Доисторические сказки. Беседы о динозаврах и других древних животных
Авторы-составители: Татьяна Шипошина, Наталья Иванова
Авторы:
Н. Агошкова, Т. Варламова, Е. Долгих, О. Дылдина, Н. Иванова, |Н. Капустюк|, А. Музыкантова, И. Счастнева, Л. Ткаченко, Т. Шипошина
© ООО «ТЦ Сфера», оформление, иллюстрации, 2022
© Иванова Н.В., Шипошина ТВ., текст, 2022
От автора
Наша книга посвящена загадочной истории планеты Земля, зарождению и развитию жизни на ней. В доступной для детей форме мы расскажем о периодизации древних эпох, об эволюции – от архейской эры до наших дней, полезных ископаемых и их происхождении, первых охотниках и пастухах, первых художниках и музыкантах.
Добрые сказки, стихотворения и загадки подарят читателям наши главные герои: профессор Михаил Михайлович Мезозойский и его ученик, дошкольник Петя. Они-то и проведут читателей по книге.
По материалам книги в ДОО могут быть разыграны постановки, где в ролях будут динозаврики, древние птицы и звери, мамонтята, неандертальцы и первые люди вида хомо сапиенс. Декорациями могут быть древний лес, пещеры в скале, очаг, реквизитом – самостоятельно изготовленные «древние» луки или ткани из переплетения травинок, свистки из трубочек. Такая перекличка эпох сформирует у детей ощущение нашего родства с далёкими предками, и чувство ответственности за мирную жизнь человеческого рода в дальнейшем. Ведь человек прошёл долгий путь от прошлого до настоящего. Пусть впереди его ждёт светлое будущее!
История неразрывно связывает прошедшие, настоящую и грядущие эпохи.
Книга составлена по итогам конкурса «Динозаврики» творческого объединения детских авторов России (ТО ДАР). В издание вошли произведения победителей конкурса.
Пособие предназначено для детских дошкольных учреждений, начальной школы, детских театральных студий, клубов, кружков, развивающих центров. Книга будет интересна и полезна воспитателям, музыкальным руководителям, няням, гувернёрам, репетиторам, руководителям детских театральных и музыкальных коллективов, родителям, бабушкам и дедушкам, и, конечно, самим юным читателям.
Воздушный шар времени и его пассажиры
Петя во все глаза смотрел за забор соседнего двора.
Дело было летом на даче. В соседнем доме проживал не кто-нибудь, а профессор-палеонтолог Михаил Михайлович Мезозойский, или попросту дядя Миша.
На дачном дворе сначала появился непонятный механизм, а затем – прозрачная сфера: шар, пересечённый сияющими металлическими рёбрами, как планета Земля – меридианами. Внутри шара виднелись столик, небольшой диванчик, но главное – пульт управления, сияющий разноцветными огоньками, и большой экран бортового компьютера.
Михаил Михайлович, человек ещё нестарый, с небольшой бородкой и в очках, обходил шар со всех сторон, проверяя, всё ли в порядке.
«Вот бы мне забраться туда, в этот шар! – подумал Петя. – Посмотреть на лампочки, кнопочки понажимать!»
Улучив момент, когда профессор отвлёкся, Петя легко перемахнул через дачный забор и пробрался в открытую дверь шара. Но не успел он ни рассмотреть лампочки, ни понажимать на кнопочки: у двери показался профессор.
Петя быстро залез под диван. Мальчику было стыдно, что он проник на чужую дачу без спросу. А профессор задраил двери… И шар задрожал, завибрировал… И, кажется, поплыл.
Пете стало страшно. Он стал потихонечку вылезать из своего укрытия. За прозрачными стенами сферы не видно было ничего. Понимаете? Ни-че-го! Только тьма и какие-то непонятные огоньки, искорки.
Профессор внимательно наблюдал за чем-то, поэтому заметил Петю, только когда тот стал хлюпать носом. Мальчик почти уже плакал:
– Дядя Миша! Михал Михалыч! Извините, пожалуйста! Я… я… я нечаянно… я случайно к вам залез в эту… в эту машину…
Михаил Михайлович тоже не сразу опомнился.
– Ах! Ох! Эх! – только и смог произнести он. И несколько секунд смотрел на мальчика круглыми, как блюдца, глазами. Наконец, учёный провёл рукой по бородке и сказал:
– Остановиться мы не сможем. Процесс уже запущен.
– Чего? – шмыгнул носом Петя. – Про… процесс? Какой процесс?
– Процесс путешествия во времени, – со вздохом сказал Михаил Михайлович. – Сколько ты весишь?
Петя слегка удивился такому вопросу, но ответил:
– Двадцать пять кило. Бабушка говорит: «Мало».
– Достаточно. Мы с тобой, Петя, на Воздушном Шаре Времени. Тут каждый грамм веса учитывается. Ладно. Надеюсь, долетим.
– А почему воздушный шар? А не эта… ну… машина…
– С колёсиками, ты имеешь в виду? Я держу путь в такие далёкие эпохи, где не пройдёт по земле «машинка с колёсиками». Разве что мощный вездеход… Но это пока в будущем. Только вот надо долететь нам теперь и туда, и прилететь обратно. Иначе…
Михаил Михайлович не стал продолжать, что может случиться «иначе». Но Петя понял. Ему вдруг снова стало страшно. Он вспомнил о родителях… Мальчику очень захотелось обратно домой, и Петя снова стал тереть глаза.
– Нет, друг, так не пойдёт, – остановил его Михаил Михайлович, – чего теперь плакать! Человеку положено вначале думать о последствиях, а потом уже дела делать. Например, не стоит переходить улицу на красный сигнал светофора. Знаешь об этом?
– Да.
– А если переходишь? И вдруг тебя сбивает машина?
– Сам виноват… – опустил голову Петя.
– То-то же. Но не грусти. Мы с тобой постараемся всё сделать правильно, чтоб вернуться в то же место и в то же время. Я уже сделал поправку на твой вес. Всё будет хорошо. Динозавры редко смотрят в небо, а древний археоптерикс нас не собьёт, проверено.
– Динозавры? – загорелись глаза у Пети. – Мы летим к динозаврам?
– Можно сказать и так, – улыбнулся Михаил Михайлович.
– А кто такой этот архео… ар…
– Археоптерикс? Этого животного уже давно не существует. Это промежуточный, вымерший вид, среднее между пресмыкающимся и птицей.
Петя, конечно, не очень понял слова профессора. Но сердце мальчишки просто замерло! Он увидит древний мир, огромных динозавров! Вот здорово!
– Будешь всем рассказывать потом, да вряд ли кто-то поверит, – снова улыбнулся профессор.
– Дядь Миша, а как называется ваша наука?
– Прекрасный вопрос! Наука называется палеонтология. Она изучает организмы, существовавшие в прошлом Земли. Учёные палеонтологи пытаются восстановить внешний вид животных, их особенности, способы питания. А на основе этих сведений восстанавливают ход развития жизни на Земле. Понятно?
Петя кивнул. Но пока понятного было маловато.
Глава 1
Как зарождалась жизнь на Земле
Геологические эры. Первые живые существа
– Михаил Михайлович, – спросил Петя, – а мы с вами далеко летим? Вернее, давно?
– В какое время мы прилетим, ты имел в виду? – улыбнулся профессор. – Правильно ставишь вопрос, молодец!
Петя даже не понял, за что его похвалили.
– Понимаешь, – пояснил профессор, – как для космических расстояний не подходят простые земные измерения длины[1], так и для времени от начала существования Земли не подходят обычные измерения, которыми человек пользуется в обычной жизни. Ведь Земле больше 4,6 миллиардов лет! Можешь ли ты себе представить такие сроки?
– Нет.
– Конечно, нет. Время нашей истории делится на эры. Эры, в свою очередь, делятся на периоды. Пошли к нашему бортовому компьютеру. Вот, посмотри на таблицу.
Петя посмотрел. На экране компьютера одна огромная эра сменяла другую.
