Карбаинов Валерий
Байки от Краба 8. Бдительный охранник
Памяти Владимира Заборского.
Когда я начал писать этот рассказ, то понял что не обойтись, без короткого описания профессии и дела которым я занимался большую часть своей трудовой деятельности. В 1991 году я покинул НПО «Полюс», из-за катастрофического падения доходов на оборонном предприятии, два года проработал электромехаником полиграфического участка и через биржу труда устроился на работу вахтовым методом. С 1994 года по 2023 год, моя работа была связана с бурением нефтяных и газовых скважин. Для понимания, скважина бурится не «абы куда», а по проекту, согласованному с геологами и заказчиками, имеет конкретную конечную цель, траекторию, профиль и назначение. В зависимости от профиля, скважины бывают горизонтальными и наклонно – направленными, за траекторию скважины и попадание в цель, круг допуска определенного размера, отвечает «технолог ННБ». Для выполнения своих задач, он пользуется данными поступающими непосредственно в процессе бурения, от забойной телесистемы (ЗТС), за достоверность которых и работу ЗТС отвечает инженер телеметрист.
За тридцать лет, в технологии бурения скважин произошли огромные изменения, в корне поменявшие характер работы телеметриста. До середины первого десятилетия этого века, скважины бурились долотьями шарошечного типа, проходка на них, в зависимости от глубины составляла от 50 до 350 метров, использовались винтовые забойные двигатели (ВЗД), имевшие небольшой ресурс работы, не было систем верхнего привода, роторное бурение практически не использовалось, системы очистки бурового раствора и используемые типы этих растворов, так же были примитивны и несовершенны. Поэтому скважина бурилась интервалами, в зависимости от проходки на долото. Несколько интервалов бурилось неуправляемыми компоновками низа бурильной колонны (КНБК), затем после замеров проведенных геофизиками, после подъема бурового инструмента, бралась КНБК с ВЗД который имел регулируемый перекос нижней секции, ЗТС и после спуска бурильного инструмента производились работы по корректировке траектории скважины, их жаргонно называли «правками». Телеметрические станции были мобильными, на базе автомобилей типа «Урал» или «Камаз», они были оборудованы ложементами для транспортировки ЗТС и погрузочно-разгрузочными устройствами, лебедками механического или автоматического типа. В станциях было оборудовано рабочее место технолога (РМТ), они оснащались системами громкоговорящей связи (ГГС) для коммуникации с бурильщиком, РМТ имел возможность подключения к выносным параметрическим датчикам бурения либо к станциям ГТИ. Средняя длительность «правки» составляла двое, трое суток, поэтому в станциях имелась система жизнеобеспечения персонала: лежаки, умывальник, СВЧ, кондиционер, кассетная магнитола, место для приготовления пищи и хранения посуды, электрочайник и переносная электроплитка. Состояла телеметрическая партия из водителя-оператора и одного или двух инженеров телеметристов, зачастую совмещавших должность технолога ННБ.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги