Книга Учим в любых условиях. Онлайн-образование на каждый день - читать онлайн бесплатно, автор Джон Хэтти
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Учим в любых условиях. Онлайн-образование на каждый день
Учим в любых условиях. Онлайн-образование на каждый день
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Учим в любых условиях. Онлайн-образование на каждый день

Дуглас Фишер, Нэнси Фрей, Джон Хэтти

Учим в любых условиях. Онлайн-образование на каждый день

Перевод Анна Соловьева

Главный редактор Л. Богомаз

Руководитель проекта М. Шалунова

Корректоры Н. Витько, З. Скобелкина

Компьютерная верстка О. Макаренко

Иллюстрация для обложки А. Белова


Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.


© Corwin Press, Inc., 2021

© ООО «Альпина Паблишер», 2021

Введение

Правила обучения изменились. И изменились они быстро. Похоже, что школьники теперь всё чаще будут учиться удаленно. Обучение может полностью перейти в дистанционный формат или стать сочетанием занятий онлайн с привычными школьными уроками. Кто знает, какой будет школа в скором времени? Но мы надеемся, что вернемся в нее с новыми знаниями и идеями, приобретенными во время обучения в период пандемии, будучи готовыми применять их в новых ситуациях. Одно остается неизменным – необходимость устроить всё так, чтобы ученики учились. Мы подозреваем, что в будущем доля онлайн-образования будет расти. Учителя понимают, что их роль в обучении огромна независимо от формата преподавания. Поэтому давайте попробуем использовать всё, что мы узнали, для улучшения системы школьного образования в любом формате: очном или удаленном.

Учителя у нас замечательные, и общество начинает по-настоящему осознавать это. В отличие от родителей, у которых дома всего пара детей, на попечении учителя одновременно находятся от двадцати до сорока учеников. При этом преподаватели могут мотивировать своих подопечных (или же большинство из них) к участию в занятиях, которые делают процесс обучения радостным. Учителя обеспечивают обратную связь в нужное время и наиболее подходящим каждому ученику способом, не «делая» при этом работу за учащихся. Учителя знают, куда идти дальше и как сбалансировать широту и глубину постоянно меняющейся школьной программы. Они используют свои ноу-хау для выполнения внешкольной работы, выставляя оценки, готовясь к урокам, разрабатывая методические материалы, планируя встречи и занятия по дополнительному профессиональному обучению. Мы сбились со счета, пытаясь подсчитать, насколько часто родители писали в социальных сетях, что они понятия не имеют, как учитель их ребенка смог столько всего сделать. Как сказал один из родителей: «Мне было очень трудно мотивировать своего собственного ребенка и присматривать за ним. Между тем, у его учительницы все выглядит так легко и просто при том, что в классе у нее еще целых 25 человек».

Но в начале 2020 года мир изменился. И мы хотим здесь и сейчас сказать, как ценим героические усилия педагогов во всем мире, потому что эти люди во время пандемии использовали все свои знания и усилия для создания совершенно новых и важных возможностей обучения. Они не упустили ни секунды. Подобно врачам, принявшим брошенный им вызов, учителя с удвоенной силой, энергией и заботой сделали все, чтобы дети продолжили учиться. Мы не говорим, что это было легко. И не говорим, что хотели именно так всему обучиться. Но мы обучились. Теперь наступило время спланировать систему дистанционного обучения, используя приобретенные знания.

На этом этапе сразу хочется внести определенную ясность. Преподавание в период пандемии 2020 года в действительности не было дистанционным обучением. Не было оно и домашним обучением, которое родители выбирают по ряду очень конкретных причин (например, по религиозным мотивам, соображениям безопасности или ввиду недовольства государственной школой). Это было кризисное обучение в чистом виде. Теперь у нас есть время сделать дистанционное обучение более целенаправленным и осмысленным. Приобретя большой опыт, мы должны отбросить все, что не сработало в виртуальной среде, и взять на вооружение методы, оказавшиеся эффективными в сложившихся условиях. Такой подход наполнит новым смыслом то, чем мы руководствовались, преподавая традиционными методами в традиционных классах (Hattie, 2018).

● Поощрение и развитие навыков самоорганизации среди учащихся имеют решающее значение для перехода обучения на новый, более глубокий уровень.

● Процесс обучения ускоряется, когда сам ученик, а не учитель умеет осуществлять контроль за процессом собственного обучения.

● На первый план выходит разнообразие подходов к обучению (а не только получение инструкций и дальнейшая автономная самостоятельная работа).

● Хорошо продуманное обучение влияет на понимание материала.

● Обратная связь в среде с высоким уровнем доверия должна быть интегрирована в цикл обучения.

Нужно использовать все, что мы узнали и продолжаем узнавать в процессе очного или дистанционного обучения. Проводя традиционные занятия офлайн, мы можем расширять возможности учеников (и свои собственные) в сфере дистанционного обучения. Сейчас у нас есть время понять, что больше всего оказывает влияние на учащихся. Именно это и является целью данной книги – применить результаты исследований Hattie® к системе обучения дистанционного. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте признаем, что дистанционное обучение может оказывать разное влияние на учащихся.

НА ЭТОМ ЭТАПЕ СРАЗУ ХОЧЕТСЯ ВНЕСТИ ЯСНОСТЬ. ПРЕПОДАВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 2020 ГОДА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НЕ БЫЛО ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕМ. ЭТО БЫЛО КРИЗИСНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЧИСТОМ ВИДЕ.

Что такое Visible Learning® («Видимое обучение»)

Существует огромное количество опубликованных исследований на темы образования, и число их с каждым годом продолжает расти. Кто же из нас откажется опереться на существующие доказательства и результаты авторитетных исследований, принимая решения в таких тонких вопросах, как преподавание и обучение? Иногда в этих публикациях бывает сложно пробиться к истинному смыслу, чтобы понять, что же, собственно, делать. Кажется, что «работает» абсолютно все. И какой бы выбор мы ни сделали, он будет весьма разумным. Тем не менее факт остается фактом: некоторые вещи работают однозначно лучше, чем другие. И нам нужны именно они. Мы должны знать, что работает лучше всего в процессе ускорения обучения.

Зайдите в базу Visible Learning[1]. Она основана на мета-анализе, или совокупности исследований, посвященных влиянию конкретных действий на процесс обучения. В системе мета-анализов показателем служит сила воздействия, используемая в качестве статистического инструмента для оценки влияния тех или иных действий на результативность обучения. Уже сейчас база содержит данные более 1800 мета-анализов, созданных на основе работы с 300 миллионами учащихся. При этом средний показатель силы воздействия всех применяемых нами методов обучения равен 0,40 (та самая сила воздействия). Таким образом, методики со значением, превышающим 0,40, должны ускорять процесс обучения, а методы со значением ниже этого порога с меньшей долей вероятности могут обеспечить изучение материала целого календарного года за школьный год. Это вовсе не означает, что нам следует игнорировать учебные инструменты с показателями ниже 0,40, – скорее, к ним стоит относиться с осторожностью и думать о вариантах их реализации на практике.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Удивитесь ли вы, узнав, что предыдущие достижения ученика неразрывно связаны с последующими? Сила воздействия в данном случае равна 0,59. Да, учащиеся, достигшие успеха в прошлом, с большей вероятностью достигнут успеха и в будущем. База данных подтвердила наши ожидания. Удивитесь ли вы, что скука негативно влияет на обучение? Сила воздействия при этом составляет –0,47. Учеба замедляется, когда учащимся скучно. В просуммированных данных Visible Learning есть логика, не так ли?

Другой пример. Техника «зигзага» в качестве обучающей стратегии имеет силу воздействия 1,20. Мощный инструмент! Он должен работать и ускорять обучение студентов. Наш личный опыт с такой стратегией, если она правильно реализована, подтверждает это. Но, поскольку мы говорим о дистанционном обучении, важно отметить, что влияние техники «зигзага» в формате онлайн-обучения еще не было исследовано. В этом случае нам придется принять данное утверждение на веру, выделить основные компоненты головоломки и способы их использования в процессе дистанционного обучения.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УСКОРИТЕЛЕМ. ОНО САМО ПО СЕБЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕГАТИВНЫМ. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ОКРУЖЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ФАКТОРОМ.

В основе Visible Learning лежит несколько важных принципов.

1. Во-первых, инвестиции в обучение означают стремление развивать способности каждого ученика, распознавать, когда он учится, а когда нет, и находить способы исправить ситуацию. Таким образом, четкость изложения материала учителем и хорошая обратная связь имеют решающее значение. В нашей книге вы найдете отдельные модули, рассматривающие эти понятия.

2. Второй принцип заключается в том, что учителя осознают влияние своих инструкций на прогресс и достижения учеников и готовы предпринимать шаги по дальнейшему совершенствованию собственных подходов. Это означает, что у нас есть действенные методы оценки знаний учащихся, чтобы свести к минимуму потерю учебного времени и сосредоточиться на процессе дальнейшего обучения. Более того, каждый отдельный ученик является объектом анализа – мы точно знаем, что, когда и для кого работает.

3. Третий принцип заключается в том, что мировоззрение каждого учителя – то есть его настроения и убеждения – является крайне важным и занимает в иерархии обучения «водительское место». Это означает, что мы сотрудничаем друг с другом, говорим об обучении больше, чем о преподавании, вкладываясь в построение отношений с детьми и взрослыми, чтобы стать проводниками перемен.

Эти принципы не ограничены рамками одного способа передачи знаний. Неважно, происходит это в формате очного преподавания или через виртуальные (дистанционные) пространства, – сами методы остаются неизменными. Уделите несколько минут тому, чтобы поразмышлять над этими принципами и понять, как вы их реализуете в традиционной обстановке очного преподавания. А затем подумайте, как они могут выглядеть в виртуальном пространстве.


Visible Learning и дистанционное обучение

Эти рассуждения приводят нас к вопросу о силе воздействия для онлайн-образования в целом. Мы знаем, что сила воздействия для самой по себе технологии остается низкой и была таковой на протяжении последних 50 лет. Как говорил Дилан Вильям: технология – это революция, которая все еще грядет! Сила воздействия дистанционного обучения мала (0,14). Но это отнюдь не свидетельство ее НЕэффективности, а весомое подтверждение того, что совершенно неважно, преподает учитель в классе или удаленно по интернету (или же по почте, как было, когда Джон поступил в свой первый университет). Важно, что мы при этом делаем, а не посредством какой именно среды.

Существуют определенные технологические особенности, к которым стоит присмотреться. Максимальной силой воздействия в цифровых технологиях обладают интерактивные видео- (0,54) и интеллектуальные обучающие системы (0,51): на уроках письма (0,42) и математики (0,35). Самый низкий показатель мы имеем, если на индивидуальном занятии учителя с учеником присутствуют мобильные телефоны (–0,34, поэтому выключите их, пожалуйста) и ноутбуки (0,16). Конечно, для определения силы воздействия использовались исследования по осмысленному и спланированному обучению в виртуальных и дистанционных пространствах или при личной встрече, которые проводились вне периода кризисного пандемического обучения.

ИМЕННО ВЫБОР ЗАДАНИЙ, УЧИТЫВАЮЩИЙ ТО, ГДЕ УЧАЩИЕСЯ НАХОДЯТСЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ И ЧТО ИМ СЛЕДУЕТ ОСВАИВАТЬ ДАЛЕЕ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРОГРЕСС В ОБУЧЕНИИ.

Видя силу воздействия, равную 0,14, люди совершенно неправильно предполагают, что дистанционное обучение неэффективно. Но давайте приглядимся повнимательнее. В сравнении с традиционными уроками в школьном классе дистанционное обучение ничего не ускоряет. Но и не тормозит. Это значит, что окружение не является определяющим фактором. Также не следует подобные значения интерпретировать в стиле «дистант – это катастрофа». Гораздо важнее сами методы обучения, они расцвечивают новыми красками учебный процесс, а не среда, в которой он проходит. Рассмотрим, какие из технологий с высоким показателем силы воздействия стоит взять на вооружение в нашей работе. Интерактивные видео требуют от учеников деятельного вовлечения в процесс, а не просто пассивного просмотра (чем нередко грешат ученики в классе). Интеллектуальные обучающие системы дают быструю обратную связь, а также индивидуальные инструкции, основанные на том, что учащийся знает или не знает. Опытные педагоги идут тем же путем, используя адаптивную обратную связь и инструкции, и сокращают преподавание уже известного в пользу нового учебного материала.

Выбор заданий также очень важен. Он учитывает ряд факторов, например что ученики уже изучили на данный момент и что им следует осваивать далее. Именно это и обеспечивает прогресс в обучении.

● Используйте технологии для точной диагностики того, что необходимо изучить вашим ученикам.

● Сообщите им об основных критериях оценки и успешности заранее, до того как они полностью погрузятся в выполнение задания.

● Будьте понятны. Четкость стиля изложения учителя приобретает особую важность именно тогда, когда ученики не сидят перед ним в классе, чтобы можно было их вовремя поправить, уговорить и дать мгновенную обратную связь. Занимаясь удаленно, вы не сможете своевременно оценить прогресс, как делаете это, находясь физически в одном классе.

● Устраивайте промежуточные контрольные.

ТЕХНОЛОГИЯ – ЭТО СРЕДСТВО И ОТПРАВНАЯ ТОЧКА, А НЕ СУТЬ ОБУЧЕНИЯ.

Нам нужно рассматривать использование таких технологий, как планирование уроков и создание ресурсов, в качестве средства и отправной точки. Видеть в них суть обучения – большая ошибка. На самом деле, важны решения, которые мы принимаем в процессе обучения, когда реалистично оцениваем степень нашего воздействия, слушаем размышления своих учеников, даем им альтернативные стратегии, помогаем взаимодействовать с другими учащимися, что позволяет им делать совместные успехи в обучении.

● Оптимизируйте разные аспекты социального взаимодействия (мы не хотим, чтобы с нами просто разговаривали, – мы стремимся к тому, чтобы с нами учились).

● Проверьте понимание (прислушивайтесь к отзывам учеников об их учебе еще чаще, чем раньше, ведь теперь у вас нет возможности слышать их обычные реплики в классе).

● Убедитесь, что существует баланс между драгоценными знаниями и серьезными размышлениями (слишком часто в сети первое предпочитается второму).

Итог: нужно понять, что значит быть онлайн-учеником. Когда дети лишены привычного общения со сверстниками, преподавателю достаточно сложно понять, насколько отличаются навыки каждого из них, в результате чего избыточное внимание уделяется общему содержанию и многократному повторению.


Вопрос равных возможностей

Учащиеся, традиционно испытывавшие затруднения в школе, при дистанционном обучении по-прежнему остаются в зоне риска. Сюда входят не-носители языка; дети с ограниченными возможностями; ученики, живущие в бедности; представители этнических и расовых меньшинств; учащиеся, идентифицирующие себя как геи, лесбиянки, бисексуалы или трансгендеры; а также те, кто пережил серьезные психологические травмы. Учителя и школьные структуры должны удвоить усилия, чтобы удовлетворить потребности всех этих учеников. Поэтому управление образования округа Сан-Диего определило, что для создания равных возможностей при дистанционном обучении необходимо учесть три основных момента:

● удовлетворять основные потребности учащихся;

● обеспечивать равный доступ к учебным ресурсам;

● заранее создавать чутко реагирующие, восстанавливающие структуры.

Специалисты из Сан-Диего разработали список действий по каждой из этих потребностей, а также регулярно обновляющийся список ресурсов, которые можно использовать для каждого действия[2].

Однако есть учащиеся, которые в традиционной школе считались вполне благополучными, но теперь, при переходе на дистанционное обучение, стремительно приближаются к зоне риска. Среди них оказываются те дети, которые:

● борются с низким уровнем саморегуляции и сильно зависят от учителя;

● вернулись из карантина с высоким уровнем стресса, социальными и эмоциональными, а также возможными связанными с этим поведенческими проблемами;

● обладают ограниченными навыками использования качественных стратегий обучения и рекомендаций, помогающих дальнейшему развитию;

● по какой-либо причине уже отставали в школе;

● имеют невысокое мнение о себе как об учениках;

● испытывают дефицит базовых навыков чтения и счета, необходимых для перехода на следующий уровень, особенно в начальных классах, и поэтому более вероятно, что они станут частью «эффекта Матфея», при котором богатые становятся богаче, а бедные – еще беднее (Stanovich, 1986);

● проживают в небезопасном домашнем окружении (для многих таких учеников школа – настоящее убежище). Переход на дистанционное обучение спровоцирует обострение физических и эмоциональных проблем со здоровьем;

● имеют родителей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья или же родителей, не желающих принимать участие в домашних занятиях ребенка и игнорирующих любые попытки привлечь себя к участию в школьной работе.

Все учащиеся, и особенно те, кто больше всех рискует продемонстрировать слабый результат и низкий уровень прогресса, должны получать индивидуальную упреждающую поддержку, которая покажет таким детям, что они ничуть не хуже и не слабее других. Это удовлетворит их потребность в равенстве и поможет развитию способностей к удаленной учебе. В своей книге мы приводим примеры того, как учителя справляются с такими проблемами и работают над тем, чтобы достигнутые равные возможности не были вновь утеряны. Кроме того, мы рассматриваем дистанционное обучение как возможность самыми разными способами занять учеников и обратить внимание на те их потребности, которые невозможно было удовлетворить в традиционных классах. Мы увлечены идеей использовать для улучшения виртуального обучения все то, что узнали в результате его исследования (а не только в результате наших недавних усилий по оказанию чрезвычайной помощи). Мы намерены отстаивать знания, полученные в ходе своих исследований по обучению в любой среде. Они понадобятся всем для принятия взвешенных решений относительно наших будущих усилий и готовности, а также для развития способности наших учеников к продолжению своего образования, независимо от окружающей обстановки.

Вы по-прежнему являетесь педагогом. Вы не забыли, как учить. Вы все еще можете повлиять на жизнь ваших учеников. И знайте, что вы уже изменили ситуацию. Мы надеемся, что это пособие предоставит вам примеры знакомых задач и идей, которые вы сможете применить в дистанционном формате, чтобы ваши ученики продолжали успешно учиться.

Модуль 1. Позаботьтесь о себе

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

• Я учусь заботиться о себе, в то время как я взаимодействую с моими учениками.

• Я узнаю о влиянии травмы на педагогов.

