Ольга Перцева, Андрей Кузин
МатериАнство. Ваш успешный ребенок
Эта книга посвящается нашим родителям
© Перцева О., текст
© Кузин А., текст
© Добрецкая С., илл. на обложку
© ООО «Издательство АСТ»
Введение
Дорогой мой современный родитель, вы держите в руках книгу двух авторов, двух психологов, двух друзей и людей, которые ценят и уважают детство.
Всех детей в мире полюбить нельзя, среди них, несомненно, встречаются несносные мальчишки и капризные девчонки, но мы предлагаем вам с помощью установок и инструментов, которые описываем в этой книге, полюбить детство и родительство как явление.
Уважение детства открывает для вас новые возможности в воспитании и развитии успешных людей. Многие из нас хотят испытывать гордость за своих детей, за себя как родителя, но не знают, как к этому прийти, что для этого сделать.
МатериАнство – это набор эффективных установок, приобретая которые вы не только облегчаете процесс развития и воспитания детей, но и получаете результаты о которых мечтали.
Нам всем важно чтобы:
– наши дети были в безопасности,
– умели быть самостоятельными,
– имели шансы на материальную независимость и карьерный рост.
Мы хотим гордиться нашими детьми!
МатериАнство – это особый родительский менталитет, когда у вас есть решения для любой ситуации, связанной с воспитанием. Если вы материАнец, вы видите мир только через призму экологичного поведения, у вас нет и не будет грубых ошибок в воспитании.
Эта книга состоит из двух частей. В первой психолог и нумеролог Ольга Перцева рассказывает о концепции материАнства и о том, как показатели матриц современных детей и родителей указывают на проблемы, с которыми они уже сталкиваются или столкнутся. Во второй – психолог с большим опытом практической работы Андрей Кузин объясняет, как лучше решать проблемы детей разного возраста на реальных примерах из своей практики.
Ольга Перцева:
Свой путь в изучении родительско-детских отношений я начала нестандартно: прежде чем изучить детский вектор, я изучила родителей. Именно их запросы были целью моих исследований. Ведь именно родитель решает, к чему придет ребенок, и именно родитель и является средой развития детей, на нем и ответственность за дизайн этой среды. Поэтому сначала и нужно помочь родителям и привести в порядок их состояние. Такой родитель способен будет создать лучшую развивающую среду для своего ребенка, и отличные результаты не заставят себя ждать.
Мой путь к материнству был долгим – я стала матерью в 32 года. Это был осознанный путь, так как прежде, чем родить ребенка, нужно было привести себя в порядок и исключить тревожность, доминирование, деструктивные установки в воспитании и прийти к уважению детства, как такового. Мое профессиональное мнение: родителями не рождаются, ими становятся. Поэтому мы должны в обязательном порядке приобрести такие навыки и установки, которые позволят нам импровизировать, выбирая инструменты для развития и воспитания, и получать хорошие результаты.
Я много лет собирала и анализировала запросы, с которыми родители приходили ко мне на консультации, и пришла к выводу, что главной целью современных мам и пап является успех их детей, при фактической необходимости научить детей быть счастливыми. Я поставила себе задачу создать такую концепцию, где родитель бы смог увидеть успехи своего ребенка, а ребенок в этом процессе и по результатам развития стал бы счастливым. Каждый должен получить свое, нам нужен компромисс.
Приняв концепцию и установки материАнства, вы сможете увидеть успех вашего ребенка и вырастить его счастливым.
Я – дочь и внучка материАнцев, и я надеюсь, что мои дети продолжат эту традицию в воспитании и отношениях. И так же надеюсь, что эта концепция и сообщество помогут и вам познать радость и легкость быть родителем.
Я посвящаю эту книгу своей маме – Елене Владимировне Пилипенко. Мама, своей любовью ко мне и своими секретами воспитания ты теперь исцеляешь других! Я люблю тебя и жизнь, которую ты мне подарила!
Андрей Кузин:
Я родом из Новосибирска. Уже в седьмом классе я решил, что непременно буду врачом. Папа моей одноклассницы умер от рака, и я ей очень сочувствовал, поэтому мечтал стать врачом и найти лекарство от этой болезни. С седьмого класса я занимался в Малой медицинской академии, помогал будущим кандидатам наук проводить научные исследования в лабораториях Новосибирского медицинского института.
