Наталья Оленцова
Женщины, которые изменили мир
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»
© Оленцова Н. А., текст, 2016
© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016
* * *От автора
Все достижения человека тесно связаны с его восприятием себя, мечтами и целями, принятыми решениями. А значит, мы можем многое изменить благодаря стойкости характера и определенному образу мысли. Эта книга – источник вдохновения для каждого, кто переживает сложности на пути к своему предназначению. В ней истории великих женщин XX века рассказаны не только с точки зрения достижений, они раскрывают принципы, которые привели их к успеху. Умение слышать себя, преодолевать страхи ради мечты, идти наперекор обстоятельствам и не бояться разрушать стереотипы – все это помогало каждой из героинь в первую очередь прийти к согласию с самой собой. Известность и финансовое благополучие лишь следствия сделанного выбора.
Их биографии – как яркие вспышки, они пробуждают желание задавать вопросы в первую очередь себе: «Что движет нами?», «Какова наша роль в мире?», «Чего на самом деле мы хотим?» Кардинально изменив представление о возможностях женщины в XX веке, эти удивительные личности продолжают оказывать свое влияние и формировать новое поколение женщин, которые учатся строить свою жизнь исходя из потребности реализовать себя, раскрыть свои возможности и достичь того уровня самоосознания, что дарит человеку ощущение удовлетворения и счастья.
С пожеланием вдохновения и веры в себя,Наталья ОленцоваМария Монтессори
Гармония жизни
31 августа 1870 года – 6 мая 1952 года
Марию Монтессори, автора уникальной системы развития детей, по которой работают сегодня десятки тысяч детских садов и школ во всем мире, трижды номинировали на Нобелевскую премию. По методике Монтессори учились экс-президент США Билл Клинтон, внуки английской королевы Уильям и Гарри, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, актер Джордж Клуни и сотни других известных людей. Монтессори суждено было совершить переворот в существовавшей до начала ХХ века педагогической системе, раз и навсегда изменив подход к воспитанию детей.
Творения любого талантливого человека неотделимы от событий его жизни, его личных переживаний и решений, принятых им самим и окружающими. Биография Марии Монтессори – лишнее тому доказательство. Родители дали девочке возможность развить заложенные природой способности, позволили ей выбрать жизненный путь, повинуясь зову сердца, и именно благодаря этому система Монтессори[1] появилась и стала достоянием всего человечества. С детства воспитанная в любви и безусловном уважении к себе как к личности, Мария эти же принципы сделала основой своего знаменитого детища.
«Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить».
Миссия
31 августа 1870 года в маленьком итальянском городке Чиаравалле в семье Алессандро Монтессори и Ренильды Стоппани родился долгожданный первенец – дочь Мария. Семья была знатной и обеспеченной. Отец – аристократ, высокопоставленный чиновник, мать – из семьи крупных землевладельцев.
Высокообразованные родители дали и своей единственной дочери блестящее, хотя и несколько необычное для девочки того времени образование. Вместо изучения книг по домоводству Мария штудировала учебники по математике, и это так ей нравилось, что даже в театре она иногда решала задачки.
В 11 лет девочка заболела – настолько серьезно, что убитые горем родители почти не надеялись на ее выздоровление. Утешая мать, Мария однажды сказала ей слова, ставшие, как оказалось, пророческими: «Не бойся, мама, я не могу умереть, мне слишком многое предстоит сделать».
В 1882 году семья перебралась в Рим. Мария сообщила родителям о своем решении учиться в технической школе. Это был ее первый вызов существовавшей образовательной системе, которая не допускала девочек к занятиям точными науками. Благодаря настойчивости, способностям и, безусловно, поддержке и связям родителей Мария все-таки поступила в техническую школу и успешно ее окончила.
В 20 лет она стала студенткой факультета математики и естественных наук Римского университета, а через два года вновь удивила близких, объявив о своем нежелании работать учительницей, что, по сути, было в тогдашней Европе единственным возможным занятием для образованной женщины.
