banner banner banner
Второй пилот. Командир. Инструктор. Настольная книга хорошего пилота. Пилот гражданской авиации – 2
Второй пилот. Командир. Инструктор. Настольная книга хорошего пилота. Пилот гражданской авиации – 2
Оценить:
 Рейтинг: 0

Второй пилот. Командир. Инструктор. Настольная книга хорошего пилота. Пилот гражданской авиации – 2


Более того, оно может сильно молодому пилоту навредить.

Произнеся такую фразу, экзаменатор заложил мину замедленного действия – однажды молодой пилот полетит с командиром, который не приемлет панибратского отношения, и работа омрачится конфликтом. Знаю по собственному опыту, поэтому утверждаю с уверенностью – такие советы раздавать нельзя.

Ибо конфликты в кабине – плохо!

Взрослея, переходя с должности на должность, я неожиданно сам столкнулся с проблемой «ты или вы» – теперь уже по отношению ко мне, ставшему старшим для подросшей молодежи.

Признаться, когда мне было лет тридцать – тридцать пять, обращение ко мне на «вы» вызывало у меня смятение и дискомфорт. Видимо, по инерции не хотелось расставаться мне с авиационной молодостью. Но я сделал выводы из прошлого опыта и не говорил молодежи такую романтическую глупость, что «в авиации все на „ты“». Я предлагал не стесняться обращаться ко мне на «ты», но не говорил, что это нормально и при обращении ко всем другим. Более того, так как я плотно общался с молодежью, которой предстояло работать в нашем коллективе, то давал советы, как вести себя с тем или иным товарищем. Ведь «российский CRM это такой CRM», и лучше быть заранее осведомленным.

Чем старше я становлюсь, тем отчетливее замечаю, какой дискомфорт вызывает у хорошо воспитанной молодежи обращение на «ты» к старшим. Поэтому я не настаиваю. Если ему удобнее на «вы», пусть обращается на «вы». Единственное, я прошу называть меня по имени, без отчества – по крайней мере, в кабине. В кабинете – не принципиально, а вот в кабине длинное обращение точно ни к чему, но, опять же – у некоторых товарищей на этот счет может быть иное мнение.

Был в моем прошлом один большой во всех смыслах товарищ, который мог морально уничтожить низшего, если тот посмел к нему обратиться без должного уважения. Одна бортпроводница со слезами на глазах поведала мне показательную историю. Этот «товарищ» (большой начальник по должности) был командиром в рейсе. И она – вы не поверите! – посмела обратиться к нему по имени.

И случился Апокалипсис…

Надо заметить, что незадолго до этого формат задания на полет в авиакомпании претерпел изменения – оно стало печататься на английском языке и отчество в нем больше не указывалось – ни командира, ни прочих членов экипажа. Вот девушка и обратилась к большому начальнику по имени, не зная его отчества. После чего в течение нескольких минут узнавала – в полете, замечу! – о себе много нового, а после рейса ее вызвал начальник службы бортпроводников для проведения профилактической беседы. Мол, как ты могла не знать отчества всех ста тридцати пяти начальников и все такое.

Не будьте такими, как этот товарищ!

другая история. Был у нас инструктор, из молодых, то есть моложе меня (хоть и ненамного), который упорно называл меня Денисом Сергеевичем и обращался исключительно на «вы», хоть мы уже были порядком знакомы и я не раз и не два предлагал ему не стесняться. На мои попытки перевести отношения в менее формальные он говорил, что так воспитан, что ему сложно вести себя по-другому, это вызывает дискомфорт. Ему потребовалось еще несколько лет, чтобы научиться обращаться ко мне по имени и на «ты».

Англичане поступили просто: чтобы не мучиться, они всегда используют ’you’. То есть «вы». Так что… Не знаете, как обращаться к командиру? Разговаривайте с ним на английском!

Шутка.

Итак, что я могу посоветовать?

Придя в новый коллектив, не парьтесь – обращайтесь к более старшим людям на «вы». Если им захочется, они вас поправят.

Если вы услышите фразу «в авиации все на „ты“» – не спешите следовать этой установке. Попросите уточнить, кто такие «все»? Уверен, узнаете много деталей и выяснится, что среди «всех» есть исключения, и таких исключений достаточно много.

Если вы пришли на вылет, а командир вам незнаком, обращайтесь к нему на «вы», пока он сам не попросит об обратном.

Если требование обращаться на «ты» вносит в вашу работу дискомфорт – не стесняйтесь вежливо сообщить об этом!

В общем, соблюдайте элементарные правила вежливости. Не ведитесь на призывы к панибратству. На самом деле, как бы того не хотели иные «рубахи-парни», панибратство в авиации в целом не приветствуется. А вот что действительно приветствуется – профессиональное, вежливое, доброжелательное общение.

Хороший командир еще в штурманской комнате создаст необходимый настрой и доброжелательную рабочую атмосферу, в которой каждый член экипажа не будет стесняться задавать вопросы и выражать свое мнение.

Ни в коем случае нельзя перегибать палку. В кабине самолета командир-рубаха-парень является угрозой ничуть не меньшей (если не большей), чем командир-Царь. И второй пилот, особенно молодой, демонстрирующий вольное отношение ко всему и всем, тоже не выглядит профессионалом. Да и профессиональным такое поведение назвать нельзя.

Успехов, ребята и девчата!

Об излишней вежливости в кабине

Представьте ситуацию: мы только что закончили запуск двигателей и прочие действия, которые надо сделать перед выруливанием. Прочитали соответствующий чек-лист, и тут второму пилоту надо бы запросить у диспетчера разрешение на руление, но он поворачивается ко мне и вопрошает:

– Вы готовы? Я запрашиваю?

Другая ситуация: подруливаем к полосе, уже выполнили чек-лист BEFORE TAKEOFF («Перед взлетом»), получили разрешение на занятие исполнительного старта и взлет. Я выруливаю на полосу, устанавливаю самолет по осевой, передаю управление второму пилоту стандартной фразой, убираю руки-ноги с органов управления… И получаю вопрос, который совсем не жду:

– Командир, вы готовы?

Меня не то чтобы сбивают с толку эти фразы (я знаю их природу), но… Знаете, мой природный сарказм так и пытается прорваться: «Да не… Давай еще минут пять постоим».

Признаться честно, иногда я так действительно говорю – улыбаясь, конечно, чтобы было понятно, что это шутка. И вот тогда видно, что этот ответ выбивает из колеи коллегу (почему я и стараюсь удерживать сарказм при себе) – это явно не то, что он ожидал услышать,.

«А если ты не ожидал этого – зачем спрашивал? Мы только что выполнили необходимые действия, прочитали чек-лист – неужели я не готов к выруливанию и тем паче ко взлету, стоя на полосе и передав управление? Тогда для чего мы читаем чек-лист? Разве есть такое предписание – в дополнение к процедурам и чек-листу поинтересоваться у КВС о его личной готовности ко взлету?»

Примерно так, только в куда более обтекаемой форме, я иногда интересуюсь у чересчур участливого коллеги по кабине. Мне интересно подтвердить свои предположения о природе подобной вежливости, и не раз, не два и не три я получал примерно одинаковые ответы, причем в разных странах. Моими собеседниками были арабы, малазийцы и, конечно же, соотечественники – коллеги по «Глобусу» и «Победе».


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)