banner banner banner
Столица детства моего
Столица детства моего
Оценить:
 Рейтинг: 0

Столица детства моего

Названия сочные попринесло:
Камышин, Дубовка,
Ольховка, Оленье —
Притихшее в балке
Родное село…

Наверно, когда-то
Леса здесь шумели
И гордо откинув литые рога
На Волгу олени с обрыва глядели
И в чащу летели, почуяв врага…»

Поэт много рассуждает о судьбе Оленья и завершает стихотворение такими строками:

«И чудится мне, что вот-вот из забвенья
На берег рогатый красавец шагнет
И станет Оленье взаправду оленьем
И новую песню земляк мой споет!»

Дай-то Бог, что б слова Валентина Васильевича оказались пророческими.

Ну и третья версия тесно связана со второй. Этот факт подтвержден историческими документами. В «Историко-географическом словаре» Минха читаем:

«Речка и деревня получили свое название от находимых здесь костей оленей, из которых череп допотопного оленя, с хорошо сохранившимися рогами подарен помещиком П. И. Даниловым Саратовскому губернскому статистическому комитету. Череп этот хранится теперь в музее Саратовской ученой архивной комиссии».

Интересно, а до наших дней сохранилась эта находка в Саратове? Очень захотелось на нее посмотреть.

С названием мы разобрались. А вот селом Оленье стало именоваться уже после 1900 года. Более подробно о том, как появилась и исчезла Никольская церковь на моей малой родине будет рассказ чуть дальше.

А пока мы вернемся в деревню Олени или Оленье.

Проживало здесь 462 человека, из них 222 мужчины и чуть побольше – 240 – женщин. О детях в то время нигде упоминаний нет. Были в деревне две ветряных мельницы и пять водяных, одна мелочная лавка (по-современному – небольшой магазинчик типа ларька) и одна корчма. Последняя по-другому называется «питейный дом», основными напитками, которые продавались тут, были квас, мед, пиво и вино. И вот что пишет так полюбившийся мне за эти годы историк А. А. Минх:

«Страсть к напиткам, особенно в праздники и на свадьбах, и к роскоши, преимущественно в среде женщин, есть отличительная черта оленьевцев. Живут они, продавая последнюю скотину и покупая жене и дочери наряды». По этому поводу у оленьевцев даже была своя пословица – «Хоть голоден – да моден!»

Неподалеку от Оленья раскинула свои дома Екатериновка (Слободка). Интересно, что в 1862 году их было даже две – в одной 5 дворов, где проживало 43 человека, а в другой – 23 двора на 155 человек. Но к концу 19 века деревни объединяются в одну – там насчитывается чуть более трехсот жителей, у которых имеется один общественных хлебный запасный магазин, одна ветряная мукомольная мельница и фруктовые сады.

Рядом расположен поселок Михайловка (Анапа) в семь дворов. Екатериновцы занимаются тем же самым, что и оленьевцы, но помимо этого и бахчеводством. Здесь варят очень вкусный нардек – арбузный мед. Из двадцатипятиведёрного котла арбузной мякоти получают двенадцать вёдер чистого сока, который уваривается и превращается в пять-шесть вёдер густой черной сладкой жидкости, которая хороша с лепешками и пшеничным хлебом. Арбузный мед очень любили немцы их хутора Вебер.

Крестьянки (с. Оленье) в фотосалоне слева Дуракова Анстасия Николаевна 1898 г.р., справа Тонкодубова Евдокия примерно 1898 г. р. Фото из архива И. Н. Плехановой

Хуторские воспоминания

Екатериновка, Михайловка и Вебер были расположены при речке Песчанке (сейчас это измельчавший ручей, протекающий через Слободку). Она впадала в речку Оленью (сейчас это залив Волги, уходящий в Тюрину балку).

По Оленьей речке, в свою очередь, располагались и другие хутора, о которых я немного упоминала выше: хутор Андрианов, именуемый по-другому Задубовский, где было шесть дворов и 30 жителей; хутор Архипов с точно такими же данными; хутор Костин в 13 дворов, где проживали 75 человек; хутор Кузьмин в три двора на 14 жителей и хутор Леднёв, называемый по-другому Соков на шесть дворов для 31 жителя.

Земля у наших предков-хуторян была неказистая – изрезанная хоть мелкими, но неудобными оврагами, на две трети песчаная, местами даже с мелким камнем, а на одну треть – из суглинистого чернозема. Трудно приходилось крестьянам. Урожай на полях был, как правило, низким, да еще и мешали суховеи. И его судьба почти целиком зависела от прошедших вовремя дождей. Местные крестьяне в то время говорили: «У нас не земля родит, а небо». Самые значительные населенные пункты – Оленье со ста домохозяевами и Михайловка – с семьюдесятью. Во всех остальных хуторах насчитывалось до семидесяти дворов в общей сложности.

В 1896 году земство постановило открыть в Оленье церковь, при ней школу, библиотеку-читальню и приют для приезжающих с дальних хуторов. Грамотные хуторяне были только в зажиточных семьях, которые изредка приглашали к себе какого-нибудь странствующего унтер-офицера в отставке или заштатного дьячка.