1. Архейская эра
Архейская эра началась около 4,6 миллиардов лет назад, когда признаков живого на планете Земля не было. Воздух содержал газы – хлор, аммиак, водород, температура доходила до 80 °C, уровень радиации был очень высоким. Считается, что около 4 миллиардов лет назад наша планета столкнулась с каким-то небесным телом, условия на Земле изменились, и на глубине океанов и морей зародилась первая жизнь: простейшие организмы и бактерии. А еще начала создаваться Луна – спутник Земли.
2. Протерозойская эра
Протерозойская эра длилась примерно с 2,5 миллиарда лет до 540 миллионов лет назад. На Земле начала формироваться почва. Современные учёные находят в отложениях этого периода остатки водорослей, моллюсков, червей. В атмосфере появился кислород. Древние существа начали выходить на сушу и дышать им. Это значит, наступила палеозойская эра.
3. Палеозойская эра
Палеозойская эра включает шесть периодов, и в каждый из них появлялись рыбы, новые растения и животные. Появились огромные древние леса, из которых со временем образовались залежи каменного угля. Закончилась палеозойская эра 248 миллионов лет назад.
4. Мезозойская эра
Временем мезозойской эры считается период примерно с 248 до 65 миллионов лет назад. Тогда появилось множество видов растений и животных.
– А когда уже динозавры? Ну, когда они появились? – перебил профессора Петя.
– Вот как раз в мезозойскую эру. А конец этой и начало следующей эры – кайнозойской, считают временем появления на Земле предков современного человека. Эта эра зародилась примерно 65–24 миллиона лет назад. Кстати, она продолжается и сейчас. А мы полетим во времена, когда ещё не было человека, то есть до каменного века.
– А какой ещё был век?
– После каменного наступил медный, потом бронзовый, а затем железный. Века названы по названиям металлов, которые осваивал человек. Но об этом мы поговорим с тобой в следующий раз.
– Значит, когда жили динозавры, человека на Земле ещё не было?
– Согласно основным научным положениям – не было. Только-только начинали появляться далёкие предки человека. Но…
Тут профессор поднял указательный палец, немного помолчал и продолжил говорить каким-то загадочным голосом.
– Понимаешь, – сказал он, – есть археологические и палеонтологические находки, которые не подтверждают этого! Например, наскальные рисунки древнего человека рядом с узнаваемыми рисунками динозавров, есть фигурки динозавров, вылепленные древним человеком. В конце концов, у многих народов есть сказки и легенды, в которых действуют драконы, огнедышащие змеи и другие страшные, огромные животные.
– Змей Горыныч! – догадался Петя.
– Змей Горыныч, конечно. И даже Рыба-кит, на спине которого можно жить. Современный кит, конечно, велик, но не настолько же.
– А какой был самый большой динозавр? – спросил Петя.
– Был такой Амфицелий, или Аргентинозавр. У этого супергиганта длина туловища достигала 40–65 метров, а весил он до 155 тонн! Длиннющая шея и маленькая голова. При этом он не был хищником, питался травой. Но о динозаврах я расскажу тебе позже, когда мы с тобой их увидим, – улыбнулся профессор.
– Да… Вот бы скорее увидеть! А ещё лучше…
– Что же может быть лучше? – хитро прищурился профессор.
– А ещё лучше посмотреть, как древние люди пасут стада динозавров!
Профессор рассмеялся. И Петя вместе с ним. Но ведь и правда – здорово лететь в шаре времени!
Рассказала Т. Шипошина
* * *В далёкую эру
В далёкую эру Архея,Лет пять миллиардов назад,Природа решила засеятьБольшой Океан, словно сад!И что там случилось, скажите?Раскинулись травы, кусты?Конечно же, нет! Первый жительГлубин океанских пустых —Бактерия! Странное дело,Но точно известно: она,Делилась и быстро сумелаВсю воду заполнить до дна!Не сразу цветов были тонны,Сады разрослись не за год,Но после усилий огромныхСложился морской огородИз маленьких сине-зелёныхРастений – огромный успех! —Бактерии определённоШаг сделали, главный для всех.Земля, Океан – стали садом.Но всё начиналось давно,Когда вдруг бактерии разомПустое засеяли дно!Е. Долгих* * *– Спасибо, профессор, очень интересно. А вот я заметил в названии разных эр повторение «…зойская», – поинтересовался Петя.
