banner banner banner
Налоговое право: краткий курс
Налоговое право: краткий курс
Оценить:
 Рейтинг: 0

Налоговое право: краткий курс


? Налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы – в большинстве случаев разовые платежи.

? Налоги – абстрактные платежи, задача которых – удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

Следует отметить, что в российском налоговом законодательстве не дано самостоятельного определения «пошлины». Это обусловлено тем, что искомое понятие не закреплено в основном законе страны. В ст. 57 Конституции РФ сказано: «Каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы». По сути своей категория «сбор», раскрытая в п. 2 ст. 8 НК РФ, объединяет и сбор, и пошлину. Поэтому согласно действующей редакции НК РФ к «сборам» относятся сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также государственная пошлина.

Как правило, сбор уплачивается за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или за выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи – нормами других отраслей права.

Можно выделить несколько разновидностей неналоговых платежей.

1. Платежи за оказание различных услуг государственными и муниципальными учреждениями, то есть плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

2. Платежи за использование объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей – это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

3. Имущественные санкции, то есть плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

4. Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств.

5. Платежи от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, сборы и др.).

Четкие формулировки понятий «налог» и «сбор», отраженные в НК РФ, позволяют выявить сущность того или иного изъятия, правильно оценить последствия налоговых отношений. Этот момент очень важен в ситуации, когда форма (название платежа) превалирует над его содержанием.

2.3. Классификация налогов

Для наиболее полного понимания налогов следует подробно рассмотреть не только саму дефиницию, функции, место и роль налогов в обществе, но и их классификации.

С точки зрения налогового права важным классификационным основанием являются федеративные начала установления налогов (ст. 12 НК РФ). В зависимости от органа власти, который узаконивает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются:

? на федеральные налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории (примеры – акцизы, налог на добычу полезных ископаемых). Прерогатива по установлению и введению в действие таких налогов принадлежит высшему представительному органу власти. Эти платежи могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

? региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

? местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Другой не менее значимый классификационный признак – это деление налогов по способу взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (получатель дохода). Эти налоги подразделяются:

? на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (налог на имущество организаций и физических лиц);

? личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц).

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Носителем косвенных налогов, то есть лицом, которое в конечном итоге несет всю тяжесть налогового бремени, является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются:

? на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

? косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги (примером может служить НДС);

? фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах.

Эта классификация не нашла отражения в законодательстве Российской Федерации, но существенна для понимания правовой и экономической природы налога.

Существуют и другие классификации налогов, значимые для теории и практики налогообложения. Приведем некоторые из них.

Так, по целевой направленности введения налогов различают:

? абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом (примеры – НДС, налог на прибыль организаций и др.);

? целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, единый социальный налог). Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

? налоги, взимаемые с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

? налоги, взимаемые с предприятий и организаций (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

? смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами (земельный налог, НДС, транспортный налог).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

? закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд (например, земельный налог зачисляется в бюджет муниципальных образований);

? регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству (так, налог на прибыль организаций распределяется между федеральным и региональным бюджетами).

По порядку введения налоговые платежи делятся:

? на общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (НДС, государственная пошлина);

? факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но введение и взимание которых относится к компетенции органов субъектов РФ или местного самоуправления (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

По срокам уплаты налоговые платежи делятся:

? на срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (государственная пошлина);

? периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (большинство налогов – НДС, налог на имущество организаций, водный налог и др.).

В зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

? налоги, построенные по принципу резидентства;

? налоги, построенные по принципу территориальности.

В резидентских налогах субъект определяет объект налога (например, налог на доходы физических лиц), а в территориальных – наоборот (например, НДС).

Приведенные классификации налоговых платежей позволяют индивидуализировать и выявить правовую и экономическую сущность конкретных налогов, сборов и пошлин путем описания их с разных точек зрения.

Глава 3