banner banner banner
Аудит: теория и практика
Аудит: теория и практика
Оценить:
 Рейтинг: 0

Аудит: теория и практика


• единство принципов аудита – единство требований к качеству и надежности;

• унификацию аудита в вопросах методологии;

• единство подходов к проведению аудита и к составлению аудиторской отчетности.

Благодаря этому при соблюдении аудиторских стандартов:

• могут быть получены определенные гарантии качества подготовки аудиторов и проведения аудита;

• может быть обеспечен определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;

• облегчено внедрение в практику работы аудиторов новых научных достижений;

• обеспечена связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки;

• обеспечена возможность контроля качества работы аудитора;

• может быть создан достойный общественный имидж профессии аудитора.

Кроме того, как показывает судебная практика (в Европе и США), при предъявлении клиентом иска к аудитору решающим аргументом в пользу последнего может стать доказательство им факта последовательного применения аудиторских стандартов.

Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового.

МСА не являются нормативными документами и имеют рекомендательный характер. Их разработкой занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC) была создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 79 стран мира. Для выполнения задач IFAC в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет по аудиторской деятельности (International Auditing Practice Committee – IAPC), первоочередной задачей которого и является разработка международных аудиторских стандартов.

Наименования и краткое содержание международных аудиторских стандартов приведены в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Международные аудиторские стандарты

2.4. Федеральные стандарты аудита

В России международные аудиторские стандарты принимаются во внимание при разработке национальных стандартов, которые призваны решать те же задачи, что и международные, но в масштабе Российской Федерации.

Законом № 307-ФЗ предусмотрены федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые:

• определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности;

• разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

• являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

В настоящее время Правительством РФ утверждено 33 федеральных аудиторских стандарта.

Наименование и краткое содержание федеральных стандартов приведено в табл. 2.4.

Таблица 2.4. Федеральные аудиторские стандарты

2.5. Общероссийские (рекомендательные) стандарты аудита

Федеральные аудиторские стандарты, рассмотренные в параграфе 2.4, предусмотрены Законом № 307-ФЗ, утверждены Постановлением Правительства РФ № 696 и вследствие этого имеют силу нормативных актов (являются обязательными).

Но еще в период регулирования аудиторской деятельности в РФ Указом Президента РФ № 2263 началась разработка общероссийских аудиторских стандартов, которая осуществлялась под руководством Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ (федерального органа, осуществлявшего государственное регулирование аудита в Российской Федерации до вступления в силу Закона № 119-ФЗ).

Всего с 1996 по 2000 г. (напомним, что Закон №119-ФЗ вступил в силу в 2001 г.) Комиссией было разработано и одобрено более 30 общероссийских аудиторских стандартов. Указанные стандарты в свое время не были утверждены Правительством РФ и потому не имели силы нормативных актов (не являлись обязательными), но поскольку они были одобрены официальным государственным органом – Комиссией при Президенте РФ, то принимались во внимание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами как рекомендательные.

Положение изменилось со вступлением в силу Постановления Правительства от 06.02.2002 г. № 80 (см. табл. 2.1). Этим Постановлением установлено, что до утверждения федеральных аудиторских стандартов аудиторы в своей деятельности должны руководствоваться упомянутыми выше общероссийскими стандартами, одобренными Комиссией.

Наименование и краткое содержание общероссийских стандартов приведены в табл. 2.5 (кроме стандартов, которые утратили актуальность в силу появления федеральных стандартов).

Таблица 2.5. Общероссийские аудиторские стандарты, одобренные комиссией при Президенте РФ

Кроме перечисленных в табл. 2.5 общероссийских стандартов аудита Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ был одобрен несколько вспомогательный документ: методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами».

В этой методике определены принципы и подходы к проведению специального (налогового) аудита, определены основы взаимоотношений с налоговыми органами, разграничена ответственность сторон, определен порядок проведения и оформления результатов налогового аудита.

2.6. Внутренние стандарты аудита

К внутренним стандартам аудита относятся стандарты саморегулируемых организаций аудиторов и стандарты аудиторских организаций (внутрифирменные стандарты).

Федеральным законом № 307-ФЗ установлено, что саморегулируемые организации аудиторов должны разрабатывать свои собственные стандарты, которые:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Необходимость разработки аудиторскими фирмами своих внутрифирменных стандартов предусмотрена рядом федеральных аудиторских стандартов, например: «Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом… стандартов… аудитора» (федеральный стандарт № 1, п. 5).

Внутрифирменные стандарты не могут противоречить федеральным, не могут устанавливать более низкие требования, чем это установлено федеральными стандартами.

Наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутрифирменные стандарты должны содержать конкретные практические рекомендации, позволяющие аудиторам четко определить порядок своих действий при планировании, проведении аудита, оформлении его результатов, взаимоотношениях с клиентом.

Внутрифирменные стандарты решают те же задачи, что международные и федеральные, но в масштабе аудиторской фирмы.

Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться исходя из следующих принципов:

• целесообразность – стандарты должны приносить практическую пользу;

• преемственность и непротиворечивость – каждый последующий внутрифирменный стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

• логическая стройность – должны быть обеспечены четкость формулировок, целостность и ясность изложения;

• полнота и детализация – необходимо полностью охватывать значимые вопросы стандарта и детализировать их;

• единство терминологии – все документы должны содержать одинаковую трактовку терминов.