Михаил Михайлович ответил:
– Молодец, внимательно слушал. Протерозой, палеозой, кайнозой, мезозой – эти слова имеют в корне греческое «зоо», что переводится как «жизнь». И, между прочим, эта же часть есть в словах «зоопарк», «зоомагазин».
– Здорово, так их легче будет запомнить, потому что в зоопарке были все ребята, а в доисторическом мире не были… Какие же интересные эти древнейшие эры! Особенно загадочным кажется зарождение жизни в архейской эре…
Михаил Михайлович согласился:
– Да, это одна из самых таинственных исторических загадок. Учёные точно знают, что жизнь зародилась в воде, и без неё была бы невозможна. На других планетах, например, на Марсе, надеются найти признаки жизни именно благодаря тому, что там обнаружили много воды (в основном в виде льда). А вот на сухой, как камень, Луне, даже и не стоит начинать искать жизнь – без воды её быть не может. Но как именно живое появилось в воде – на это нет единой точки зрения. Есть версия, что жизнь зародилась везде в мировом океане, другая – в горячей воде гейзеров, третья – в отдельных тёплых капельках воды. Гипотеза про капельки принадлежит российскому академику Александру Ивановичу Опарину.
– Ой, я слышал о нём! Рядом с нашим детским садиком есть улица Академика Опарина!
– Да, Александр Иванович Опарин – всемирно известный учёный, – пояснил Михаил Михайлович. – Ив его «капельной», и в любой другой версии считается, что сначала образовались «живые» молекулы. Молекулы — это мельчайшие частички вещества. Они бывают простые, всего из нескольких атомов (атомы – мельчайшие частички отдельного элемента). А могут быть огромными, «высокими», а соединения множества молекул так и называют «высокомолекулярные соединения» (или полимеры). Вот эти молекулы могли появиться в воде из слияния более простых молекул, пока ещё неорганических.
А высокомолекулярные соединения – уже «органические». Само их название – от слова «организм» – указывает на путь к зарождению первых одноклеточных организмов. Но пока Земля была безжизненной, она состояла только из неорганических веществ. И вот, как будто в «волшебном бульоне», размешались простые неорганические молекулы и образовали органические.
Петя звонко рассмеялся – надо же придумать, что жизнь началась в бульоне!
– А чего ты смеёшься? Термин «первичный бульон» вполне научный. Его придумал и ввёл в науку всё тот же академик Опарин. Но вот кто «размешивал» этот бульон – вот вопрос. Когда ты вырастешь, и, может быть, станешь академиком, тогда и найдёшь ответ, – улыбнулся профессор.
– А что, я люблю узнавать новое! Дядя Миша, мне так нравится ваш рассказ про капельку! А у нас в садике тоже есть своя «Капелька», это младшая группа, – вспомнил Петя. – Неужели в капельке могла зародиться вся жизнь на Земле?
– Могла, и все организмы на нашей планете благодарны земной воде за то, что живут!
– Прям-таки все-все? И звери, и птицы, и растения, и мой кактус на окошке? – спросил Петя.
Михаил Михайлович улыбнулся:
– И растения, и все животные.
– И мой котёнок Буся?
– И котёнок, и ты сам, и родители, и бабушка с дедушкой, и я тоже. Без тех первых «жизненных капелек» мы сейчас с тобой не разговаривали бы, дорогой Петя.