После окончания школы я поступил в медицинский институт на педиатрический факультет. Времена были сложные, приходилось подрабатывать. Уже со второго курса я начал работать медбратом в детском отделении больницы, потом перешел в педиатрическую бригаду скорой помощи. Работая на скорой, я постепенно начал понимать, что многих острых проблем, с которыми сталкиваются врачи скорой помощи, можно было бы избежать, если бы эти люди, эти семьи получили психологическую помощь. Так я начал интересоваться психологией и поступил в педагогический университет на факультет психологии.
После окончания педагогического и медицинского университетов я начал консультировать как психолог. Я работал сначала в государственных учреждениях, таких, например, как детский многопрофильный медицинский центр «Синеглазка» в Новосибирске. Постепенно у меня стал появляться свой круг клиентов, и я начал частную практику. Как практикующий психолог, я ощущал недостаток работающих техник и инструментов, поэтому постоянно учился. Много лет проходил обучение и супервизию у американского психолога Ричарда Коннера, который в то время жил в Сибири. Дважды проходил стажировку в Mental Research Institute (США, Калифорния), прошел двухгодичное обучение в Centro di terapia strategica (Италия, Ареццо) у выдающегося психотерапевта Джорджио Нардоне. Защитил кандидатскую диссертацию по психотерапии и стал кандидатом медицинских наук.
Пару лет назад сразу несколько столичных университетов пригласили меня преподавать, и я переехал в Москву. Продолжаю вести частную практику и консультирую уже, в общей сложности, 26 лет.
С Ольгой Перцевой я познакомился в 2019 году. Она проходила обучение в Московском институте психоанализа по программе «Семейное и детское консультирование», а я вел один из модулей этой программы. Ольгу очень заинтересовал тот подход, который я использую в консультировании, и она предложила мне сотрудничество. Летом 2020 года я приехал в Севастополь, и мы за несколько недель сняли мой курс «Системное стратегическое консультирование». Этой курс стал третьей ступенью обучения в школе Ольги, и посвящен он консультированию отдельных людей, а также супружеских пар и семей с детьми. В данный момент набирается уже седьмой поток данного курса, и обучение на нем прошли сотни учеников школы Ольги Перцевой.
В 2021 году мы запустили новый курс «Сексология». Кроме того, мы постоянно советовались друг с другом, обсуждали методику преподавания некоторых тем и трудные случаи в консультировании. А в 2022 решили написать совместную книгу, в которой могли бы, опираясь на наш уже достаточно большой опыт, поделиться с заинтересованными родителями стратегиями и принципами успешного воспитания и решения детских проблем. И вот эта книга перед вами. Интересного чтения!
Я посвящаю эту книгу своим родителям – Юрию Андреевичу и Наталье Алексеевне Кузиным. Папе я благодарен за то, что он всегда со мной разговаривал, всегда находил для меня время, старался меня понять. А маме – за то, что она всегда смеялась над моими шутками, за то, что для нее я всегда был лучшим, а также за то, что она учила меня заботиться о себе.
Особо хочу поблагодарить мою жену, Юлию, за ее помощь и поддержку в написании книги. Без нее этой книги не было бы.
Часть 1. МатериАнство. Ольга Перцева
Как появилось материАнство и чем оно отличается от других систем воспитания и развития детей?
Я всегда отличалась от других детей своим воспитанием, развитием и стремлениями, а сегодня вы видите результат этого воспитания и развития. Мой успех – заслуга не только моего личного потенциала, это еще и созданная моими родителями развивающая среда, раскрытие этого потенциала в условиях, которые подходили только моей матрице, человеку с другой матрицей нужен другой рецепт.
Например, в моей семье действительно уважали детей как равных, никогда не наказывали физически, не унижали, поэтому и я не приемлю этого в отношении детей и никогда не приму насилие за норму. А насилие в семье сегодня намного ближе к каждому из вас, чем кажется.
Даже будучи ребенком я понимала, что очень сильно выделяюсь своей уверенностью в себе, своей внутренней свободой и способностями. А еще моя семья и мои родители не похожи на семьи и родителей моих сверстников, так как мыслят современно и понимают меня. Еще подростком я задалась вопросом «Как вырастить успешного и счастливого человека, как это сделали мои родители?» – Какие секреты должен знать родитель? Что он должен уметь сам, чтобы его ребенок имел навыки для счастливой жизни? Что знали мои мама, бабушка, тетя и папа? Как им удалось в такое тяжелое время не травмировать меня? Что нужно знать родителю и каким быть, чтобы ребенок стал самостоятельным, успешным и счастливым?