Возможно, вы удивлены, что мы начинаем книгу по онлайн-образованию с рекомендации о необходимости позаботиться о себе. Но выслушайте нас. Выгоревший, истощенный и перегруженный преподаватель не способен помочь своим ученикам (а также семье и друзьям, не говоря уже о себе). Подавляющее большинство из нас не искали такого способа обучения и не стремились к нему. В мыслях мы всегда видели себя приходящими в школьное здание, где нас встречали радостные лица учеников, с нетерпением ждавших нашего появления. А далее – начало урока, привычные перерывы, обеды, беседы с коллегами и звонок, сообщающий о том, что рабочий день закончен. Конечно, при этом мы могли взять какую-то работу домой с намерением что-то распланировать или оценить, но работа и дом все же были разделены. Дистанционное обучение нарушило всю эту привычную для нас последовательность действий. Поэтому, прежде чем заняться дистанционным обучением, мы должны позаботиться о себе. Как напоминает наш друг и коллега Рики Робертсон, следуйте инструкциям бортпроводника: сначала наденьте кислородную маску на себя, а затем уже помогайте другим.

Изучение каждого модуля этой книги мы предлагаем начинать с проведения собственной экспертизы. Вы можете быть новичком в онлайн-образовании, но уж точно не являетесь новичком в системе образования. В свое время вы были учеником, теперь же вы преподаватель, методист или директор школы. У вас есть опыт, знания и достижения, которые при правильном использовании оказывают сильное влияние на последующее обучение. Фактически все стратегии, объединяющие предыдущие знания с последующим обучением, имеют значительное влияние с силой воздействия 0,93 (Hattie, 2018). Считайте это приглашением активировать свои предыдущие знания для разработки новых идей.



У большинства из нас первый опыт дистанционного обучения появился в результате столкновения с пандемией COVID-19. Но книга не только об этом периоде и его вызовах. Речь идет о разработке и предоставлении принципиально нового качественного дистанционного обучения учащихся – в любом месте и в любое время. Однако с нашей стороны было бы упущением не признать, что именно послужило началом такого типа обучения. Кто бы мог представить, что мы будем укрываться в своих домах, опасаясь монстра, который может навредить нам или нашим близким? Тем не менее нынешний кризис – это только самая недавняя, хотя и крупная, травма, которую мы пережили. В отличие от других травмирующих переживаний, этот опыт глобален, он затронул всех представителей человеческого рода. Немного утешает? Да. Но не делает наш опыт менее сложным. Все происходящее с нами заставляет задуматься о других травмах, которые мы уже пережили. Ведь травма – это не просто что-то происходящее с «ними» – нашими учениками или какими-то другими людьми. Трудно представить себе человека, дожившего до 25 лет, который не прошел бы по крайней мере через одно неблагоприятное событие в детстве:

● развод в семье;

● смерть любимого человека;

● заключение любимого человека в места лишения свободы;

● насилие в обществе;

● бедность;

● подверженность домашнему насилию;

● проживание с кем-то, кто страдает психическим заболеванием или склонен к суициду;

● алкогольная или наркотическая зависимость в семье.

ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ НОВИЧКОМ В ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИИ, НО УЖ ТОЧНО НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ НОВИЧКОМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Каждый из нас несет свою травму с собой, или, как справедливо отметил Ван дер Колк в названии своей знаменитой книги, «Тело ведет счет»[3]. Он имел в виду, что травмирующие переживания неизбежно оставляют след в нашем сознании, эмоциях и даже влияют на состояние нашего физического здоровья. Все мы имеем эти шрамы, и некоторым из нас еще только предстоит устранить последствия. Вот почему социальное и эмоциональное обучение необходимо продолжать и со взрослыми, даже после окончания средней школы. Увы, дополнительные травматические переживания накапливаются на протяжении всей нашей жизни. Важно признать проблему. Страусиный подход бесполезен. Вместо этого школы могут участвовать в социальном и эмоциональном обучении взрослых, делая это уже хотя бы потому, что учителя демонстрируют модель поведения, которой подражают ученики. Когда мы проявляем уважение или доброту, ученики обращают внимание на то, как мы это делаем и что именно отвечаем. Но еще важнее, на наш взгляд, продолжив социальное и эмоциональное обучение взрослых людей, помочь им стать более счастливыми и здоровыми членами общества, как в школе, так и в более широком сообществе.