Книга Подростковый навигатор - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Викторович Щеглов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Подростковый навигатор
Подростковый навигатор
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Подростковый навигатор

Введение

«Do not let your fire go out, spark by irreplaceable spark in the hopeless swamps of the not-quite, the not-yet, and the not-at-all. Do not let the hero in your soul perish in lonely frustration for the life you deserved and have never been able to reach. The world you desire can be won. It exists… it is real… it is possible… it's yours».

Ayn Rand. Atlas Shrugged

У меня есть мечта.

Я мечтаю о прекрасном мире, который вы создадите. Я вижу в каждом из вас юного Альберта Эйнштейна, Вольфганга Амадея Моцарта, Николая Коперника, Михаила Ломоносова, Стива Джобса, Рэя Даллио, Леонардо да Винчи, Александра Пушкина, Честера Беннингтона, Эда Ширана, Мэтью МакКонахи, Нельсона Манделу, Мартина Лютера Кинга мл., Уилла Смита, Мэрил Стрип, Салмана Кхана, Жюля Верна, Била Гейтса, братьев Райт, братьев Люмьер, братьев Стругацких, сестер Уильямс. Я вижу в вас изобретателей, стартаперов, художников, дизайнеров, музыкантов, психологов, спортсменов, ученых, коучей, врачей, исследователей и путешественников. Я вижу вас летящими на Марс, поющими новые песни, покоряющими волны на серфе, изобретающими вакцины и строящими новые города. Я вижу вас созидателями, а не потребителями. Гражданами, а не избирателями. Любящими Землю, а не убивающими её. Нашедшими своё призвание! Занимающимися любимым делом, а не прожигающими время в офисе с 9 до 18. Уверенными и спокойными. Здоровыми и сильными. Умными и любопытными. Я вижу вас с открытыми улыбками и ясными глазами в окружении семьи и друзей. Я вижу вас справляющимися с трудностями, знающими себя и свои эмоции, знающими, как прожить горе и утраты, как справиться с болью и как помочь это сделать другим. Я вижу вас любопытными, вижу вас бунтарями и нердами. Я вижу, что вы умеете говорить «НЕТ». Я вижу вас любящими и любимыми. Я вижу вас свободными и осознающими, что величайшая свобода раскрывается через знание себя и глубокое понимание других людей, освобождение себя от рабства пороков и страстей, через Бога и через любовь.

Чтобы моя мечта стала явью, я хочу дать вам всё необходимое, чтобы познать себя, найти в себе семена одарённости и научиться жить в VUCA-мире. VUCA – это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Родители и родственники подростков часто говорят мне: «Как бы я хотел узнать то, чему ты учишь подростков, когда сам был(а) в молодым».

Эта книга – письмо моим детям, и это письмо к самому себе, которое я бы хотел прочесть в 16 лет.

Книга написана для подростков (12–24+), но – как показала моя практика – с вопросами поиска предназначения, выбора пути, кризисом идентичности и вопросами построения гармоничных отношений с другими людьми сталкиваются многие люди независимо от возраста.

Всё, что вы найдёте в этой книге, основано на моём опыте, опыте моих друзей, наставников и моих собственных наблюдениях за другими людьми.

Опыт дал мне житейскую мудрость: я вижу, когда человек на своём жизненном пути сворачивает не туда. https://waitbutwhy.com/

Я не ставлю себе целью, чтобы вы прочли всё, что есть в этой книге. Но если останется и запомнится хотя бы что-то – это уже будет успех и для вас и для меня. Иногда даже такие небольшие и незначительные, на первый взгляд, вещи, как одна правильная встреча, один разговор, одна книга или один фильм, один пост в Telegram или одно видео на YouTube могут очень сильно повлиять на всю дальнейшую жизнь. Особенно подростка. Здесь – как с пулей или со стрелой: отклонение в несколько миллиметров в начале даёт существенную разницу на расстоянии.

Я буду по-настоящему счастлив, если эта книга станет для вас «Buddy-другом» и шпаргалкой «как жить эту жизнь». Возвращайтесь к ней раз в несколько лет, и каждый раз её главы будут открываться для вас заново. Вы будете находить те слова и смыслы, которые не замечали раньше. Всё, что вы узнаете из моей книги, будет иметь долгосрочный эффект и окажет влияние на всю вашу жизнь.

А чтобы помочь вам пройти по всем 32 шагам, к книге приложен дневник! Шаг за шагом заполняя его, вы всё больше будете прокачивать своего внутреннего героя, и к концу книги и к концу дневника будете готовы почти ко всему, что готовит вам Мир.

«Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг или наставник».

П. Павленко

Об авторе



Привет, друзья! Меня зовут Андрей Щеглов, и я фанат образования, философии, психологии, музыки, наук о мозге и «серийный инвестор в молодёжь». С 2012 года подростки, с которыми я работал, находили своё призвание, развивали свои сильные стороны, осваивали новые профессии, строили прекрасные карьеры и создавали свои стартапы и компании. Я верю в уникальность каждого и в уникальность его пути. И я умею видеть эту уникальность. Из Альберта Эйнштейна вышел бы плохой баскетболист, а Майкл Джордан не создал бы теорию относительности. Каждый из нас – особенный, и счастливая наполненная жизнь ждёт ровно там, где наши особенности проявляются лучше всего. И эта книга – ваш проводник в мир узнавания себя и мира вокруг нас.

– Создатель Школы Щеглова для подростков и родителей.

– Автор курса по мягким навыкам, разработанного специально для подростков.

– Наставник более 50 одарённых юношей и девушек поколений Z и A (альфа).

– Ментор технологических стартапов в международных венчурных фондах и акселераторах.

– Сноубордист, сёрфер и путешественник.

Эта книга призвана помочь и самое главное научить (Как? How to) подростков, как найти своё предназначение, свою цель, развить таланты, развить себя, построить плодотворные отношения и жить полной, насыщенной жизнью. Для достижения этих целей вам необходимо понимать, как работают ваше тело и мозг; вы должны знать, что заряжает вас энергией, знать, что такое критическое мышление, уметь логически мыслить, понимать, как выбирать друзей и наставников, создавать привычки, тренировать свой эмоциональный интеллект, освоить искусство эффективного общения и научиться фильтровать информацию. И я вам в этом помогу!

«Our only hope is the minds of kids. And they'll show us a thing or two. Our only weapons are the guns of youth. It's only time before they tighten the noose».

Billy Talent

Глава (Шаг) 1. Пойми, как устроен современный мир

«Ты думал что есть правила, а их нет…»

Диалог из Фарго. Лорн Марво и Лестер

Привет, будущее человечества! Перед вами – как и перед любым героем – есть три пути (на большой схеме в приложении). Сразу открою «секрет»: смерть нас ждёт в конце каждого, а вот возможность прожить яркую и наполненную жизнь ждёт нас только на третьем.



https://www.teerabbit.net/cth-kli-pt-0806-11-r2

Про первый путь вы либо уже сами знаете, либо вам про него с удовольствием расскажет общество. Стандартный путь. Так же все живут! Так положено! По нему идут 90% людей на Земле. Его коротко можно описать так: ясли, детский сад, школа, университет, нелюбимая работа, дешёвый автомобиль и маленькая квартира в кредит, пенсия, могила. Всё, ты умер. Самое главное, что характеризует этот путь – это отсутствие выбора на каждом из участков пути. Школу и класс в ней выбрали за вас. Университет выбрали за вас родители – или вы пошли туда, куда смогли поступить, куда хватило баллов, куда было модно, куда пошли ваши друзья. Закончив университет, вы начали искать работу – или вам помогли устроиться на неё. И здесь зачастую это тоже был не ваш выбор. 75% выпускников ВУЗов не работают по специальности. Причин этому много, но основные следующие: 1) вас не берут без опыта или предлагают очень низкую зарплату; 2) вам самим неинтересно работать по специальности, т. к. это был не ваш выбор; 3) профессия в текущий момент не так востребована, как раньше, и количество выпускников превышает потребность работодателей. Т. к. выбор сделали за вас или вы устроились, куда была возможность – скорее всего, эта работа не приносит вам радости и не даёт раскрыться вашим сильным сторонам. Работая на такой работе, вы – скорее всего – всю жизнь будете получать среднюю зарплату и, может быть 2 или 3 раза за жизнь, сделаете карьерный переход в другие компании. Чем плох этот путь? И ничем и всем. Я не осуждаю людей, которые его выбрали. Ведь выбрали они его по незнанию. А за незнание нельзя осуждать. До 2000-х годов он неплохо работал, но сейчас во всем мире стали сыпаться социальные институты, растет инфляция, увеличивается число заболеваний раком, возникают эпидемии – и совокупно пенсии и накоплений вам может не хватить, чтобы элементарно обеспечить себя, не говоря уже о детях и родителях. Плох он также тем, что люди страдают, не реализовывая свой потенциал. Даже если сами не понимают, что страдают именно от этого.

