Сергей Бехтерев
Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
Посвящаю эту книгу супруге Виктории и сыну Ивану, рождение которого вдохновило меня на создание моей первой книги о майнд-менеджменте
Слова благодарности
Огромную благодарность за помощь во время работы над книгой выражаю:
● моему учителю и научному редактору этой книги Глебу Алексеевичу Архангельскому:
– за постоянную и искреннюю поддержку;
– за громадный опыт, которым он щедро со мной делился;
– за ценные замечания и конструктивную критику моей майнд-менеджерской фантазии;
– за искреннюю веру в идеалы тайм-менеджмента, продолжающую «обацилливать» тысячи клиентов компании «Организация Времени»;
● моему партнеру в жизни и бизнесе Бехтеревой Виктории за важные замечания, создание единого стиля книги, всестороннюю поддержку в течение нашей совместной жизни и за то, что когда-то она первой из окружающих меня людей задала мне вопрос, чего же я хочу от этой жизни, таким образом, что мне захотелось на него ответить;
● генеральному директору компании Ahacoaching Йерре Ламбертсу и бизнес-консультанту Юриану Люккену, нашим голландским партнерам по визуализации информации, открывшим нам глаза на богатые корпоративные возможности применения Mind Manager, благодаря которым я стал первым сертифицированным специалистом Mind Мanager в России;
● моим бывшим коллегам по компании «Организация Времени» Васильеву Максиму, Борознову Олегу и Ласая Анастасии за поддержку и энтузиазм в деле распространения идей майнд-менеджмента;
● Виктории Пахтусовой, Елене Петровой и Инне Чечиковой за то, что когда-то сделали из меня профессионального бизнес-тренера и заставили поверить в свои возможности;
● Юлии Стратейчук, оказавшей неоценимую помощь в подготовке седьмого издания этой книги;
● клиентам компании «Организация Времени» и «Правила Игры», ставшим первопроходцами в деле внедрения идей майнд-менеджмента в корпоративные умы компаний России:
– Аввакумовой Светлане, менеджеру проектов, ТНК-ВР;
– Башкееву Алексею, руководителю проектов, Яндекс;
– Варгасу Андрею, начальнику финансово-экономического управления, Социальный городской банк;
– Витязеву Всеволоду, Силантьеву Василию, Головачеву Степану, Кулакову Владимиру, менеджерам проектов, ОАО «СвязьИнтек»;
– Вировцу Юрию и Жукову Михаилу, руководителям Headhunter.ru;
– Гашникову Олегу Николаевичу, руководителю дирекции ДТА, ОАО «СвязьИнтек»;
– Гусеву Денису и Алексею Павлову, «Спутник-ISIC»;
– Кирпичеву Константину, вольному программисту;
– Ладаеву Дмитрию, директору по продажам ТЭК, KraftWay;
– Лебединскому Сергею Михайловичу, заместителю генерального директора, ОАО «СвязьИнтек»;
– Линецкому Юрию, заместителю директора департамента внутреннего обучения и развития, ErgoLife;
– Мирохину Юрию Валентиновичу, руководителю отдела маркетинга, «ЗебраТелеком»;
– Никонову Валентину, к.э.н., международному аудитору ISO / IEC 9001:2008, ISO / IEC 27001:2005, Project Management Professional IPMA, генеральному директору консалтинговой компании «Траектория роста»;
– Новиковой Александре Сергеевне, заместителю директора по страхованию жизни, РГС-Жизнь, Хабаровск;
– Обидину Алексею Владимировичу, генеральному директору ОАО «СвязьИнтек»;
– Славиной Оксане, коммерческому директору, «Энергия роста»;
– Соколову Антону, коммерческому директору, Adidas;
– Хапачеву Борису и Гарифуллину Марату, Horus Capital;
– Шалаеву Валерию, генеральному директору, Акрон
и другим членам майнд-менеджерского и тайм-менеджерского сообщества, принимающим участие в проектах компании «Организация Времени» и «Правила Игры».
Предисловие
Успевайте мыслить
Вспомните, читатель, как часто вы предаетесь такой популярной медитативной практике, как «созерцание чистого Word-файла с мигающим курсором»? Рискну предположить, что вам, как и многим, хорошо знакомо ощущение творческого ступора, когда вожделенная муза так и не приходит, а статья, бизнес-план, служебная записка, план проекта… так и остаются несделанными. Моя практика показывает, что в неэффективной интеллектуальной работе кроются колоссальные резервы времени.
Сложно сейчас найти человека, который бы ничего не слышал про интеллект-карты, также называемые mind maps, «карты мозга», «карты ума». Однако мало кто знает, что это не только способ развития творческого мышления, но и эффективная технология решения бизнес-задач, которую используют многие крупнейшие западные компании, а в последние годы и наиболее передовые российские.
Майнд-менеджмент – направление в тайм-менеджменте, отвечающее за повышение эффективности личной и корпоративной деятельности с помощью интеллект-карт. Автор книги – создатель и пропагандист этого направления, первый в России сертифицированный тренер Mind Manager, руководитель проектов внедрения технологий майнд-менеджмента в российских компаниях.
Владеете ли вы бизнесом или управляете им; пишете новый регламент или защищаете диссертацию; планируете сложный проект или разрабатываете концепцию нового бренда; проводите совещания или готовите презентации – технологии майнд-менеджмента радикально облегчат ваш труд, сделают его более приятным и эффективным. Прочитав эту книгу, вы сможете эффективнее учиться, увереннее решать проблемы и нестандартные задачи, быстрее писать любые тексты и готовить презентации, лучше управлять проектами и главное – получать гораздо большее удовольствие от своей работы!
Читайте, применяйте, успевайте мыслить и жить!
Глеб Архангельский,генеральный директор компании «Организация Времени»P.S. Область применения технологий майнд-менеджмента настолько обширна, что описание этого заняло бы у меня несколько страниц и сделало бы предисловие недопустимо большим. Мне проще продемонстрировать вам бизнес-пользу майнд-менеджмента в виде интеллект-карты, представленной выше!
Глава 1
Майнд-менеджмент: эволюция вашего мышления
В этой главе вы:
● узнаете историю появления интеллект-карт;
● научитесь правильно строить интеллект-карты;
● познакомитесь с основными принципами работы интеллект-карт;
● познакомитесь с возможностями технологий майнд-менеджмента для повышения эффективности вашей работы.
«Мы живем в век информации». Это утверждение мы слышим отовсюду все чаще и чаще, и оно уже набило многим оскомину. Большинство людей уже не обращают на него никакого внимания. Кроме тех, кто действительно понимает, насколько серьезно обстоят дела.
Количество офисных сотрудников растет. Представители бизнеса, начиная с металлургических заводов и заканчивая консалтинговыми компаниями, обмениваются отчетами, письмами, коммерческими предложениями. Все участвуют в презентациях, совещаниях, конференциях, готовят и проводят их. Все большее число компаний переходят к проектной системе управления как более эффективной, где чуть ли не каждый сотрудник становится руководителем проекта. Обмен информацией становится с каждым годом все интенсивнее. По данным исследователей, количество электронной информации, получаемой среднестатистическим офисным сотрудником, удваивается раз в 2–3 года! Но есть ли у нас время обращать на это внимание?
Если 15 лет назад рабочий стол менеджера был завален кучей бумаг и документов, так как они были основным источником получения необходимой информации, то сейчас там может находиться только компьютер. Однако это нисколько не уменьшило стресс от работы с информацией, потому что, стоит менеджеру открыть компьютер, как на него обрушивается огромный поток сообщений, документов, задач и планов, что часто превращает рабочий день в хаос.
Как успешно справляться с потоком поступающей информации? Как тратить на обработку, анализ и принятие решения по полученной информации минимум времени и сил? Как превратить умение быстро и эффективно обрабатывать поступающую информацию (и принимать на ее основе правильные решения) в свое главное конкурентное преимущество в век агрессивно атакующей нас со всех сторон информации?
Ответ на эти вопросы дают современные технологии майнд-менеджмента, которые начали набирать популярность в современном мире в 70-е годы XX века.
1. История появления интеллект-карт
Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.
Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга (в том числе советского ученого Александра Романовича Лурия) и использовал новые знания для создания своего метода интеллект-карт.
Он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов. Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению – у меня просто не было настоящего учения!»1
Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, Эдисона, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Работай головой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.
Интеллект-карты стали успешно применяться во многих областях интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали появляться первые программы для их построения в электронном виде, что открыло дополнительные возможности для корпоративного применения и решения бизнес-задач. Творческие способности людей, применявших этот метод, стали раскрываться сильнее, что неизбежно повысило их результативность. Интеллект-карты стали основным инструментом выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, в том числе теперь – и в России.
2. Правила построения интеллект-карт
Удобнее всего объяснить правила построения интеллект-карт с помощью… самой интеллект-карты (см. рис. 1.1).
Прокомментируем представленные правила более подробно.
1. Главное!
1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли – и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.
1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.
1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.
1.4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.
Рис. 1.1. Правила построения интеллект-карт
2. Центральный образ
Одним из ключевых понятий в составлении интеллект-карт является центральный образ. Без него невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.
3. Оформляйте!
3.1. Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден – рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот первую из них и нарисуйте. Как правило, потом вам даже не нужно будет читать, что там написано, – достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.
3.2. Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии – белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации.
Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней. Вы можете придумать свои значения или воспользоваться приведенной в таблице справа трактовкой автора.
3.3. Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Как вы увидите ниже, информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.
Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.
Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при построении карты на бумаге удобно делать на стикерах.
3.4. Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.
Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше – не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
Связи главного топика показывайте с помощью линии, утолщая ее у основания и постепенно сужая у подчиненного топика.
Если топики из соседних веток связаны друг с другом, соединяйте их стрелками.
Используйте группировку для обозначения односмысловых групп.
Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.
Попробуйте построить свою первую интеллект-карту, пользуясь первым уроком на сайте книги www.майнд-менеджмент.рф.
3. Майнд-менеджмент. Урок 1. Как рисовать интеллект-карты
Когда создавалась технология интеллект-карт, удобных персональных компьютеров еще не было в массовом использовании, и первые карты строились вручную с помощью обычной бумаги, цветных карандашей и фломастеров. Автор этой книги не раз встречал людей, которые вообще не признают создание интеллект-карт с помощью компьютерных программ и строят все свои карты на бумаге. Да и сам автор, хотя ноутбук для него давно уже стал частью тела, тоже иногда с удовольствием закатывает рукава, берет большие листы бумаги, карандаши, фломастеры, стикеры, скотч и начинает рисовать. Потому что в этом методе есть свои замечательные преимущества (как и недостатки).
Для нарисованных интеллект-карт характерен переформулированный закон Мерфи: «Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места, сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть». Автор не раз убеждался в справедливости этого закона, когда целиком заполнялись листы формата А1 и даже А0. Поэтому вам потребуются:
● чистые белые листы, желательно минимум формата А3. Формата А4 может просто не хватить для буйства ваших ассоциаций;
● цветные фломастеры, лучше – цветные карандаши, так как их можно стирать ластиком, благодаря чему можно корректировать и видеть ход мысли. Чем больше цветов, тем лучше;
● ластик;
● стикеры, желательно разных цветов и размеров;
● скотч. Если вам не хватит одного листа бумаги, вы можете прикрепить к нему еще один.
Лучше всего располагать лист горизонтально. Если лист большой – можно сразу прикрепить его к стене с помощью скотча.
Переходим к рисованию. Только не забудьте засучить рукава!
1. Выберите тему и нарисуйте центральный образ вашей интеллект-карты. Нарисуйте его ярко, сформулируйте его правильно. Если вы затрудняетесь сами выбрать тему, воспользуйтесь одной из предложенных ниже:
● Как хорошо отдохнуть летом (зимой, осенью, весной)?
● Как повысить эффективность своей работы?
● Каких целей я хочу достигнуть через (1, 3, 5, 10, 20…) лет?
● Как вырастить счастливого ребенка?
● Какие новые области бизнеса следует развивать моей компании?
● Как сократить свои расходы (расходы компании)?
● Как восстанавливать силы, чтобы не превратиться в загнанную лошадь? И т.д. и т.п.
Найдите актуальную для вас тему, не бойтесь амбициозных задач. Возможно, эта книга поможет вам их успешно решить.
2. Проведите мозговой штурм, записав максимальное количество идей, которые у вас появились по выбранной вами теме. Для записи удобно использовать стикеры, фиксируя на каждом по одной идее, которые потом легко можно будет перемещать.
Если вы попробуете сразу нарисовать чистовой вариант карты, не проводя мозгового штурма, красиво уложив в карте хаос ваших мыслей, то, скорее всего, у вас ничего не получится. По крайней мере автор еще ни разу не видел, чтобы сразу вышло так, как хотелось бы. После знакомства с алгоритмом майнд-менеджмента вы поймете, почему это происходит.
3. Нарисуйте черновой вариант интеллект-карты. После создания хаоса идей переходите к структурированию и группировке полученных мыслей, до тех пор пока не «увидите» вашу будущую интеллект-карту. Как только вы ее увидите и поймете, какой она будет, можете переходить к созданию чистового варианта.
4. Нарисуйте чистовой вариант интеллект-карты. Этот этап не всегда реализуется – часто вполне достаточно бывает создать черновой вариант, чтобы разобраться в задаче или проблеме. Но если вы планируете в дальнейшем часто обращаться к этой карте, лучше потратить время и сделать ее читабельной.
5. Действуйте. Как только вы понимаете, что вам нужно делать, – переходите к действию.
Ниже приведен пример построения интеллект-карты «Отличный отдых летом всей семьей», на котором вы сможете увидеть, как была решена такая актуальная задача.
Комментарий консультанта
Потренируйтесь в рисовании интеллект-карт, выполнив первое упражнение из электронного комплекта на сайте книги www.майнд-менеджмент.рф.
3.1. Отличный отдых летом всей семьей
Алексей Башкеев, руководитель проектов, ЯндексПосле того как на тренинге компании «Правила Игры» я познакомился с методом интеллект-карт, я стал его применять во всех сферах своей жизни. Ниже представлен пример карты, нарисованной нашей семьей для решения такой важной задачи, как отличный отдых летом всей семьей.
Сначала мы нарисовали центральный образ. Потом каждый из нас на стикерах записал по 10 вариантов отдыха, по одному на каждый стикер. После этого мы разместили их на карте, связали друг с другом, и получился показанный ниже результат (см. рис. 1.2).
Что удивительно, все полученные варианты кажутся вполне очевидными, но решение легче принять, когда видишь оформленными их в четкую структуру.
Мы повесили эту карту на кухне и за лето перепробовали лучшие из перечисленных вариантов. Теперь мы составили подобную интеллект-карту и для зимнего отдыха!
Рис. 1.2. Результаты семейного мозгового штурма «Отличный отдых летом всей семьей»2
3.2. Что делать, если не получается рисовать?!
Как вы заметили, в интеллект-картах, нарисованных вручную, очень важны рисунки. Это существенно упрощает запоминание и восприятие информации, так как рисунки запоминаются надолго.
Часто на тренингах нам говорят: «Но мы не умеем рисовать!» Приходится постоянно доказывать, что это неправда. Что вы сделали в своей жизни раньше: нарисовали человечка или написали первую цифру? Раскрасили солнце или написали слово? К счастью, научиться рисовать гораздо легче, чем научиться писать. Мы умеем рисовать! Просто со временем сложившаяся система образования заставляет нас прекратить использовать эту великолепную возможность для записи информации. Давайте вспоминать и учиться заново!
Возьмите карандаш или ручку и выполните вышеприведенное упражнение, нарисовав рисунок напротив каждого слова.