Япония и две Кореи
Антон Викторович Кротов
© Антон Викторович Кротов, 2023
ISBN 978-5-0055-9655-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Про Японию и обе Кореи написано немало. Есть книги специалистов, изучателей этих стран, писали и путешественники всего прошедшего века, описывали и нынешнее время, и экономику, и историю, и войну. О поездках россиян в нынешнем, XXI веке в эти страны тоже написано достаточно – но в основном не в книгах, а в Интернете. В Японию и Южную Корею ездят многие, особенно жители Дальнего Востока – им это самая близкая и доступная заграница. За товарами, за машинами, на отдых и на заработки туда отправляются многие наши дальневосточные соотечественники.
Северная Корея – больше экзотика: в неё невозможно поехать самостоятельно, но можно купить тур и посмотреть то, что вам будут показывать. По количеству отчётов и Северная Корея находится не на последнем месте в Интернете: про неё прочитать можно больше, чем про куда более крупные по величине Мали, Нигер, Чад, Папуа-Новую Гвинею, Мадагаскар… Кажется, что каждый пятый, посетивший КНДР, что-нибудь о ней написал, хотя бы в блоге или на форуме.
Поэтому я не спешил писать о своём скромном посещении КНДР, а также Кореи Южной и Японии: видел, что уже достаточно написано людьми более компетентными, прожившими там больше времени, чем я, и даже знающими язык и регион.
Однако, пока я езжу по разным городам России с лекциями, меня часто спрашивают, нет ли у меня своей книжки про эти страны. Обычно я им подсовывал книжечку коллеги, симферопольского фотографа Виктора Пинчука «Япония даром». Но этого произведения недостаточно, совсем уж оно простецкое, всё ж лучше написать своё.
И вот сейчас, уже спустя три года после поездки, я всё же решил опубликовать и свои заметки об этих странах. Как говорится, «по многочисленным просьбам трудящихся».
В Японии я был один раз, осенью 2018 года, летел туда из Владивостока. В Южной Корее – сразу после Японии, в октябре 2018. Это было моё второе посещение Южной Кореи, первый раз я там побывал по пути с Мадагаскара в феврале 2014. Что же касается КНДР, я там был с небольшим экскурсионным туром летом 2018. Поскольку поездки в «буржуй-туры» не являются моим любимым занятием – для меня это исключение из правил, – я рассказ о Северной Корее помещу в конец этой книги.
Все три страны объединяет их «островное» положение. Ни в одну из этих трёх стран мы не можем въехать самостоятельно на машине, автобусом или автостопом. Япония находится на островах, и тоннель или мост на Сахалин пока не построен. Южная Корея отделена от нас территорией Северной Кореи, транзит через которую невозможен. Да и в Северную Корею, хоть она и граничит с Россией или с Китаем, мы не можем въехать «просто так» – только в составе организованного тура. Гидростопом, на попутном корабле, попасть в любую из этих стран также крайне затруднительно.
И хотя виза в Японию официально бесплатная, Южная Корея безвизова, а в Северной Корее безвизово можно посещать северные, приграничные к РФ территории, всё же определённые расходы нужно осуществить, чтобы хоть самую минимальную поездку туда проделать. Даже в самом экономном варианте путешествие из России в Южную Корею и обратно будет стоить порядка $150—200, в Японию и обратно – порядка $200—250, а Северная Корея обойдётся не меньше чем в $400. Это я говорю о минимальных расходах, ну а максимальная сумма, которая может быть потрачена на поездки в эти страны, ограничена только пределами вашей платежеспособности.
Каждая из этих стран интересна, а особенно интересно будет поехать в Северную Корею, когда там исчезнут все ограничения и можно будет в каждую щель залезть самостоятельно. Тогда, возможно, появится и продолжение этой книги.
Из Владивостока – в Японию
Летом 2018 года я жил во Владивостоке. Мне нравится этот город. За девять лет до этого я уже там делал Дом для всех и провёл в регионе три месяца [1]; сейчас приехал на четыре месяца с похожим проектом – «Дом хороших людей». Я снимал квартиру в облезлом доме в дальнем районе Владивостока (район называется Мыс Чуркин), со мной жила моя супруга Катерина Боярова и мои многочисленные друзья. Иногда мы совершали походы и плавали на соседние острова. Среди них были острова Попова, Рейнеке, Рикорда и даже остров Кротова – необитаемый, протяжённостью полкилометра.
Остров Кротова назван не в честь моих родственников, а в честь лейтенанта Российского флота Василия Кротова, погибшего в Баренцевом море во время исследовательской экспедиции. Мы посетили остров Кротова и оставили там «заначку» – комплект из моих книг и книг моего отца, в влагозащитной упаковке. Клад позднее был обнаружен последующими исследователями островка.
Посещая эти небольшие острова Японского моря, мы, конечно, знали, что вдалеке существуют, невидимые взгляду, и большие острова – Японского архипелага. Читателю будет любопытно узнать, да и я удивился, что всего Японии принадлежит аж 6852 острова, из них 430 обитаемых. Но почти всё население сосредоточено на четырёх основных островах – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Также японское правительство считает своими часть Курильских островов, фактически принадлежащих Российской Федерации. Однако, посещение Курил не является препятствием для получения японской визы, да и вообще, Курилы не Карабах, никого в Японии не интересует, бывал ты там или нет.
О поездке в Японию я ранее глубоко не думал, занимаясь изучением более архаичных и редко посещаемых стран мира. Путешествуя по дорогам Судана и Пакистана, Афганистана и Папуа-Новой Гвинеи, мне интересно было прикоснуться к частичкам человеческого прошлого, посмотреть, как жили люди в древнем мире. Многие бытовые моменты – строительство домов из глины или соломы, отливание металла в кустарных условиях, поездки на лошадях или ослах по горным тропам, письмо на деревянных табличках и школы под деревом – напоминают путешественнику сцены из XIX, а то и из XV века. За долгие годы поездок по таким местам планеты я стал уже специалистом по нашему человеческому прошлому. Но было бы интересно заглянуть и в общество будущего, каковым, по некоторым признакам, является Япония.
Несколько десятилетий назад, в позднем СССР, слово «Япония» ассоциировалось у нас с чем-то модерновым, современным – скоростные поезда, роботы, компьютеры, небоскрёбы. В конце 1980-х годов я в московском кинотеатре «Нева» смотрел фильм «109-й идёт без остановок» – действие происходит в Японии в 1970-х годах, террорист прячет бомбу в высокоскоростной поезд, и она должна сработать тогда, когда скорость поезда снизится до определённой величины. За всю мою жизнь это оказался единственный фильм, который я смотрел целых четыре раза (а ведь это удовольствие было платным, нужно было отдать по 30 советских копеек за каждый киносеанс). Всё в этом фильме удивляло – высокие здания, скоростные поезда, и вообще непонятная японская жизнь, в которой тогда я и не надеялся побывать.
Прошло тридцать лет – с тех пор я не смотрел японские фильмы, да и вообще фильмам я предпочитаю реальную жизнь. В Японии я не бывал, мне мешало островное положение её и довольно сложно получаемая виза. Из моих знакомых первым побывал в этой стране Олег Матвеев, ещё в начале 2000-х; побывал там и Пётр Лагуткин, и наш литовский коллега-путешественник Юстас. Посетили Японию и некоторые другие мои товарищи, но визу в Японию всё равно выдавали не всем – требовали приглашения, брони гостиниц и доказательства финансовой состоятельности. Знакомый мне Павел Губин создал целый «Японский визовый центр», чтобы продавать японские визы всем желающим за определённую плату.
А в 2017 году произошло следующее. Японское правительство, желая увеличить поток туристов и показать страну в выгодном свете, объявило, что виза Японии, прежде довольно сложная, теперь выдаётся россиянам бесплатно и без приглашения. Нужно только создать справку из банка, что у тебя есть деньги для посещения этой, довольно дорогой, страны. Летом 2018 я уже находился довольно близко, во Владивостоке, где тоже было японское консульство. Появилась удачная возможность поехать в Японию и посмотреть, как там всё в самом деле происходит. Нужно в книге поблагодарить японское правительство за облегчение визового режима. А может быть, и лично Императора! Япония сейчас – единственная страна в мире, в которой сохранился Император. Хотя он и выполняет, скорее, церемониальную функцию, а бытовыми делами занимается премьер-министр, – но Император с давних времён у них всё-таки есть. У нас тоже могло бы быть так, если бы сто с небольшим лет назад Николай II проявил больше предусмотрительности.
В России есть несколько японских консульств. Помимо посольства в Москве, японцы сидят в Питере, Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске. Визы они оформляют по месту прописки, то есть москвичам нужно обращаться в московское консульство, сахалинцам – в сахалинское, а консульство во Владивостоке обслуживает жителей Приморского края. Можно, конечно, составить красивую легенду или объяснить своё присутствие во Владивостоке (так иногда и делают, японцы не очень придирчивы), но я решил не заморачиваться и сдать паспорт в специальную фирму, которая на некоторое время превращает меня в официального жителя Приморья и заполняет анкеты для консульства. Визовых контор во Владивостоке существует несколько; я выбрал одну из них, уже сейчас не помню, какую именно.
Заполнение анкет и оформление как «жителя Владивостока» стоило 4000 рублей. Можно было, как я уже писал, всё сочинить самому и регистрацию сделать или нарисовать самостоятельно, но я был занят более интересными делами. Процедура визирования, через фирму, занимает примерно неделю.
Нужно было также приобрести авиабилет в Японию. Из Владивостока есть авиарейсы в Осаку и Токио. Я взял в Осаку – это было дешевле, около 6500 рублей. Вылет был назначен на 28 сентября, билет только с ручной кладью, без багажа. Из Японии приобрёл билет на рейс Фукуока – Пусан (чтобы потом попасть в Южную Корею). Катерина Боярова, которая тоже хотела сперва полететь со мной в Японию, вскоре расхотела и решила лишние две недели поработать во Владивостоке, после чего полететь уже в Южную Корею напрямую.
Готовлюсь к улёту
В начале сентября моя японская виза подоспела.
Ещё несколько моих друзей собралось в Страну восходящего солнца – Алексей Кулешов с супругой Алёной, Максим Карманов, кто-то ещё. Они тоже сделали себе японские визы и купили билеты в Осаку авиакомпании S7 – как самые дешёвые. И вот, пока я и многие мои друзья собирались с Владивостока лететь в Осаку, – в сентябре в этой Осаке случился тайфун и смыло аэропорт.
«Международный аэропорт в Осаке затопило из-за самого мощного за последние 25 лет в Японии тайфуна «Джеби». Под водой оказались взлетно-посадочная полоса, стоянка аэропорта и подземный этаж терминала. На мост, соединяющий насыпной остров аэропорта с сушей, напоролся стоявший на якоре танкер. В результате его смыло.
Также сильный порыв ветра сдул грузовик, который следовал по мосту между островом Сикоку и основным островом Японии Хонсю. Из-за ЧП отменено более 700 авиарейсов, закрыты парки и универмаги, остановлено движение поездов, – сообщили в Интернете. – Тайфун «Джеби» считается самым сильным в Японии с 1993 года».
По расписанию оказалось, что рейсы в Осаку отменились сразу на три недели вперёд (неизвестно, сколько реально продлится восстановление смытого аэропорта). Но авиакомпания S7 объявила, что по просьбе пассажиров может поменять билеты каждому, без доплаты, на Токио. Изначально билеты до японской столицы были дороже, но из-за ЧП все смогли поменять билеты на Токийские без наценки.
Вот так с этой Японией – раз в несколько лет, судя по новостям, у них происходят какие-то катастрофы. То Фукусима (авария на японской АЭС в Фукусиме в 2011 году, вызванная сильнейшим землетрясением и цунами), то Хиросима (ядерная бомбардировка в 1945), то землетрясение в Кобе (1995), то тайфуны, то ураганы, то цунами, как-то им нервно живётся, но при этом продолжительность жизни – самая высокая среди всех больших стран мира.
А во Владивостоке тем временем установилась тёплая, солнечная погода – все тайфуны и дожди улетели из РФ, в Японию, наверное.
Направляясь в далёкую и недешёвую страну, я решил подготовится к поездке в пищевом плане. Решил заранее приобрести основные продукты для поездки тут, во Владивостоке. Стал затариваться в супермаркета, а также искать полезности на «рынках просрочки» (районы Школьная, Луговая, Спортивная). Там всегда можно было найти продукты с истёкшим сроком годности. Много лет действуют такие столы и ларьки, много раз чиновники «закрывали» точки с просрочкой, но они появляются вновь, и нынче, как и десять лет назад, там можно купить всё по самой низкой цене. Вот что я взял с собой: сахар, конфеты, сушки, сгущёнку, гречку, майонез, бородинский хлеб, бич-пакеты, растворимые пюре и какую-то кашу, разводимую кипятком – прошлогодние пакетики стоили всего по 3 рубля. То, что было с истёкшим сроком, я конечно протестировал, перед тем как затариваться и в Японию везти.
Также я взял некоторое, но не очень большое количество своих книг на русском и на английском языке (на японском у меня ничего, к сожалению, нет). Пачку фотографий, небольшой комплект российских и иностранных монет – для возможной продажи в Японии или Корее. Мне уже было известно, что в Японии наименьшая купюра имеет номинал 1000 иен (это почти десять долларов), а монеты представлены в разных видах – от 1 до 500 иен. Монета в 500 иен – это, вероятно, самая дорогая монета в мире [2], из тех, что можно увидеть в обороте. Вот хорошо бы, подумал я, поменять, например, пару советских рублей или украинских гривен на пару таких 500-иеновых монет!
Запасы круп, майонеза, книг, монет, палатка, спальник и прочая одежда весили значительно больше, чем официально разрешённые 7 килограммов ручной клади. Поэтому я поступил проверенным способом. Взял с собой куртку – «вассерманку» с 28 кармашками, заполнил эти карманы всем необходимым, с рюкзака снял верхний клапан, чтобы он более-менее подходил под размер калибратора. На куртку с 28 кармашками надел другую куртку, тоже с карманами, и превратился в довольно толстого человека (в карманах у меня лежали, помимо конфет, и запасные носки, и другие вещи). Таким образом, более двадцати пяти килограммов барахла мне удалось в Японию протащить под видом 7-килограммовой ручной клади. Ни капельки не терзаюсь совестью из-за этого: в самолётах, помимо меня, летают 100- и 120-килограммовые толстяки, и они-то никогда свой жир не оплачивают. Почему же мне нужно оплачивать жир? Только потому, что он едет у меня не внутри, а снаружи? Вес-то одинаковый, да и на вид мы не особо отличаемся.
С ночлегом у меня не всё заранее было известно. Но я нашёл пару русских, живущих в Токио, чтобы на первые две ночи остановиться у них; ещё подготовил вписки (места ночлега) в паре других городов, списавшись через сайт Couchsurfing с местными гостеприимными людьми. Гостеприимство в Японии больше проявляют не японцы, а проживающие там иностранцы, поэтому среди вписывающих меня затёрлись работающий тут француз и женщина из Канады. Ещё в паре городов я забронировал ночлег в хостелах через сайт «Островок» – благодаря заранее обнаруженной рекламной программе, ночлег в хостелах оказался почти бесплатным.
Тут нужно несколько строк уделить, чтобы рассказать об этом. Фирма, производящая солёные сухарики и чипсы, совместно с сайтом бронирования гостиниц Ostrovok.ru, запустили в 2018 году рекламную кампанию. В ходе неё, в каждый пакет сухарей (самые дешёвые стоили рублей двадцать) был спрятан индивидуальный код, дающий скидку в 500 рублей на проживание в отелях, забронированных через Островок. Рассказал об этом обитателям Владивостокского дома хитроумный Алексей Кулешов. В течение пары месяцев жизни в Приморье все обитатели Дома хороших людей искали в магазинах и скупали эти сухари, лихорадочно вырезая оттуда нужные коды. В сентябре наш Дом выглядел, как готовый к осаде: повсюду в мисках и коробках валялись сухари, которые мы не успевали съедать; всех интересовал лишь промокод. Бронируя гостиничный номер за 550 рублей, 500 рублей давали сухари, и только 50 рублей оплачивал хитрый автостопщик; если же гостиница стоила, например, 490 рублей, то сухари покрывали всю стоимость заказа. Когда в магазинах эти чипсы и сухари кончились, поисковики переместились на рынки просрочки, и скупали там продукцию целыми коробками. Не знаю, удалось ли ребятам, оставшимся в Доме, потом хоть как-то сожрать эти горы сухарей (я же улетел), но все набрали сотни промокодов, зарезервировав себе ночлеги в разных странах чуть ли не на полгода вперёд. Да, не спеши в магазин, читатель – акция уже завершена, нужно было всё забронировать до 31 декабря 2018 года!
К слову сказать, это не единственная «акция», обнаруженная супругами Кулешовыми. Незадолго до этого они выяснили, что некий цивильный отель на окраине Владивостока принимает гостей на постой с завтраком всего за 1 рубль за двухместный номер. Конечно, и сам Лёша с Алёной воспользовались этим предложением, и мы с Катериной. Однако, удовольствие ночевать и мыться за 1 рубль было немного подпорчено крайней удалённостью того отеля от центра города (километров двадцать), так что повторять ночлег по-буржуйски мы не стали.
Японские деньги – иены – я заранее приобрёл в обменных пунктах Владивостока. Их довольно легко купить здесь – торговля между Приморским краем и Японией довольно ощутимая. Из Японии в Приморье поставляют не только автомашины, но и некоторые другие вещи и продукты элитных видов. Японские деньги тоже поставляют, так что я, чтоб не искать в аэропорту обменник, прихватил несколько тысячных иеновых купюр из РФ. Большинство из них, как оказалось, мне потом вовсе не понадобились.
Итак! Я заранее прибыл в международный аэропорт Владивостока. Заранее взвесился – конечно, перегруз на пятнадцать килограммов нужно как-то устранять. Снял с рюкзака верхний клапан (чтоб размер рюкзака не спугнул регистраторшу на рейс), одел на себя куртку с кармашками, набитыми плотненько, на неё ещё одну куртку. Вновь уточнил итоговую массу рюкзака – вышло 10,900. Это уже нормально, ведь избыток до 990 граммов не считается. Пошёл на регистрацию.
Тётенька удивлённо спросила меня, ручная ли это кладь, но я смело вогнал рюкзак в калибратор – вверх ногами. Это ещё одна хитрость, потому что «головка» рюкзака влезает в калибратор, а «попа» – нет. Небольшая часть свешивающейся «попы» рюкзака уже не очень огорчила тётушку, и мой билет был зарегистрирован – я пошёл дальше, в «чистую» зону. Просканировал через нужные бомбоискатели свои курточки и прочие вещи, и подготовился к перелёту на японскую землю. Через час подогнали самолёт, и я благополучно уселся, затолкав куртку со всеми кармашками наверх, на багажную полку – не сидеть же мне таким «толстяком» всю дорогу. Полетели! Владивосток, до свидания!
Прилёт в Токио
Лететь до Японии недолго, часа полтора. На подлёте к Токио из окна самолёта видны были поля, деревни, поля, много зелени – на удивление мне, ведь я подозревал, что Япония вокруг Токио уже вся застроена разными городками.
Но вот пошла, наконец, многоэтажная застройка. Ведь Токио – гигантский мегаполис. Вместе с пригородами он образует крупнейшую в мире городскую агломерацию, с населением, согласно Интернету, 38 миллионов человек.
Карта моего маршрута
В списке агломераций второй стоит Джакарта (26 миллионов), потом Сеул (23 миллиона), Дели, Шанхай, Манила… Москва с её семнадцатью миллионами скромно занимает 15-е место.
Токио имеет два основных аэропорта – Ханэда (он же Международный аэропорт Токио) и Нарита. Второй находится довольно далеко от центра города – 75 километров, но в него прилетает большая часть иностранных самолётов, сюда попал и я. Выгрузился, довольно быстро прошёл паспортный контроль – ничего особенного у меня не спросили. Поставили въездной штамп, он оказался в виде наклейки в паспорте рядом с визой. На штампе – 28 сентября.
Я быстро перегрузил в рюкзак обратно всё содержимое своих бесконечных карманов, надел на рюкзак «голову» и стал обычным туристом с большим рюкзаком. Никто не проверил на въезде, что я везу запас продуктов, да никому это тут, по-видимому, не интересно. Вокруг одни японцы, на меня внимания не обращают, куда-то идут, едут, чемоданы на колёсиках волокут. Похоже, что идут они на электричку или на автобус.
Другие мои товарищи, те же Кулешовы и Карманов, уже прилетели в Японию за пару дней до меня и где-то уже наслаждались японской действительностью.
Ехать в центр города отсюда нужно довольно долго: сперва на электричке, потом на метро. Здесь я вынужден буду сознаться перед читателями во следующем грехе. Поскольку в Японии проезд на электричках, поездах и метро очень дорогой, я применял метод проезда зайцем. Билет там должен покупаться перед входом в метро или электричку, и стоимость проезда зависит от расстояния, но она никогда на меньше 100 иен (одного доллара), даже если ехать одну остановку. Обычно минимальная цена – 150 иен (сто рублей), а чтобы доехать из аэропорта Нарита до центра Токио, нужно потратить более 1600 иен (пятнадцать долларов, тысяча рублей). Средний же проезд – от полутора долларов до семи.
Интересно, что в токийском метро висят плакаты, осуждающие неоплаченный проезд (значит, такая возможность всё же известна менеджерам метро), и символом не оплатившего проезд, как и в России, является животное – заяц. А вот спокойно-неторопливо оплачивает проезд, на картинке, черепаха.
Но – внимание! Картинка подразумевает, что заяц всё же имеет карточку (он держит её в руке), но от спешки не успевает её приложить – или слишком быстро приложил, карточка не успела сработать! Не спешите, пользуйтесь методом черепахи (на нижнем рисунке). Художник не смог нарисовать самое страшное – что у зайца может не быть карточки и билета вовсе.
Первый взгляд на Японию
Начинаю оглядываться и осваиваться в этой новой для меня стране мира.
Очень большой и интересный город Токио. Размерами напоминает Москву. Метро большое, хитросплетённое, кое-где идёт над землёй, но больше подземное. Город не весь небоскрёбный, как можно было бы подумать – небоскрёбы частично в некоторых районах, а так, в основном, несколькоэтажная застройка с иногда торчащими 12-16-этажными жилыми домами. Районов в московском стиле, с 25-этажками, тут не видно. Иногда попадаются узкие улочки в азиатском стиле, разве что цены выше и чище, чем в стандартных странах Азии. Примерно в три раза дороже и настолько же чище. Много автоматов по продаже газировок, мороженого и других мелких перекусов по 100—130 иен (порядка $1). Надписи и вывески магазинов в основном по-японски, английское дублирование не распространено (а вот на схемах метро названия станций кое-где продублированы).
Метро отличается от московского метро, и вот чем. Есть поезда обычные и экспресс; экспрессы проходят многие станции без остановок. Некоторые поезда переходят на другую линию. Обычное метро сочетается с метрообразными видами транспорта: электричкой JR (Japan Railway), есть монорельс, есть частные линии метро.
Интервалы больше, чем в Москве, обычно минут пять (в Москве – две минуты). Если проехал свою станцию, перейти и сесть в обратную сторону можно не везде.
Изучить заранее свой маршрут на токийском метро можно через сайт https://world.jorudan.co.jp. Там будут показаны разные варианты проезда, с использованием не только метро, но и другого транспорта. Так, этот сайт говорит, что проезд от аэропорта до нужной мне станции метро «Зошики» стоит от 1660 до 3950 иен (самый дорогой вариант включает использование аэропортовского автобуса).
На вход и на выход имеются мягкие турникеты, такие же стоят иногда на пересадках на другую линию. В общем, такое вот метро. Работает с 5.30 до 00.15, ночью не работает. Есть станции с «лифтовыми» дверями, препятствующими падению пассажиров на рельсы, есть обычные, без таких дверей. Wi-fi в поездах вроде есть, но зарегистрироваться в нём – нужны определённые усилия.
Турникеты метро
Людей в Токио много: куда-то идут, едут, спешат. Явных бездельников мало. В отличие от, например, Нью-Йорка, Сан-Франциско или Лос-Анджелеса, в метро не видно мутных личностей и бомжей. Вообще всё на вид очень прилично, антисоциальные типы в глаза не бросаются. Зато в многочисленных магазинах «7—11» и «Family mart» есть кипяток, много где имеется wi-fi, цивилизация повсюду видна. Розетки тут американского образца, с наших штепселей нужен переходник; вольтаж тоже другой, 110 вольт. Но хотя вольт меньше, всё вроде нормально работает. Цены в магазинах повышенные, но чтобы с ними разобраться, мне нужно несколько дней. В конце рассказа я опубликую обнаруженные цены на самые популярные продукты и услуги.