Второй путь – стандартный (улучшенный), как номер в отеле. На этом пути вы также почти ничего не выбираете, но за счет всего лишь двух вещей вы начинаете зарабатывать в 2, в 3 или в 5 раз больше 95% ваших сверстников сразу после окончания ВУЗа. Первый ключ – это ранний старт. Чем раньше вы начнёте работать, тем лучше. В идеале начать в возрасте 14–16 лет, а крайний срок – это 1-2 курс. Даже программы лучших университетов на несколько лет отстают от скорости изменений в профессии. Отстают на 2, 3, 4 года или даже 10 лет (если программу приняли 5 лет назад и вы ещё 5 лет по ней учились). Поэтому ранний старт даёт вам фору и в профессии и перед вашими сверстниками. Начав работать на 2-м курсе, к окончанию ВУЗа вы получите фору в 4 года и 4-х годичный опыт в работе. Второй ключ, который на этом пути работает в связке с первым – настойчивость, постоянство или ритмичность. Это означает, что однажды выбрав область: бухгалтерия, программирование, дизайн, музыка, инженерное дело, химия, юриспруденция – вы не сворачиваете с этой дороги (профессии). Вы планомерно бьёте в одну точку. На схеме вы видите везде 10 000 часов. Это то время, которое необходимо, чтобы стать лучшим в своем деле.

Двадцать лет назад психолог Андерс Эриксон вместе с двумя коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине. Студентов-скрипачей разделили на три группы. В первую вошли звёзды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую – те, кого оценили как перспективных. В третью – студенты, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами, в лучшем случае – учителями музыки в школе. Всем участникам задали один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента, как впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня? Почти все студенты начали играть примерно в одном возрасте: лет в пять. Первые несколько лет все занимались около двух-трёх часов в неделю. Но лет с восьми стали проявляться различия. Лучшие студенты упражнялись больше всех остальных: к девяти годам по шесть часов в неделю, к двенадцати по восемь часов, к четырнадцати по шестнадцать, и так до двадцати лет, когда они стали заниматься – то есть целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать своё мастерство – более, чем по тридцать часов в неделю. К двадцати годам у лучших студентов набиралось до 10 000 часов занятий. В багаже середнячков было 8000 часов, а у будущих учителей музыки – не более 4000. Мысль о том, что достичь мастерства в сложных видах деятельности невозможно без обширной практики, не раз высказывалась в исследованиях по профессиональной компетенции. Ученые даже вывели волшебное число, ведущее к мастерству: 10 000 часов.1

Этим путём прошли (и идут до сегодняшнего дня) многие мои друзья и знакомые. На первых курсах института они начинали работать на самой низкой позиции в компании в определённой области и планомерно росли в этой профессиональной области. В то же время они переводились на вечернюю или заочную форму обучения. Все они уже в 20 лет зарабатывали минимум 3 000 USD, к 30-ти годам они зарабатывали 7 000–10 000 USD. Какие плюсы и минусы у этого пути? Плюсы – это стабильный, предсказуемый доход. Если вы становитесь профессионалом в какой-то области, вам за это начинают платить. И чем больше вы знаете и умеете, тем больше вам платят. Минус номер один. Если эта профессия вам не нравится (или разонравилась в процессе), но это единственное, чем вы научились зарабатывать – то, скорее всего, вы в ней и останетесь, и вам придётся проводить время своей жизни на не приносящей радости и удовлетворения работе. Минус номер два: вы не реализуете свой потенциал. Практически у всех людей, которые попали в такую ловушку с работой и профессией – которая хорошо оплачивает счета, но не приносит радости – есть какое-то хобби. И в этом хобби эти люди зачастую реализуют то, что не могут реализовать на работе. Иногда им удаётся выбраться из этой ловушки и их хобби превращается в дело, которое приносит им радость и доход. Но для этого нужна смелость, и такие случаи редки.

