banner banner banner
Тревога: как дружить или лучше бороться?
Тревога: как дружить или лучше бороться?
Оценить:
 Рейтинг: 0

Тревога: как дружить или лучше бороться?


? Регулярно отмечать, связано ли ваше беспокойство с реальными проблемами или оно «гипотетическое».

? Регулярно говорить своему беспокойству «не сейчас». Беспокойство настойчиво: оно может заставить вас считать, будто вам нужно погрузиться в него прямо в данный момент. Но вы можете поставить эксперимент: откладывайте «гипотетическое» беспокойство. Многим людям это помогает по-другому относиться к тревоге.

? Практиковать осознанность. Освоение навыков осознанности может помочь нам отпустить беспокойство и вернуться в настоящий момент.

2. Подходы к определению понятий тревоги и тревожности

Предлагаю подробно рассмотреть разные подходы к определению тревоги и тревожности. Под тревожностью, как вы поняли из текста выше, мы понимаем «индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения».

Понятие «тревожность» очень широко рассматривалось в многочисленных трудах зарубежных и отечественных ученых: В. М. Астапова, В. А. Бекеева, Л. И. Божович, А. М. Прихожан, Ч. Спилберга, З. Фрейда, К. Хорни. В психологии проблема тревожности в первый раз была рассмотрена в работах З. Фрейда, который охарактеризовал ее как неприятное эмоциональное переживание. Сущность тревожности – переживание неопределенности и чувство беспомощности, слабости, незащищенности.

По мнению ряда авторов, в основе возникновения тревожности лежат вытесненные в сферу бессознательного влечения инстинкты либо страх перед этими самыми влечениями, обнаружение или следование которым создает внешнюю опасность (сексуальные или агрессивные побуждения).

Трудно не согласиться с К. Хорни, которая определила чувство тревоги как естественное чувство, которое испытывает младенец с первых минут своего появления на свет, оно закрепляется младенцем, становится внутренним свойством его психической деятельности – «базальной тревогой» – и вызывает у ребенка желание избавиться от страха. «Базальная тревога» вынуждает человека строить свое поведение, не провоцируя ее, стремиться к безопасности своей жизни.

На появление тревожности у подростков значительное влияние оказывает среда, в которой предоставляются возможности удовлетворения главных его потребностей (любовь, забота, безопасность). Удовлетворение этих потребностей напрямую зависит от окружающих людей. Если эти потребности удовлетворяются в самые первые месяцы жизни новорожденного ребенка, если он чувствует любовь и заботу окружающих, то у него формируется чувство безопасности и уверенности в себе. Но в случае, если малыш не получает от близких для него взрослых, и в первую очередь матери, внимания, ласки, любви и заботы, то формируется «базальная тревога», которая определяет дальнейший ход психосоциального развития личности ребенка.

На фоне «базальной тревоги» формируется недоверие к миру в целом. Это чувство может укрепиться на бессознательном уровне, но оно остается с человеком навсегда. Повзрослев, такой человек не способен сам дарить любовь, ласку и тепло окружающим его близким людям. Впоследствии и его дети наверняка будут страдать от того, что не получат необходимой им любви, заботы и защиты.

Ч. Спилберг в своих трудах различает тревогу и тревожность. Тревога – это состояние (временное переживание), а тревожность – свойство личности (устойчивая черта характера). По Ч. Спилбергу тревога – это «реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают».

Тревога, как реакция на конкретную угрозу, представляет собой диффузный, генерализованный или беспричинный страх, в социальном взаимодействии чаще всего связана с ожиданием неуспеха, неудач, провала, является неосознаваемым источником опасности.

Трудно не согласиться с характеристикой тревожной личности, которой придерживается в своих трудах Ч. Спилберг, о том, что:

1) ситуации, представляющие для человека определенную опасность или личностно значимые, переживаются им как неприятное эмоциональное состояние разной интенсивности;

2) интенсивность переживания тревоги пропорциональна уровню опасности или значимости причины переживаний, от этих факторов зависит, насколько длительным будет переживание состояния тревоги;

3) высокотревожные люди воспринимают ситуации или обстоятельства, которые изначально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;

4) состояние тревоги сопровождается изменениями в поведении или включает защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации формируют типичные механизмы защиты.

По мнению специалиста, необходимо отделять ситуативную тревогу и личностную тревожность. В ожидании предполагаемых неприятностей и проблем в жизни у каждого может возникнуть ситуативная тревога, она провоцируется конкретной ситуацией, которая может сыграть положительную роль, выступить своеобразным мобилизующим механизмом, который позволяет человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникших проблем. Но иногда и, наоборот, может отреагировать в серьезных обстоятельствах безалаберно и безответственно, это объясняется снижением уровня ситуативной тревоги.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)