banner banner banner
Коммуниканомика. Рецепты национальной кухни управления изменениями
Коммуниканомика. Рецепты национальной кухни управления изменениями
Оценить:
 Рейтинг: 0

Коммуниканомика. Рецепты национальной кухни управления изменениями

Коммуниканомика. Рецепты национальной кухни управления изменениями
Валентин Андреевич Шумовский

Сегодня взаимодействие между людьми, принимающими решения, стало ключевым фактором устойчивости и развития бизнеса. Один из главных источников проблем для руководителей и предпринимателей – переизбыток информации и неэффективные коммуникации. Коммуниканомика предлагает рассматривать практики взаимодействия принимающих решения как актив компании. Такой взгляд позволяет расширить пространство бизнес-анализа и находить новые возможности для повышения эффективности.В книге описаны несколько авторских моделей и даны инструменты, основанные на личном опыте решения реальных бизнес-задач – как успешном, так и неудачном. Предлагается новый, учитывающий национальные особенности, взгляд на управление изменениями и лидерство, даются полезные рекомендации по организации командной работы и описываются форматы взаимодействия, позволяющие повысить результативность и укрепить сотрудничество.Книга будет полезна, в первую очередь, собственникам и руководителям среднего бизнеса.

Валентин Шумовский

Коммуниканомика. Рецепты национальной кухни управления изменениями

Введение.

Введение.

«Коммуникации – валюта современной экономики».

Эта мысль пришла мне в голову на эскалаторе аэропорта «Внуково» в 2018 году. Еще не случились пандемия, локдаун и массовый переход на удаленную работу. Российские компании еще вовсю сотрудничали с европейскими, считая партнерство стратегическим, и, как следствие, истово перенимая зарубежный опыт как «лучшие практики». «Большая четверка» консалтинговых компаний с офисами в Нью-Йорке, Бостоне, Лондоне и Париже вовсю продавала российскому бизнесу решения и «решения», построенные на разработках западных университетов и think tnk’ов. Их клиенты время от времени высказывались в прессе (и уже нередко – в набиравшем популярность и еще не за(раз)блокированном Телеграмме) на предмет того, что «решения», в массе своей, не работают совсем, а решения – как-то работают, но не так, как предполагалось на этапе продающей презентации. Тем временем я, простой координатор программы инновационного развития Авиакомпании «Россия» и начинающий модератор, уставший и расстроенный, улетал домой с длинной и бестолковой встречи между двумя так и не сумевшими договориться между собой потенциальными исполнителями одной очень любопытной и, при ином стечении обстоятельств, несомненно прибыльной для всех участников технологической задачи.

Впрочем, тогда эту мысль я не сумел поместить в какой-то более объемный контекст, а потому цепочка дальнейших размышлений не возникла. Фраза отправилась в электронную записную книжку, где и пролежала еще почти два года. До того момента, когда мне повезло поработать с одной из лучших, на мой взгляд, российских по происхождению консалтинговых компаний – BITOBE. Это дало возможность не только получить бесценный опыт, но и обсудить свои идеи с настоящими экспертами по решению сложных и масштабных организационных задач – как со стороны консультантов, и со стороны их заказчиков. К тому же, сам я к тому моменту был старше на два сертификационных курса, какое-то трехзначное число часов онлайн-обучения и пару десятков клиентских кейсов от студенческих стартапов до технологических компаний, занятых разработкой конкурирующих с западными корпоративных IT-системы. Контекст появился, цепочка размышлений запустилась, и исходная формулировка трансформировалась в тезис, который лег в основу этой книги.

Коммуникации – самый перспективный актив современного бизнеса.

Мысль (пока) неочевидная и довольно абстрактная, но на ней мемуарная часть заканчивается и начинается сугубо практическая, в которой я намереваюсь убедительно доказать, что именно качество коммуникации и умение по-новому ей управлять определяет сегодня как устойчивость компании «в моменте», так и перспективы ее развития.

Здравый смысл подсказывает, что термин «коммуниканомика» объединяет два понятия – экономика и коммуникации. И вроде бы эти понятия уже сегодня так или иначе между собой связаны. Так стоит ли огород городить? Эта книга убедительно докажет, что однозначно стоит, так как распространенные экономические модели не вполне корректно рассматривают роль коммуникации в основных экономических процессах. Под основными процессами я понимаю исключительно производство и продажу товаров и услуг, исключая какие-либо политические флуктуации, жонглирование показателями и деривативами.