Я исследовала тему отцов и детей еще задолго до того, как сама стала мамой, и главными субъектами в этом исследовании были не дети, а родители. Именно родители являются тем самым «руслом», по которому, как течение, направляется потенциал ребенка. МатериАнство – это система установок и ценностей, парадоксальных техник для современного родителя, который приводит ребенка к успеху! В этой книге не будет классической периодизации развития ребенка, не будет темы кризисов, всю эту важную информацию вы сможете узнать у ведущих авторов по теме воспитания: таких, как Л. Выготский, Ю. Гиппенрейтер, Ж. Пиаже, А. Леонтьев, А. Колмановский и др. В этой книге, совместно с Андреем Юрьевичем Кузиным, мы попытаемся дать вам современные инструменты для воспитания и развития детей: установки и позитивное восприятие, метод формирования навыка, психотехники парадоксов.
Эта книга продолжает тему моего метода Статистического Психоанализатм. Можно было бы назвать ее третьим этапом, где вы, мой читатель, увлеченный темой развития личности с ранних лет, получите новую информацию о формировании мировоззрения успешных людей. В наших с вами силах создать психологически здоровое общество, быть счастливыми самим и сделать успешными наших детей. Периодически я буду ссылаться на материалы из других моих книг.
Многие мои успешные привычки были приобретены благодаря упорству моей мамы (матрица 12.01.1962), об этом я еще напишу далее.
Глава 1. Принципы материАнства и недирективного воспитания ребенка
• Что такое материАнство?
• Кто такие материАнцы?
• Недирективное родительство
• Принципы недирективной помощи
• Стили воспитания. Разница невовлеченного и недирективного воспитания
• Невовлеченность ≠ Недирективность
• Влияние невовлеченного воспитания на детей
Что такое материАнство?
МатериАнство – это социальный проект, призванный объединить родителей во всем мире, заинтересованных в развитии личности, в профилактике цифрового аутизма, псевдоаутизма, в профилактике разрушения личности, неудач в жизни. Родители, опираясь на данные матрицы ребенка, могут помочь его полноценной реализации, действуя при этом не интуитивно, а решительно и точно.
Можно сказать, что материАнство – это особый менталитет родителей, которые опираются на конструктивные установки и имеют особенный набор ценностей, который дает возможность вырастить ребенка успешным и счастливым.
Окончательное решение о создании материАнства, как социального проекта пришло ко мне вместе с рождением моего сына Михаила (02.04.2016), матрицу которого я уже анализировала, когда меня везли в послеродовую палату. На тот момент больше всего меня волновала и беспокоила тема ЗПРР и РАС у детей, особенно в тех случаях, когда у ребенка сохранялись способности к социализации, но диагнозы РАС и ЗПРР уже были поставлены специалистами. Я начала собирать данные о среде развития таких детей, в первую очередь рассматривая матрицы родителей, так как матрицы детей, рожденных в 2000 году и далее, были мне предельно понятны. Более чем в 90 % случаев мы сталкиваемся с одинаковыми показателями в их матрице:
– сектор «Память» 9/пуст
– сектор «Темперамент» 1/2/пуст
– сектор «Интерес» 3/пуст
– сектор «Энергия» 22/222/2222 и более
Порой матрица-2000 может в целом состоять только из этих сниженных коэффициентов, и многих родителей это напрасно пугает. А некоторые «эксперты» даже придумали дописывать коэффициенты в секторы, умножая расчет на 19. Я выступаю категорически против таких расчетов матрицы, так как они просто закрывают от вас нужную информацию о секторах, с которыми мы, материАнцы, успешно работаем.
Наблюдения за сочетанием матриц родителей как среды и матрицы-2000 окончательно убедило меня в необходимости внедрения в жизнь подхода «МатериАнство». Ситуация в мире, связанная с потенциалом этих коэффициентов и тем, как устроен родитель, позволило создать современную систему установок для полноценного, успешного развития ребенка. МатериАнство – это легко и просто, потому что вам не нужно ничего дополнительно, чтобы вы растили успешных и здоровых детей. Нужны только вы сами – родители!
МатериАнство – это комплекс установок, которые приобретает родитель для создания развивающей среды: сначала для себя, затем – для своих детей.
МатериАнка или материАнец – это мама- или папа-коуч, использующие дизайн среды для развития ребенка и владеющие знаниями о развитии личности, о развитии ответственности, о потенциале успешного человека. И это родители, которые руководствуются недирективной формой воспитания и имеют конструктивные установки.
МатериАнцы – это социальные архитекторы. Те, кто помогают выстраивать взаимодействие своих детей с миром. Те, кто помогают раскрывать в детях самые важные функции: коммуникабельность, способность слышать и видеть мир вокруг, эмпатию и умение сочувствовать, навыки успешных людей.