Третий путь, который я назвал «Путь Человека» или «Путь Музыки Сфер».

«Не позволяйте своей жизни сгинуть в безнадежных болотах под названием "не могу", "еще не время" и "это не для меня". Не дайте своему врожденному гению погаснуть в одинокой досаде на жизнь и жалеть о том, что не сбылось. Какой бы смелой ни была ваша мечта, она осуществима. Идите вперёд и возьмите то, что принадлежит вам по праву!»

Айн Рэнд

«Самая большая ошибка человека заключается в том, что он полагает, будто впереди десять тысяч лет. Между тем рука смерти уже зависла над ним. Для величия у вас есть ровно один день – сегодняшний. Живите так, словно вы уже стали великим».

Марк Аврелий, римский император


«Self-realized people have a deep sense of identification, sympathy and affection for human beings in general. They feel the kinship and connection, as if all the people were members of their family».

Abraham Maslow. You can't win the game you don't play

Этот путь – один из самых трудных в начале, наиболее вознаграждающий в конце пути и дающий чувство наибольшей наполненности жизнью на всём своём протяжении. Это путь к себе, путь познания самого себя, путь постоянного вопрошания, путь сомнений, путь ошибок и путь наивысшей радости исполнения своего предназначения. На этом пути я предлагаю вам постоянно задавать вопрос «Зачем?», ставить под сомнение то, что другим кажется правильным порядком вещей и очевидным. Начиная со школы начинайте задавать себе вопросы: «Что мне нравится делать? Чем мне нравится заниматься? От чего я получаю удовольствие?» С помощью родителей, учителей, наставников, друзей пытайтесь понять, в чём заключаются ваши супер-способности, и начинайте их развивать. Не соглашайтесь изучать – а тем более, зубрить для сдачи тестов – то, что вам не нравится. Все мы рождены и сформировались разными, и нам нужны разные предметы для изучения. Для жизни полезно знать базу по всем предметам, но дальше нужно развивать только свои уникальные качества и взращивать свой талант и свои семена одарённости.

«С юных лет нас приучают думать, что есть какой-то один раз и навсегда заведённый порядок, один-единственный верный путь. Вы должны родиться, получить профессию, найти работу и упорно трудиться до конца жизни. Миллионы так и делают, но спросите любого из них: счастлив ли он? Нет, нет и ещё раз нет! Привычная колея не может быть путём к счастью! Чтобы найти свою дорогу, нужно свернуть туда, где, кажется, и вовсе нет никакой тропы. Но, чтобы решиться на это, нужно быть очень сильным человеком. А общество состоит в основном их мягкотелых, нерешительных и трусливых людей. Которые позабыли о том, что им дано воображение, что им подарены чувства, что они могут мечтать! Но мечта не живет без трудностей. А люди боятся трудностей. Они предпочитают следовать привычным, хотя и не слишком радостным путём, лишь бы не преодолевать препятствия».

Р. Шарма

Традиционный путь школа-ВУЗ-работа больше не работает. И это признают ведущие университеты и Большая четверка. Поэтому вам нужно искать свой путь. Методы, как его найти будут даны в Шаге 9 «Семена гениальности (одарённости). Как найти и взрастить в себе?» Выбрав в школе (или в университете) то, что вам нравится, нужно всерьёз посвятить себя этому. Если это действительно то, что вам близко и то, что вас вдохновляет – дайте себе время 2-3 года, чтобы в этом разобраться. Почему не меньше 2-3 лет? Потому, что радость от созидания и творения появляется тогда, когда начинает получаться и получаться хорошо. А это требует времени и усилий. Никто не говорит, что вы не ошибетесь, но как минимум вы получите опыт в том, что вам нравится и ваш следующий выстрел в цель будет точнее (как на рисунке на большой схеме в приложении). Вначале можно лишь примерно понять, чем нравится заниматься, и пойти не совсем по тому пути. Это будет выстрел в шестёрку. Но следующий будет точнее, а финальный приведет вас «в яблочко»! Главное – пытаться в каждую новую деятельность взять опыт и самое лучшее, чему вы научились за предыдущие годы. В идеале нанизывать свой опыт, как жемчужины на нитку, и сделать красивое – а главное, уникальное, только ваше – ожерелье вашего призвания, вашего дела и вашей жизни. Итого, к третьему пути есть 3 важных ключа. Первый (как и для второго пути) – усердие и 10 000 часов (в идеале). Не бросайте того, что начали, не попробовав этим заняться «всерьёз». Второй – ошибки. Не бойтесь ошибаться: ошибки – это ваши самые большие учителя. О важности ошибок вы можете прочесть в Шаге 19 «Ошибки. Совершай!». Третий ключ – использовать предыдущий опыт для следующего шага.



Глава (Шаг) 2. Позаботься о своём теле

«Венец на голове здорового человека видим лишь больному».

Помните, как быстро всё остальное становится бессмысленным, когда у нас что-то сильно болит или нам плохо? Когда у нас высокая температура, раскалывается голова, когда мы сильно отравились или – не дай Бог – сломали себе что-нибудь? Вспомните своё состояние, когда вы не выспались. И в этой главе я расскажу вам, как заряжать свою батарейку и позаботится о своем теле. Мы поговорим о воздухе, воде, еде, сне и спорте. Готовы? Вперёд!

Как говорят эксперты по выживанию в экстремальных ситуациях – есть «Правило трёх», которое гласит, что без еды можно прожить три недели, без воды – три дня и без воздуха – три минуты.

2.1. Чем мы дышим?

Мы дышим воздухом настолько естественно, что даже не замечаем этого, тогда как качество воздуха оказывает непосредственное влияние на нашу жизнь.

Вспомните воздух на даче, в деревне, в лесу, на море или на океане, в горной долине. Про такие места говорят: «Воздух можно есть ложкой!» И не случайно, находясь в сельской местности или за пределами большого города, мы гораздо лучше себя чувствуем, ощущаем подъём сил, лучше спим. Многие отмечают, что за городом высыпаются за 5-6 часов и просыпаются бодрыми и отдохнувшими— тогда как возвращаясь в мегаполис, не могут проснуться и чувствуют себя разбитыми, даже если поспали 8-9 часов.

В городе мы часто окружены выхлопными газами, производствами, пластиком, мусором. И, как вы понимаете, это неестественная среда для человека.

Поэтому, даже если вы живете в большом городе, старайтесь уделять внимание тому, чем вы дышите: больше времени проводите в парках, купите живые растения и цветы домой.

Выбирая место для жилья, обратите внимание на район, наличие свалок и производств рядом, розу ветров. Имея возможность выбрать этаж, задумайтесь об этажах выше 5-го: воздух там часто чище, чем на первых.

Практические советы:

– Если вы живете в загазованном районе с плохим воздухом, открывать окна может быть (мягко говоря) не самой лучшей идеей. В этом случае лучше купить кондиционер с функцией очистки воздуха или дополнительно поставить в квартире отдельно стоящий очиститель воздуха.

– Если воздух там, где вы живете, хороший – проветривайте помещение, когда приходите домой и перед тем, как ложиться спать.

– Вентиляцию в квартире или в доме стоит чистить раз в 3-4 месяца. Если у вас есть домашнее животное – минимум раз в месяц. Если вы болели или болел кто-то из родных – то сразу после выздоровления или раз в 20 дней (если больной человек находится с вами).

– Делайте влажную уборку дома не реже, чем раз в неделю.

– Избавьтесь от лишних вещей. Мне в своё время очень помогла книга Мари Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни».

2.2. Что мы пьём?

Вы помните, что мы состоим из воды на 50–65%? Вода необходима нам для переноса кислорода и питательных веществ по кровеносной системе и переваривания пищи. Вода поддерживает стабильность температуры тела и защищает наши жизненно важные органы.

При этом мы крайне редко уделяем внимание воде, которую пьём.

Практические советы:

– Каждый организм индивидуален, поэтому выберите именно ту воду, которая подходит именно вам. И выбирать нужно тщательно – это определяет качество вашей жизни.

– Пейте достаточное количество воды. Особенно утром: организм обезвожен после сна и ему необходима вода. Поэтому привычка пить стакан воды утром очень полезна. Она поможет вам проснуться и взбодрит ваш организм.

– Носите с собой многоразовую бутылочку или мини-термос для воды.

– Каждый раз, когда вам хочется съесть что-то неполезное, выпейте воды: возможно, желание съесть неполезный снэк или шоколадку пройдёт.

2.3. Что мы едим и как переключиться на здоровое питание?

Спросите себя: «А что бы съел Бэтмен? (Добрыня Никитич)?» Такой совет даёт профессор Корнуоллского университета Брайан Уонсинк.

Когда мы заправляем машину, то специально едем на хорошую заправку и выбираем хорошее топливо. При этом мы часто абсолютно не следим за тем, чем «мы заправляем» свой организм, что мы едим и пьём.

То, как качественно и здорово вы проведёте эту жизнь, напрямую зависит от того, что вы будете есть! Сколько вы проживёте, будете болеть или нет – также во многом зависит от еды, которую вы выберете сегодня.

А теперь то, что вам никто никогда не скажет:

80–90% еды на полках в обычных магазинах и супермаркетах – вредная или как минимум неполезная еда. Вам об этом никто не скажет, но вся индустрия питания нацелена не на то, чтобы вы были здоровые и подтянутые. Наоборот: производители еды добавляют в неё усилители вкуса и красители, чтобы она только «выглядела» здоровой и аппетитной. О её пользе почти никто не задумывается.

Задача многих производителей – заработать и продать вам дорого еду, которая будет максимально дешёвой в производстве, чтобы стимулировать потребление. В еду сегодня добавляют сахар и соль в таких количествах, в которых мы никогда не потребляли их ранее. Современное общество буквально зависимо от сахара, соли и вредной еды.

Во многом из-за этого у людей много проблем со здоровьем – не говоря уже о проблемах с лишним весом.

Согласно исследованиям, в 18-19 веках человек в день потреблял 1500–2000 Ккал. Сегодня этот показатель – 4000–4500 Ккал в день. При этом мы не стали больше двигаться. Сейчас в мире очень много различных диет, специалистов по «похудению» и пр.

На самом деле в 90% случаев нужно держать в голове одну простую вещь: чтобы сбросить вес и прийти в форму, надо просто ТРАТИТЬ КАЛОРИЙ больше, чем потребляешь!

Практические советы. Какую еду выбрать и что есть?

– Первое и основное правило: старайтесь находить и покупать ТОЛЬКО натуральную и здоровую пищу. Хорошее мясо, птицу и рыбу. Мясо, птица и рыба должны быть выращены в здоровых условиях на хорошей ферме или рыбном хозяйстве. Очень важно, чем кормили животных. Выбирайте натуральные продукты – фермерские яйца, творог.

– Ешьте разнообразные овощи и фрукты, купленные на рынке или в очень дорогом супермаркете (там меньше шансов купить пластиковую и невкусную еду).

– Включайте в свой рацион здоровые жиры – такие, как оливковое масло, орехи и авокадо.

– Готовьте сами или попросите родных готовить вам здоровую еду.

– Сократите потребление промышленных мучных изделий, сахара и соли. Не говоря уже о фаст-фуде, газировке и сладких батончиках.

– Обращайте внимание на размер порций.

– Планируйте заранее и готовьте здоровые закуски, чтобы избежать соблазна съесть нездоровую еду. Можете взять с собой, например, орехи или сухофрукты.

Ещё одна вещь, о которой редко рассказывают. Как определить, хорошая была еда или плохая? Здоровая или нет? Нужна была именно эта пища в данный момент или нет? Как определить? Есть очень простой способ: надо оценивать еду не по вкусу, который вы чувствуете когда едите! И здоровая и нездоровая еда могут быть одинаковыми по вкусу (нездоровая обычно даже вкуснее). Оценивать нужно по своему состоянию и самочувствию после еды! Спросите себя: что вы чувствуете после того, как поели? Идеальный вариант – это когда мы чувствуем лёгкость, подъём сил и прилив энергии (мы же поели, чтобы получить энергию). Если же после «вкусной» еды вы чувствуете тяжесть в желудке, апатию, сонливость – значит, еда была плохая и вредная, а в лучшем случае просто неполезная.