Поэтому книга адресована, в первую очередь, владельцам среднего бизнеса. Здесь необходимо пояснить – как описать эту категорию в парадигме управления коммуникациями. Очень просто. Сегодня существует несколько моделей отнесения компании к какому-либо сегменту – по размеру выручки, по географической распределенности, по числу работников и т.д. Каждая такая система критериев создана под решение какой-то статистической задачи, далекой от контекста управления отношениями между людьми. Поэтому для того, чтобы каждый читатель этой книги смог достоверно определить какие из практик Коммуниканомики с большей вероятностью принесут ему пользу – мне придется предложить свою систему.

Как и все в этой книге она будет простой, интуитивно понятной и практически применимой. Это, конечно же, не означает, что для нее невозможно будет подобрать исключения. Они точно будут, поскольку универсальных систем не существует. Коммуниканомика как управленческая технология не претендует на то, чтобы предложить ответы на все вопросы. Но точно способна дать ответы на ряд критических для предпринимателя вопросов, для которых «ортодоксальная» экономика ответов не дает и дать пока не сможет в силу своего внутреннего устройства – той фундаментальной основы, которая формирует саму суть системы и которую применительно к личности Карл Юнг называл «Самость».

Примем за аксиому утверждение, что цель и смысл коммуникации в решении экономических задач – принятие решений. Решения разделим на стратегические и тактические. Учтем, что связующим звеном между стратегическими и тактическими решениями является декомпозиция стратегии. В итоге получим простую модель, в которой практически любую действующую в экономике компанию можно поместить на один из четырех уровней – малая, средняя, объединенная или корпорация. Эволюция при этом происходит через повышение коммуникативной компетентности и уровня сложности коммуникационных задач, которые необходимо решать для устойчивого функционирования и поступательного развития компании.

В малом бизнесе стратегические и тактические решения принимаются одним человеком. Соответственно, декомпозиция стратегии в тактику происходит в форме «внутреннего диалога» собственника. В контексте коммуникации в такой компании есть всего два уровня: собственник, он же операционный руководитель, и исполнители его решений. Какой объем выручки генерирует при этом компания и сколько исполнителей в ней работает – вопрос важный, но в таком ракурсе контексте второстепенный. Методы управления коммуникациями для мастерской по изготовлению обуви на заказ и для разработчика мобильных приложений с оборотом в несколько десятков миллионов рублей в год будут примерно одни и те же. Ведь экономический эффект коммуникации определяется тем, насколько точно (с каким процентом ошибок) исполнители выполняют поступившие от собственника распоряжения. Среди моих клиентов были и есть представители этого сегмента. Решения в области коммуникации, которые действительно работают на повышение эффективности их бизнеса, как правило, относительно просты и относятся всего к трем типам: умение договариваться, умение четко доносить до исполнителя всю информацию, необходимую для качественного выполнения задачи, и умение корректно оперировать личностными аспектами – своими, исполнителей и тех, с кем приходится взаимодействовать «по горизонтали». К последней категории относятся, в основном, клиенты и поставщики.

Для предпринимателя из этого сектора, если ему комфортно на текущем уровне, погружение в коммуниканомику может быть ограничено главой о лидерах и руководителях, а остальные оставлено «на вырост».

Граница между малым и средним бизнесом в управлении взаимодействием между людьми проходит там, где стратегические и тактические решения начинают принимать разные люди. Соответственно, декомпозиция из внутреннего диалога превращается в диалог полноценный, в котором активно участвуют как минимум двое. Типичная (но не единственно возможная) точка перехода – собственник нанимает профессионального управленца. Предприниматели, которые уже прошли этот этап, знают, что этим, как правило, дело не ограничивается. Компания, в которой исполнительный аппарат представлен только наемным директором – явление не исключительное, но достаточно редкое. В большинстве случаев тактическое звено начинает быстро разрастаться и дифференцироваться, неуклонно продвигая компанию к следующему переходу. Именно на этом этапе жизненного цикла бизнеса инструменты и практики Коммуниканомики будут максимально применимы и могут принести очевидные экономические эффекты. Почему я в этом так уверен?


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 60 форматов)