Карта 1915 г. на которой можно увидеть некоторые хутора

Веберы – немцы Поволжья

Представим, что мы с вами в прошлом. Далеком и невозвратном. Перед нами Оленьевская балка, которая почти сплошь усеяна мелкими деревнями и хуторами.

Хутор Вебер – бывшее владение помещиков Даниловых. Немцы – хуторяне засевали тут в большом количестве мяту, табак и прочие диковинные растения. Из мяты делалось мятное масло и отправлялось в Саратов, Москву и другие крупные торговые города. А еще, по воспоминаниям старожилов, у них росла красивейшая сортовая сирень, из которой делали… одеколон. Говорили, что этот хутор очень хорошо обставлен, в нем замечен порядок и аккуратность, которые всегда присущи немцам. Тут даже имелась немецкая школа.

Располагался он в Песковатской волости на речке Оленьей и состоял из двух участков земли, площадью 2289 десятин (десятина – площадь чуть больше одного гектара), в том числе три десятины было под усадьбой, десять десятин под огородом, двести пятьдесят десятин под лесом дровяным и кустарником, около двух тысяч десятин под пашней, восемьдесят восемь десятин под выгоном, около шестидесяти десятин под лугами и более ста десятин у реки Волги с мукомольной механической мельницей, мятным заводом и жилыми и нежилыми помещениями.

Пашня засеивалась мятой, табаком и другими диковинными растениями.

Значительную территорию занимал грушевый сад с небольшими сочными сладкими плодами и мякотью выраженного темно-коричневого шоколадного цвета. Это распространенный местный полудикий сорт черномяска буерачная. Груша выращивалась с использованием особой агротехники. Растения высаживались по наклонному оврагу, что обеспечивало их полив дождевой и талой снеговой водой. Посадки деревьев делались в разное время, поэтому период плодоношения увеличивался: на некоторых грушах плоды только завязывались, на других уже можно было собирать урожай. Плоды шли на варенье и для начинки пирогов.

Все сельскохозяйственные дела – от посадки растений до выпаса скота были на плечах у немецких рабочих. именно для них Вебер устроил даже молитвенный дом и повесил там звучный, раздающийся по всей балке колокол, который привлек и православное население балки. Они тоже стали посещать богослужения, а Вебер против участия православных в общих молениях не возражал.

Со временем на хуторе Вебер была открыта лютеранская школа. Некоторые хуторяне занимались отхожими промыслами. Старожилам Оленья запомнился немец Карл Карлович, который скупал у местного населения молодняк крупного рогатого скота и перепродавал его на ярмарке в Саратове. Запомнился он потому, что в степи собственноручно выкопал котлован под пруд, обложил его бутом, подвел туда воду из родника, чтобы пруд не пересыхал. Пруд, получивший у местного населения название Карлычев, функционировал до недавнего времени и был разрушен хулиганами или кладоискателями.

Про этот пруд ходит одна мистическая легенда. Старожилы села, которые по молодости трудились на колхозных полях рассказывают ее. Кто с усмешкой, а кто с сомнением, а кто и с легким суеверным страхом. Старшее поколение строго-настрого приказывало молодым товарищам по работе не ночевать возле этого пруда. Не говорили конкретно почему. Мол, творится там что-то непонятное. А как раз и трактористы, и комбайнеры всегда делали привал возле Карлычева пруда, но до наступления темноты ст старались оттуда уехать восвояси. Кто раз заночевал там – из любопытства или по необходимости – больше не оставался. Говорил: «Наваливается на тебя такая тяжесть, дышать невозможно, и душит, душит. А никого не видно». Такая вот история окутывает те места.

Вернемся в более давнее прошлое. В 17—18 веке это имение принадлежало дубовскому купцу мукомолу Людвигу Яковлевичу Веберу. В 1886 г. он завещает все свое имущество, заключающееся в 2463 десятинах земли со всеми постройками, две водяные мукомольные мельницы, а также все остальное разделить между сыновьями Адамом и Яковом Вебер. Жене Христиане, урожденной Рейнгардт, если захочет жить отдельно от сыновей, выдать 800 рублей серебром и одну корову. Старший сын Фридрих наделен при жизни, дочери Анна, Мария-Екатерина и Екатерина-Елизавета выданы в замужество с приличным приданым.

Все сыновья и внуки зажиточного дубовского купца оказались несостоятельными должниками. В 1915 г. состоялась публичная продажа недвижимого имения, принадлежавшего поселянам Якову Людвиговичу, Александру Адамовичу и Георгию Адамовичам Вебер, состоящего в Песковатской волости на хуторе Вебер.