Кто такие материАнцы?
Я встречала довольно много тревожных, но безразличных родителей, настолько тревожных и безразличных, что они ломали судьбы детей, мешали их своевременному и полноценному развитию, в прямом смысле делали из потенциально здоровых детей аутистов. Последние меня заинтересовали больше всех. Несколько лет назад вдруг негласно стал нормой факт развития речи в 4–5 лет. Дети в два года не говорят простыми предложениями, и никто не рвет на себе волосы, оправдывая это разными способами. Между тем, без своевременного развития речи, без этой высшей психической функции, которая должна быть развита до 7 лет (далее это крайне сложно или порой и вовсе невозможно), ни о каком успехе ребенка в будущем речь идти не может. Успех – это разнообразие достижений. Если ваш ребенок, став взрослым, найдет хорошо оплачиваемую работу, но при этом не совершит ни одного большого поступка в жизни, не найдет любовь, не реализует свои мечты – об успехе говорить сложно. Быть богатым, но асоциальным, как, например, Стив Джобс (американский предприниматель, создатель Apple) – это не успех, это достижение в одной сфере, но провал в жизни в целом. МатериАнцы заинтересованы в том, чтобы их дети были по-настоящему успешны и имели достижения во всех важных для полноценной личности сферах.
В обществе есть запрос на выращивание успешных детей. Я не буду его обесценивать и не буду вас уговаривать не делать этого – так я не помогу ни вам, ни детям. Давайте вместо черного и белого найдем баланс, где не отменим успех, а «подправим» это понятие и путь к нему. Наши дети не должны быть унижены и лишены своего детства, которое никогда не повторится, из-за нашего тщеславия и только потому, что мы не знаем ничего о настоящем успехе.
Успешный человек для материАнца – это человек способный, обладающий множеством навыков, которые помогут ему получить желаемое без поддержки родителей; это человек самостоятельный, умеющий извлекать пользу из всего, с чем соприкасается; это человек инициативный и социальный. Создавая возможность для развития таких навыков, вы создаете возможность успешного жизненного пути вашего ребенка.
Много лет у меня был исследовательский интерес к тому, как воспитать успешного человека незаметно для него самого. Так, чтобы не лишить ребенка важного этапа жизни – детства, но внедрить необходимые навыки, которыми он действительно воспользуется в жизни при достижении целей.
Ключевые особенности материАнцев:
• МатериАнцы верят в способности ребенка, верят в его возможности, доверяют своему ребенку ответственность и верят в то, что он на основании своего потенциала и уровня развития сможет справиться без их помощи.
• МатериАнцы – самоактуализированы: знают о себе самих все, они знают, чем могут быть полезны ребенку, а чем могут ему навредить. Способны контролировать свои деструктивные проявления и управлять своим влиянием.
• МатериАнцы не канализируют в ребенка свои сильные секторы: «Долг» 88/888 (ответственность и давление); «Логика» 55/555 (контроль и любопытство); «Быт» 3/4/5 (опека и стремление к пользе), в которых заключено желание контролировать, быть экспертом, желание иметь дело только с тем, что дает результат. Рождение и воспитание детей – это бескорыстное занятие, предполагающее безусловную любовь и эмпатию. И я помогу вам понять, как любя детей бескорыстно вы сможете похвастаться их достижениями.
• МатериАнцы знают, как направить потенциал ребенка, как канализировать его сложные черты или трансформировать сложные в сильные. А также умеют трансформировать свое отношение к тем проявлениям ребенка, которые казались сложными, и помогают им стать сильными.
• МатериАнцы видят своих детей честно и открыто, они знают как должны относиться к детям и уважают детство само по себе.
• МатериАнцы не боятся за своих детей, они прививают им такие навыки, которые помогут детям быть в безопасности всегда, даже когда рядом нет родителя-опоры.
• МатериАнцы владеют информацией о том, что такое выученная беспомощность, изоляция/госпитализм, знакомы с понятием «личность».
• МатериАнцы любят ребенка независимо от его достижений.
• МатериАнцы не заводят детей как способ реализовать себя или для демонстрации своих достижений.
• МатериАнец не стыдится своего ребенка и принимает его картину мира, опираясь на матрицу и понимая разницу между своим взглядом на мироустройство и картиной мира ребенка. Ребенок – отдельная от матери личность!
• МатериАнцы – это родители, которые реализованы индивидуально, не за счет статуса родителя и не за счет ребенка.
• МатериАнцы – это наблюдатели!
• МатериАнцы используют недирективный подход в воспитании.