Рассказала Н. Иванова
* * *Жизнь из капли
В древний берег билось мореБелой ласковой волной.Ни амёб, ни инфузорийНа планете – ни одной!Много солнечного света,Много тёплого песка,Но мертва ещё планетаИ безжизненна пока…Но однажды в малой каплеИз глубин горячих вод,Будто в праздничном спектакле,Был раскручен «хоровод».И молекулы сливалисьТам в «живые» вещества,Чтобы после появлялисьНа планете существа.Мы признательны, не так ли?Благодарны мы с тобойТой горячей первой капле,Первой капельке живой…Н. Иванова♦ Вопросы и задания
1. Что изучает наука палеонтология?
2. Каким образом учёные-палеонтологи изучают жизнь древних эпох?
3. Какой приблизительный возраст планеты Земля?
4. Как учёные делят время истории планеты?
5. Можешь ли ты назвать последовательность появления живого на Земле? Без чего возникновение и продолжение жизни невозможно?
6. В какую эру существования Земли появились динозавры?
7. В какую эру появился человек?
8. Могли бы встретиться на Земле динозавр и человек?
9. Есть ли подтверждения того, что динозавры и человек могли встретиться?
10. Какие герои сказок и мифов подтверждают, что человек мог встречаться с динозаврами?
Глава 2
Первые растения и животные
Рыбы. Земноводные. Членистоногие
Полёт в Шаре Времени продолжался. На бортовом компьютере появилась надпись: «Палеозойская эра».
– Палеозойская эра! – глаза Михаила Михайловича засияли.
Петя посмотрел на своего спутника. Он слышал, что студенты, когда приезжали к профессору на дополнительные занятия, называли его «Мир в кубе». Теперь мальчик понял почему. Не только потому, что фамилия, имя и отечество профессора начинались с буквы М, но и потому, что профессор так много знал! И ещё – он всегда радовался всему новому!
– Хочу рассказать тебе вот о чём, – произнёс профессор. – Итак, в океане появились бактерии и водоросли. Исследования показывают, что водорослям более миллиарда лет! Древний океан был иным по составу, чем нынешние моря и океаны. Но и сейчас в составе современных водорослей, потомков древних растений, есть так много полезных веществ, что их употребляют в пищу. Вот, например, ламинария.
* * *Морская капуста – ламинария[2]
Посмотрите – ой, ой, ой!Выкатил за час прибойЭту травку очень вкусную,Что зовут морской капустою.Морем вся она взлелеяна.В ней таблица Менделеева.Мы её нарубим мелко:Будь здоров! Держи тарелку!Н. Капустюк– А что касается животных, – продолжил профессор, – то они тоже появились в древнем океане. До того как на Земле стали образовываться понятные и знакомые человеку типы животных – примерно 570 миллионов лет назад – в морях обитали некие живые существа… Они до сих пор не имеют определенного места в классификации живых организмов! Называют их всех вендобионтами. Вендобионты достигали размера до полутора метров, не умели плавать. Жили на дне, в условиях нехватки кислорода.
– А сейчас можно найти живого вен… до…
– Едва ли, – улыбнулся Михаил Михайлович. – Уже 540 миллионов лет они существуют только в виде окаменелостей. Изучают их по приблизительному аналогу. Одно древнее, но более живучее животное, которое до сих пор сидит на дне – это актиния, или морской анемон. Часто она передвигается по дну, прилипая к панцирю рака-отшельника.
* * *Актиния
Я – актиния, привет!Мне не нужен яркий свет:Выбираю, где темно,Любо мне морское дно.Только здесь, на самом дне,На огромной глубине,Где солёная вода —Есть приличная еда.Подплывай, планктон, не трусь,Я цветочком притворюсь,Для актиний ерунда…Да куда же ты, куда?!Догоню ведь, так и знай!Рак-отшельник, выручай!До чего удобно мнеНа его сидеть спине!Цирковой аттракцион:Я охочусь, возит он.Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Расстояния в космосе измеряются с помощью световых лет.
2
Ламинария (Laminaria) – одна из самых полезных морских водорослей, более известная как морская капуста. С незапамятных времён она использовалась в питании и медицине народов, проживающих вблизи морей и океанов. Содержит в себе: хлор, калий, натрий, магний, кремний, фосфор, йод, кальций, железо, цинк, ванадий, марганец, никель, кобальт, молибден.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги