Стив Манн
Супер пупер щенок! : самое простое пошаговое руководство по воспитанию щенка без наказаний
Copyright © Steve Mann & Martin Roach 2019
Originally published in the English language in the UK by Blink Publishing, an imprint of Bonnier Books UK.
© Новикова Т.О., перевод на русский язык, 2022
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2022
* * *Джине, Люку и всем,
кто работает с собаками-спасателями
Об авторе
Стив Манн 30 лет профессионально занимается дрессировкой собак. За это время он успел поработать больше чем со 100 тысячами собак в самой разной обстановке и среде. Он работал со служебными полицейскими собаками, готовил собак для телевидения и киноиндустрии, читал лекции по поведению и разведению животных. Он работал с собаками множества спортивных звезд и мировых знаменитостей. Стив Манн готовил собак для телевизионного шоу BBC The Underdog Show. Стив – основатель Института современных дрессировщиков собак. Его институт заслуженно пользуется высокой репутацией среди дрессировщиков и исследователей поведения животных.
Стив – ярый сторонник этичной, научно обоснованной дрессировки собак. Он читает лекции в Европе, Южной Америке, Африке и на Ближнем Востоке, всячески пропагандируя современные, позитивные методы дрессировки. Подход Стива основывается на современных поведенческих исследованиях, а не на мифах и слухах.
Автор активно занимается и всячески поддерживает дело спасения бездомных собак: «Если мы будем правильно заниматься со щенками и обучать людей правильно жить рядом с собаками, моя мечта осуществится и в приютах не останется ни одной собаки».
Стив с женой Джиной и сыном Люком живет в Хертфордшире. У них семь (да, да, семь!) собак: чихуахуа Нэнси, стаффордширский бультерьер Пабло, немецкая овчарка Аш, грейхаунд Пеле, уиппет Спайдер, лерчер Саммер и западный малинуа Карлос Фандангос.
Краткое руководство
Если у вас мало времени и нужно срочно приступать к дрессировке щенка, можете все пропустить и начать чтение со страницы 57.
Вступление
Моя история
Меня нередко называли свихнувшимся собачником. Я рос в Уолтэм-Эбби в Эссексе в 70—80-е годы. В те времена на улицах всегда были собаки, с которыми играли все местные дети. Я их просто обожал. Так было тогда – собаки просто шныряли по улицам, занимаясь своими делами. А вот дома у нас никогда не было щенка. Мама пыталась меня чем-то отвлечь: «Как насчет кролика, Стивен?» А я постоянно отвечал: «Нет, мама, это же не собака!» У нас никогда не было собаки, и это неудивительно, потому что родители много работали, и хотя щенок – хорошо для развития ребенка, для работающих родителей это большая нагрузка.
Мы все ирландцы и летом часто ездили в Ирландию, а там собаки были у всех. Я до сих пор помню то волшебное летнее ощущение – мы едем в Ирландию, и там вокруг меня наконец-то будет множество собак… Но на месте меня охватывала тоска еще сильнее – ведь потом нужно будет возвращаться домой, а дома у меня никогда не будет собаки. Невозможность завести щенка превратила меня в настоящего собачьего маньяка – собаки стали для меня еще более драгоценными. И чтобы хоть как-то заглушить тоску, я всегда играл с псами на улице. Я стал буквально одержим ими.
Однажды выяснилось, что рядом есть курсы дрессировки собак. Я стал ходить туда каждый день. Мне нравилось сидеть в уголке, наблюдая за инструкторами и хозяевами, но главным образом за их питомцами. Со временем я начал водить соседских собак на занятия. Иногда даже подбирал уличного пса и шел с ним тренироваться. Если никого найти не удавалось, я шел на курсы без собаки. «Свихнувшийся собачник» постоянно сидел в уголке.
Вскоре я начал помогать инструкторам наводить порядок после занятий, а потом стал работать с самого начала тренировок: заваривал чай, поднимал упавшие барьеры, собирал игрушки… А потом шел на другие собачьи курсы и делал то же самое… А потом на другие… Я стал настоящим фанатом собачьей дрессировки.
Неудивительно, что со временем инструкторы стали просить меня помогать им прямо на занятиях. Понаблюдать за какой-нибудь собакой, которой нужна поддержка, сделать то или другое. Я оказался под крылом нескольких кинологов, и они начали учить меня азам собачьей дрессировки. Общая философия была предельно проста: собака делает что-то хорошее, ты делаешь что-то приятное для нее – например, гладишь или угощаешь. Собака делает что-то плохое, ты делаешь что-то неприятное – дергаешь поводок, кричишь или даже брызгаешь на нее водой. И да, некоторые инструкторы и хозяева даже били собак.
Именно тогда я стал относиться к дрессировке очень серьезно.
Мне было всего двенадцать-тринадцать лет, но некоторые методы воспитания вызывали у меня категорическое неприятие. В те времена дрессировка была очень старомодной: в лучшем случае – строгой, в худшей – жестокой.
Физические методы воздействия использовались очень широко. Дрессировка основывалась на наказаниях, но я никак не мог с этим согласиться. Упор всегда делался на исправлении – то есть на наказании собаки. Главная задача заключалась в том, чтобы не дать собаке что-то сделать. Я сидел, смотрел и ерзал на своей скамейке. Я не понимал, почему нам не сосредоточиться на том, чего мы от собаки хотим, а не заниматься выискиванием одних лишь недостатков. Чем больше я наблюдал и учился, тем тверже убеждался в том, что такая дрессировка совершенно неправильна.
Эти мысли не давали мне спать по ночам. Я не понимал таких методов и никак не мог с ними согласиться. Подсознательно я начал изучать собачий язык телодвижений (ни на одном из занятий об этом не говорили). Я стал понимать, как собаки выражают свои чувства, какие отношения складываются у них с хозяевами. На очень суровых занятиях я начал замечать неприятные моменты: собака в состоянии стресса, которого никто не замечает; запуганный наказаниями пес; щенок, который буквально задыхается из-за того, что хозяин резко дергает за поводок. А еще я замечал хозяев в состоянии стресса.
Оглядываясь назад, я понимаю, что этот метод был очень неправильным, но широко распространенным. В те времена все поступали именно так.
И ошибались. Сегодня я точно знаю, что они ошибались.
* * *Те ранние годы будили во мне противоречивые мысли. Мне не нравилось то, что я видел, но сама идея сделать дрессировку собак своей работой меня очень привлекала. Проблема заключалась в том, что в те времена это не считалось работой. С собаками занимались по вечерам, а у инструкторов-любителей была и основная работа. В те времена многие кинологи пришли из армии или служили в полиции. Эти люди не были жестокими и излишне суровыми осознанно, но среда наложила на них свой отпечаток. Честно говоря, инструкторы были людьми увлеченными, настоящими энтузиастами. В эту профессию они пришли по зову сердца. А некоторых привлекало то, что по вечерам в четверг они становились настоящими королями. Кто-то из инструкторов работал добровольно, кто-то подрабатывал, но никто не занимался исключительно дрессировкой собак.
Неудивительно, что постепенно и я начал заниматься дрессировкой. Поначалу моими «учениками» были соседские псы – я тренировал их на улице или в саду. Соседи видели меня в деле и знали, как оно меня увлекает. Так что мое развитие шло самым естественным образом. Я не сидел и не раздумывал над собственной философией дрессировки и (самое главное!) о своем отношении к собакам. Я просто делал то, что казалось мне правильным: разве я мог причинить вред или боль своему другу? Со временем люди стали обращаться ко мне за советами и помощью, когда у них возникали какие-то проблемы с питомцами. Так проходила моя юность. Я все больше убеждался, что хочу работать кинологом. Конечно, это не была какая-то грандиозная карьера. Мне просто хотелось общаться с собаками, а когда мне везло, собакам тоже нравилось общаться со мной.
У нас не было не только собаки, но и телефона (да, да, уже слышу, как вы все меня дружно жалеете!). Поэтому вечерами по пятницам мне приходилось идти за два квартала и звонить своему футбольному тренеру из автомата, чтобы узнать, где в выходные будет проходить игра. По пути я часто видел местного пса, здоровенную дворнягу Йорки. Я всегда говорил ему: «Привет!», и он относился ко мне вполне дружелюбно. Но как-то вечером, увидев его возле изгороди, как обычно подошел поздороваться, а он вдруг… набросился на меня и довольно сильно искусал. К счастью, мне удалось укрыться в телефонной будке – в те времена будки закрывались. Там я и сидел, пока Йорки не успокоился и не убежал. Я добрался до дома, и родители тут же отвезли меня в больницу. Неприятный случай.
Позже я узнал, что Йорки пристрелили. Я был просто морально убит и чувствовал себя кошмарно.
Я не мог понять, почему он набросился на меня – ведь мы сотни раз мирно играли и отлично ладили друг с другом. Лишь став профессиональным кинологом, я понял, что он защищал свою добычу – возле изгороди валялся недоеденный сэндвич. Йорки решил, что я претендую на его драгоценное лакомство, и инстинкт выживания заставил его защищать еду. Теперь я все понимаю, но в то время я был совершенно озадачен. Тот случай еще больше усилил мое желание научиться понимать, почему собаки ведут себя определенным образом. Мне хотелось понять, как избежать таких происшествий, как с Йорки.
Моя одержимость собаками росла с каждым днем. Я устроился на «приличную работу», по выражению мамы, но каждую свободную минуту занимался с собаками. Со временем я набрался опыта и, когда мне исполнился двадцать один год, твердо решил, что хочу быть только кинологом – и никем больше! Вы же помните, я всегда был «безумным собачником». Мое решение стать дрессировщиком можно сравнить с тем, как «нормальный» человек решает стать астронавтом, рок-звездой или супергероем! Я провел несколько курсов, и все прошло отлично. Тогда я расширил круг своих клиентов. Мне повезло. Я и опомниться не успел, как стал довольно популярным инструктором. Репутация моя укрепилась. Вскоре меня стали приглашать в собачьи приюты. Я занимался с полицейскими собаками, ищейками и, конечно же, со щенками. Читал лекции по разведению и поведению собак в местном колледже, помогал решать сложные проблемы не только дома, но и за рубежом. Но мне было мало просто научить собак выполнять указания. Я хотел научить их хозяев воспринимать дрессировку с точки зрения собак. А для этого мне пришлось изучить науку поведения животных, теорию обучения и основательно заняться психологией.
В то время как я пишу эту книгу, созданный мной Институт современных инструкторов по дрессировке собак является официальным сертифицированным и зарегистрированным учебным центром для инструкторов и бихевиористов. На наших курсах и семинарах ежегодно занимается более 4000 студентов. Лекции по поведению собак мы читаем по всему миру. Целая армия сертифицированных инструкторов и бихевиористов помогает мне «сражаться во имя добра» – нести идеи позитивной, этичной и научно обоснованной дрессировки собак обществу. С гордостью могу сказать, что наш институт является одной из крупнейших и успешных организаций подобного рода в мире.
С того времени, когда я занимался на улицах с местными собаками, через мои руки прошли десятки тысяч щенков. Я разработал собственный подход к дрессировке и в этой книге попытаюсь поделиться своими идеями с вами. Надеюсь, мои знания будут полезны вам в общении с новым членом семьи (а собаки всегда становятся членами семьи – не заблуждайтесь на этот счет). Надеюсь, моя книга поможет вам обучить вашего чудесного щенка. Но больше всего я надеюсь показать вам, как построить длительные, гармоничные и взаимно радостные отношения на долгие годы.
А откуда я это знаю? Ну вы же помните, что я – свихнувшийся собачник?
Глава 1
Моя философия дрессировки
«Все, чему учили силой,
в душе не остается».
ПЛАТОН
А сейчас хочу рассказать вам о моей философии дрессировки. Думаю, я всегда смотрел на жизнь с точки зрения собаки. Если бы я был вашим щенком, то какая дрессировка увлекла бы меня? Мне хотелось бы чувствовать себя в безопасности, знать, что меня ценят и любят. Я хотел бы испытывать при виде вас абсолютное счастье.
Как я уже говорил во вступлении, дрессировка собак никогда не была для меня просто увлечением – я был настоящим маньяком этого дела и был готов заниматься им круглосуточно. По-моему, каждый хозяин просто обязан показать щенку, как жить рядом с людьми спокойно и счастливо. А для этого нужна позитивная дрессировка. Вам нужно не просто научить щенка забавным трюкам для развлечения друзей. Вы должны обогатить жизнь друг друга. Иметь собаку – огромная честь, а позитивная дрессировка – это достойное занятие. Ваш щенок – член семьи и колоссальная инвестиция, я говорю не о денежной, а об эмоциональной инвестиции: щенок будет определять, какую одежду вы станете носить, какую машину водить, в каком доме жить, как проводить отпуск и какую мебель купить. Он окажет огромное, огромное влияние на вашу жизнь.
Я покажу вам лучшие способы научить щенка желаемому поведению, чтобы он страстно хотел учиться и все делал правильно. От чего-то нам нужно будет его отучать – например, кусаться и грызть. Я научу вас способам вернуть щенка на путь истинный, не вызывая у него чувства страха. И вам не придется прислушиваться к местному псевдоэксперту, который заявит вам в парке, что щенок пытается над вами «доминировать». Да, основное внимание я буду уделять этичной и научно обоснованной дрессировке, но на глубинном уровне важно понять, что мы будем дрессировать не крыс в коробке и не мышей в лаборатории. Дрессировка должна идти рука об руку с эмпатией и гармоничным отношением с собакой. А для этого вы должны понимать, что собака чувствует.
Есть всего две причины, по которым щенок не хочет делать того, о чем вы его просите.
Первая – он не понимает, о чем вы просите.
Вторая – он не мотивирован сделать это.
Все очень просто и никак не связано с волками, законами стаи или насилием. Не верьте глупым характеристикам породы – нет «упрямых» пород. Собаки вовсе не упрямы, это всего лишь дурацкая человеческая концепция, продиктованная нашим эго и гордыней. Представьте, что собака скажет вам: «Я знаю, чего ты от меня хочешь. И у меня достаточно мотивации, чтобы сделать это. Но знаешь что?.. Я НЕ БУДУ!»
Такого ни разу не случалось за миллион лет.
Если знание – это бомба, то мотивация – взрыватель.
Хочу вас обрадовать: в моей философии дрессировки все наши действия основываются на науке поведения. Нам не придется учитывать какие-то мистические «энергии» или опираться на сомнительные иерархические теории. Мы можем отлично проводить время со своим щенком и использовать приемы доказательной теории обучения. Вы можете кататься по полу, играя со своим щенком, и одновременно обучать его!
И помните: это ваша ответственность. Ваш щенок – ваша ответственность.
И последнее: вопрос времени. Меня часто спрашивают, как долго и как часто нужно заниматься со щенком. На этот вопрос есть два ответа: конкретные упражнения, когда вы со щенком занимаетесь чем-то только вдвоем, следует выполнять недолго, но часто. Несколько минут там, несколько минут сям – это куда лучше, чем борьба на уничтожение! Однако вы должны замечать и те сотни минут в течение дня, когда щенок продолжает чему-то учиться. Несколько минут там и сям вполне конструктивны, но каждый новый день жизни щенка открывает ему массу возможностей для обучения.
ПАРА СЛОВ О НАКАЗАНИЯХ
Никто не удивляется и не разочаровывается, когда золотая рыбка плывет, а хомяк бегает в своем колесе. Никто не спешит к компьютеру, чтобы узнать в Интернете, как отучить кролика от жевания, а пони – от помета в стойле. Ни один родитель в здравом уме не станет бить ребенка, чтобы отучить его пробовать игрушки на вкус или пачкать подгузники!
Мы знаем, кто такие щенки и что они делают. Это не секрет. Мы живем с собаками уже десятки тысяч лет. Если вам не нужно существо, которое ходит как утка, выглядит как утка, крякает как утка и плавает как утка, не заводите утку!
То же самое относится и к щенкам.
Щенки писают. Они лают от радости и воют от одиночества. Они грызут, чтобы избавиться от боли и когда им больше нечем заняться. Они любят знакомиться с новыми людьми, и порой ваш «Привет!» для них важнее всего на свете! Какая замечательная жизнь!
Щенки вырастают и становятся собаками. А у собак навсегда сохраняется любовь к общению, обнюхиванию, облизыванию и желание грызть что-нибудь. И это совершенно естественно. Именно это и делает собак такими особенными. И мы должны позволить им плыть с приливом, не заставляя бороться с течением.
Мы обязаны никогда не говорить щенку «нет». Нам нужно просто обучить его, чтобы он знал:
• Что можно грызть.
• Как можно здороваться.
• Где можно писать.
• Когда можно давать волю своим чувствам.
Мы должны научить щенка тому, чего хотим от него, не сосредоточиваясь на наказаниях за то, чего мы не хотим.
Наказания работают определенным образом, определенное время, в определенных обстоятельствах. А это означает, что со временем их эффективность ослабевает – параллельно с ухудшением ваших отношений со щенком. Приведу вам пример. Несколько лет назад полицейский зафиксировал у меня превышение скорости: в восемь утра я ехал со скоростью 48 миль в час там, где разрешенная скорость составляла 40 миль в час. Ну да, признаюсь, лавры Льюиса Хэмилтона[1] не давали мне покоя! Через несколько дней я получил извещение, в котором мне предлагались два варианта: 90 фунтов штрафа и штрафные баллы или трехчасовое занятие по контролю скорости. И я сознательно выбрал занятия.
Три часа в комнате с двадцатью другими людьми, которым совершенно не хотелось там находиться, поэтому они превратились в непослушных школьников, раскачивающихся на своих стульях! Все так и было. Это было наказание – и эффект был соответствующий.
Американский психолог и бихевиорист Б. Ф. Скиннер говорил, что особенность наказания состоит в том, что когда вследствие определенного поведения оно доходит до кульминации, то такое поведение в будущем повторяется гораздо реже.
Бинго!
И действительно, всю следующую неделю или около того я внимательно следил за спидометром и скорости не превышал.
А потом, дорогой читатель, я сорвался.
Наказание забылось.
Я особенно внимательно следил за скоростью в конкретное время на конкретном участке – там, где меня поймали на нарушении. У меня выработалась привычка высматривать полицейских. Если я их видел, то сбавлял скорость, если нет – ехал как едется.
Я связал наказание с конкретным контекстом, конкретным местом и конкретным человеком. А вне этого контекста, места и человека я чувствовал себя в «безопасности». Со временем наказание перестало оказывать влияние на мое поведение – остался лишь инстинктивный страх при виде полиции.
А теперь представьте себе щенка, которого вы наказали за то, что он по утрам прыгал на молочника. Чему научит его это событие?
Первый потенциальный урок: когда к дверям кто-то подходит, может произойти нечто плохое.
Потенциальные негативные последствия: на тех, кто подходит к двери, нужно только лаять.
Второй потенциальный урок: плохое случается, когда приближаются мужчины.
Потенциальные негативные последствия: нужно остерегаться мужчин.
Третий потенциальный урок: плохое случается, когда я на кого-то прыгаю в присутствии мамы/папы.
Потенциальные негативные последствия: прыгать на людей можно – но только когда мамы/папы рядом нет.
Кроме того, когда вы сосредотачиваетесь на наказаниях, видя в них единственно полезное средство обучения, то начинаете замечать только промахи и ошибки щенка. Представьте, какой мир открылся бы вам, если бы вы сосредоточились на вознаграждении всех правильных поступков щенка? Щенки учатся точно так же, как мы с вами. Если мы что-то делаем и этот поступок влечет за собой приятные и желательные последствия, мы обязательно повторим эти действия в будущем.
Эта книга посвящена позитивному подкреплению (то есть тому, что щенку нравится) в обмен на желательное поведение.
Работая над этой книгой, я перечитал множество статей и пересмотрел массу видео под названием «Как наказывать вашего щенка». Я не видел ни одного материала под заголовком «Как наказывать старую собаку» или «Престарелые собаки, которые подвергают сомнению ваше лидерство и установленные границы».
Если вы считаете неправильным кричать, бить, пинать или как-то наказывать старую собаку, то, смею вас заверить, поступать так по отношению к собачьему ребенку еще более неправильно.
И сегодня есть немало инструкторов и клубов, которые работают под лозунгом: «Мы делали так всегда – и будем поступать так дальше». В таком подходе нет развития, но ведь наука и понимание этих фантастических животных постоянно развивается. Так и мой подход к дрессировке постоянно совершенствуется, потому что только это делает его интересным. И поэтому я говорю: «Нет, приемлемого способа наказания собаки не существует».
Авраам Линкольн, который никогда не одерживал победы на выставке Crufts, говорил: «Насилие начинается там, где кончается знание». Нет более верных слов о дрессировке собак. Некоторые скажут, что наказание не работает. Наказание работает всегда. Наказание работает, но имеет огромную цену – вы теряете мотивацию, доверие и отношение с собакой. Даже если наказание в течение какого-то времени эффективно, стоит ли это того? Ведь в результате собака перестанет вам доверять и не захочет находиться рядом с вами. Неужели вы этого хотите?
Вернемся к примеру с превышением скорости. Знаете, как поступают умные голландцы? Они устанавливают камеры контроля скорости, которые пополняют городскую казну, когда машины едут с более низкой скоростью, чем разрешенная! Представляете? Водители получают позитивное подкрепление за желательное поведение, в результате нежелательное поведение становится более редким, водителям нравится наличие камер на дорогах, и конфликт исчезает. Какое прекрасное и разумное решение проблемы, решить которую с помощью наказаний никогда не удавалось. (Кстати, тот пример с превышением скорости я привел лишь для иллюстрации. Вы же понимаете, что я – образцовый водитель, я всегда включаю сигнал поворота, уступаю дорогу и держу в багажнике красный треугольник.)
Я уже слышу, как вы говорите: «Да, я все понимаю… Но если щенок все же ведет себя недопустимо, ведь тогда его можно наказать, верно?»
Читайте дальше…
КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ – ВОТ ВАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!
В: Как отучить щенка гоняться за велосипедистами?
О: Не позволяйте щенку кататься на велосипеде.
Здравый смысл порой оказывается не настолько здравым, как нам хотелось бы. Но чем более здравым он будет в воспитании щенка, тем счастливее и спокойнее будете вы оба. Вы часто можете видеть, как я потираю подбородок и задумчиво цыкаю, выискивая самый элегантный способ не дать щенку таскать еду, оставленную без присмотра на журнальном столике. Поначалу я выбираю сложную систему рычагов, тросов и зеркал, но потом понимаю, что самое простое – и самое лучшее! – решение: не оставлять на журнальном столике еду без присмотра.
«Простота – вот высшая изощренность», – сказал гениальный Леонардо. И могу вас заверить, что это истинная правда – потому что мой пес до сих пор ни разу не стащил ни одного сэндвича!
В этой книге мы будем не раз обсуждать, как не дать щенку вести себя непозволительным образом – например, грызть и кусаться – и как мотивировать его к поведению желательному – спокойным прогулкам на поводке и мгновенному возвращению к хозяину. Вы узнаете такие полезные приемы, как «взаимоисключающее поведение» и «позитивное подкрепление», но один из самых эффективных практических методов – это «контроль и управление».
Старый добрый прием «контроль и управление» заключается в следующем: если щенок вбегает к вам в спальню и писает на вашу постель, установите детский манеж у входа в комнату. Если щенок любит рыться в мусорном ведре на кухне, установите на шкафчике замок от детей. А если щенок грызет ваши шнурки, просто ставьте обувь туда, где он ее не достанет. (Внимание! НЕ НОСИТЕ «КРОКСЫ», пока не добьетесь от щенка полного послушания.)
«Ага! – уже кричат скептики. – Но ведь это простое уклонение от проблемы, разве нет?»
Именно. Именно уклонение.
А зачем искать себе проблемы?
Зачем давать щенку возможность вести себя непозволительно?