Мария решила перейти на медицинский факультет, чтобы стать детским врачом. И снова ее поступок оказался как минимум дерзким, поскольку граничил со святотатством: изучать медицину и заниматься ею могли только мужчины. Отец Марии был разгневан чрезмерным свободолюбием дочери, он даже перестал с ней разговаривать. А вот мать, всю жизнь радевшая за женскую свободу, поддержала Марию.
«Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того, который уже все нашел».
Девушка начала добиваться разрешения учиться медицине – обивала пороги чиновничьих кабинетов, отправила обращение директору университета и самому папе римскому. Одновременно с этим она окончила медицинские подготовительные курсы.
Мария и на этот раз добилась своего – она стала сначала вольнослушателем, а затем, за особые успехи, студенткой медицинского факультета. И поскольку отец все еще был на нее сердит, сама платила за университет. На это уходила ее стипендия и деньги, получаемые за частные уроки.
Учиться было непросто, но вовсе не потому, что ей не хватало способностей. Приходилось постоянно выслушивать насмешки и колкости однокурсников. Кроме того, Мария вынуждена была приходить на практику в морг по ночам, пока никого нет, потому что боялась при всех упасть в обморок. Временами, в минуты слабости и отчаяния, она готова была бросить учебу. Но безграничное желание лечить людей, поддержка многих преподавателей и, безусловно, матери помогали ей двигаться вперед.
На защиту ее дипломной работы пришел отец. Увидев, какие овации вызвал доклад дочери, он наконец принял ее выбор, и они помирились.
Не навреди
В 26 лет Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной – доктором медицинских наук. Это был 1896 год. Она выступала с докладами на международных женских конгрессах в Лондоне и Берлине перед суфражистками – предшественницами феминисток. Призывала женщин бороться за свои права, в частности, предлагала добиться равной оплаты труда для мужчин и женщин, занимающихся одинаковой работой. Впоследствии Монтессори стала одним из лидеров итальянского движения за равноправие женщин.
Занимаясь педиатрической практикой, а позже работая в одной из римских психиатрических клиник, Мария впервые близко столкнулась с умственно отсталыми детьми и детьми-инвалидами. Ее до глубины души потрясло то, что она увидела, – эти несчастные малыши никому не нужны и полностью изолированы от мира. Взрослым и в голову не приходит заниматься их развитием и обучением.
«Дети – слабые человеческие существа, живущие среди сильных. Они непонятны. Их потребности не признаны в обществе взрослых, и это таит бездну непредвиденного зла».
Однажды, увидев, как больные дети после обеда поднимают с пола крошки хлеба, Мария задумалась о том, что через мелкую моторику, движения пальцев в игре можно развить мозг даже неполноценного ребенка. Она взялась за изучение трудов французских психиатров Жана Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена, самостоятельно перевела и от руки переписала толстенные фолианты. Ее, в частности, вдохновили результаты исследований Сегена, согласно которым регулярные занятия по определенной методике с умственно отсталыми детьми приводят к тому, что «из ста детей, страдающих идиотизмом, двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми». Монтессори продолжила свои собственные исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете. Изучая влияние окружающей среды на мозг ребенка, она разрабатывала собственный дидактический материал. С этого началось формирование основ ее, как сказали бы сегодня, инновационной педагогической системы.
Весной 1900 года, возглавив открытую ортофреническую[2] школу в Риме, Мария Монтессори применила свои разработки на практике. Через три месяца ее занятий с больными детьми комиссия, прибывшая оценить результаты, пришла к ошеломляющим выводам: многие воспитанники Монтессори опережали в развитии своих здоровых сверстников!
Она продолжала совершенствовать свою методику, все больше переключаясь на развитие здоровых детей. В январе 1907 года в рабочем предместье Рима – Сан-Лоренцо, Мария Монтессори открыла свой первый Дом ребенка – дневной приют для детей от 2 до 6 лет из самых бедных семей. Мария сама спроектировала удобную детскую мебель, сама вела занятия.
«Художники, архитекторы, психологи начали работать вместе со мной… Важны были не столько форма и размер помещений, сколько предметы, поскольку именно предметы позволяют ребенку сосредоточиваться».
В стенах ее Дома малыши впервые перестали быть испуганными лилипутами в стране грозных гулливеров. Детям предоставили возможность развиваться в соответствии с собственными природными наклонностями и возможностями. Учителям здесь отводилась лишь роль гидов по огромному миру, с которым они знакомили своих воспитанников, следуя принципу, завещанному еще Гиппократом: «Не навреди!»
«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека. И мне не надо ничему его учить. Попадая в правильно подготовленную среду, дети сами открывают свою природу».
Внимательно наблюдая за своими воспитанниками, Мария обнаружила, что, вопреки всеобщему мнению, у детей есть природная тяга к дисциплине и порядку. Эту организованность она сравнивала с упорядоченностью Вселенной, в которой всему свое место и время. Эти ее выводы, подкрепленные практикой, стали настоящим переворотом в педагогике!
Через год открылась вторая школа Монтессори. К Марии начали приезжать за опытом педагоги из разных стран. В 1913 году она провела первый международный семинар, куда съехались учителя со всей Европы, а также из Индии, Африки, Китая, США и даже Австралии. Лекции вызвали настоящий фурор. Одна за другой начали выходить ее книги. Была организована Международная ассоциация Монтессори – AMI[3].
Пережить боль
Еще во время работы в римской психиатрической клинике Мария влюбилась в своего коллегу – доктора Джузеппе Монтессано. В 1898 году у них родился сын Марио, но они так никогда и не узаконили своих отношений. По одной из версий, против этого брака была мать Джузеппе, по другой – причина в том, что Джузеппе изменял Марии. Незаконнорожденный ребенок мог навсегда разрушить врачебно-педагогическую карьеру Монтессори, поэтому она вынуждена была отдать сына на воспитание в деревню. Это решение далось Марии очень нелегко. В попытке заглушить боль она с головой уходила в научные исследования. Забрать сына мать смогла лишь через много лет, когда он уже был подростком, и после этого они уже никогда не расставались. Марио стал главным помощником и соратником Марии в ее педагогических трудах. Дети Марио и сегодня возглавляют Ассоциацию Монтессори.
1930-е годы в Италии проходили под знаком нарастающих фашистских настроений. Поначалу отношения с новой властью складывались у Марии хорошо. Премьер-министр Муссолини даже являлся президентом общественной организации, поддерживавшей идеи Монтессори. Однако режим пытался использовать ее успех в собственных пропагандистских целях и все активней вмешивался в деятельность школ Монтессори, внося предложения, далекие от концепции свободного и естественного развития личности. Учителей музыки, например, просили включать в программу фашистские мелодии, а детей предлагали одевать в униформу. Монтессори отказалась стать «послом детей» при фашистском режиме. Ее школы начали закрывать, а в Берлине, где к власти пришел Гитлер, книги Монтессори сжигались на площадях вместе с другой неугодной фашистскому режиму литературой.
В 1934 году Мария вынуждена была покинуть Италию, как оказалось, навсегда. Она жила сначала в Испании, затем в Голландии. Война застала ее в Англии, откуда их с сыном интернировали как граждан государства-противника. В это время ее пригласили в Индию, где Мария и Марио провели семь лет, поскольку до конца войны им запрещено было появляться в Европе. Монтессори читала лекции, открыла свою школу в Кодайканале, занималась разработкой следующей ступени своей методики – для детей школьного возраста.
После войны 76-летняя Мария Монтессори вернулась в Европу и поселилась в Голландии, которую очень любила. Она работала над книгами, выступала с лекциями, которые, кстати, за 30 лет ее просветительской работы никогда не повторялись слово в слово.
«Единственное, что невозможно сделать на жизненном пути, это остановиться и замереть».
В 1947 году Мария разослала правительствам всех стран открытое письмо, в котором, в частности, говорилось, что каждый ребенок строит себя из того, что видит и находит вокруг. И чем гармоничнее будет среда, в которой он растет, тем гармоничнее будет личность, которую создаст из себя архитектор-ребенок.
«Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасение, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество».
Свой последний учебный семинар Мария Монтессори провела незадолго до смерти, в возрасте 81 года. Сегодня ее революционную для своего времени систему воспитания детей не только используют, но и продолжают развивать.
Основные даты жизни и деятельности
1870 г. Родилась в итальянском городке Чиаравалле
1882 г. Добилась поступления в техническую школу для мальчиков, чтобы изучать точные и естественные науки
1890 г. Поступила в Римский университет
1896 г. Стала первой в Италии женщиной-врачом
1897 г. Начала изучать педагогику и терапию восприятия, работать с умственно отсталыми детьми
1898 г. Рождение сына Марио в незарегистрированном браке с доктором Джузеппе Монтессано
1900 г. Возглавила ортофреническую школу в Риме
1907 г. В Сан-Лоренцо открыт первый дневной Дом ребенка для здоровых, но педагогически запущенных детей из бедных семей
1909 г. Вход книги «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка», начало распространения метода Монтессори по всему миру
1913 г. Провела первый международный учебный семинар
1929 г. Вместе с сыном организовала Международную Монтессори Ассоциацию (AMI)
1934 г. Навсегда покинула Италию
1951 г. Провела последний учебный семинар
1952 г. Умерла в Ноордвик-ан-зее в Голландии
Коко Шанель
Свобода движения
19 августа 1883 года – 10 января 1971 года
Коко Шанель – ключевая фигура в мире моды XX века. Пытаясь найти свое место в жизни, она совершила революцию в представлениях о женском облике и, предугадав веяние времени, подарила женщинам ощущение уверенности, свободы и независимости.
Коко трижды писала и пыталась издать свою биографию, и трижды издатели отказывались «это» печатать. Написанные в соавторстве или под ее диктовку, книги были удручающе скучны, поскольку рассказывали исключительно об успехах мадемуазель Коко, не объясняя главного – как она шла к своей славе. Но чтобы рассказать правду об этом пути, Шанель пришлось бы вспоминать многое из того, что она пыталась забыть.
«Никто не прожил жизнь, подобную моей. Я ничего не понимала. Меня никто ничему не учил. До всего я должна была дойти сама».
«Я не сирота!»
Габриэль Шанель родилась во французском Сомюре, в бедной многодетной семье, и рано осталась без родителей. Мать умерла, когда девочке шел 12-й год, и отец отправил детей в монастырский приют. Быть нищей, без родительской поддержки было для Габриэль слишком унизительно. Она говорила воспитанницам: «Я не сирота!» – и регулярно выдумывала истории об отце, который якобы уехал в Америку, занимается там экспортом вина и однажды вернется, чтобы ее забрать. Так же убедительно она рассказывала о несуществующих тетушках, в доме которых выросла и получила воспитание. Вырваться из нищеты, завоевать свое место в жизни было для Габриэль заветной мечтой. С ранних лет она строила планы, как этого добьется.
В монастыре девочку научили начальным навыкам шитья, и это помогло Шанель устроиться на работу в магазин одежды в городке Мулен. Днем 18-летняя Габриэль стояла за прилавком, а вечером пела в заведении под названием «Ротонда» перед гарнизонными офицерами. Любимая песенка «Ko Ko Ri Ko» подарила ей сценическое имя. С этих пор она стала Коко Шанель.
