Книга Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей - читать онлайн бесплатно, автор Шими Канг
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей
Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей

Шими Канг

Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей

Переводчик Ольга Антипова

Главный редактор Л. Богомаз

Руководитель проекта Н. Касаткина

Корректор З. Скобелкина

Компьютерная верстка О. Макаренко

Художественное оформление и макет Ю. Буга

Дизайн обложки Д. Изотов

«Издано при содействии ООО «КРКА ФАРМА»


© Shimi Kang, 2020

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2022


Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

* * *

Моим любящим родителям Джиан Каур и Малкиату Сингх Кангу.

Спасибо за то, что привили мне такие ценности, как общность, необходимость делиться с другими результатами своего труда и принцип «чарди кала»[1].

Пусть все родители всегда воспитывают в своих детях эти истины.

Познай самого себя. Возлюби себя.


Введение

Сколько времени ребенок может проводить перед экраном? Как сделать так, чтобы сын меньше сидел в телефоне? Видеоигры полезны или вредны для детей? Купить ли моему девятилетке iPhone? Куда бы я ни приехала – в Ванкувер или Шанхай, Окленд или Нью-Йорк, – везде родители задают мне одни и те же вопросы.

Собственно, я подозреваю, что именно поэтому вы и выбрали эту книгу: интуиция подсказывает вам, что цифровые технологии влияют на поведение и настроение вашего ребенка. Она буквально сигналит: что-то здесь не так! И не ошибается. Тревожные признаки налицо. Например, чем больше ваш сын играет в видеоигры, тем более рассеянным, замкнутым и раздражительным он становится. Ваша дочь постоянно наблюдает за жизнью своих друзей в социальных сетях, и, похоже, ее это расстраивает. Телефон вашего пятнадцатилетнего подростка регулярно вибрирует от уведомлений и оповещений, но, кажется, в реальной жизни он так и не завел друзей.

Однако, несмотря на все эти очевидные факты, в СМИ вы часто встречаете заголовки, которые уверяют, что беспокоиться не о чем: «Время, которое дети проводят в гаджетах, вредит им не больше, чем поедание картошки» (Forbes), «Успеваемость детей снижается, если родители ограничивают время, которое они могут проводить онлайн» (Inc.) или «Социальные сети "незначительно" влияют на уровень счастья ребенка» (The Guardian).

И это лишь некоторые примеры того, насколько противоречивую информацию о влиянии цифровых технологий на ребенка мы регулярно впитываем. Будет любопытно узнать, что значительную долю этой путаницы вносят те же самые люди, которые продают нашим детям гаджеты и подсаживают их на свои платформы и приложения. Недавно на университетской конференции вместе со мной выступала одна дама, которая рассказывала, что все опасения по поводу негативного воздействия гаджетов на детей сильно преувеличены. Как выяснилось, ее исследование частично профинансировала одна крупнейшая международная компания беспроводной связи. А когда несколько лет назад просочилась информация о том, что Facebook рассматривает возможность подключения к сети детей до 13 лет, руководители организации ConnectSafely[2] одобрили возможность таких нововведений. Позже оказалось, что эта группа финансировалась (как вы уже, наверное, догадались) не кем иным, как компанией Facebook.

Вместе с тем встречаются и довольно пугающие заголовки, которые сообщают обратное: «Дети, увлеченные гаджетами, становятся капризными, беспокойными и ленивыми» (Psychology Today), «Мрачные выводы по поводу гаджетов и детей начинают возникать в Кремниевой долине» (The New York Times), «Девочка потеряла зрение после того, как играла в iPhone в течение года с разрешения родителей» (New York Post). Таких противоречивых (а подчас и диаметрально противоположных) фактов достаточно, чтобы у кого угодно голова пошла кругом. Неудивительно, что все родители совершенно сбиты с толку!

Однако неправильно говорить, что цифровые технологии влияют на развитие детей и подростков «хорошо» или «плохо». Ведь в реальной жизни гораздо больше нюансов. Цифровые устройства могут сильно навредить ребенку или тинейджеру, если использовать их неправильно, а могут оказаться очень полезными, если пользоваться ими с умом.

Я психиатр с гарвардским образованием и специализируюсь в области различных видов зависимости у молодежи. Последние 20 лет я изучаю научные работы и исследования в области детского здоровья, счастья и мотивации. Из них 10 лет я изучаю то, как цифровые «экраны» влияют на умственное развитие ребенка. И я могу заверить вас, что научные данные достаточно проясняют ситуацию. С одной стороны, результаты научных исследований о поколении Z (то есть обо всех тех, кто родился в период с 1995 по 2012 год) пугают. Представители этого поколения растут менее уверенными в себе. У них меньше шансов научиться рисковать, водить автомобиль и давать отпор обидчикам. За последнее десятилетие среди этих детей резко вырос уровень депрессии и самоубийств. Эта динамика практически копирует рост популярности смартфонов. Тревога и одиночество достигли критического уровня. Реальность такова, что, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения, эпидемией номер один, с которой столкнется это поколение, станет одиночество. Одиночество! А учитывая резкое ухудшение психического здоровья молодежи, Американская академия педиатрии отныне призывает обследовать всех на предмет психического здоровья в возрасте 12 лет. Так что мой диагноз неутешителен: мы воспитываем поколение, которое находится на грани самого серьезного кризиса психического здоровья в истории человечества.

С другой стороны, если бы цифровые устройства приносили лишь вред, вы бы не увидели, например, как группа преданных своему делу детей инициировала крупнейшие экологические протесты в истории. Они прошли в сентябре 2019 года во время глобальных климатических забастовок. Вы не узнали бы про группу подростков из Флориды, которые организовали марши протеста против слишком либеральных законов об оружии после того, как в их школе произошла стрельба. И это движение подхватили по всей стране. Речь о событиях, которые произошли в 2018 году в средней школе Марджори Стоунман Дуглас[3]. Без социальных сетей не появились бы подкастер Джей Шетти[4], комедийная актриса Лилли Сингх[5] или художница Рупи Каур[6]. По мере того как ваш ребенок осваивает подкасты, видеоблоги и социальные сети, он приобретает новые навыки. У него появляется мотивация обрести свой собственный голос, развиваться и показать миру, на что он способен.

Проблема в том, что у нас очень мало времени, чтобы успеть разобраться, как безопасно знакомить ребенка с гаджетами. В подростковом возрасте головной мозг развивается все быстрее. Как раз в этот период дети особенно увлечены цифровыми устройствами. Но лобная доля, которая известна как «центр управления» мозга, в это время еще не созрела. Это та часть головного мозга, которая отвечает за способность задавать себе важнейшие вопросы: «Это точно хорошая идея? Каковы будут последствия, если я так поступлю?» Тем временем юный мозг заточен на то, чтобы рисковать, пробовать новое, общаться со сверстниками и добиваться от них восхищения. Это период интенсивного развития, в котором вознаграждение за риск, новизну и восхищение сочетается с неразвитыми неврологическими программами долгосрочного планирования и оценки последствий. Такое сочетание может привести к замешательству, страданиям и опустошению. Кроме того, на рынке с головокружительной скоростью появляются все новые приложения, платформы и устройства. Поэтому изучать эту тему и своевременно консультировать подростков становится очень трудно, а то и вовсе невозможно.

Подготовка ребенка к жизни в новом мире, в который он вот-вот войдет, – это часть нашей работы как родителей и педагогов. Например, чтобы привить ребенку любовь к здоровому питанию на всю жизнь, мы следим за его рационом и помогаем понять разницу между полезной и вредной пищей. Пора делать то же самое с цифровыми технологиями – то есть начиная с юных лет помогать детям осознавать связь между гаджетами, которыми они пользуются, и теми мыслями, чувствами и желаниями, которые у них возникают. Нам нужно научить детей использовать те цифровые технологии, которые стимулируют их развитие. Потреблять то, что (как и полезные продукты) помогает им стать более здоровыми и счастливыми. Нужно рассказать детям о том, что есть токсичные технологии (включая некоторые видеоигры и платформы социальных сетей). Они могут вызывать грусть и тревогу. И не стоит умалчивать о том, что изредка все-таки можно позволить себе немного вредностей – будь то видеоигра, глупое телешоу или немного фастфуда.

Чтобы понять, как подтолкнуть ребенка к здоровой и сбалансированной «цифровой диете», важно разобраться, как именно цифровые технологии влияют на детское сознание. Стоит узнать, чем именно привлекают внимание ребенка различные медиа и приложения, какие чувства они у него вызывают и как меняется мышление и поведение ребенка, который ими пользуется. Книга об этом. И я обещаю, что все не так страшно, как может показаться.

Как пользоваться этой книгой

Мамы и папы, отчимы и мачехи, бабушки и дедушки, приемные родители, учителя, терапевты, тренеры и другие значимые люди в жизни каждого ребенка, эта книга для вас. Для удобства при обращении к вам я буду использовать слово «родители». Но помните, я говорю с каждым из тех людей, которые выполняют такую сложную и важную работу, как уход за ребенком, его воспитание и поддержка! Научные и практические знания о человеческом мозге, представленные в этой книге, универсальны для любого возраста. Но я буду уделять особое внимание периоду между рождением ребенка и началом зрелости – от 0 до 25 лет. Научно установлено, что именно на этот период приходится пик развития головного мозга. Самые же значительные изменения в нем происходят во время полового созревания. В некоторых случаях, например когда речь пойдет о видеоиграх или социальных сетях, вы заметите, что мои советы рассчитаны на детей младшего школьного и подросткового возраста. Иногда я буду предлагать решения, которые больше подходят детям помладше. Но помните, мои рекомендации можно и нужно адаптировать под возраст именно вашего ребенка. Вы лучше всех знаете, как разговаривать со своим ребенком и как корректировать эту беседу по мере того, как он растет и меняется. Практические советы, которые вы найдете в этой книге, – это «кирпичики», из которых можно выстраивать работу с ребенком. Для лучшего результата стоит делать это последовательно, год за годом.

На страницах этой книги я предложу несколько стратегий того, как провести вашего ребенка по пути здорового использования гаджетов, и постараюсь доступным языком изложить их нейробиологическую основу. Моя цель – вооружить вас знаниями, которые помогут уберечь ребенка от цифровых технологий, вызывающих стресс, раздражительность, зависимость, беспокойство и депрессию. Я хочу, чтобы вы прививали ему более здоровую «цифровую диету» – ту, которая развивает его творческие способности, дарит здоровье, счастье и помогает устанавливать связи в обществе.

Напомню родителям: не стоит опасаться потенциального вреда гаджетов. На самом деле, если вы начнете следовать практическим советам из этой книги, ваш ребенок научится пользоваться ими так, чтобы они не причиняли вред здоровью, а напротив – помогали адаптироваться к любым жизненным ситуациям. Как все мы поняли за время пандемии COVID-19, здоровый подход к использованию цифровых устройств может стать важной частью процветания в современном мире.

Первая глава этой книги познакомит вас с результатами научных исследований и расскажет о том, как цифровые технологии влияют на развивающийся мозг ребенка, его здоровье, поведение и черты характера. Во второй главе я расскажу о том, каким образом привычки, сформированные в детстве, закладывают основу будущего образа жизни человека. Я объясню, как важно использовать годы формирования личности, чтобы привить ребенку настолько здоровые привычки, насколько это вообще возможно.

В третьей главе мы начнем разбираться, как именно технологии влияют на головной мозг ребенка и что можно сделать, чтобы управлять этими эффектами. Мы поговорим о том, как именно разрабатывают видеоигры, социальные сети, гаджеты и приложения, чтобы приковать юный мозг к экрану, награждая его дозами дофамина. Мы научимся понимать, как работают циклы зависимости и вознаграждения, и защищать детей от вызывающих зависимость технологий. В четвертой главе я затрону тему вредного воздействия «экранов» на развивающийся мозг. Я раскрою множество способов, которыми технологии стимулируют выброс гормона кортизола, повышая уровень стресса и беспокойства ребенка до опасного предела. Вы поймете природу стрессовой реакции и научитесь распознавать ее у сына или дочери. Узнаете, как привить ребенку навыки преодоления трудностей.

Однако гаджеты оказывают и положительное влияние и могут приносить пользу при правильном их использовании. В пятой главе мы узнаем, как помочь ребенку улучшить свое психическое, физическое и духовное здоровье. Фитнес-трекеры, дневники благодарности и музыкальные плейлисты – вот лишь несколько ответов на этот вопрос. Кроме того, нужно подтолкнуть ребенка к переменам в его офлайн-жизни. В шестой главе мы исследуем фундаментальные человеческие потребности в общении. Поговорим про то, как поддерживать связь с помощью гаджетов и побороть пугающие тенденции к подростковому одиночеству и депрессии. В седьмой главе мы обсудим, как технологии могут помочь детям развить их таланты и творческие способности, а также обрести смысл жизни.

Подробно рассказав, как технологии влияют на эмоции и поведение вашего ребенка, я соберу все это воедино в восьмой главе и предложу вам практический план из шести шагов для решения самой важной проблемы воспитания нашего времени. Наконец, в девятой главе мы заглянем в будущее и подумаем, как подготовить детей к процветанию в эпоху цифровых технологий. Речь пойдет о том, чтобы обучить их критическому мышлению, осознанности и адаптивности.