Яков Людвигович Вебер, житель Дубовки, вынужден был продать свой дом в 1 части Дубовки на Садовой улице за 100 рублей казачке М. В. Персидской. Два его сына – Яков Яковлевич и Самуил Яковлевич перессорились и стали кровными врагами. Яков Вебер захотел посадить брата в тюрьму и подал в суд прошение, в котором обвинял брата Самуэля в том, что он не вернул швейную машинку, оцененную в 40 рублей и граммофон с 14 пластинками. Самуэль Вебер написал, что находит обвинение не добросовестным, что вещи не присвоены, а были уступлены в его собственность братом в счет платы за содержание его дочери на хлебах. Судья признаков преступления не нашел. Яков Яковлевич жил в Царицыне, а Самуэль Яковлевич в Дубовке.

В настоящее время хутор Вебер, где еще сто лет назад кипела жизнь, представляет собой ровную степь. Сохранились остатки грушевого сада. Еще в послевоенное время на этом месте оставались аккуратные выбеленные домики с красными мальвами в палисадниках. Но хозяев немцев Поволжья там уже не было. Однако следы пребывания Веберов в этом месте продолжают искать и сейчас. Этой весной на место, где стоял хутор Вебер, прибыли москвичи с металлоискателем, где-то прознавшие о существовании клада. На большой глубине они откопали кованный сундучок с полным набором серебряных приборов от столовых до десертных. Серебряные изделия немецкого производства датированы 1850 г.

Еще одно место пребывания Веберов в Саратовском крае – Михайловка. Она возникла в 1762 г. Свое название получила от имени полковника Михаила Сидоровича Себрякова, которому Указом императора Петра III от 24 мая 1762 г был передан в вечное и потомственное владение пустопорожний Кобылянский юрт окружностью 102 версты. В 1869 г. началось строительство железной дороги Грязи – Царицын. Дорога прошла вблизи владений наследников полковника, и возникшую рядом станцию назвали по фамилии владельцев земель – Себряково. Иван Лукьянович Вебер построил около железной дороги мельницу (Белую), а в 1898 г. по улице Этапной (ныне Народной) другую – Красную и стал владельцем мукомольной фирмы «Вебер». 21 сентября 1895 г. громадная мукомольная мельница около станции Себряково сгорела. Кроме нее пожаром уничтожены все принадлежавшие И. Л. Веберу амбары с мукой и зерном. Пожар был настолько сильным, что пришлось остановить движение по железной дороге. Пожар сопровождался человеческими жертвами. Мельница застрахована на 600 тысяч руб. Причины пожара неизвестны. В 1909 г. купец Вебер был признан несостоятельным должником. Обанкротившийся владелец фирмы Иван Лукьянович Вебер скрылся от кредиторов, среди которых находились банки и немцы-колонисты, поставлявшие на мельницы зерно. Особенно пострадал дубовский купец Яков Андреевич Вааг, лишившийся в результате ликвидации фирмы Вебера 187 200 руб. 19 коп.

Таким образом еще до революция предпринимательская деятельность купцов Вебер закончилась. Хотелось бы найти потомков немцев Веберов, что узнать историю их жизни из первых рук.

Остатки грушевого сада, за которым располагался хутор Вебер. Фото автора – Иляны Ставицкой, 2020 г.

История Никольского храма

Поколенья сменяют друг друга, люди уходят в небытие, пропадает бесценный опыт, накопленный годами. Кто сейчас знает, что волновало какую-нибудь помещицу, живущей в старой усадьбе. Да про нее забыли навсегда, а ведь она жила, любила, думала и… ушла в безвестность. То же самое происходит с природными объектами, с различными зданиями и памятниками. Есть в нашем прошлом и утраченные объекты природы – это Столбические горы, тянувшиеся по правому берегу Волги от Дубовского посада да Камышина, и русло древней Ергень-реки. Кстати, вода, поступающая из ергенинских песков, как говорилось выше, питает родник Екатериновский, известный не только в нашем селе, но и во всем Дубовском районе.

Но мне хотелось бы поведать вам об исчезнувшем памятнике истории и культуры, который когда-то был в нашем селе. О Никольской церкви. Долгое время оленьевцы и хуторяне были без церкви, вот и тянулись даже в лютеранскую. И поближе, да и Бог над всеми един, считали многие. Ходить то приходилось в любую погоду либо в Троицкую церковь, что была при Песковатке, либо в Михайловскую при Водяном.

Так сложилось, что наше село долгое время относилось к церкви Святой Троицы, что находилась в селе Песковатка. Вот что об этом пишет историк Минх:

«По сведениям священника М. Смирнова 1895 года деревня Олени относится приходом к Троицкой церкви села Песковатка, от которой отстоит в семи верстах…».

Итак, в 1896 году земство постановило открыть в Оленье церковь и школу при ней. И вот, примерно в начале 1900-х годов в Оленье была построена своя церковь —Никольская.

Единственное историческое свидетельство ее существования – одна фотография здания прихода с уже снятыми куполами. И это редчайшее фото – драгоценность в истории села.

Из личного дневника Ивана Афанасьевича Вакина, который несколько лет назад попал автору в руки на пару дней, прояснились интересные сведения. Известны точные даты освящения всех храмов нашей местности. Дневник этот Иван Афанасьевич начал вести в январе далекого 1892 года.