Знакомство с одним из офицеров – богатым буржуа Этьеном Бальзаном – закончилось тем, что в 1906 году она приняла предложение жить у него в поместье Руайе. Однако быть содержанкой оказалось не менее унизительным, чем жить в приюте. Чужая роскошь не давала ощущения свободы. Шанель окружали гостившие у Бальзана состоятельные светские дамы и представительницы полусвета. Они вели пустые разговоры, хвастались нарядами, обсуждали мужей. Коко была для них никем – не то продавщица, не то певичка, очередная любовница, к тому же не единственная. Словом, ничего примечательного.
Свой внутренний протест Шанель могла проявить исключительно в одежде: ее мальчишеская фигура плохо смотрелась в корсетах и пышных юбках, поэтому она смело надевала брюки и рубашки своего любовника и мастерила себе небольшие шляпки без бантов и перьев. Неизменная сигарета добавляла ее облику независимости.
Оригинальные шляпки Шанель начали обращать на себя внимание. Вскоре она стала делать их на заказ для знакомых Этьена и однажды призналась ему, что хотела бы стать модисткой. Но идея Бальзану не понравилась. Далекий от бизнеса и вообще не отягощенный стремлением заниматься чем-либо, кроме разведения лошадей и проматывания наследства, он не воспринял слова Коко всерьез. Поддержку она получила от другого мужчины, встреча с которым навсегда изменила ее жизнь.
Верна себе
Дух предпринимательства, абсолютно не свойственный Бальзану, переполнял его приятеля Артура Капеля, которого друзья звали Бой. Этот молодой англичанин был полон бизнес-идей, увлекался спортом и интересовался жизнью во всех ее проявлениях. Коко увидела в Артуре человека, близкого себе по восприятию мира, и влюбилась до самозабвения. «Он был моим братом, моим отцом, всей моей семьей», – признавалась она. При поддержке Артура Коко решила открыть собственный шляпный магазин.
«Чтобы действовать и создавать, надо в первую очередь иметь друга, на которого можно опереться».
Потом в жизни Шанель было еще много друзей, давших ей возможность понять и реализовать себя. Но Артур Капель стал первым. Он помог и советом, и деньгами. Ввел Коко в свой круг, познакомил с влиятельными бизнесменами и театральной элитой, дал лучшие рекомендации. Его любовь и поддержка помогли Шанель открыть в 1910 году магазин в Париже на Рю Камбон. Она имела успех, о ней заговорили. Через два года Коко вернула Артуру все деньги, которые он вложил в ее бизнес. Быть кому-то обязанной для нее всегда означало быть униженной, а этого ей хотелось меньше всего. Артур оценил ее успехи: «Я считал, что дал тебе игрушку, а оказалось, подарил свободу…»
В 1913-м у Шанель появился еще один магазин, в Довиле, через два года она открыла свой Модный дом в Биаррице. Забыв о страхах, вдохновленная желанием утвердиться в этом мире, Коко много работала. Не очень-то умея шить, толком ничего не понимая в моде, она полагалась на собственную интуицию, определяя, что нужно женщинам нового времени, ведь в конце концов она тоже одна из них. А ей нужны свобода от корсетов и право вести такой же независимый образ жизни, как мужчины. «Подметающие» мостовую длинные платья, в которых невозможно быстро двигаться, громоздкие прически, требующие долгой укладки, крохотные ридикюли, которые вечно теряются, – все это должно кануть в Лету. Прошли времена, когда женщина была лишь приложением к мужчине, его дорогой безделушкой.
Коко Шанель дерзнула извлечь из мужского гардероба сорочки, блейзеры, джемперы, жакеты, брюки и, взяв ножницы, превратить эти вещи в одежду для дам, немного изменив линию, силуэт и подчеркнув женственность. Она никогда не рисовала эскизов – создавала все прямо на моделях. Ей «достаточно было пары ножниц и нескольких точных движений, чтобы из груды бесформенной материи возникла сама роскошь». Длинные нитки жемчуга, тяжелые украшения в византийском стиле, колье из цветных металлов, запонки, простые элегантные шляпы дополнили новый образ женщины, придуманный и созданный Шанель и ставший для нас сегодня таким привычным.
