«Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом – стульчика. Отметьте дома».
К задачам 5–6:
«Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».
К задачам 7-10:
«Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».
Оценка и интерпретация результатов: при оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи (см. шкалу оценок в табл. 1).
В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Все оценки суммируются. Максимальное количество очков – 44.
Таблица 1
Обработка результатов исследования
38–44 балла – дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полное и расчлененное пространственное представление.
31–38 – дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.
24–31 – дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.
18–24 – для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.
Менее 18 баллов – дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
Вводные задачи
Задачи 1–2
а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»
Задачи 3–4
а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»
Задачи 5–6
а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»
Задачи 7–8
а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»
Задачи 9-10
а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»
Ключ к задачам 1–6 (номера домиков)
Ключ к задачам 7–8 (номера домиков)
Ключ к задачам 9-10 (номера домиков)
Задание 4. Знакомство с проективной методикой Рене Жиля и методикой «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса
Потренируйтесь на практике в использовании проективной методики Рене Жиля и методики «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса. Обсудите полученные результаты с коллегами. От чего, на ваш взгляд, могут зависеть полученные результаты?
Методика исследования межличностных отношений ребенка (автор: Рене Жиль)[4 - Приводится по: Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000. – С. 94–110.]
Цель: исследовать межличностные отношения ребенка, его социальную приспособленность и взаимоотношения с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:
1) переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.;
2) переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:
1) отношение к матери;
2) отношение к отцу;
3) отношение к матери и отцу как к семейной чете;
4) отношение к братьям и сестрам;
5) отношение к бабушке и дедушке;
6) отношение к другу;
7) отношение к учителю;
8) любознательность;
9) стремление к доминированию;
10) общительность;
11) отгороженность;
12) адекватность.