В результате вы станете лучше разбираться в том, как на ваших детей влияют цифровые технологии, которыми они пользуются. Вы поймете, как разработать здоровую «цифровую диету» для своей семьи. Ключ к успешной жизни в цифровом мире – самопознание. И я говорю о том, что нужно по-настоящему узнать себя – понять, как работает наше тело и наш разум, что делает нас счастливыми или напряженными, отчаявшимися или окрыленными. Такие знания помогут вывести заботу о себе на качественно новый уровень и научить этому своего ребенка. Из этих знаний и этой любви у вас высвободится новая энергия – энергия творчества, радости и полноты жизни. Книга «Цифровая дисциплина» – это свод общих принципов, знаний из области нейронауки и рекомендаций, которые помогут вам в этом процессе. Подобно тому, как из маленького семечка вырастает огромный дуб, в каждом из нас заложен потенциал к росту и процветанию. Именно грамотные отношения с цифровыми технологиями помогут нам добиться успеха в стремительно развивающемся современном мире.

Глава 1

Разрушающие инновации:

Как цифровые технологии влияют на мозг и поведение вашего ребенка

Одному Богу известно, что они делают с мозгами наших детей.

Шон Паркер, сооснователь и первый президент Facebook

КАК-ТО РАЗ Я ОБЕДАЛА с семьей в ресторане и наблюдала знакомую и тревожную картину. За столиком рядом с нашим сидела милая молодая пара. Они достали свои смартфоны, даже не взглянув на меню, а во время еды то и дело на них отвлекались.

Надо сказать, что те молодые люди уделяли друг другу намного больше внимания, чем члены семьи, также расположившейся неподалеку от нас. Отец и сын за тем столиком, казалось, проводили больше времени в своих телефонах, чем за беседой с мамой, оставив ее наедине со своими мыслями. А еще немного дальше кудрявая малышка в комбинезончике также склонилась над планшетом (родительским, а может, и своим собственным). И вот идеальный для такого вечера финал – незадолго до нашего ухода подросток, который шел по залу, не отрывая глаз от телефона, врезался в официанта.

Не поймите меня превратно: я не луддит и люблю технологии. Телефон – это мой научный ассистент, мой фотоаппарат, мой учитель медитации. Он вовремя приводит меня на встречи и напоминает, когда позвонить детскому стоматологу. Он даже предлагает мне сделать несколько шагов, если я слишком засиделась! Но мне очень нравится выключить его, чтобы меня никто не отвлекал, и отправиться на прогулку с мужем, почитать хорошую книгу или провести вечер с семьей.

От ресторанов до спален, от автомобилей до школьных кабинетов – экраны гаджетов стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. Наш роман с ними начинался в те безмятежные дни, когда все мы думали, что смартфоны не смогут нам навредить. Мы с радостью приветствовали каждое новое приложение, будь то Uber, Candy Crush, Tinder или Instagram, и послушно устанавливали их на свои телефоны. Но сегодня мы стали умнее. Все эти новые инструменты далеко не так просты, как нам когда-то казалось. Мы не читали написанное мелким шрифтом в их аннотациях и не понимали, что они в основном собирают наши данные и следят за нашими передвижениями в Сети. Теперь-то мы осознаем, как часто цифровые технологии манипулируют нашими решениями. Они диктуют нам, как себя вести и что чувствовать. А еще мы знаем, что ученые фиксируют значимые изменения в головном мозге тех малышей, которые слишком много времени проводят перед экраном.

Согласно опросу «Стресс в Америке», который в 2017 году проводила Американская психологическая ассоциация (APA), 48 % родителей назвали «постоянной борьбой» свои попытки ограничивать время, которое их ребенок проводит перед экраном. 58 % опрошенных заявили, что беспокоятся о том, какое влияние социальные сети оказывают на физическое и психическое здоровье их детей. Все мы стараемся заботиться о своих детях и осознаем, насколько нестабильны даже наши собственные взаимоотношения с гаджетами на сегодняшний день. И, несмотря на это, слишком многие из нас разрешают своему ребенку идти тем же путем – позволять смартфону все больше контролировать то, как он проводит время, и влиять на то, как он себя чувствует и какие действия совершает.

Одержимость телефоном сегодня настолько распространена, что вокруг нее сформировался особый словарь. В тот вечер в ресторане люди вокруг нас занимались «фаббингом» (от англ. phubbing – phone + snubbing, телефон + пренебрежение = привычка постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником. – Прим. пер.) по отношению к своим близким. Из-за «технофиренс» (от англ. technoference – technology + interference, технология + вмешательство = любое негативное влияние, оказываемое на отношения между людьми навязчивым использованием технологий. – Прим. пер.) малышка, прилипшая к iPad, не слышала, что ей говорит мама, пока та не вышла из себя. А подросток, который сбил с ног официанта, известен как «смомби» (от англ. smombie – smartphone + zombie, смартфон + зомби = человек, который смотрит в свой смартфон при ходьбе, даже если это подвергает его и других опасности. – Прим. пер.). В Китае его бы назвали членом «племени склоненных голов» – пешеходов, которые постоянно пишут текстовые сообщения и играют в игры на телефоне во время ходьбы по улице. Для их безопасности в китайских городах Чунцин и Сиань чиновники даже выделили отдельные дорожки.