Недирективное материнство, или недирективное родительство
Недирективный подход – это особое отношение к человеку, его уникальному внутреннему миру (картине мира или матрице), дающее возможность человеку ощутить собственную ценность. Родитель дает ребенку право выбора, учитывая его интересы и реальные потребности; рассматривает ребенка как равноценного партнера; уважает в ребенке его право на собственную точку зрения, на самостоятельный выбор и принимает последствия этого выбора.
Главные векторы этого подхода:
– развитие навыков самостоятельности и успешности;
– развитие инициативы и способностей определять свои желания и цели, а также использовать возможности секторов «Семья», «Цель» и «Быт»;
– закладывание основ для развития личности и памяти;
– саморегуляция и эффективное использование личного потенциала.
Основной вектор недирективного родительства – развитие способности опознавать свои желания, самостоятельности и инициативности.
На языке матрицы это секторы «Семья», «Цель» и «Быт», сила которых напрямую связана с финансовым и социальным успехом личности. Один из самых актуальных запросов современного родителя звучит так: «Как вырастить успешного человека?». Это становится едва ли не главной целью родителей. А я задам вам такой вопрос: кого же вы все-таки хотите вырастить – успешного или счастливого человека? На этот вопрос должен ответить каждый из нас сам себе. Правильного ответа нет, вы можете выбрать и один, и оба ответа сразу. На страницах этой книги мы постарались объединить современные методы, которые помогут вам определить путь для воспитания вашего ребенка.
Недирективное воспитание даст:
• Реализацию принципа сотрудничества и сотворчества родителя с ребенком и принципа развивающего обучения.
• Поддержку детской инициативы. А инициатива – сильнейший инструмент для достижения успеха в любой сфере.
• Использование социальной ситуации для развития ребенка – учить ребенка чему-то не обязательно только в учебном классе. Мир вокруг нас каждый день дает нам возможность учиться и учить наших детей, и прививать им именно те навыки, которые приведут их к успехам в любых делах.
• Партнерство с ребенком. Хватит поучать детей с высоты своего опыта, дайте им доступ в эту кладовую информации.
А ребенку:
• Веру в себя и адекватную самооценку как опору на всю жизнь;
• Развитые навыки коммуникабельности и самостоятельности, а также обучаемость и смелость – это настоящая защита для наших детей. Мы способны их защитить только передав им действительно необходимую информацию, развив их навыки.
И хочу еще раз обратить ваше внимание, что партнерство – совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели.
Принципы недирективной помощи
Основные принципы, на которых строится недирективная помощь:
• принцип диалогичности – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи, а не только на наказании и чтении лекций о правилах.
• принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил. А для этого нужно уметь выдержать паузу и дать ребенку возможность самому подумать и решить. Ловите себя на желании проявить свой потенциал и почувствовать свою значимость и просите сами себя замолчать. Выдерживайте паузы!
• принцип доброжелательности – родителю стоит показывать искренне заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности, а для этого нужно занять партнерскую позицию и осознать, что ребенок имеет точно такие же права, как и вы, помнить, что он личность, а с личностью не разговаривают свысока. Лайфхак: представьте, как бы внимательно вы слушали, если бы это был не ваш маленький ребенок, а известная личность, великий ученый, президент вашей страны. Представьте себя в этой ситуации: в какой позе вы будете сидеть, куда смотреть, как покажете заинтересованность (вспомните как вы обычно это делаете в таких случаях). Вот это и есть искренняя поддержка! Мы родители часто так заняты собой, что нам жалко минуты времени и мы ее выделяем с такой жадностью, как будто мы чиновники, к которым очередь на прием и ребенку случайно досталась минута вне очереди.
• принцип опоры на положительное в ребенке – родитель должен выражать уверенность в успехе ребенка.
• принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от его собственных усилий, когда он решает ту или иную задачу.
• Ваша похвала должна быть направлена на поддержку усилий и стратегии, которую выбирает ребенок. Пример: «Очевидно, что ты потратил много труда/времени на этот рисунок». В таком случае мы как бы подсвечиваем навык упорства, который необходим в любом деле. И не забывайте о волшебном слове «пока», которое автоматически подтверждает надежду на успех в будущем. Пример: «Ты пока не выиграл в этом соревновании».
• Принцип развивающейся субъективности – девизом этого принципа может служить фраза Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». Для этого нужно иметь терпение, которое зиждется не на силе воли, а на установках, которые должны «врасти» в вас, стать вашими, чтобы вы понимали смысл и реализовывали этот принцип.