Коко всегда шила в первую очередь на себя. Ей хотелось подчеркнуть стройность и изящество женских форм, и она решила использовать для своих моделей джерси – недорогую мягкую ткань, из которой до этого шили только мужское белье.
«Женщина ближе всего к наготе, когда она хорошо одета».
Она создавала «удобную роскошь», делая акцент на изяществе кроя, силуэте и пропорциях, и у такой одежды очень быстро нашлись поклонники. Стиль Шанель завоевал признание звезд театра и кино, аристократов и состоятельных людей. Благодаря Коко сама профессия модистки приобрела совершенно иной статус. Шанель стала желанным гостем в самых респектабельных домах. «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды», – писал Harper’s Bazaar.
Клиентами Коко были Жаклин Кеннеди-Онассис, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Грейс Келли, герцогиня Виндзорская, Роми Шнайдер, Франсуаза Саган, а президент Франции Жорж Помпиду однажды сказал ей: «Когда моя жена одевается у вас, я спокоен».
Эталон элегантности
Дом Chanel приобрел неслыханную популярность, влияние Коко на женские умы оказалось колоссальным. В 1917 году она отрезала волосы и явилась в таком виде в театр. На следующий день дамские парикмахеры Парижа, до этого занимавшиеся исключительно завивками и укладками, потеряли привычную работу: теперь парижанки желали стричься «под мальчика». Так же «нечаянно» Шанель ввела в женскую моду загар и солнечные очки, сумку на длинном ремешке, двухцветную обувь, бижутерию и множество аксессуаров. Стиль Коко Шанель был признан эталоном элегантности.
«Элегантность в одежде означает прежде всего свободу движения».
Далеко не все люди в окружении Шанель относились к ней дружелюбно и готовы были терпеть ее непростой характер. Категоричность Коко, ее неумение сдерживать себя рождали немало недовольств. Но слышать о себе что-либо нелестное она не хотела и никогда не слушала: «Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас вообще не думаю». Коко решительно обрывала отношения с теми, кому не нравилась. Это давало ей абсолютную творческую свободу.
Личная жизнь Коко невольно влияла на мировую моду. История знаменитого «маленького черного платья» тому пример. Его появление связано с одним из самых трагических событий в жизни Шанель – гибелью Артура Капеля, оставшегося ее возлюбленным даже после своей женитьбы, которая нужна была ему «для политической карьеры». 22 декабря 1919 года Артур разбился на машине по дороге в Канн, где собирался встретить Рождество.
Коко была раздавлена горем. Она заперлась на своей вилле Миланез, приказала вынести все ковры, затянуть стены черным, повесить черные портьеры, застелить черные простыни и покрывала… В знак траура по великой любви она сшила себе простое черное платье. Очень скоро оно стало частью мировой моды и остается таковым по сей день.
«Придумав мое черное платье, я невольно заставила тысячи женщин носить траур по Бою Капелю».
Капель был не единственным мужчиной в жизни Шанель, отношения с которым повлияли на ее творчество, а значит, и на женскую моду XX века. Коко любила выдающихся мужчин и находила в них вдохновение. Ей нравились их свобода и независимый образ мыслей. Влюбляясь, она успокаивалась, словно обретая опору, и творила с удвоенной силой.
«Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима».
Великий князь Дмитрий Романов, внук императора Александра II, бежавший из России после соучастия в убийстве Распутина, открыл для Шанель мир русского искусства. Их роман длился около года. Женился он на богатой американке, но до самой смерти поддерживал дружеские отношения с Коко. Именно Дмитрий Романов познакомил Шанель с русским парфюмером Эрнестом Бо – создателем аромата из более чем 80 ингредиентов, который принес Шанель финансовую независимость, а женщинам всего мира подарил Chanel № 5.