В тот вечер официантка остановила нас на выходе из ресторана. Она сказала, как приятно ей было наблюдать, что трое детей по-настоящему общаются со своими родителями за ужином. Она и припомнить не могла, когда видела это в последний раз. По словам девушки, обычно дети и родители сидят в телефонах и не обращают друг на друга внимания. Услышав это, я почувствовала, как меня охватывает тревога. Но я не была удивлена.

Как цифровые технологии влияют на наших детей

Может показаться, что «смомби»-дорожки для пешеходов – это чересчур. Но знаете ли вы, что большинство нынешних подростков проверяют свои телефоны 150 раз в день, то есть каждые шесть минут? Если все это сложить, то получится, что они проводят более семи часов в день уставившись в экраны. И это без учета использования гаджетов на уроках и для выполнения домашних заданий! Как отмечает профессор маркетинга Нью-Йоркского университета Адам Альтер, это значит, что за всю жизнь наши дети проведут погруженными в телефоны как минимум семь лет. Дайте себе минутку, чтобы переварить эту информацию. Семь. Черт возьми. Лет. Думаю, учитывая растущие темпы использования гаджетов, эта цифра в итоге заметно увеличится.

То, как наши дети используют гаджеты и как их поощряют пользоваться ими, – скроллинг бесконечных лент в социальных сетях, переключение между 4–5 открытыми приложениями, с трансляцией баскетбольного матча на фоне, – явно вредно для их развивающегося разума. Их мозг постоянно пребывает в рабочем режиме, не расслабляясь. Это, в свою очередь, делает детей реактивными и нервными, приводит к ощущению неустроенности и беспокойства. Если смартфон всегда под рукой, в большинстве случаев им не приходится ничего запоминать, обдумывать новую идею, придумывать, как бороться со скукой. Дети не умеют расслабляться и получать удовольствие от самого факта своего существования.

Согласно одному из новейших научных исследований, смартфоны и другие цифровые устройства с экранами способны вызвать изменения в структуре и функциях головного мозга ребенка. Особенно настораживает исследование, проведенное в 2019 году, результаты которого опубликованы в журнале JAMA Pediatrics. Оказалось, что у тех тоддлеров (то есть детей в возрасте 1–3 лет, от англ. to toddle – «неуверенно ходить». – Прим. пер.), которые проводят перед экраном больше времени, чем другие, сканирование головного мозга диагностирует сниженный уровень миелинизации, или «целостности белого вещества». Дальнейшие исследования показали, что уровень грамотности и языковых навыков у них ниже, чем у детей, не использующих гаджеты.

Миелин (который часто называют «белым веществом» из-за его цвета) – это изолирующий слой жира, который образуется вокруг нервного волокна. Миелин защищает нейрон (как изоляция – электрический провод) и способствует тому, чтобы нервные сигналы (или электрические импульсы) передавались быстрее и точнее. Примерно в возрасте полутора лет проводящий путь, который соединяет зоны Брока и Вернике (эти две ключевые области коры головного мозга отвечают за соответственно воспроизведение и понимание письменной и устной речи), становится полностью миелинизированным. Благодаря этому тоддлеры начинают не только понимать слова, но и произносить их. Вот вам и объяснение результатов исследования 2019 года.

Важнейшее значение миелина в процессе развития языковых навыков – лишь один из многих примеров. Реальность такова, что все когнитивные способности ребенка зависят от целостности миелиновой структуры в его головном мозге. Получается, что способность детей хранить, извлекать и преобразовывать информацию в мысли, чувства и поступки зависит от их нейронов и толщины миелиновой оболочки, которая их окружает. Истончение и повреждение миелиновой оболочки влияет на нормальную работу всей системы. Нервные импульсы могут замедляться и даже прекращаться, а это вызывает психологические, поведенческие и неврологические проблемы.

Использование гаджетов влечет за собой множество прочих возможных последствий, среди которых кибербуллинг, бессонница, плохая осанка, боли в спине и шее, малоподвижный образ жизни, ожирение, одиночество, ухудшение зрения, тревога, депрессия, нарушение образа тела и разнообразные зависимости. Все это меняет саму природу ребенка, препятствует развитию базовых биологических стремлений – общаться с себе подобными, обретать независимость и даже производить потомство.