате отсутствует хотя бы один из необходимых знаков.

Если предприниматель не присутствовал при сдаче документов или предоставлении аппарата лично, то письмо об отказе налоговая инспекция направит по почте с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней с момента представления заявления о регистрации.

1.4.4. Ответственность

Отсутствие ККМ, когда ее наличие необходимо по закону, или неприменение, когда она есть, чревато для предпринимателя весомыми финансовыми потерями.

За такое нарушение предусмотрен административный штраф. Для предпринимателя его сумма составляет от 3000 до 4000 руб. Об этом сказано в статье 14.5 КоАП РФ.

О том, что следует понимать под неприменением ККМ, сказано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16:

• фактическое неиспользование ККМ, в том числе по причине ее отсутствия;

• использование ККМ, не зарегистрированной в налоговой инспекции;

• использование ККМ, не включенной в Государственный реестр;

• использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

• использование ККМ, у которой пломба отсутствует или имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

• пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем.

Обратите внимание! Если у вас есть кассовый аппарат, который был исключен из Государственного реестра уже в ходе его эксплуатации, то выбрасывать его не нужно. Пункт 5 статьи 3 Закон № 54-ФЗ позволяет эксплуатировать такие машины до истечения нормативного срока их амортизации. А вот покупать у кого-то такую ККМ уже не стоит, налоговики все равно не поставят ее на учет и ее применение без постановки на учет будет расцениваться как неприменение ККМ со всеми вытекающими последствиями.

Обратите внимание и на следующее. Если у предпринимателя будут продавцы и кто-то из них не применит ККМ и будет уличен в этом сотрудниками контролирующих органов, то отвечать за это и платить штраф придется все-таки предпринимателю.

Одно время этот вопрос считался спорным и вызывал бурные дискуссии, однако точку в споре поставил ВАС РФ.

В постановлениях Президиума ВАС РФ от 28 июня 2005 г. № 480/05, от 28 сентября 2004 г. № 6429/04 и от 3 августа 2004 г. № 6902/04 судьи указали, что ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей работником предпринимателя не освобождает от ответственности самого предпринимателя.

Достаточно развернуто разъяснил ситуацию ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16 января 2007 г. по делу № А12– 13931/06-С24.

Как указали судьи, в соответствии с статьями 2 и 5 Закона № 54– ФЗ именно предприниматель ответствен за использование зарегистрированной в налоговой инспекции ККМ, поэтому предприниматель должен контролировать работу продавца, с которым заключен трудовой договор. На предпринимателе лежит обязанность обеспечить соблюдение требований закона продавцом, реализующим товары, поскольку продавец действует в торговой точке от имени предпринимателя в силу статьи 182 ГК РФ.

Неисполнение работником обязанностей, в число которых входит применение ККМ при денежных расчетах, свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны предпринимателя, о недостаточной степени его разъяснительной работы, заботливости и осмотрительности при подборе персонала, а также о недостаточности иных возможных предупредительных мер.

Еще два нюанса, о которых нужно знать предпринимателю.

Один – почти приятный. От наказания удастся избавиться, если выяснится, что продавец продал покупателю без применения ККМ товар, который не подлежал реализации. О том, что такие случаи реально встречаются, свидетельствует Постановление ФАС Уральского округа от 21 мая 2003 г. по делу № Ф09-1439/03-АК.

Второй – приятный только наполовину. Если продавец не применит ККМ несколько раз подряд, то это не будет считаться несколькими административными нарушениями. Это будет только одно нарушение. Так решил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 13 января 2009 г. № Ф04-8134/2008(18758-А70-29). Он пояснил, что предприниматели привлекаются к административной ответственности за продажу товара без применения ККТ, а не за количество проданных таким образом товаров.

1.5. Получение необходимых сертификатов, лицензий и разрешений

Видов деятельности, которыми могут заниматься зарегистрированные индивидуальные предприниматели, достаточно много. Однако для того, чтобы заниматься некоторыми из них, факта регистрации в качестве предпринимателя еще недостаточно. Зачастую требуются еще некоторые разрешения, и не обязательно они будут предпринимателю выданы. Поэтому к получению таких разрешений необходимо подойти со всей ответственностью.